Хотя фестиваль «Сирин» с моим участием проходил в далёком 2001 году, до сих пор воспоминания о нём меня волнуют, и послевкусие не исчезает...
Началось с того, что мне позвонили организаторы и пригласили на фестиваль женского вокала. Узнать подробнее о фестивале было тогда неоткуда, поэтому представление составила по словам звонившего. Мне рассказали так: главное женский вокал в разных проявлениях: рок, эстрада, фольклор, опера, романсы. Нам предлагалось «отвечать» за романсы. И мы поехали в Тюмень втроём: гитарист Александр Лаврентьев и Алексей Гомазков мой муж и на тот момент директор-администратор.
Первые подозрения о том, что это не совсем наш праздник, закрались, когда у девочки, нас встречавшей, сильно округлились глаза после нашего вопроса: а в какие музеи Тюмени вы посоветуете нам сходить? Она так и не ответила, отвернувшись и приуныв. Поселили нас в общежитии, как потом никогда и нигде не селили. Уже в конце станет понятно, что всё это часть единства времени, действия, выстроенной драматургии и сконструированной стилистики.
Придя в зал, ещё как зрители (наше выступление запланировано на третий день), мы были буквально ошеломлены количеством аппаратуры на сцене: казалось, этот ДК просто не выдержит напора звука и выплюнет противоположную стенку. Но ещё большее удивление нас ожидало, когда первый концерт начался. И это было похоже на какое-то совсем другое событие, ну никак не на фестиваль. Зал был пустой несколько подростков пришли послушать что-то, для них неизвестное, и для настроения захватили с собой много пива. Отдельной кучкой в углу зала сидела элита российской музыкальной журналистики во главе с Артёмом Троицким на минуточку. И в довершении всего со сцены полился на нас такой школьно-гаражный рок, какой дворники гоняют из подвалов, не давая подросткам проявить себя. Ну, так я для себя определила всё происходящее. То есть, было ощущение, что проходит закрытый конкурс рок-вокалисток среди школьниц. Только в жюри позвали самых строгих судей, а аппаратура тут случайно оказалась: её, видимо, складировали после какого-то вчерашнего мега-супер-концерта на стадионе.
Про школьно-гаражный рок: так я описываю свои тогдашние ощущения, сейчас понимая, что среди этих певиц, в то время начинавших свой творческий путь, многие в настоящий момент добились и славы, и известности, и мастерства и абсолютно заслуженно. Но тогда я не могла понять: где фолк, опера, и что-то ещё из другого теста хотя бы?!
Первая мысль: немедленно уехать. Правда! Мы были не просто чужие на этом празднике, а абсолютно ему противопоказаны. Но отступать не наше правило. Мы дождались своего третьего дня. За это время уже как-то пообтесались, хотя представить себя на этой сцене я так до конца до выхода не могла.
Пришёл и наш черёд. Я надела длинное платье (ничего другого сценического не привезла!) с декольте, мы настроили полуакустические гитары и пошли на сцену... Кстати, подготовилась я тщательно: для начала выступления выучила песню Луизы Леонтьевой «Сирин» хотелось сделать приятное организаторам.
Вот, говорят: «как гром среди ясного неба»? А мы были наоборот: до нас всё громыхало, свистело, пыхтело, скрежетало, хрипело, истерило, билось об пол, пугало, угрожало, задыхалось и падало. И тут вышли мы: фрак, концертный туалет, каблук-шпилька, нюансы, полушёпот, лирика и всё такое прочее. Молодёжь с пивом, проявив, не смотря на количество выпитого, завидную прыть, быстро свалила из зала. Остались только некоторые участники и то самое «жюри». Мы спели и ушли. Правда, потом нам несколько человек сказали: «я думал романсы дерьмо поганое, а нет: ниче, оказывается». Ну, хотя бы так.
Из приятных моментов был прямой радиоэфир совместно с Натальей Медведевой. Тема: романсы. Вы помните, наверное, что она тоже пела романсы, хотя очень своеобразно. Но вот почему-то нас решили объединить этой темой. Наталья была женщиной ой какой неординарной. Я помню паническую атаку каждого из организаторов, на кого она только собиралась бросить взгляд. Разбегались от неё все, а кто был вынужден вести с ней диалог на любую тему тот шёл, как на плаху. Да, она строила всех и была недовольна всем. Ну хотя бы пустым залом. Хотя, что уж тут сердиться подумаешь, публику не собрали!
Так вот, нас отправили на радиоэфир. Наталья, которая на мир смотрела как на картинки 3D, и на меня почти не обратила внимания, пока не началась беседа. Не то, чтобы я говорила что-то выдающееся, но чем-то её зацепила. Может, тем, что её не боялась, а разговаривала по-человечески. Она выплыла из своего полусна, сконцентрировала на мне взгляд, и мы мило порассуждали на тему романса и его места в нашей жизни. И мой триумф на фестивале состоялся не на сцене, а за кулисами, когда Наталья при всех подошла ко мне сама, сказала что-то приятное и подмигнула в знак поддержки! Тут организаторы буквально кинулись ко мне с вопросом: «Как вам удалось?!» Что удалось? Поговорить по-человечески? И не шарахнуться от человека, которого вы сами же и пригласили?
Короче говоря, это был фестиваль рок-музыки во всех его проявлениях: жить рокерам, типа, всё равно как, слово «музей» они вообще не знают, выступать им всё равно перед кем, а хоть бы и в пустом зале. Тем более за счастье в такие колонки поорать, да перед журналистами (вдруг заметят и напишут, а потом слава и успех!) что им рокершам ещё надо? Это я так говорю, как, видимо, организаторы тогда думали. Но зачем они позвали нас?! Этот вопрос до сих пор не дает мне покоя, когда я вспоминаю тот март 2001 года.
Ещё много нюансов и деталей, как «за» фестиваль, так и «против», можно вспомнить, но это уже мелочи.
Если всё это выразить одной фразой, то лучше я приведу цитату Александра В. Волкова из статьи «Сирин 2001. III межрегиональный фестиваль женского вокала»: «Третий день по оценкам очевидцев стал самым спорным. Бесспорна была лишь певшая романсы Юлия Зиганшина, насколько классная, настолько же в данном контексте и неуместная». Точка.