Обновления сайта

16 апреля 2018

На стрвнице Истории в романсах опубликован сценарий программы Юлии Зиганшиной «Первый снег» с музыкальными иллюстрациями. Программа посвящена 125-летию художника Аркадия Пластова и впервые была показана в Ульяновском музее А. А. Пластова 31 января 2018 года.

Архив обновлений

Подписка на новости

История одной строчки.

История одной строчки.


8 февраля — день рождения Ивана Петровича Мятлева — русского поэта, дружившего с Вяземским, Жуковским, Пушкиным, которому даже приходился шестиюродным братом. Мятлев входил как в высшие светские, так и в высшие литературные круги. Славился даром поэта-каламбуриста, мастера стихотворных пародий и эпиграмм, имел в своем доме салон, где устраивал музыкальные вечера и приемы. В обществе пользовался большим успехом, хотя часто разыгрывал роль шута. Появление Ивана («Ишки») Мятлева «вводило радость в общество; его ум оживлял беседу, его разговор прогонял скуку».

И. П. Мятлев

Будучи очень популярным в своё время, он, увы, почти забыт сейчас. Но одна его строчка жива до сих пор. Более того, навевая каждому свои воспоминания, она вдохновляла и вдохновляет других художников слова и звука на создание новых произведений.
Итак, стихотворение, о первой строчке которого идёт речь, написано в 1834 году:

Розы

Как хороши, как свежи были розы
В моём саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!

Как я берёг, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветала радость;
Казалось мне, любовь дышала в них.

Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестная, как ангел красоты;
Венка из роз искала молодая —
И я сорвал заветные цветы.

И мне в венке цветы ещё казались
На радостном челе красивее, свежей;
Как хорошо, как мило соплетались
С душистою волной каштановых кудрей!

И заодно они цвели с девицей!
Среди подруг, средь плясок и пиров,
В венке из роз она была царицей,
Вокруг её вилась и радость и любовь!

В её очах — веселье, жизни пламень,
Ей счастье долгое сулил, казалось, рок, —
И где ж она?.. В погосте белый камень,
На камне — роз моих завянувший венок.

В сентябре 1879 году Иван Сергеевич Тургенев пишет стихотворение в прозе, которое начинается так:

«Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы…»

И. С. Тургенев

Тургенев не упоминает имя автора, но повторяет эту строчку шесть раз. Грустное стихотворение, наполненное воспоминаниями светлого прошлого, вступающего в противоречие с тёмным, печальным настоящим.
Если Тургенев пишет о трагедии личной, то Игорь Северянин в 1925 году пишет в своём стихотворении «Классические розы» — о трагедии своей страны. Но вдохновляет его всё та же строчка Мятлева: Северянин берёт эпиграфом первое четверостишие и уже в своих стихах обыгрывает её — строчку — соответственно развитию сюжета и своим переживаниям. Северянин указывает автора, но пишет неверный год создания первоисточника: 1843 вместо 1834. Может быть, просто ошибся?

Классические розы

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
И. Мятлев. 1843 г.

В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы…
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут — уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

И. В. Северянин

Последние две строки высечены на надгробном памятнике поэта.

Конечно, такое произведение Игоря Северянина не мог пропустить Александр Вертинский: в 1930 году он пишет свою музыкальную версию этого стихотворения.

А. Н. Вертинский
Романс Александра Вертинского "Классические розы".
В октябре 2005 года современный композитор Виктор Фридман, также вдохновлённый этой историей, решает создать романс, где будут присутствовать и Мятлев, и Северянин; причём, куплет Мятлева вплетён внутрь текста Северянина, а последние, самые трагические строки Игоря Васильевича, Виктор Наумович опускает вовсе, тем самым удержав романс в рамках жанра, не сделав из него трагической песни, какая получилась (конечно, сознательно) у Вертинского.
И в этом разнообразии трактовок — большое счастье для нас — исполнителей, потому что мы тоже можем выбирать то, что нам ближе, что для нас важнее и актуальнее. Виктор Фридман в своём романсе сумел соединить двух поэтов — вдохновляющего и вдохновлённого, познакомить нас с историей этой чудесной строчки, показать её в развитии и наполнить её — историю — прекрасной музыкой!

В. Н. Фридман
Романс Виктора Фридмана "Классические розы" исполняют Юлия Зиганшина и Максим Мулин (фортепиано).