Хочу вспомнить несколько эпизодов.
Моё первое знакомство с Маргаритой Яковлевной состоялось на концерте, где выступало много артистов, в том числе и я. Но общения тогда не получилось. А вот поговорили мы впервые чуть позже — на праздничном вечере в музее Горького. И в конце нашей беседы Маргарита Яковлевна попросила продиктовать номер моего телефона. Я предложила его записать. На что она мне ответила: «Я запомню, но у меня ужасная память — кроме нот и телефонов я ничего не запоминаю!» Если учесть круг её знакомств, то можно представить, сколько телефонов в её голове! А уж про ноты я вообще не говорю!
Однажды мы ездили в составе одной концертной бригады на теплоходе. Эти поездки особенно дороги: в них прекрасно сочетались чудесная компания, ежевечерние музицирования, прекрасная природа по берегам Волги и возможность общения. И вот однажды Маргарита Яковлевна спросила меня: «Юля, а как Ваше отчество?» Я ответила: «Яковлевна». Она улыбнулась и сказала: «Ну, я серьёзно спрашиваю!» Только такому доброму человеку могло прийти в голову, что я решила своим ответом сделать ей приятное и назваться тоже Яковлевной! Но я действительно Яковлевна!
На том же теплоходе мы с Маргаритой Яковлевной играли вместе впервые. Это потом будут и концерты, и совместный альбом. А тогда мы подбирали произведения для исполнения. Речь зашла о «Колокольчиках» Булахова на стихи Толстого. Там в начале у фортепиано бурное вступление. А романс этот я пела впервые и своей тональности пока не знала. Маргарита Яковлевна играет в оригинальной тональности — быстро, виртуозно! Я говорю, что это мне высоко. Она тут же, не сбавляя темпа, играет в другой. Опять не подошла тональность. И так мы перебрали почти все — и во всех это звучало одинаково блестяще! Это высший класс!
Из рассказа Ники: «У нас на даче часто собирались шумные компании. Однажды, когда пришло время кормить обедом целую ватагу детей, мама строго сказала: „Всем мыть руки!“ И заметила, что один мальчик, подойдя к умывальнику, только сделал вид, что он берет мыло, намыливает руки и смывает их. Пантомима! Ритуля увидела это, но ничего не сказала. А когда пришло время разливать суп, взяв в руки тарелку этого мальчика, только сделала вид, что наливает суп! „Ты как будто помыл руки, а я как будто наливаю тебе суп!“ Мамины воспитательные меры всегда схватывались налету!»
Был забавный случай: в рамках конкурса вокалистов им. Глинки в Казани проходила творческая встреча в музее Горького. Конечно, там присутствовали Ирина Архипова и Владислав Пьявко — великие, именитые, прославленные. Очень попросили Пьявко спеть, а Коварскую — ему саккомпанировать. И надо было видеть, как звездный гость вышел к роялю, сверху вниз посмотрев на пианистку, оценивая: достойна или нет. Лениво подал ей знак, что можно начинать. И вот тут эта женщина с королевской осанкой, не торопясь, повернувшись к клавиатуре, как вдарит по ней! Я другого слова найти не могу. А задумали они исполнить цыганский романс. И столько души, темперамента, огня, мастерства вложила Маргарита Яковлевна во вступление, что гость (а человек он, что уж говорить, опытный) быстро переоценил обстановку и с этого момента уже старался только соответствовать поставленной задаче!
И ещё один эпизод, хотя это эпизодом никак не назовёшь!
Мы записывали альбом с другой пианисткой, которая в середине записи работать отказалась. Это была катастрофа. Не вселенского, конечно, масштаба, но личного — точно. Студия заряжена, время идёт, работа стоит. Впору было отменять всё, потому что заменить пианиста сходу практически невозможно. Ансамблевый контакт формируется годами. И
Как я рада и счастлива, что это альбом мы записали именно с Вами, дорогая Маргарита Яковлевна! Горда дружбой с Вами и всегда постараюсь быть Вам полезной!