Обновления сайта

    11 ноября 2018

    На странице «Герои моего романса» опубликовано видео с концерта «Не жалею, не зову, не плачу» — пятого концерта цикла!

    Архив обновлений


    Подписка на новости

    Архив рассылки

    «Первый снег». Посвящение Аркадию Пластову.

    31 января 2018 года исполнилось 125 лет со дня рождения Аркадия Александровича Пластова. Картины великого художника знакомы всем нам с детства. Как родные мелодии, его картины вспоминаются сразу, даже раньше, чем имя автора.
    Пожалуй, эта работа самая известная — «Весна».


    Родина Пластова — Симбирская губерния, село Прислониха. И в этом — юбилейном — году Ульяновский Музей художника широко отмечает день рождения Аркадия Александровича.
    Торжества, которые продлятся весь год, начались в сам день рождения — 31 января. Юлия Зиганшина была приглашена с музыкальной программой на празднование.
    Предлагаем вашему вниманию сценарий программы «Первый снег», который певица составила по письмам, воспоминаниям художника, вошедшим в книгу Юрия Козлова и Александра Авдонина «Жизнь и судьба Аркадия Пластова». В концерте прозвучали романсы и песни, содержание которых продолжает настроения слов и картин художника.
    Сначала несколько фотографий из музея в Ульяновске и музея в Прислонихе, где Юлия Зиганшина неоднократно бывала.

    Первый концерт в Ульяновском музее художника. Май 2014 года.


    Юлия Зиганшина и Ника Коварская в музее в Прислонихе в июне 2015 года.

    Там же, в Прислонихе, в августе 2017 года.

    В Ульяновском музее художника в сентябре 2017 года. С директором музея — Ириной Обуховой.

    И фотографии с того самого концерта, сценарий которого мы предлагаем вашему вниманию!
    Видеозапись на концерте не велась, поэтому ролики собраны с других концертов.

    «Первый снег»

    Литературно-музыкальная программа, посвящённая 125-летию Аркадия Пластова. Ульяновский музей художника, 31 января 2018 года.
    «Наше село лежало на большом Московском тракте, и, сколько себя помню, мимо нашего дома вечно тянулись бесконечные обозы, мчались пары и тройки с ямщиками-песенниками…»
    «Вот мчится тройка» (народная — Ф. Глинка)
    Московский почтовый тракт служил одновременно и этапным трактом. По этой дороге мимо окон Пластовых перегоняли арестантские партии из центральных губерний России через Симбирск в Заволжье, на Урал и в Сибирь.
    «В том краю» (А. Вертинский — С. Есенин)
    «Блаженством, которое не повторится, пролетело детство. Три года сельской школы. Лимонно-жёлтая азбука как будто вчера раскрыла передо мной чудеса звучащих и говорящих закорючек. Крохотный синий томик Пушкина „Капитанская дочка“ и кольцовское „Что ты спишь, мужичок“ было первое, что я узнал из литературы и что пытался иллюстрировать».
    А. А. Пластов известен так же, как иллюстратор произведений А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова и других.
    «Я вас любил» (А. Даргомыжский — А. Пушкин)
    «Что ты жадно глядишь на дорогу (Л. Пригожев — Н. Некрасов)
    Весной 1941 года Пластов с группой художников совершил поездку в Тбилиси. Коллег восхищал юношеский пыл, с которым зрелый мастер делился с ними путевыми впечатлениями. Во время своего путешествия Пластов неутомимо писал этюды, хотя поездка эта не была связана со сбором материалов к каким-либо определённым произведениям. В первое же утро Аркадий Александрович успел из окна гостиницы написать большой этюд с видом на город в серебристом тумане рассвета. И в течение дня он использовал всякую возможность, чтобы вновь и вновь браться за палитру и кисти.
    «Тифлис» (Э. Галеева — О. Мандельштам)
    О картине «Немцы идут. Июль. 1941 год»: «Писал я её очень волнуясь. Я представлял себе эту трагедию очень ясно, как будто всё это совершается перед моими глазами. Было тогда чудесное лето, всё было такое свежее, рослое — подсолнухи в сажень высоты. И вот я представил себе, как всё это горит, трагически нелепо ломается, цветущая земля засыпается пеплом, ясный воздух застилает гарь. Я делал много этюдов — всё хотелось написать так, чтобы было солнце, свежая зелень, гарь и пожарище и среди всего этого родные люди, смелые и непреклонные».
    «Немцы идут» («Подсолнухи»)


    «Фашист пролетел»


    «Иволга» (К. Молчанов — Н. Заболоцкий)
    Письмо жене от 22 апреля 1945 года: «Главное — это сообщение по радио о том, что наши дерутся на улицах Берлина. Вот до чего дожили. Сам себе не веришь, когда пишешь эти невероятные строки. Вы подумайте только — на улицах Берлина!!! Весь мир, небось, затаил дыхание, и у всех на устах преславное, священное имя русское».
    «Гляжу в озёра синие» (Л. Афанасьев — И. Шаферан)
    «Кончена война, кончена победой великого советского народа над чудовищными, небывалыми ещё во всей истории человечества силами зла, смерти, разрушения. Какое же искусство мы, художники, должны взрастить сейчас для нашего народа? Мне кажется — искусство радости».
    Заря (Е. Смольянинова — Н. Туроверов)
    «...После дождя стало холодновато, но сиянье красок кругом, пейзажи один другого поразительнее по насыщенности густых тонов, как на драгоценной иконе XIV–XV века, совершенно непостижимые по изысканности и пряности гаммы заставляли чуть не плакать.
    Как какая-нибудь народная песня, — до такой степени это было русское, бесконечно милое и задушевное, и красивое беспредельно».
    «Ах, ты степь» (народная)
    «Много лет назад я начал собирать этюды сенокоса к будущей картине. …Случай помог мне до некоторой степени сойти с мертвой точки. Как-то… я, бродя по ржаному полю, набрел на ту приблизительно сценку, какая у меня изображена на картине. …Передо мной возникла та упрямая, несгибаемая Русь, которая в любом положении находит выход и обязательно решает поставленную историей задачу».
    «Сенокос»


    «Спит ковыль» (Ю. Зацарный — С. Есенин)
    «Ребятишек я люблю. Как описать их прелесть? В детском лице на открытом воздухе — ясность, свежесть цвета, приближающаяся по красоте к звукам. Писать ребятишек — одно удовольствие».
    «Первый снег»


    «Тишайший снегопад» (В. Берковский — А. Межиров)
    «Снег идёт» (С. Никитин — Б. Пастернак)
    Пластов — сыну: «Всегда держись этой троицы: веры, что делаешь то, что нужно, надежды, что у тебя хватит силы на это, и любви к этому делу».
    «Молодые»


    «Одинокая гармонь» (Б. Мокроусов — М. Исаковский)
    «Старый клён» (А. Пахмутова — М. Матусовский)