Ригу люблю давно. В детстве она казалась сказкой, что было недалеко от правды: другой мир другие дома, люди, непонятный язык; другой поворот головы, другие манеры. Казалось, воздух другой. Сейчас, когда мир открыт, Рига стала роднее, теплее, хотя теперь это другая страна. Нет, она не потеряла сказочность, просто эта сказка своя, из детства.
В этот раз мы с Максимом Мулиным моим давним соратником, прекрасным пианистом, надёжным другом приехали в необычные дни «Дни Михаила Казиника в Риге». Я думаю, что никому из читающих эти строчки не нужно рассказывать о Михаиле Семёновиче. Самое важное в нем, что он человек мира. Причём «мира» во всех смыслах этого слова. Казиник ездит по планете и буквально заставляет всех жить в мире и ценить, любить искусство, считая именно это залогом мира, который «невойна».
И вот уже не первый год в конце зимы, что тоже символично, Рига встречает гостей под флагом Казиника. Это целый комплекс событий: и концерты, и спектакли, и лекции, и детский конкурс. Несколько дней, которые потрясают Латвию. Организатор этих дней Галина Полторак.
Оказывается, и так можно делать великие дела: тихо, спокойно, практически взглядом. Конечно, можно только догадываться о том, каких сил ей это стоит, но то, что все участники имеют редкую возможность заниматься своим делом и не думать ни о чём постороннем ничто не мешает творческому процессу это уникальный талант Галины, редкий дар.
Теперь именно о нашем творческом процессе.
Уже несколько лет мы дружим и сотрудничаем с Рустемом Галичем. Удивительный человек, артист, режиссёр. За Рустемом очень любопытно наблюдать: с какой лёгкостью он творит! Он легко общается с людьми, с первой секунды находя общие темы, легко пересекает границы стран и континентов, кажется, легко выстраивает программы, легко парит по сцене! Я даже однажды спросила Рустема: бывает ли он в расстроенных чувствах и в унынии. И стало понятно, что именно на это он не хочет тратить ни сил, ни времени. Вот это уже мастер-класс, потому что наглядно видно: сколько можно успеть, принимая жизнь такой, как она есть, только украшая её. А Рустем, безусловно, украшает своим отношением к слову, делу, бережным, даже нежным отношением к русской литературе.
Два спектакля мы представили публике: спектакль «В Париже» (по рассказам И. Бунина)
и «Бал поэтов в цыганском таборе».
В первом спектакле, который прошёл в Риге, звучали французские песни в русских переводах Алексея Гомазкова и русские романсы, а во втором в Юрмале цыганские песни и романсы. Причём, большая часть публики (как нас предупредили) настоящие цыгане, чья диаспора живёт именно в Юрмале. Изначально было волнующе: уж не в Тулу ли со своим самоваром? Но Рустем очень мудро срежиссировал ход событий, рассказав о неразрывной связи романсов двух культур русской и цыганской.
Спектакли, конечно, стали кульминацией нашего пребывания в Риге. Но эти события были окружены многими другими: выход в эфир на латышском радио, встречи с удивительными людьми музыкантами, поэтами, художниками, общественными деятелями, журналистами, встречи с друзьями (которые тоже поэты, писатели и музыканты), посещение лекций, концертов, музеев, короткий забег на море и, конечно, прогулки по «узким улочкам Риги».
Спасибо всем, с кем судьба свела в эти счастливые дни, за тепло, радость, свет и вдохновение!
Теперь уже вспоминая эти дни, понимаешь, что они останутся в памяти, как песчинки, навсегда оставшиеся в янтаре...
Полистаем рижско-юрмальский фотоальбом...
P.S. Ещё одна фотография с предысторией. На Латвийском радио в лифте висит шкала для измерения роста. А рядом имена известных людей, которые бывали здесь. Теперь мы знаем точно, какого роста Раймон Паулс и мой любимый латышский певец Зигфрид Муктупавелс!
P.P.S. После концерта, на котором мы были зрителями, очень захотелось спеть, потому что зал Малой гильдии просто потрясающий! В этом зале когда-то пел Ф. И. Шаляпин! Послушайте импровизационное исполнение песни «
Ах, ты степь широкая...»
P.P.P.S. И полистайте прекрасные
фотографии Зои Лебедевой со спектакля «В Париже»!