Обновления сайта

    10 октября 2018

    Читайте прекрасный отзыв от зрителя, побывавшего на концерте, посвящённом Сергею Есенину!

    Архив обновлений

    Подписка на новости

    История одной строчки.

    История одной строчки.


    8 февраля — день рождения Ивана Петровича Мятлева — русского поэта, дружившего с Вяземским, Жуковским, Пушкиным, которому даже приходился шестиюродным братом. Мятлев входил как в высшие светские, так и в высшие литературные круги. Славился даром поэта-каламбуриста, мастера стихотворных пародий и эпиграмм, имел в своем доме салон, где устраивал музыкальные вечера и приемы. В обществе пользовался большим успехом, хотя часто разыгрывал роль шута. Появление Ивана («Ишки») Мятлева «вводило радость в общество; его ум оживлял беседу, его разговор прогонял скуку».

    И. П. Мятлев

    Будучи очень популярным в своё время, он, увы, почти забыт сейчас. Но одна его строчка жива до сих пор. Более того, навевая каждому свои воспоминания, она вдохновляла и вдохновляет других художников слова и звука на создание новых произведений.
    Итак, стихотворение, о первой строчке которого идёт речь, написано в 1834 году:

    Розы

    Как хороши, как свежи были розы
    В моём саду! Как взор прельщали мой!
    Как я молил весенние морозы
    Не трогать их холодною рукой!

    Как я берёг, как я лелеял младость
    Моих цветов заветных, дорогих;
    Казалось мне, в них расцветала радость;
    Казалось мне, любовь дышала в них.

    Но в мире мне явилась дева рая,
    Прелестная, как ангел красоты;
    Венка из роз искала молодая —
    И я сорвал заветные цветы.

    И мне в венке цветы ещё казались
    На радостном челе красивее, свежей;
    Как хорошо, как мило соплетались
    С душистою волной каштановых кудрей!

    И заодно они цвели с девицей!
    Среди подруг, средь плясок и пиров,
    В венке из роз она была царицей,
    Вокруг её вилась и радость и любовь!

    В её очах — веселье, жизни пламень,
    Ей счастье долгое сулил, казалось, рок, —
    И где ж она?.. В погосте белый камень,
    На камне — роз моих завянувший венок.

    В сентябре 1879 году Иван Сергеевич Тургенев пишет стихотворение в прозе, которое начинается так:

    «Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:
    Как хороши, как свежи были розы…»

    И. С. Тургенев

    Тургенев не упоминает имя автора, но повторяет эту строчку шесть раз. Грустное стихотворение, наполненное воспоминаниями светлого прошлого, вступающего в противоречие с тёмным, печальным настоящим.
    Если Тургенев пишет о трагедии личной, то Игорь Северянин в 1925 году пишет в своём стихотворении «Классические розы» — о трагедии своей страны. Но вдохновляет его всё та же строчка Мятлева: Северянин берёт эпиграфом первое четверостишие и уже в своих стихах обыгрывает её — строчку — соответственно развитию сюжета и своим переживаниям. Северянин указывает автора, но пишет неверный год создания первоисточника: 1843 вместо 1834. Может быть, просто ошибся?

    Классические розы

    Как хороши, как свежи были розы
    В моем саду! Как взор прельщали мой!
    Как я молил весенние морозы
    Не трогать их холодною рукой!
    И. Мятлев. 1843 г.

    В те времена, когда роились грезы
    В сердцах людей, прозрачны и ясны,
    Как хороши, как свежи были розы
    Моей любви, и славы, и весны!

    Прошли лета, и всюду льются слезы…
    Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…
    Как хороши, как свежи ныне розы
    Воспоминаний о минувшем дне!

    Но дни идут — уже стихают грозы.
    Вернуться в дом Россия ищет троп…
    Как хороши, как свежи будут розы,
    Моей страной мне брошенные в гроб!

    И. В. Северянин

    Последние две строки высечены на надгробном памятнике поэта.

    Конечно, такое произведение Игоря Северянина не мог пропустить Александр Вертинский: в 1930 году он пишет свою музыкальную версию этого стихотворения.

    А. Н. Вертинский
    Романс Александра Вертинского "Классические розы".
    В октябре 2005 года современный композитор Виктор Фридман, также вдохновлённый этой историей, решает создать романс, где будут присутствовать и Мятлев, и Северянин; причём, куплет Мятлева вплетён внутрь текста Северянина, а последние, самые трагические строки Игоря Васильевича, Виктор Наумович опускает вовсе, тем самым удержав романс в рамках жанра, не сделав из него трагической песни, какая получилась (конечно, сознательно) у Вертинского.
    И в этом разнообразии трактовок — большое счастье для нас — исполнителей, потому что мы тоже можем выбирать то, что нам ближе, что для нас важнее и актуальнее. Виктор Фридман в своём романсе сумел соединить двух поэтов — вдохновляющего и вдохновлённого, познакомить нас с историей этой чудесной строчки, показать её в развитии и наполнить её — историю — прекрасной музыкой!

    В. Н. Фридман
    Романс Виктора Фридмана "Классические розы" исполняют Юлия Зиганшина и Максим Мулин (фортепиано).