«То, что помнит этот дом». История мечты.

12 апреля 2019
Очень хорошо помню этот момент, когда пришла в голову новая идея. Это было 22 мая 2018 года, примерно в шесть часов вечера — оставалось полчаса до концерта, я шла по залам казанского музея Боратынского, направляясь в служебную часть музея для подготовки. Иду я по анфиладе комнат и понимаю, что в каждом зале хочу петь — настолько всё здесь располагает к романсам! Но как это организовать, и комнаты есть совсем небольшие — концерта там не сделаешь. В Пушкинском зале меня пронзает мысль: экскурсия! Точнее, концерт-экскурсия: медленно ходить по залам с небольшой группой экскурсантов, рассказывать о жизни в этом доме и петь романсы!..
Вот уже восемь месяцев, как эта идея воплотилась в реальность, а точнее: сбылась мечта!
За это время я успела сформулировать то, что раньше объяснить словами не могла, только чувствовала.
Во-первых, в этом музее я когда-то начинала петь. Правда, тогда он располагался только во флигеле, а сам дом распахнул свои двери только после длительной реставрации — в 2015 году. То есть, этот музей — моя романсовая родина.
Во-вторых, ретро — это состояние души. Причём, мне дорого ретро, которое — середина XX века, и то, которое до революции — рубеж XIX и XX веков, когда был очередной всплеск развития русского романса. Я уже писала о том, что очень хочется узнать: как жили люди в то время, когда ныне «старинные» романсы были современными? Как они ходили в магазин и покупали ноты; потом, приходя домой, под рояль или гитару подбирали, изучали новые романсы (если он совсем новый, то и послушать было негде). А как эти ноты, которые сейчас пожелтевшие, выглядели новыми? А как люди одевались? Как чувствовали себя в этих интерьерах, если это — твой дом?.. Вот такие вопросы меня всегда волновали и волнуют сейчас. Поэтому первое из удовольствий — надеть длинное, стилизованное под старинное платье и прошуршать им по залам!
Дальше. Вы обращали внимание, что когда певцы приходят в новое помещение, они пробуют зал на акустику? Причём грамотный вокалист пробует зал и на звучание, и на масштаб: как подать звук, чтобы он улетел и вернулся — такой голосомер квадратных метров. Это делается, чтобы быть услышанным — с одной стороны, но и не раздавить всех присутствующих своим звуком, если не рассчитать масштаб помещения и дать голоса больше, чем нужно. Так вот, следующая задача концерта-экскурсии: «озвучить», наполнить каждый зал музея, проверить его на акустику и представить — как здесь пелось хозяевам? А то, что они пели в каждой комнате — и не сомневаюсь: Боратынские были очень музыкальными людьми!
Следующий момент: у меня есть чудесная гитара — она старинная, столетняя — это очень дорогой моему сердцу подарок. Так вот, эта гитара долгое время лежала без работы, потому что на сцене сейчас принято (да и удобней) играть на гитаре, которая подключается шнуром, а на той «старушке», конечно же, никакого шнура нет и быть не может. Вот и лежала без дела. И тут она пригодилась, как никакая другая — сто лет гитаре и сто лет назад здесь жили Боратынские! Возможно, они даже встречались...
И последнее на сегодня. Я когда-то пришла в этот музей юной журналисткой, делать материал на радио. Пришла и...осталась на долгие годы. И так удивительно сложилось, что я пришла именно сюда! Ведь музей посвящён и Золотому веку русской поэзии — рассказывает, конечно, о Боратынском и о его друзьях: Пушкине, Дельвиге, Кюхельбекере, Жуковском; и, конечно, посвящён Серебряному веку — именно тогда здесь и жили потомки поэта (этот дом купил сын Евгения Абрамовича). То есть, художественная концепция музея по временному охвату полностью совпадает с историей русского романса! Ну, подружись я с Музеем Ленина, например (в Казани, кстати, очень симпатичный ленинский музей — сохранившаяся усадьба образца второй половины XIX века, где Ленин жил подростком, правда, уже революционно настроенным). Я бы, наверное, нашла, чем музыкально заполнить и это пространство, но такого попадания, согласитесь, уже бы не было.
То есть, это тот случай, когда сложилось абсолютно всё. Я не перестаю этому удивляться и каждый концерт-экскурсию жду с особым трепетом и волнением!
Пусть это будет рекламный текст. Хотя для рекламы длинноват. Но короче сказать не могу, потому что душа наполняется самыми прекрасными чувствами от одной мысли о музее, и остановить поток этих чувств очень трудно. Да и не надо.
Ну и коротко: следите за рекламой и приходите в казанский Музей Е. А. Боратынского на концерт-экскурсию «То, что помнит этот дом»!

© 2011–2024 Юлия Зиганшина
Сайт создан Volin&Petrova - создание сайтов и хостинг.