Обновления сайта

5 ноября 2017

Предлагаем вашему вниманию фотоотчёт с недавнего концерта Юлии Зиганшиной «Полынь и роза»!

Архив обновлений

Почему я не пою песен Высоцкого?

16 марта 2017

люди


Почему я не пою песен Высоцкого?


Исполнители находятся в очень выгодном положении — они вольны выбирать тот репертуар, который им ближе, интереснее и так далее. В отличии, скажем, от авторов, основная репертуарная часть которых всё-таки — свои песни. Многие авторы тоже занимаются исполнительством, но кто же представит миру их песни, если не — в первую очередь — они сами?! А исполнители свободны от «обязательств» и выбирают лучшее — на свой вкус. Конечно, вкус у всех разный, но тем и интереснее!
Любого нового автора или композитора, который встречается на моём творческом пути, я стараюсь сначала по возможности подробно изучить и… найти лучшее, что и входит в мои программы. Причём, критериями отбора являются не только мелодия и текст, которые должны мне понравится, но и те возможности песни, та многослойность произведения, которая позволила бы мне найти что-то своё — отличное от авторского или принятого исполнения. Так интереснее! И есть некоторые песни, которые мне очень нравятся, но исполнять я их не берусь, потому что, на мой взгляд, в них всё уже сказано, исполнено и добавить нечего. Именно это происходит со всем (для меня — без исключения) творчеством Владимира Высоцкого.
Владимир Семёнович безусловно настоящий поэт, очень интересный композитор (попробуйте к его песням «приставить» другую мелодию! Ничего не выйдет! Правда, есть несколько приятных исключений, но это именно что — исключения), очень яркий исполнитель и артист. Но самое уникальное его качество — поэта-композитора-исполнителя, мне кажется, в том, что каким-то невероятным образом ему удавалось сочинять и исполнять песни так, что не остаётся никаких других вариантов для интерпретаторов — других исполнителей! Всё сказано и тема закрыта! Что сейчас происходит с песнями Высоцкого? Да, их поют. Но это-либо более или менее точное копирование — что не совсем искусство, либо вариант, который явно слабее оригинала. (В искусстве я предпочитаю, сравнивая, говорить не «хуже-лучше», а «по-другому», но в данном случае подходит именно «хуже»). И в этом тоже — в исключительно правильном исполнении своих песен — мне видится феномен Высоцкого! Только так и не иначе!
Анализируя его исполнительский талант, можно бесконечно говорить о смысловой нагрузке не только каждого слова, но и каждой буквы; эмоциональный накал настолько точно выверен, что его — Владимира Семёновича — невозможно просто слушать и не слышать: ты вовлечён сразу и увлечён до конца песни, как минимум. И когда мы говорим, что он проживает свои песни — нет более точного определения: кусочек своей жизни и себя самого он отдал нам прямо сейчас! Я никогда не слышала его вживую, но те записи, которые (слава Богу) есть, — пробивают экран и слушателя «насквозь».
Подведу промежуточный итог: эти стихи мог сочинить только Высоцкий, к ним подходит только та музыка, которую он и сочинил, и исполнить песню достойно мог (на мой взгляд) только он сам. Высоцкий-стих-мелодия-исполнение-Высоцкий. Кстати сказать, и для аккомпанемента тоже подходит только его слегка нестройная семиструнная гитара!
И вот тут, кстати, мне видится определённая проблема в сохранении его наследия: всё-таки, чтобы песни жили — их надо исполнять со сцены. Недостаточно только слушать старые записи — песни должны звучать с эстрады. Я очень признательна тем артистам, которые в старых песнях, не навредив им — не «одев» в современные одёжки, которые уж точно не украшают ретро-шедевры, — привносят своё к ним отношение, тем самым «оживляя» их для современных слушателей. Так стараюсь делать и сама. А вот с песнями Высоцкого — на данный момент — трудности на современной эстраде: пока всегда лучше послушать оригинал. Может, появится новый исполнитель его песен? Но это должна быть личность равная личности Высоцкого. Возможно ли такое? А, может, такой исполнитель уже есть, только мне не встречался? Или всё-таки, это самый что ни на есть «авторский» репертуар, где исполнение неотделимо от автора, а другим и браться-то не стоит? Не знаю…
Я, честно говоря, не фанат творчества этого великого человека. Поклонник — да. Но я не из тех людей, что знают его наследие наизусть и могут цитировать при удобном случае. Однако, несколько раз у меня была необходимость исполнить песню Высоцкого, и я искренне хотела найти что-то для себя. Но нет! Пока ничего не вышло! И в этом я вижу подтверждение уникальности этого человека: настолько он единственен, что любая попытка быть ближе превращается в слабенькую копию Мастера и не более.