Предлагаю вам совершить экскурсию в Йошкар-Олу, в очень интересный Музей первого профессионального марийского композитора И. С. Ключникова-Палантая.
По правде говоря, имя Ивана Степановича не было раньше мне знакомо. Просто, попадая в любой город, я ищу именно Дома-музеи, потому что именно такие заведения наиболее трепетно хранят память прошедших лет.
А Дом-музей в Йошкар-Оле один. И тем интереснее, что Ключников-Палантай музыкант и композитор.
Информации о первом марийском профессиональном композиторе в интернете не так много, но всё же есть. Кстати, можно вступить в
группу Музея ВКонтакте и узнать всё подробно, а также послушать музыку Ивана Степановича. Поэтому я не буду подробно рассказывать биографию композитора.
Скажу вот о чём: о личности в истории, вернее о роли характера в истории. В данном случае о силе характера Ключникова-Палантая в истории марийской музыки, да и музыки в целом.
Иван Степанович, будучи с детства человеком не очень крепкого здоровья, но сильного характера, заставил Россию обратить внимание на марийскую музыку. До него она музыка не выходила за пределы Марийской автономной области. А до революции и области не было марийскую землю делили между собой все соседние губернии.
У Ключникова была такая привычка: куда бы ни забрасывала его судьба, он сразу вокруг себя организовывал хор. Даже в ссылке, куда он попал за распространение нелегальной литературы в 1906 году. Хоровое пение стало идеей всей его жизни. В его хорах пели все: кто умел и даже, кто не умел, потому что в хоровом пении он видел силу и пользу: для каждого человека в отдельности и для культуры в целом. Именно обрабатывая марийские песни, он совершил, можно сказать, революцию: марийская песня одноголосная, а Ключников сумел, не нарушая сути марийской интонации, сделать её хоровой, и значит, массовой, что для сплочения народности очень важно. Для хора начал писать песни сам. Ему принадлежит и сегодня самая главная марийская песня «Радуйся!»
Ещё несколько фактов:
Свою жену он выбрал по голосу. Вернее, пошёл на голос, который пел не в его на тот момент хоре и...влюбился.
Псевдоним «Палантай» выбрал в знак уважения к своей учительнице так звали её дедушку. Вот это благодарность!..
Вместе с Яковом Ишпайкиным (Эшпаем своим двоюродным братом и отцом Андрея Эшпая) ходил в этнографические экспедиции и собирал по крупицам народную музыку.
Очень важным событием стала поездка его хора в Москву, на конкурс, где хор взял вторую премию, уступив первую... хору Пятницкого! И сам Пятницкий высоко отзывался о работе марийского коллектива. А сам коллектив ходил по Москве в народных костюмах, поражая горожан.
Прожил Иван Степанович всего сорок лет. В свой последний год построил тот самый дом, где сейчас располагается музей.
У Музея не самые радостные времена. Одна из проблем в том, что у него почти нет поддержки. Стоял даже вопрос о закрытии музея только потому, что он не может обслужить большую группу и принять тот поток туристов, который хлынул сейчас в Йошкар-Олу. Да, музей маленький, нет инфраструктуры, находится не в центре, максимальная группа 15 человек. Но это, простите нам дерзкие высказывания, и есть то, за чем нужно ехать в этот город, а не любоваться новоделом-декорациями, которые заполонили Йошкар-Олу. В этом музее настоящая история и настоящая гордость за свой народ и культуру.
Как мы с вами можем помочь? Конечно, запланировать посещение музея, если судьба приведёт в столицу Мари Эл. Да и просто вспомнить этого удивительного человека большое дело. Ведь люди прошлого живы до тех пор, пока их помнят. Конечно, мы должны верить в чудеса, которые случаются, как в Музее Боратынского. Ну, и слушать и петь его музыку. Послушайте песню Ключникова-Палантая
«Воды маленькой реки».
Я благодарю заведующую Музея Смирнову Наталью Евгеньевну за прекрасную экскурсию!