Стыдно сказать: мне, человеку много лет занимающемуся военными песнями, только совсем недавно стала понятна истинная роль песни и искусства в целом — на войне. Я думала, что вся задача заключается в том, чтобы отвлечь и развлечь солдата, тем самым улучшить его настроение и приподнять боевой дух. В этом, безусловно, тоже. Но основная задача мне теперь видится в другом.
Я уже писала о невероятном подарке — книге из библиотеки Карла Ильича Элиасберга — главного дирижёра симфонического оркестра Ленинградского радио, 9 августа 1942 года дирижировавшего Ленинградской симфонией Шостаковича в блокадном Ленинграде. (Об этом можно прочитать у меня на сайте в «
Виртуальном музее романса и песни» на странице «
Книга»). Книга называется «Без антракта», и это сборник воспоминаний артистов Ленинграда, выступавших в годы блокады в самом Ленинграде и на фронтах, защищавших город.
Все воспоминания пронзительны и требуют обязательного прочтения. Я чуть позже обязательно выпишу в
Цитатник (страница моего сайта, где я собираю важные слова глубокоуважаемых людей, помогающие идти вперёд) некоторые фрагменты этой книги.
Сама жизнь людей и во время войны, и в блокированном городе вызывает и боль, и непонимание — как можно было жить и выжить в это страшное время. А артистам, которые не только сами оставались бодрыми духом, но и вселяли его в других?! И ведь надо учитывать, что артисты не спустились с неба, а были такими же блокадниками, которым так же ежесекундно грозила смерть, как минимум, от трёх опасностей: голод, холод и бомбы.
Так вот. В этой книге особенно заставили задуматься воспоминания артистки балета Ленинградского театра музкомедии Нины Пельцер. Одна из глав её воспоминаний называется «Против дистрофии духа». Нина Васильевна рассказывает о том, что человек, попавший в невыносимые условия, сначала испытывает агрессию и страх, а потом наступает полное равнодушие — дистрофия духа. И вот это состояние она считает самым страшным, потому что такой человек уже лишён эмоций и перестаёт быть ЧЕЛОВЕКОМ. И в таком равнодушии он и подвластен, и победим, и абсолютно управляем.
Когда Нина Васильевна зимой 1941 года стала замечать потухшие глаза своих коллег-артистов, она приняла решение: приказом по театру обязала всех приходить в балетный класс ежедневно в 11 утра. Те, у кого ещё были силы сопротивляться, сказали: «Ты с ума сошла!». У кого не было, те промолчали. И сама Пельцер была полна сомнений: не похоронит ли она кого-то прямо тут, в классе, во время занятий? Но решение принято, и приказ — есть приказ. Все в назначенное время встали к балетному станку. И Нина Васильевна пишет о том, что уже в конце первого занятия люди заулыбались, даже у кого-то порозовели щёки.
Занятия продолжались всю блокаду. И это позволило артистам «встать на ноги» в прямом и переносном смысле.
На войне страшно всё: и противник, и голод, и холод, и бомбы. Но главным врагом (как это часто бывает и в мирной жизни, что уж говорить о войне!) человек зачастую становится себе сам. Дистрофия духа — самый страшный враг, как считает Нина Пельцер. И думаю, она права. Только сильного духом человека — не сломить и не победить.
Именно искусство на фронте — выступление артистических бригад стало для солдата тем важным источником силы и ярких эмоций, необходимых для внутреннего — главного ощущения личности в себе! Такого солдата не победить.
Теперь именно в этом мне видится сила искусства на войне: не дать человеку потерять самого себя. Вернуть ему все человеческие эмоции, которые и поддерживают в нём честь и достоинство, необходимые для сопротивления и Победы.
Конечно, категорически нельзя сравнивать наши с вами условия — с жизнью на войне. Но думаю, что «дистрофия духа» в некоторой степени знакома почти каждому человеку.
В преддверии Великого Праздника хочу пожелать всем нам именно стойкости духа! В любых жизненных ситуациях — стараться оставаться человеком. Потому что, за ту Победу, подаренную нам, мы тоже несём ответственность.
С Днём Победы!