Обновления сайта

    20 ноября 2019

    Хорошие новости! Теперь альбомы Юлии Зиганшиной 2011 года «В Казань дорогой столбовой», 2008 года «От второго лица», 2006 года «Снова пою» можно приобрести в электронном виде!

    Архив обновлений


    Подписка на новости

    Архив рассылки

    Музей К. С. Петрова-Водкина в Хвалынске.

    23 мая 2019

    музей


    Бывает так: событие проходит, но каждый раз, вспоминая его, улыбаешься и становится хорошо и спокойно. Даже через года. Как так складывается? В чём загадка: в общем настроении или в людях, которых встречаешь? В неравнодушии, которым пропитан воздух, или сам ты был подготовлен к этой встрече? Правильные свет, цвет, запах, вкус? Каждый раз по-разному. Но бывает, что совпадает всё, и ощущение счастья ты несёшь потом через всю жизнь.
    Так было и в этот раз: недавно повезло впервые побывать в Хвалынске. Маленький городок на Волге в Саратовской области. Маленький, но гордый. И очень интеллигентный. Как складывается впечатление от места? Конечно, это люди, с которыми случайно сталкиваешься, и память, которую хранит (или не хранит) это место. Так вот, все мимолётные встречи с жителями Хвалынска (в магазине, на улице) носили очень милый характер. Даже конфликтная ситуация на наших глазах разрешилась очень вежливо и спокойно. Наверное, люди везде разные, но нам повезло (а, может, это и не везение, а норма жизни здесь), и ощущение города мы увезли самое благоприятное!
    Здесь жива память о человеке, который тут родился и всю жизнь возвращался в свой родной город — о художнике К. С. Петрове-Водкине. С его именем связаны Музей изобразительных искусств его имени и его Дом-музей.
    Вот Дом-музей проник в душу и сердце глубже всего.

    Этот дом, тогда на окраине Хвалынска, Кузьма Сергеевич купил для своих родителей в 1905 году на свой первый большой гонорар — деньги, полученные за майоликовое панно «Богоматерь с младенцем» для фасада церкви ортопедического института в Петербурге. Сам художник каждое лето проводил в Хвалынске, в этом доме. Из всех дальних странствий спешил в свой родной город. А дни, проведённые здесь, называл «уютами». Точнее и не скажешь! И это не только субъективная оценка Петрова-Водкина (все мы необъективны, когда речь заходит о родных местах), но с ней соглашается каждый, сюда входящий. В этом доме очень спокойно и... нежно.

    Конечно, это музей, но мне думается, что главное в доме-музее — оставить и сохранить ощущение жизни и присутствия хозяев дома, а не только уберечь экспонаты от злых туристов.
    Так вот, в этом доме все мы — как дома. Это проверяется очень легко: если уходить не хочется, значит, всё здесь продумано и сделано правильно.
    В воссозданный интерьер органично вплетаются картины художника, фотографии и история жизни. Сапожная мастерская отца,

    самовар на столе (а перед самоваром — сочинения Пушкина),

    живые цветы

    и кружевные занавески, пропускающие свет красивым узором,

    — и всё это дополняется запахом деревянного дома.
    А сад!.. Сирень и ирисы до сих пор радуют душу воспоминанием!

    В этом музее четыре подлинных работы Мастера.

    Также подлинный — мольберт художника.

    Сохранился и сам дом, и некоторые его детали, как, например, ручка калитки.

    Конечно, мы все знаем Петрова-Водкина! И я знала несколько его картин с детства. Но, честно говоря, не знала, что Кузьма Сергеевич всю жизнь играл на скрипке, которую очень любил, ещё не читала его художественных, автобиографических книг — и рада, что это у меня впереди! А какие удивительные отношения у Петрова-Водкина с Пушкиным. Вот, что писал художник в 1937 году: «...надо сказать, что я на Пушкине срывался. Я никак не мог перелезть через Пушкина — уж очень специальный образ... Ведь Пушкин одно время, как солнышко, захватил всех, как прилив свежего воздуха. Но имеется большая трудность в слиянии образа Пушкина, уже навеянного историей, с живой личностью... Все эти вопросы берёшь на себя с таким удовольствием, потому что это Пушкин, и так хочется сделать что-нибудь монументальное...» И, кстати, напомню вам о находке портрета поэта кисти Кузьмы Сергеевича, долгие годы считавшегося утраченным, и внезапно обнаруженным под наброском другой картины — «Колхозницы». Это случилось всего полгода назад — в декабре 2018 года!
    С удивлением узнала, что Петров-Водкин — крёстный отец знаменитой артистки Татьяны Пилецкой. И она стала героиней одной из его работ.

    Дом — это ещё, конечно, хозяева. И когда в музее всё сделано правильно, сотрудники музея начинают восприниматься как члены семьи, имя которой носит музей. Так было и в этот раз: с огромной любовью и уважением чудесная сотрудница (мы так очаровались её проникновенным рассказом, что даже не спросили её имя, сразу и навсегда обозначив её для себя Петровой-Водкиной!) провела нас по музею и по саду.
    Что роднит нас с нашими героями? Конечно, общие взгляды на некоторые вещи! Лично меня с Кузьмой Сергеевичем в первую очередь связало волжское происхождение и отношение к любимой Волге! Петров-Водкин писал: «Рождение на Волге уже указывает на что-то. Прежде всего, это сразу, с детства, устанавливает человеческий глаз на природные красоты, на красоты широкого водного пространства, холмов...»

    Только тогда, когда ты проникнут насквозь той жизнью, которая сохранена в этом доме, ты начинаешь фотографировать каждый сантиметр пространства, чтобы хоть как-то унести эту радость с собой; только тогда ты сам вызываешься написать самые добрые слова в книгу отзывов; только тогда ты никак не можешь оттуда уйти и только тогда ты обещаешь себе обязательно вернуться!