Обновления сайта

5 ноября 2017

Предлагаем вашему вниманию фотоотчёт с недавнего концерта Юлии Зиганшиной «Полынь и роза»!

Архив обновлений

Интервью с самой собой

«Интервью с самой собой» — эта страница о том, о чём никогда журналистам не рассказывала. Не потому, что это секрет, а потому, что они об этом не спрашивали.

Дорогой подарок.

21 августа 2017

люди


Очень дорогой сердцу подарок получила я ко дню рождения неделю назад.
1 апреля 2017 года состоялся последний совместный концерт с Наташей Бродской — она уже много лет была организатором моих московских концертов. Со словами «не брошу же я вас» она помогала ещё с двумя выступлениями в мае. Но первоапрельский «Весна идёт» — был последний, полностью ею организованный мой концерт.
Мы не были подружками, я мало что знала про её личную жизнь. И после её ухода с удивлением узнавала о ней много нового из воспоминаний других, более близких ей людей. Но мы были друзьями-коллегами. И можно сказать, что мы росли профессионально вместе и параллельно — она в своём деле, я — в своём, помогая и вдохновляя друг друга. Наше сотворчество было в какой-то степени азартным: кто кого больше НЕ ПОДВЕДЁТ. Мы были ответственны друг перед другом — делали одно дело в одной упряжке и, отыграв очередной концерт, гордились общими достижениями, устраивали разбор полётов, когда он был необходим и тут же строили планы на будущее. Наташа стала настоящим продюсером, выросла за последние годы невероятно. Самое главное, как мне кажется, она ухватила суть профессии — вести всех наверх, заставлять и артистов, и зрителей работать над собой, поднять, простите, свою задницу и сделать себя, себе, свою жизнь — лучше. В этом, конечно, ей помогал её очень непростой характер. Она могла дойти до ярого конфликта, если кто-то неуважительно относился к тому делу, которому она служила. Она не боялась браться за пока неизвестные имена, если видела в них силу и значимость для общего дела. Она не боялась сводить на сцене людей, порой даже не очень знакомых, если сама чувствовала, что они нужны друг другу, только пока этого не знают. Если я ей говорила (а я всегда ей об этом говорила), что иду выступать к кому-то другому, то она никогда не сердилась, не обижалась, а отвечала — прекрасно, это нам очень поможет! Она знала каждого зрителя в лицо, а их с годами, естественно, становилось всё больше. Она знала сильные и слабые стороны каждого артиста, и даже, как мне кажется, каждого зрителя, с которым работала. И добилась не только их любви, но и уважения коллег, которые удивлялись её быстрому росту и достигнутым результатам.
Она работала до последнего, сколько могла. Уже понимая, что не сделает этих концертов сама, она забила для меня числа на будущий сезон в Домжуре. И Наташа попросила наших общих друзей, которые снимали первоапрельский — наш последний совместный концерт — смонтировать его к моему дню рождения. Вот такой подарок от Наташи я получила к своему празднику через полтора месяца после того, как её не стало. И стало ещё острее ощущаться, что незаменимые есть, что можно и нужно оставаться другом, коллегой до конца, даже после того, как тебя не станет, что нужно доделывать все дела и даже планировать их наперёд — после свой жизни. И, конечно, что скучаю и буду скучать.

И ещё одно: я от всего сердца хочу поблагодарить людей, которые были с Наташей до конца, которые делали всё возможное и невозможное для неё и для нас — связывая нас, помогая оставаться рядом, даже если мы далеко.
И я от всей души благодарю всех, кто сделал запись этого концерта, смонтировал и подарил мне точно в день рождения. Концерт был весёлым, фильм-концерт получился ещё веселей. И хорошо, что он останется, потому что хочу его запомнить не только как весёлый, но и очень важный, потому что последний совместный с Наташей.


И вот та самая запись с того концерта:
1 отделение
2 отделени

Мастер-класс от Клавдии Шульженко!

15 июля 2017

люди


При подготовке к программе «Ваша записка», посвящённой творчеству Клавдии Шульженко, мне встретилась книга певицы «Когда вы спросите меня». Вернее, сначала я натолкнулась на упоминание об этой книге в интернете и сразу появилось желание её прочитать. Так как книга вышла в 1981 году, переиздания, насколько я знаю, не было, то шанс её найти был только в библиотеке. Честно говоря, давно забытое чувство — поход в библиотеку. Книга нашлась, мне выдали её на руки, я её прочитала и… поняла, что расставаться с ней я не хочу. И потому, что я не смогла скачать её в интернете, а главное — живая книга, вышедшая ещё при жизни певицы — это почти раритет, в голове возникали ужасные планы по похищению книги, но это не в моих правилах. А выход нашёлся чудесным образом довольно быстро: моя продвинутая, как и все молодые люди нашего времени, дочь сказав: «мам, не проблема!», нашла, заказала и купила книгу в интернете, которую нам прислали по почте! Короче говоря, эта книга теперь у меня есть!
Что же в ней такого замечательного, что её хочется перечитывать и держать при себе? Это воспоминания Клавдии Шульженко, записанные с её слов Глебом Скороходовым. Здесь нет истории личной жизни, но здесь очень подробно рассказана закулисная, творческая жизнь певицы и тех, кто её окружал. А главное: Клавдия Ивановна подробно делится своими представлениями о творчестве и о своих правилах в отношении к песне, к зрителю. Это бесценные советы Мастера! Думаю, что если любому человеку будет интересно прочитать эту книгу, то у каждого певца она должна быть просто настольной.
Я взяла на себя смелость и выписала все фрагменты, касающиеся именно её творческих советов, собрав их в своеобразный мастер-класс от Клавдии Шульженко. Получилось семь страниц! И это ещё без подробностей и примеров, которыми она ярко иллюстрирует сказанное. Если бы не опасность быть непонятой, я бы перепечатала эту книгу полностью — настолько хочется её читать и перечитывать, по крайней мере, мне. Но это, конечно, шутка. А если серьёзно, то, рассудив, что эту книгу достать не так и просто (там, где купила её моя дочь, уже больше таких нет, может, есть в других местах), то я — повторюсь — взяла на себя смелость распечатать хотя бы самые ценные замечания великой женщины, которые пригождаются и мне, пригодятся бесспорно и каждому певцу!
Вот здесь, в рубрике «Цитатник» вы можете прочитать эти отрывки из книги!

К юбилею Олега Чумаченко!

16 мая 2017

люди


О самых дорогих писать труднее всего. Потому что именно с ними всё легко и без слов, а рассказать всему миру хочется!
Я познакомилась с Чумаченками в прошлом веке — в 1992 году. «Никаких ВЫ, — первое, что мне сказал Олег. И стал единственным на тот момент взрослым человеком, с которым я — юная, воспитанная студентка — совершила почти невозможное — сразу перешла на «ТЫ». И ещё, чем он меня сразу покорил: плюшки, которые пекла моя бабушка и которые я всегда брала в дорогу (с поезда осталось несколько штук, и мы привезли их к ним домой), он полюбил сразу: «Такие пекли у меня дома в детстве!» Вот так Олег Чумаченко стал для меня сразу близким (на ТЫ) и родным (в наших детствах были одинаковые плюшки!!!) Кстати, пока моя бабушка была в строю, я, отправляясь в Москву, всегда везла с собой мешочек плюшек для Олега.
Пущинцы! Я сейчас обращаюсь к своей фестивалльной братии! Вы помните ваш первый фестиваль? Я помню его до подробностей! Я — воспитанная на классической музыке, почти не знавшая на тот момент ничего другого, вдруг попадаю в фантастический мир, где и поют не так, как в телевизоре, и играют не так, как на зачётах, и ведут себя не так, как на академических концертах! Да, это было откровение! Впервые я приехала туда, как ещё не поющая виолончелистка в составе «Уленшпигеля» в 1992 году — на десятый, юбилейный. Вот именно тогда я получила первые уроки творческой (и не только) жизни: как смотреть на этот мир и ничего не пропускать! (Это о высоком!) Или такое правило от Луизы Леонтьевой: «главное, чтоб банкет не начался в твоём номере!»
Фестиваль в 1982 году задумывался как фестиваль ансамблей бардовской песни. Но очень скоро (уже до моего первого приезда) превратился в фестиваль ансамблей самых разных стилей и направлений. С тех пор принцип его очень простой: хоть танцуй, хоть на ложках стучи, главное, чтоб талантливо! Как Олегу Чумаченко — человеку, выросшему на бардовской песне, удалось не броситься «спасать» авторскую песню от — о, ужас! — электрогитар, что, кстати, до сих пор встречается в бардовской среде, а удалось понять, ЧТО нам всем нужно и просто необходимо для того, чтобы идти вперёд, а не назад, — честно говоря, для меня загадка. Как сейчас помню, как два фестивальных человека припёрли Олега к стенке в коридоре гостиницы (а ночью после концертов самое время для откровенных разговоров) и сказали ему: «Вот знаешь, чем отличается хороший организатор от плохого? Плохой позовёт только тех, кто ему лично нравится (мы бы так и сделали). А хороший, как ты, будет смотреть шире: не только позовёт, возможно, пока не очень близкого себе музыканта, а полюбит его и заставит всех полюбить его! А это уже мудрость!»
Пущинский фестиваль не похож ни на один другой. Это подтвердят все. И я думаю вот почему: сюда музыканты приезжают играть не только для публики, а возможно, (да простит меня достопочтенная пущинская публика, которую я обожаю) даже больше друг для друга — показать то, что ты сделал за год, привезти новую программу, представить новых музыкантов или спеть то, что любят именно здесь. Выходя на сцену, смотрю в зал, отмечаю родные лица и радуюсь им, чего не делаю ни в одном другом зале! Чего только я ни привозила сюда — именно пущинская сцена видела самые дерзкие эксперименты и не только мои.
Вы ведь замечали, что не все приживаются на нашем фестивале? Я думаю, что перестают ездить (ну, если не жизненные обстоятельства) те, кто приезжает только себя показать, а другие не интересны. Вот это на Пущинском фестивале тупиковая ситуация. Ведь здесь с самого начало существует правило, которое в целом работает до сих пор: сидеть в зале на всех концертах, в которых ты не задействован на сцене. Это очень мудро! И я думаю, что в этом зале мы все очень многому научились, и такая школа дорогого стоит.
И вот ещё почему мы все сюда ездим: нас — разных, порой неоднозначных, с очень несхожими характерами, с разной степенью профессионализма, но жаждущих и ищущих — нас здесь любят! А это как домой приезжать. Мы все пущинозависимые, потому что мало где ТАК умеют любить! Ведь вот недаром Любу Чумаченко зовут именно так! От неё веет безграничной любовью ко всему, с чем или с кем она соприкасается! И становится понятно, что эта любовь начинается в их семье и распространяется на всех нас! И нам всем так нужна эта любовь, что мы из года в год, много лет на майские праздники бросаем всё и летим в Пущино!
Сегодня Олег отмечает солидный юбилей! И не могу пропустить этот праздник, потому что любимые, потому что родные! Этот концерт будет проходить в ЦДРИ, где я и увидела впервые Олега и Любу (это было за несколько дней до фестиваля) 25 лет назад! Это мой личный юбилей и огромная удача в жизни! И в этот чудесный день хочу пожелать себе: пусть Олег и Любочка как можно дольше будут со мной, а я с ними! Пусть будут здоровье и силы у всех у нас на новые и новые встречи, пусть вновь и вновь звучит самая волнующая фраза фестиваля: «Пущинский фестиваль ансамблей открыт»!


Олег Чумаченко! Автор фотографии — Алексей Денисов.

День с Алябьевым.

8 мая 2017

гастроли


Этот день я запланировала и спланировала давно. Дело в том, что я уже много-много лет приезжаю в Пущино — и на фестиваль, и с концертами, но ни разу мне не удалось прогуляться до Пущинской усадьбы и зайти в музей музыкальной школы.
В этой усадьбе бывал Александр Александрович Алябьев, школа носит имя композитора, а музей посвящён его жизни и творчеству. И вот надо же было такому случиться, что мне, горячо любящей Алябьева, давно его поющей, ни разу не привелось там побывать! Это недоразумение необходимо было срочно исправить, тем более, что и повод особенный — в этом году Алябьеву исполнится 230 лет.
Когда мы подъехали к усадьбе, накрапывал дождь. Это не начало красивого повествования, а необходимая подробность, к которой мы ещё вернёмся. И дождь вскоре закончился, и даже выглянуло солнце.
Усадьба производит очень грустное впечатление — здание и само по себе старое: ему более двухсот лет, — и должного ухода за ним уже давно нет. Но почему-то мне там было хорошо, и на многих фотографиях оттуда я улыбаюсь. Улыбка на фоне почти развалин — не равнодушие и не цинизм, а память сердца о былых годах этого дома, связанного с дорогой сердцу историей и… надежда на возможное возрождение.
Как же там красиво! Опять-таки, даже на фоне потрёпанного временем здания, чувствуешь умиротворение и покой — от красоты невозможной, от воздуха чистого, от простора бескрайнего! И пущинцы ухаживают за этим местом, как за тяжелобольным родственником: устраивают субботники и убирают территорию, сажают тюльпаны. Да, не в силах простых горожан помочь дому, но место, дух, атмосфера, память — это в нашей власти!
Музей Александра Алябьева, созданный 16 лет назад стараниями Инны Викторовны Голубевой — это один кабинет музыкальной школы. Этот музей, мне кажется, ценен не только историческим наполнением: там подробно рассказана история жизни композитора, но и подтверждением неувядающего интереса к композитору сегодня. Самое сильное впечатление произвели — бюст Алябьева из пластилина, сделанный подростком (которого, кстати, Инна Викторовна отправила впоследствии учиться на художника!) и портрет Алябьева, вышитый крестиком. Алябьев пущинцам — родной! И, конечно, впечатлил и запомнился подробный рассказ Инны Викторовны за чашкой чая о том, как продвигается борьба за дом. Да, борьба идёт. Сейчас трудно поверить в её успех, но мой любимый музей Боратынского всего несколько лет назад производил такое же угнетающее впечатление. А посмотрите сейчас?! Я верю в чудеса!
А вечером этого необыкновенного дня мы с Мариной Вильнер, которая днём показала нам усадьбу, — моим давним другом и художественным руководителем Дома Учёных — организовали для пущинцев концерт, где я спела программу романсов Александра Алябьева. Какой красоты его музыка! Увы, в памяти широкой публики осталось два романса — «Нищая» и, конечно, «Соловей». Но те четыре тома песен и романсов, которые у меня есть (а ещё, говорят, много неопубликованного) — просто клад для исполнителя! Сколько в его музыки нежности, тонкости, разнообразия, внимания к тексту, наполненной гармонии, непредсказуемых поворотов мелодии, простора для творчества, радости, света! И мне хотелось, чтобы и в зале в этот вечер был маленький музей Александра Александровича: его портрет, его ноты, книга о нём, цветы и звучащие романсы!..
Александр Алябьев прожил очень непростую жизнь: вот уж, действительно, взлёты и падения сменяли друг друга. Герой войны 1812 года, воевавший под началом Дениса Давыдова, после войны — невинно осуждённый: Алябьев дал затрещину карточному должнику, который не только не хотел платить, но и обвинил всех присутствующих в мошенничестве. И надо было такому случиться, что этот человек через три дня скончался. Никто так и не смог доказать вину композитора. А суд вынес жестокий приговор — ссылка. Следствие длилось два года. Пока Алябьев находился в предварительном заключении, друзья добились, чтобы ему в камеру поставили пианино(!!!) — уникальный случай в истории, но какая удача для нас — потомков! Именно из тюрьмы вылетел «Соловей» и много другой прекрасной музыки. Пока суд да дело — любимая женщина Александра Александровича выходит замуж за другого. Именно её мужу и принадлежала Пущинская усадьба. Именно по приглашению этой семейной пары и приезжал туда Алябьев, когда ему было разрешено вернуться — нет, не в Москву, а только поближе к ней. А когда муж любимой женщины умирает, Алябьев пишет печальный романс на его кончину — какие высокие отношения! И ещё один взлёт — Алябьев всё-таки женится на любви всей своей жизни! И это только краткий пересказ биографии композитора.
Зачем я здесь это написала? Всё можно найти и прочитать гораздо подробнее. А вот зачем: я очень надеюсь, что усадьба повторит путь этого великого человека: все падения и взлёты. Трудна судьба композитора — трудна судьба Дома. Но в конце концов Алябьеву улыбнулось счастье. Пусть и Дом увидит это счастье — быть возрождённым и приносящим всем будущим поколениям свет и музыку. И даже в той быстрой смене погоды — помните: дождь и вскоре солнце — я почувствовала хороший знак!
Очень хочу как-нибудь приехать в усадьбу, побродить по залам музея, и, конечно, спеть прекрасные романсы Алябьева в главном — бальном зале Дома! Запрос отправлен!
А теперь предлагаю вам ещё раз прожить со мной этот счастливый день!

Марина Вильнер пыталась попасть в дом.

Вот, хорошо мне там было!..

Ника Коварская тоже улыбается!

Это то, что осталось от величественных львов, украшавших вход в дом. Но что интересно: давно шли споры — когда началось строительство дома. И только, когда львы разрушились — в них была найдена монетка, которая и подтвердила версии одних и опровергла мнения других.

Скоро расцветут тюльпаны, любовно посаженные пущинцами!

Мечты!…

Этот Дом дважды попал в кинокартины. Впервые — в 1928 году, кинофильм «Хромой барин». Это кадр из фильма.

Второй раз — в киноленту «Неоконченная пьеса для механического пианино» в 1977 году.

Это — подарок Марины Вильнер: картина Владимира Ланина. Художник нарисовал усадьбу в 1986 году, когда Дом был ещё в строю.

Детская музыкальная школа им. А. А. Алябьева в Пущино.

В музее.

С Инной Викторовной и… Александром Александровичем!

Бюст Алябьева из пластилина.

Портрет композитора, вышитый крестиком. Автор работы — Владимирова Л. И.

Вот такую чудесную книгу «Браво, Алябьев!» подарила мне Инна Викторовна!

После концерта и в конце прекрасного дня!..

А здесь можно послушать тот самый концерт романсов А. А. Алябьева!

Почему я не пою песен Высоцкого?

16 марта 2017

люди


Почему я не пою песен Высоцкого?


Исполнители находятся в очень выгодном положении — они вольны выбирать тот репертуар, который им ближе, интереснее и так далее. В отличии, скажем, от авторов, основная репертуарная часть которых всё-таки — свои песни. Многие авторы тоже занимаются исполнительством, но кто же представит миру их песни, если не — в первую очередь — они сами?! А исполнители свободны от «обязательств» и выбирают лучшее — на свой вкус. Конечно, вкус у всех разный, но тем и интереснее!
Любого нового автора или композитора, который встречается на моём творческом пути, я стараюсь сначала по возможности подробно изучить и… найти лучшее, что и входит в мои программы. Причём, критериями отбора являются не только мелодия и текст, которые должны мне понравится, но и те возможности песни, та многослойность произведения, которая позволила бы мне найти что-то своё — отличное от авторского или принятого исполнения. Так интереснее! И есть некоторые песни, которые мне очень нравятся, но исполнять я их не берусь, потому что, на мой взгляд, в них всё уже сказано, исполнено и добавить нечего. Именно это происходит со всем (для меня — без исключения) творчеством Владимира Высоцкого.
Владимир Семёнович безусловно настоящий поэт, очень интересный композитор (попробуйте к его песням «приставить» другую мелодию! Ничего не выйдет! Правда, есть несколько приятных исключений, но это именно что — исключения), очень яркий исполнитель и артист. Но самое уникальное его качество — поэта-композитора-исполнителя, мне кажется, в том, что каким-то невероятным образом ему удавалось сочинять и исполнять песни так, что не остаётся никаких других вариантов для интерпретаторов — других исполнителей! Всё сказано и тема закрыта! Что сейчас происходит с песнями Высоцкого? Да, их поют. Но это-либо более или менее точное копирование — что не совсем искусство, либо вариант, который явно слабее оригинала. (В искусстве я предпочитаю, сравнивая, говорить не «хуже-лучше», а «по-другому», но в данном случае подходит именно «хуже»). И в этом тоже — в исключительно правильном исполнении своих песен — мне видится феномен Высоцкого! Только так и не иначе!
Анализируя его исполнительский талант, можно бесконечно говорить о смысловой нагрузке не только каждого слова, но и каждой буквы; эмоциональный накал настолько точно выверен, что его — Владимира Семёновича — невозможно просто слушать и не слышать: ты вовлечён сразу и увлечён до конца песни, как минимум. И когда мы говорим, что он проживает свои песни — нет более точного определения: кусочек своей жизни и себя самого он отдал нам прямо сейчас! Я никогда не слышала его вживую, но те записи, которые (слава Богу) есть, — пробивают экран и слушателя «насквозь».
Подведу промежуточный итог: эти стихи мог сочинить только Высоцкий, к ним подходит только та музыка, которую он и сочинил, и исполнить песню достойно мог (на мой взгляд) только он сам. Высоцкий-стих-мелодия-исполнение-Высоцкий. Кстати сказать, и для аккомпанемента тоже подходит только его слегка нестройная семиструнная гитара!
И вот тут, кстати, мне видится определённая проблема в сохранении его наследия: всё-таки, чтобы песни жили — их надо исполнять со сцены. Недостаточно только слушать старые записи — песни должны звучать с эстрады. Я очень признательна тем артистам, которые в старых песнях, не навредив им — не «одев» в современные одёжки, которые уж точно не украшают ретро-шедевры, — привносят своё к ним отношение, тем самым «оживляя» их для современных слушателей. Так стараюсь делать и сама. А вот с песнями Высоцкого — на данный момент — трудности на современной эстраде: пока всегда лучше послушать оригинал. Может, появится новый исполнитель его песен? Но это должна быть личность равная личности Высоцкого. Возможно ли такое? А, может, такой исполнитель уже есть, только мне не встречался? Или всё-таки, это самый что ни на есть «авторский» репертуар, где исполнение неотделимо от автора, а другим и браться-то не стоит? Не знаю…
Я, честно говоря, не фанат творчества этого великого человека. Поклонник — да. Но я не из тех людей, что знают его наследие наизусть и могут цитировать при удобном случае. Однако, несколько раз у меня была необходимость исполнить песню Высоцкого, и я искренне хотела найти что-то для себя. Но нет! Пока ничего не вышло! И в этом я вижу подтверждение уникальности этого человека: настолько он единственен, что любая попытка быть ближе превращается в слабенькую копию Мастера и не более.

Зритель — артист. Найти друг друга!

5 февраля 2017

люди


Зритель — артист. Найти друг друга!


Все мы периодически делимся попарно и оказываемся в той или иной связке, что-то нет-нет, да разделит нас (или объединит): парта (учитель — ученик), прилавок (покупатель-продавец), телевизор (ведущий программы — телезритель), книга (писатель — читатель), автомобиль (водитель — пешеход или инспектор ГАИ — водитель). Причём, все мы на протяжении жизни меняем роли: ученик может стать преподавателем, пешеход — водителем и так далее. В этих взаимоотношениях обычно заинтересованы оба. И здорово, когда находится контакт, достигается взаимопонимание!
Сегодня мне хочется коснуться ещё одной связки: зритель — артист. В данном случае контакт просто необходим, иначе теряется смысл происходящего на сцене!
Я убеждена, что никакой артист не может нравиться абсолютно всем. Правда, шоу-бизнес к этому стремится, потому что количество пришедших на концерт, естественно, прямо пропорционально величине сбора. А деньги — главная задача любого бизнеса и тут имеет место некоторое насилие над зрителем: продвижение артистов шоу-бизнеса настолько сильно, что мы их вынуждены слышать и помимо своей воли. Но у них свои цели, свой бизнес. В словосочетании шоу-бизнес нет слова «искусство». А мы поговорим именно о нем.
Думаю, любой артист хочет найти «своего» зрителя. Конечно, он тоже заинтересован в том чтобы его поклонников стало больше, но настоящему артисту не всё равно — кто его слушает: выходящему на сцену хочется быть понятым, причём в малейших нюансах, хочется, чтобы все зрители смотрели с ним в одну сторону, разделяли его ценности и взгляды на жизнь и творчество. Зритель артисту необходим! И именно СВОЙ зритель, который пойдёт за ним и примет его таким, какой он есть.
Но ведь и зрителю артист так же необходим, потому что творчество и искусство способны украсить нашу жизнь, сделать её разнообразной, нескучной, наполнить радостью и смыслом. И мне кажется, что каждому человеку, тянущемуся к прекрасному, нужно найти своего артиста! Многие уже нашли и имеют почётный статус «поклонников». А если вам скучно ходить на концерты, неинтересно то, что происходит на сцене или не нравится практически всё — это значит, что вы пока в поиске. Не останавливайтесь! «Ваш» артист где-то ждёт вас, он в вас нуждается, и в свою очередь отдаст вам все силы и весь свой талант, чтобы сделать вашу жизнь интересней и красивей!
Я знаю очень интересных людей, которые поиск, а, главное, находки новых «необходимых» для души артистов сделали своим увлечением! Они не пропускают концертов, фотографируют своих любимцев, делятся фотографиями в соцсетях и пишут чудесные слова, вдохновляя таким образом артиста на новые свершения! И это, заметьте, не фанаты. Фанатизм я совсем не люблю, потому что фанаты не «за» кого-то, а «против» всех остальных! А такая агрессивная позиция отнимает все способности видеть и ощущать прекрасное.
Я от души желаю всем артистам найти любимого и любящего зрителя, а всем зрителям — найти того человека на сцене, который своим концертом даст вам силы, вдохновение и желание обязательно прийти на следующий концерт!

О высокой поэзии на конкретном примере.

25 октября 2016

слова


В моём альбоме «Тихие песни моих друзей» есть современный романс Григория Гаврилова на стихи Константина Бальмонта «Влага». Очень приятный, нежный романс, написанный в стиле романсов рубежа 19 и 20 веков. Уже после выхода диска, мы собирались исполнять это произведение на концерте. Я по обыкновению, идя по улице, повторяю про себя слова и вдруг понимаю, что одно слово — не то. По смыслу, вроде бы, правильно, но «моё» слово не просто не вписывается, а прямо-таки выбивается из текста, режет мой внутренний слух. Задумалась — почему? И вдруг поняла, что в этом стихотворении нет ни одного слова без буквы «Л». (Исключение «мой», но оно слышится слитно с «милый» — получается «моймилый»). Прочитайте, вспомните это стихотворение:

С лодки скользнуло весло.
Ласково млеет прохлада.
«Милый! Мой милый!» — Светло,
Сладко от беглого взгляда.

Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль, под луною белея.
Ластятся волны к веслу,
Ластится к влаге лилея.

Слухом невольно ловлю
Лепет зеркального лона.
«Милый! Мой милый! Люблю!..»
Полночь глядит с небосклона.

Причём, при записи я этой фонетической особенности не заметила. А вот при повторении стиха в третьем куплете вместо слова «лепет» вставила «ропот». Теперь прочитайте вслух стих сначала с «моим» словом. Чувствуете, как выбивается?
Остаётся добавить, что эти чудесные стихи — не только образец высокой поэзии, но и прекрасная работа мастера, настроившего все наши чувства на определённый лад: эти стихи очень приятно и произносить, и читать глазами, и петь, и слушать!

К. Д. Бальмонт

Послушать этот романс можно здесь!

Историческое событие!

19 октября 2016

однажды


Совсем недавно в моей жизни случилось историческое событие! Не вселенского масштаба, даже не в масштабе страны или города — а моё личное историческое событие!
На концерте романсового клуба «Элегия» я пела «Под лаской плюшевого пледа» — романс из кинофильма «Жестокий романс». В этом фильме романсы исполняет, как известно, Валентина Пономарёва.
Я много раз писала о том, что именно этот фильм — моё окно в мир романса, что с него началось увлечение этим бесконечно интересным жанром, что на этот голос отозвалась моя душа, что и этот фильм, и этот голос — отправная точка моего творческого пути.
Так вот: Валентина Дмитриевна была в этот вечер в зале! Я и раньше имела честь петь для неё. Она бывала на моих концертах, мы встречались и общались. А вот петь для неё ЕЁ романсы мне не приходилось. Исполняемый репертуар с организатором концерта и руководителем клуба «Элегия» Валентиной Кемниц мы обсудили давно, а то, что Пономарёва будет в зале, я узнала прямо перед концертом.
Это очень волнующий момент моей жизни! Даже не знаю — с чем сравнить эти ощущения! Могла ли я подумать и помечтать тогда, когда смотрела и пересматривала фильм, слушала до царапин пластинку, что буду петь для этого человека ЕЁ романс?! Какая-то связь замкнулась. Я могу сказать, что попыталась вложить в исполнение всю свою благодарность, дать понять, что хочу оправдать доверие (правда не оказанное, а мной самой взятое), не подвести, не испортить, рассказать, что знаю наизусть каждый нюанс эталонного исполнения, но в то же время показать, что мне не всё равно, что в романсе заключена и моя задача — не скопировать, а опираясь на образец, сделать всё-таки по-своему! Вот такая буря чувств и эмоций посетила меня в этот вечер!
Валентина Дмитриевна пришла ко мне за кулисы и только природная скромность не позволяет мне повторить то, что она сказала. Не просто похвалила, а нашла слова, о которых я и мечтать боялась!
Не знаю — слышно ли это в исполнении, но вот здесь — запись именно этого романса с именно этого концерта!
И здесь — финал концерта с неповторимой, несравненной Валентиной Пономарёвой!

Кружева по-томски.

10 сентября 2016

гастроли


Когда о чём-то или о ком-то слышишь много восторгов, то чаще всего при личной встрече наступает разочарование. Так вот — недавно случилось совсем наоборот.
Я довольно давно наблюдаю за Томском издалека — подписана на томские страницы в соцсетях, знакома с томичами. Надо, наверное, пояснить, что уже давно я питаю слабость и тягу к старинному быту, причём больше не к дворцовой старине и не к деревенской, а к особняково-усадебной и провинциально-деревянной, каким был до недавнего времени и мой родной город. Видимо, это, как и всё остальное, из детства, а ещё усугубилось делом моей жизни — русским романсом. Мне всегда хотелось побывать в том времени, когда те романсы, которые мы сейчас зовём старинными, были современными. Как люди тогда разговаривали? Как пелись романсы, как их слушали? Во что люди были одеты? В каких домах жили? Конечно, какое-то представление мы об этом имеем, но вот стоИт старинный деревянный дом — покосился, потемнел, порастерял некоторые детали… А каким он был новым, только что построенным? Короче говоря, я осознанно или подсознательно везде ищу дух того времени. Отсюда моя любовь к музеям — зачастую только здесь можно ощутить его.
А вот недавно я почувствовала его просто на улице, в современном мне пространстве, не перемещаясь во времени: в Томске.
Прочитать полностью

Ноты

27 декабря 2015

ноты


Недавно Вера Таривердиева опубликовала в Фейсбуке фотографии рукописей сочинений Микаэла Таривердиева к кинофильму «Ирония судьбы или с лёгким паром». Какой трепет я испытала, глядя на эти ноты! Сейчас нет в нашей стране человека, который бы не знал этой музыки, даже если он вдруг не смотрел фильм, что маловероятно! Вот ведь, едва заслышишь первые звуки вступления, сразу перед глазами картина — летят снежинки на фоне ночного неба и одинаковых домов! Представили? И сразу весь фильм быстрым слайд-шоу пролетит в воображении! А вот эти рукописи появились, когда ещё никто, кроме, наверное, самых близких людей, не слышал этих удивительных мелодий. И, наверное, посещали Маэстро сомнения — так или не так должна звучать та или иная тема. Понравится ли? Запоют ли? Глядя на эти ноты, чувствую, что заглянула в воображаемое закулисье, в творческую мастерскую. А вот сейчас каждый из нас знает об этой музыке чуть больше, чем знал тогда Микаэл Леонович: очень понравится! Запоём всей страной! Мелодии станут родными и абсолютно необходимыми!


Вот эти ноты!