«Не сотвори себе кумира». Да, не сотвори! Но думаю, что у каждого артиста (а мы будем говорить об искусстве) есть своя система ценностей или свои ориентиры, точки опоры, с помощью которых ты готов перевернуть мир! Сотворение кумиров и следование (подчас слепое) им тоже присутствует в искусстве: чем открывать новые пути, гораздо проще идти по уже проторенным дорогам. Хуже, что зрителя по таким дорогами трудно увести за собой он зритель скорее всего предпочтёт оригинал копии. Есть обратная сторона вопроса полное отрицание того, что было сделано до тебя. Как говорится, ничего святого. И опять-таки, зрителя можно привлечь подобным «новаторством», но, увы, ненадолго, потому что это говорит скорее о глупости артиста, нежели об оригинальности: не брать во внимание накопленный веками опыт доказывает либо необразованность, либо лень послушать и посмотреть, что было до него, либо непонимание, что всё уже сделано до нас и наша задача, переварив прошлое, получить шанс сказать что-то своё. Тут возникает вопрос о великом чувстве меры где та грань, чтобы не впасть в копирование, но и не уйти от источника. И, видимо, ответ прост: не сотвори себе кумира, а найди ориентиры.
Ориентиры можно найти быстро, но бывает, что они с годами меняются. Это не плохо жизнь идёт, исследовательская работа приводит к новым поискам и находкам вот и новые маяки.
У меня таких маяков много. Какие-то светили ярче раньше, какие-то просигналили мне позднее, какие-то, я уверена, покажут путь в будущем. Но о трёх ориентирах, о трёх китах в моей творческой жизни я могу говорить сейчас абсолютно уверенно: Валентина Дмитриевна Пономарёва, Нани Георгиевна Брегвадзе и Клавдия Ивановна Шульженко.
Если говорить о любви к романсу и в конечном итоге о моей профессии, то она началась задолго до выхода на сцену с фильма «Жестокий романс». До этого я пыталась петь романсы, но помню, что никак не могла выучить слова наизусть я в этих словах не видела смысла. (А без смысла выучить текст на память категорически для меня невозможно!) Меня привлекали романсы мелодикой, какой-то томной тоской, которая, конечно, была мне знакома, но понять о чём они я не могла. И вдруг фильм! Точное попадание в меня невероятным сочетанием слов, мелодии, гитар, тональностей, соответствия моему состоянию, современности звучания при общем антураже XIX века! И главное голос! Голос, который был человеческий, у которого на первом плане стоял текст и переживание. (Очень часто у исполнителей мы слышим сначала звук, а потом, если повезёт, слово. И это в романсе принципиально неправильный подход: сначала слог, буква, а потом обязательно звук!) Даже нельзя сказать, что поразил меня именно голос: у настоящих романсовых певцов не бывает голоса в чистом виде это всегда сочетание звука, слова, смысла и чувства. Потом, конечно же, была куплена виниловая пластинка, заслушанная до спотыканий и царапин. И странное дело через какое-то время через современные романсы, которые звучали в фильме, пришло понимание и осознание того, что делается и в старинных романсах они приобрели смысл, нашлись в них и логика, и развитие, и идея! И стало постепенно всё понятней и понятней как их исполнять потому что зажёгся первый маяк, это стало точкой отсчёта.
Я имею честь общения с Валентиной Дмитриевной, она бывала на моих концертах, ей посвящён один из моих альбомов. Она не раз приглашала меня участвовать и в своих концертах. И много слов приятных услышала я от неё. И много советов ценных, которые помогают всегда. Когда голос, который когда-то с экрана произвёл в моей душе и жизни революцию, вдруг разговаривает лично со мной это необъяснимое чувство! Попробуй не сотвори тут себе кумира! Но это бессмысленно, потому что Пономарёва одна! Копирование и тиражирование карается вечным законом искусства!
С Валентиной Пономарёвой и Ириной Крутовой!
Детские и юношеские воспоминания это не только люди, картинки, запахи, вкусы, но и звуки. Каждый из нас может вспомнить ту звуковую дорожку, сопровождавшую его в тот или иной момент жизни. И если в более зрелом возрасте мы её формируем сами, то в детстве она формировалась сама из радио, телевизора, пластинок, звуков демонстраций, застольных песен. Некоторые песни звучали особенно настойчиво, потому как были любимы народом. Одна из них «Снегопад, снегопад, не мети мне на косы...» Я знала, кто это поёт, как зовут певицу, более того, эта песня была ожидаема в телевизионных концертах и предвосхищаема словами старших: «А „Снегопада“ не будет?» До каждой песни надо дорасти. Я на тот момент до этой песни никак не доросла, наверное, и не могла тогда понять, что это «снегопад на косы» и «бабье лето её». Даже как-то раздражало у певицы нет кос, зачем поёт такую песню?!
И вот однажды очень хорошо помню где, когда (а переломные моменты обычно запоминаются в деталях) это было в университете, на занятии по политэкономии наш преподаватель сказал (вот чего не помню, так это то, что связывало его фразу с политэкономией): «Брегвадзе она же королева!» И что-то щёлкнуло в душе моей! С того момента королева, сама того не зная, удостоилась моего самого пристального внимания, изучения и мысленных поклонов, как и полагается перед королевскими особами. И это продолжается до сих пор: видя Нани Георгиевну на сцене или по телевизору, поёт она или говорит, общаясь с ней лично от неё глаз оторвать невозможно! Магия слова, жеста, взгляда, поворота головы, звука, слова, отношения к собеседнику всё это и по-королевски, и великодушно. Вот, действительно, чем человек по-настоящему величественнее, тем он мягче, добрее к окружающим его людям! Она сама мастер-класс. Она может ничего не говорить, даже может ещё не спеть сам её выход на сцену школа мастерства, благородства, утончённости, красоты, отношения к романсу и коллегам! И это ещё один очень важный маяк.
Дорогие фотографии и слова!
Фотографии разных лет!
Судьба, которая подарила встречу с этими великим женщинами, называется «Романсиада»! Встречи с каждым членом жюри «Романсиады» в отдельности уже хватило бы на то, чтобы не расстаться с романсом никогда, а их настоящих звёзд было столько, что дух захватывало и стало понятно: окунувшись в этот мир единожды, расстаться с ним невозможно!
Именно, участвуя в «Романсиаде», стоя за кулисами Колонного зала Дома союзов, я думала о том, сколько эта сцена видела знаменитых людей! Вот здесь, за кулисами, стояла когда-то великая Клавдия Шульженко перед выходом на эту прославленную сцену!
«Голоса-то у неё нет, душой поёт» вот эту фразу о Шульженко я слышала в детстве много раз. В общем, даже в этом была убеждена. Много лет спустя я готовила программу песен Шульженко (программа эта существует до сих пор и постоянно пополняется). И, конечно, много переслушивала её записи. И вдруг меня осенило: у неё потрясающий, сильный, богатый голос! Но почему же тогда я не знала и не слышала этого в детстве? А потому, что Клавдия Ивановна виртуозно чувствовала меру! Она знала, что более голосовой подход к песне отдалит её от зрителя. Ей нужно было найти самый короткий путь к сердцам слушателей. А самый короткий путь это тогда, когда зритель слушает и думает: «вот как здорово! И я так могу!» Вот это и есть «петь душой»! Это очень непростой путь, потому что слушатель видит только то, что хочет показать ему артист разговор по душам через песню. Но артист не покажет всю ту огромную работу, которую он сделал до выступления и без которой исполнение невозможно. Гораздо проще показать свой голос (а не эту необходимую работу), которым зритель тоже восхитится, но вот той интимности может уже и не быть.
Клавдия Ивановна мастерски владела мелочами в интонации, в дикции, в звуке, в настроении. Не было для неё общих мест ни строчки! Каждое слово с выверенной интонацией, каждая буква сказана с той долей нажима или протяжённости, с какой необходимо именно в этом месте! Каждая песня спета своим звуком. Да, мы узнаём голос, но он всегда звучит по-разному. Ведь любой голос имеет сотни вариантов звучания. И как приятно слышать, когда певцы используют все краски, а не поют все песни, как одну одинаково. Вот Шульженко владела этим в совершенстве. И только иногда, в крайних случаях, там, где это просто необходимо давала голос в полной мере. Голос у неё был великолепный, только использовала она его очень и очень грамотно. И это третий маяк.
Тот знаменитый концерт в Колонном зале Дома Союзов!
Как написано в начале, маяков и ориентиров у меня много это и певцы из прошлого, и современники, и даже совсем молодые у каждого есть чему поучиться! Но сегодня я обозначила трёх китов, на которых держится моя песня и мой романс. Не буду называть этих трёх удивительных женщин кумирами, потому что не слепо иду за ними, а могу для себя объяснить и детально разобрать, что они создают такого, что делает их великими. И могу говорить об этом бесконечно!