«Романсиада» — путёвка в жизнь!

12 января 2015
Как известно, в жизни каждого человека случаются переломные, а лучше сказать — судьбоносные моменты. Значение их невозможно оценить сразу — с близкого по времени расстояния. Но чем дальше они удаляются в прошлое, тем яснее и значимее становится их роль в твоей судьбе.
В моей творческой биографии таким моментом стал конкурс молодых исполнителей русского романса «Романсиада». Именно с лауреатства на этом конкурсе я веду отсчёт своей профессиональной деятельности. Именно там молодой начинающий артист начинает улавливать очертания того, без чего он потом жить уже не сможет. (Читая эти слова, можно заподозрить автора или в пафосности, или в иронии, но тут нет ни того, ни другого — не сможет и всё. Точка.) Попав в эту атмосферу, кожей ощутив те эмоции, которые испытываешь, исполняя романс; пообщавшись с людьми, которые и есть история Романса, — без всего этого чувствуешь себя уже творчески абсолютно одиноким. Вот тут и появляется зависимость — крепкая, прочная, неизлечимая зависимость — романсовая, та, что определила всю мою будущую жизнь!
Любое дело живёт, дышит и вдохновляет, только если есть кому оживить, вдохнуть и вдохновить! Душа «Романсиады», её инициатор, создатель, хранитель, сердце и мотор — Галина Сергеевна Преображенская.

… Приехав в Астрахань на региональный тур «Романсиады», мы знали, что во столько-то часов состоится встреча с продюсером. «Я видел её по телевизору — такая рафинированная дама», — сказал кто-то из ожидавших. Тут в кабинет влетела миниатюрная женщина в джинсах, волосы на затылке собраны в хвост и, кажется, глядя на нас на всех, уже всё про каждого поняла. Это влетела к нам наша судьба — Галина Сергеевна! Вспоминая мою «Романсиаду» и наблюдая за последующими, могу сказать, что с годами Галина Сергеевна изменилась — стала мягче к молодым исполнителям: если на моём конкурсе на вопрос конкурсанта: «А можно я не буду давать интервью на камеру?» она резко разворачивалась и говорила коротко: «Езжай домой!», то потом я наблюдала, как она стала терпеливей: молодым и непонятливым конкурсантам объясняла всё спокойнее и медленнее.
Одним из первых удивлений, которое сидит во мне до сих пор, было и есть — как она нас всех запоминает?! А сейчас ведь романсиадцев, я думаю, больше сотни! И помнит не только — как зовут, откуда, репертуар, голос, темперамент, но и сильные и слабые стороны каждого! Помню, как собрала она нас перед концертом в зале Чайковского и давала каждому задание: «Ты выходишь тогда-то, оттуда, говоришь то, поёшь то». Говорит каждому и спрашивает: «Понял?» И к следующему. Потом вдруг: «Понял? Повтори!» Знала, кто схватит тут же, кто только со второго раза. А ещё её поразительная способность видеть мелочи — «Тебе нужны другие туфли, я тебе дам!», «Талию туже затяни», «К микрофону близко не подходи», «Возьми такой-то романс — тебе подойдёт» — и всё это мимоходом, держа в голове сотню идей, фамилий и… всех нас!

Лауреаты «моей» «Романсиады» на сцене Колонного зала Дома Союзов.

«Романсиада» — это школа жизни! И не только творческой. Романсиадцев видно издалека. Мы все можем петь по-разному, но школа нас по-хорошему выдаёт. А как же иначе?! Ну, во-первых, самые первые шаги молодые исполнители делают не где-нибудь, а на сцене Колонного зала Дома Союзов! Причём, очень мудро то, что не только Гала-концерт проходит на этой прославленной площадке, но и третий тур конкурса: молодые певцы в течение дня осваивают эту высокую во всех смыслах сцену, и вечером на концерте — это уже просто мастера! Но Галина Сергеевна не разделяет концертные площадки на важные и неважные — там, где она, её Романс и романсиадцы, там самый высокий уровень — будь это музей, Симфоническая эстрада парка Сокольники или Колонный зал Дома Союзов.

С Галиной Сергеевной в музее…

… и на Симфонической эстраде парка Сокольники…

…и на сцене Колонного зала Дома Союзов! Финал «Романсиады — 1998».

А ещё она может сегодня позвонить и сказать: «Завтра концерт, посвящённый Лермонтову. Ты поёшь два романса». И я пою завтра два романса на стихи Лермонтова, хотя раньше я их не пела. Это сейчас у меня есть романсы почти на все случаи жизни, а тогда путь только начинался. А костюмы?! Галина Сергеевна научила относиться к сценическим костюмам как к очень серьёзной части выступления. Это сейчас я получаю от пошива нового платья огромное удовольствие, а тогда относилась к этому гораздо безответственней — ведь неважно в чём, главное — как! (сарказм!!!) Важно, очень важно: и в чём, и как! Вот Галина Сергеевна и отвела меня по приезду в Москву перед финальным туром к своим портнихам, чтобы сшить мне подходящее платье.
А вот и школа жизни: Галина Сергеевна рассказывала, что, будучи студенткой, очень хотела опубликовать свою статью в крупном журнале и очень боялась позвонить редактору и предложить свою работу. На что её подруга ей сказала: «Ты позвони: корона-то не слетит!» Сколько раз меня выручала эта установка, что дело надо делать, не бояться, а корона точно не слетит! Кстати, Галина Сергеевна тогда позвонила и статью напечатали и потом ещё печатали её материалы много раз.
Где «Романсиада» — там праздник! Как Преображенской удаётся делать такие праздники — загадка, кажется, для всех. Продумать сценарий, выстроить канву, держать в голове все ниточки, завязать их в один ажурный узелок, никогда не терять темпа, выйти достойно из любой ситуации! При этом ни одного дежурного слова, взгляда! Только любовь к Романсу, к романсиадцам и, конечно, любовь к зрителям! Любовь и красота!
Каждый раз, думая о Галине Сергеевне, хочется выпрямить спину и выучить новый романс. Почти не шутка! Выглядеть и чувствовать себя на сцене по-королевски — это тоже её школа!
«Романсиада» в лице Галины Сергеевны всем нам дала путёвку в жизнь, но не просто показала путь, куда идти, но и подсказала, как жить, идя по этому пути, что делать, как себя вести, как реагировать на жизненные и творческие трудности, как при этом выглядеть, чтобы гордо нести имя романсиадца!

На сцене Колонного зала Дома Союзов. Юлия Зиганшина и Леонид Серебренников: финал"Романсиады-1998».

Мастер-класс от Медеи Гонглиашвили!

Однажды Галина Сергеевна сказала, что любит запах строительной краски. Кто-то уточнил — это запах перемен. И вот ещё один урок — никогда не стоять на месте, идти вперёд, видеть цель и добиваться её. Да, мы все разные, пути и цели у нас разные, а вот школа одна — «Романсиада»!

Александр Сариев, Юлия Зиганшина, Нани Брегвадзе, Давид Гвинианидзе, Галина Преображенская.
А вот, что нашлось в архивах: видео со второго — Астраханского — тура моей «Романсиады»!
© 2011–2024 Юлия Зиганшина
Сайт создан Volin&Petrova - создание сайтов и хостинг.