Подписка на новости

    Архив рассылки

    Альманах «Набережные Челны». «Казанский романс»

    16 июня 2009

    Статьи


    Юлию Зиганшину я впервые услышала в 2003 году на фестивале авторской песни.

    Ночь. Зелёная сцена базы отдыха на камском берегу ярко освещена прожекторами. Вдруг зазвучал романс. Словно порыв свежего воздуха всколыхнул пространство, и воцарилась глубокая тишина. Кажется, даже сверчки умолкли, чтобы не мешать льющейся мелодии, исходящей из глубины души певицы. На сцене — богиня. Её огромные «карие вишни» будто впитали в себя глубокую звёздную ночь… Юлия поёт под собственный гитарный аккомпанемент. Искренность и выразительность исполнения, вокальное мастерство, энергия темперамента певицы усиливают проникновенность романса…
    Получив два образования — музыкальное в Казанском училище по классу виолончели, дополнив его вокальным под руководством замечательного педагога Клавдии Захаровны Щербининой, и журналистское — окончила КГУ, Юлия настолько увлеклась романсом, что он стал её жизнью. А всё началось со студенческого ансамбля, который послужил первой ступенькой в мир авторской песни. Свой первый выход «на гитару» — главную сцену Грушинского фестиваля, по словам Юлии, она помнит плохо. Было это в начале девяностых. Тогда она играла на виолончели в ансамбле «Уленшпигель» и, ступив на сцену, охваченная волнением и прозаической заботой о том, где найти стул, чтобы сесть за инструмент, ничего вокруг себя не замечала.

    — Лишь в 2005 году, когда вышла «на гитару» как солистка, я разглядела эту гору над озером и сотню тысяч зрителей на ней. Я была просто потрясена широтой и высотой зрительного «зала», — говорит Юлия.

    Не обошла стороной Юлю «артистическая наследственность». Родная тётя (сестра бабушки) Рашида Абдуллазяновна Зиганшина — легендарная казанская актриса, народная артистка РСФСР и ТАССР, всю жизнь проработала в труппе Татарского академического театра. Более десяти лет была директором театра и более двадцати — председателем правления татарского отделения Всероссийского театрального общества.

    Творческое амплуа Юли — исполнение романсов, авторских песен и «ретро». Но есть у неё несколько собственных песен на стихи Алексея Гомазкова, нашего современника. Успешным оказался и опыт написания музыки на стихи «земляка» — Гавриила Романовича Державина.

    — Мне интересно было попробовать свои силы в авторском творчестве. Но по моим ощущениям, песни, всё-таки, получились больше от ума, хотя я и вложила в них всю искренность. А настоящее, высокое творчество должно исходить из глубины души, быть духовной потребностью, дабы донести то, что предназначено свыше, — утверждает Юлия. — Поэтому я не претендую на звание автора-исполнителя. И верю, что когда пою, то действительно творю.

    Началом профессиональной работы на сцене певица считает 1998 год, когда она стала лауреатом Международного конкурса «Романсиада» в Москве, открывшего для неё настоящую атмосферу романса. Побывав однажды в ауре таких звёзд, как Николай Сличенко, Валентина Пономарёва, Нани Брегвадзе, Анатолий Соловьяненко, Алла Баянова, Юлия осознала, что жизнь без романса уже не мила. И в 2000 году вместе с мужем Алексеем Гомазковым, который является продюсером Зиганшиной и ведущим концертных программ, было принято решение открыть в Казани романсовый салон. Салонной площадкой стал концертный зал Культурного центра МВД Республики Татарстан, который творческая чета регулярно арендует для проведения музыкальных мероприятий. За относительно недолгий период времени салон наработал добрую славу, и теперь казанцы и гости города с удовольствием посещают концерты, которые проходят, как правило, с аншлагами. Даже на приглашённых артистов с малоизвестными именами люди идут, доверяя выбору хозяйки салона. А о конферансе Алексея Гомазкова уже ходят легенды. Он — настоящий конферансье, работающий в старой, доброй, давно забытой традиции. Однажды Валентина Пономарёва, посетив романсовый вечер Юлии, сказала: «Столько искромётного, красивого юмора в романсовом концерте я встречаю первый раз. Однако, это очень, очень интересно».

    Салон «Казанский романс» Юлии Зиганшиной внёс свою достойную лепту в богатую творческую атмосферу города, в котором гастролирует, живёт, открывается столько талантов, что просто диву даёшься. А как сегодня разнообразен музыкальный рынок! Чего только нет!.. Однако ещё Стендаль говорил, что «цель личной выгоды художника убивает всякое произведение искусства». Вот и Юлия заметила:

    — Я разделила бы шоу-бизнес и искусство. К сожалению, многие думают, что всё то, что показывает телевидение — и есть хорошо. На самом деле, шоу не предполагает искусства, суть его в том, чтобы собрать не столько людей, сколько деньги. А многие принимают его за эталон творчества. К счастью, сейчас появилась возможность выбора. В Казани проходит много интересных концертов по-настоящему талантливых исполнителей, жаль только, что их практически не увидишь по телевизору…

    Кроме певческой, концертной деятельности Юлия ведёт курс русской песни иностранным студентам Казанского государственного университета. Однажды, готовя к очередному концерту песню «Ой, мороз, мороз», решила дать её своим подопечным для разбора. Песня студентам очень понравилась, и они поделились яркими впечатлениями со своими русскими друзьями. И каково же было их удивление, когда российские ребята пренебрежительно сказали: «Ой, да это же такая пьяная, застольная песня». После чего иностранные студенты выразили педагогу своё недоумение. Но Юлия Яковлевна сумела доказать, раскрыть ученикам всё величие, красоту, богатство и мудрость русской души, заключенные в народной песне, и выразила глубокое сожаление по поводу того, что русские песни в России утрачивают свою духовную первозданность и чистоту. И… пригласила студентов на концерт. А после концерта к певице подошла незнакомая женщина и искренне поблагодарила Юлию за то, что она реабилитировала песню «Ой, мороз». Такое признание значит только одно — творческий замысел удался! Именно этот случай послужил возникновению идеи создать программу народных песен, которые в наше время считаются сугубо «застольными», и преподнести их так, чтобы они прозвучали как высокохудожественные произведения русского народного творчества.

    По словам Юлии, она включает в свой репертуар те песни и романсы, которые ей нравятся. Я же в её речи услышала такое признание: она поёт только то, что поёт её душа. И репертуар подбирается исходя из того, на что откликается сердце певицы, после чего возникает идея. Например, совсем недавно Юлия и Алексей решили создать программу песен из старых мультфильмов. Алексей будет исполнять все «мужские партии», а Юлия — «женские». Премьера запланирована на следующий сезон. Что послужило толчком для возникновения такой идеи, догадаться несложно. В семье растёт любимая дочь Софья, ей — седьмой год, она поёт, танцует, осваивает блок-флейту и любит играть с папой «в слова», проявляя при этом любознательность и филологическое мышление. Нынешней весной девочка порадовала своих родителей тем, что попросилась на концерт мамы, хотя до этого не проявляла большого интереса к творчеству и увлечению родителей. Сидя в зрительном зале, Софья внимательно и терпеливо прослушала всю, ещё мало понятную взрослую программу, чем и вдохновила родителей на создание проекта для детей.

    Нынешний сезон «Казанский романс» завершил презентацией диска «Негромкие песни Великой войны», куда вошли всеми любимые песни, написанные в годы Великой Отечественной, исполненные Юлией Зиганшиной. Лиризм, глубина чувства, эмоциональность и при этом отсутствие пафоса в пении Юлии позволяют говорить о том, что лучше эти песни сейчас едва ли кто-то исполнит.

    Диск этот вышел в Польше при поддержке компаний «Кармазин-рекордс», которая является также организатором концертов Юлии в странах Европы. Вспоминая о своих концертах в Польше, о совместной работе с польскими друзьями, Юлия сказала: «Самое приятное и неожиданное для меня то, что в Польше до сих пор чтят, любят и поют наши песни времён Великой Отечественной войны»…

    Следующий сезон у салона Юлии Зиганшиной — юбилейный, десятый. Поклонники творчества Юлии уже ожидают, что певица порадует их новыми яркими программами, созданными совместно с друзьями-единомышленниками: коллективом «Доктор Джаз» под руководством замечательного казанского музыканта Владимира Штейнмана; прекрасной пианисткой Еленой Максимовой; непревзойдённым аранжировщиком и гитаристом Александром Лаврентьевым; а также незаменимым звукорежиссёром, профессионалом, умеющим творить чудеса, Валерием Мустафиным.

    Я думаю, что Юлию Зиганшину можно смело назвать подвижником жанра романса, истинного исполнительского искусства как в Казани, так и во всей России.

    Ольга Кузьмичева