Обновления сайта

    12 февраля 2021

    В Интервью с самой собой прочитайте новую заметку Юлии Зиганшиной «Высокий день»!

    Архив обновлений


    Подписка на новости

    Архив рассылки

    Посвящается В. Ю. Муравьеву.

    25 апреля 2019

    люди


    16 марта 2019 года не стало Владимира Юрьевича Муравьёва.
    Я не могу похвастаться, что мы были близкими друзьями, но дружили и всегда радовались встрече. «Юлька, привет!» — так он меня встречал.
    Конечно, я его знаю давно — с юности, когда в Казани проходили бардовские «Встречи поколений», и на фестивалях мы пересекались. В Киеве, на всесоюзном фестивале, он нас — юный ансамбль «Уникон» — никуда не прошедших по конкурсу, таскал по мастерским, где ведущие этих мастерских могли, в порядке исключения, кого-то ещё провести в финал. Из этой затеи тогда ничего не вышло — не время было, наверное. Но нас удивляло — почему наш корифей с нами таскается и усиленно старается помочь. Наверное, мы это объяснили тогда своими «невероятными способностями и талантами», а не добротой уважаемого человека, тянущего за уши совсем зелёных девчонок.
    И потом, конечно, встречались, пересекались. Но вот удивительно: слышать Муравьева, я, конечно, слышала, но Услышала не сразу. Видимо, должна была что-то понять в этой жизни.
    Я к тому времени уже много пела, это стало моей профессией и любимым делом. И мне всегда не шлось лёгкими путями: мне хотелось песен сложных, гармонически наполненных, чтоб было над чем поработать и озвучить этот мир непростыми чувствами непростых песен. А с простых — что взять? Там и делать-то нечего.
    ...Это было в Барселоне на фестивале. На сцену вышел Владимир Муравьёв и запел Визбора «Мне твердят». И тут мне и открылось, что высший пилотаж, это когда берёшь «простую» песню и переворачиваешь душу всем окружающим. Это, правда, я потом сформулировала, а тогда я просто слушала и не понимала — что и почему это со мной происходит. Это был очень важный урок исполнительского мастерства и отношения к песне в целом. И не только к песне, но и к зрителю, да и к жизни вообще.
    Последние годы мы общались чаще. Горда тем, что пела на его юбилейном концерте, а однажды мы даже спели дуэтом «Виноградную косточку»!
    Так всегда было, что Владимир Юрьевич помогал мне решать проблемы, и ему всегда было дело до моих трудностей. Думаю, то же самое про него сейчас могут сказать сотни и сотни человек. А чем я могла ему ответить? Только песнями и бесконечной благодарностью за участие в моей судьбе.
    В последний раз мы встречались в конце февраля, на концерте по случаю дня рождения его мамы — удивительной, волшебной, необыкновенной Стеллы Владимировны. И Владимир Юрьевич говорил со сцены о том, что у них с мамой все друзья — общие. И уже не понять и не вспомнить порой: кто с кем первым подружился. Да, эта семья нестандартная в этом смысле: там нет вертикали — возрастных, поколенческих преград. Я одинаково нежно дружу и с мамой Владимира Юрьевича, и с его дочерью, а на том концерте познакомилась и подружилась с внучкой.
    Сейчас дочь Владимира Юрьевича — Татьяна — занимается созданием в Казани музея авторской песни. Это удивительно счастливое стечение нужных качеств для этого дела в одном человеке: дочь Мэтра авторской песни и не только казанского, а российского масштаба; внучка Мэтра музейного дела тоже в масштабе страны, и сама Татьяна обладает и напором, и страстью (что нужно в любом организационном деле) при тонкой и ранимой душе, что необходимо для такого душевного, в первую очередь, проекта, как музей авторской песни. Уверена, что музею — быть!
    Незаменимые есть. Нам остаётся только продолжать начатое ими, не подводить, делать дело максимально честно — и помнить, всегда помнить: и жизненные уроки, и дела благородные, и встречи... И быть благодарными судьбе, что свела нас и подарила радость дружбы.
    Дорогой Владимир Юрьевич! Спасибо за всё! Светлая, светлая Вам память.