Очень трудно описать словами звук…

17 февраля 2013
Очень трудно описать словами звук, мелодию, а очень хочется. Потому что звуки, вернее, звуки музыки, способны произвести самое неизгладимое впечатление и всколыхнуть чувства, которые останутся с вами навсегда.
Вот три эпизода из жизни, когда от звуков бежали мурашки, замирало сердце.
Эпизод первый.
2007 год. Испания. Недалеко от Барселоны. Всемирный слёт бардов. Заключительный концерт проходит в старинном замке, сцена — на ступенях этого замка.

Ночь, лето, Испания — красота невозможная! И вот на сцене начинается концерт, и со сцены льются знакомые уху песни, родные голоса — атмосфера наша. И постепенно, с течением концерта внимание переключается на сцену, на какие-то мгновения ты забываешь, где ты, потому что это и не важно. Такой концерт может сейчас пройти, я думаю, в любой точке света — везде есть наши люди!:)

И вот, когда прозвучала заключительная песня: «Виноградная косточка» Булата Окуджавы, вдруг в небо взмывает голос Фредди Меркьюри: «Барселона! Барселона!»
Это была одна из гениальных задумок бессменного организатора Всемирных бардовских слётов Стаса Аршинова: во-первых, это было к месту, а во-вторых, — и это то, ради чего пишу — этот голос, эта песня взорвали звуковое пространство: было ощущение, что лопнул пузырь нашего тёплого междусобойчика, и на нас посыпались звезды испанского неба, дохнуло морем, полился аромат роз — как будто невероятная сила нас выдернула из привычного круга и заставила полететь!..
«Барселона» Фредди Меркьюри и Монсерат Кабалье.

Эпизод второй.
2006 год. Грушинский фестиваль. Мы с «Трилогией» — Эльмирой Галеевой и Еленой Фроловой — поём на сцене любимой площадки «Зазеркалье».
Незадолго до этого мы записали наш первый альбом. Записывали его своеобразно: так как Лена живёт в Москве, а мы с Эльмирой в Казани, запись тоже проходила в Казани, то некоторые песни делались так: Лена спела и уехала, а мы с Эльмирой потом дозаписывали свои голоса.
И вот на Грушинском мы встретились в первый раз после записи, и некоторые песни впервые исполняли вживую и втроём. В частности, песню Елены Фроловой «Мухамбази».
Очень часто, когда мы поём втроём, происходят удивительные (для нас самих) вещи. Иногда создаётся впечатление, что нас больше: целый хор. А иногда, когда мы с Леной поём дуэтом, вдруг слышится голос Эльмиры. То есть создаётся какое-то особое звуковое пространство, в котором мы дышим вместе, и возникает ощущение, что голоса живут самостоятельной жизнью, сливаясь, разлетаясь, двоясь и троясь, или вдруг превращаясь в один. Это, я думаю, не результат репетиций (репетиций, как раз нам не хватает из-за дальности расстояний), а происходит от того, что нам, встретившись, очень быстро удаётся настроиться друг на друга, вспомнить то состояние, которое испытывали уже не раз. Не скрою, это не всегда удаётся сразу. Бывает, что нужно больше времени: даже часть концерта. Но, не достигнув этого единения душ и голосов, мы пока ещё со сцены не уходили!:)
Так вот, тогда, на Грушинском — была одна из вершин этого душевного родства.
Возможно, оттого, что это была для нас самих премьера, которую, практически не репетируя, мы вынесли на суд зрителя (в том нет ничего хорошего — выходить без репетиций — и обычно мы так не делаем:), но в тот раз рискнули), возможно, от удивительной красоты тех мест: горы, сосны, заходящее солнце. Но мы, спев эту песню, очень долго — а на сцене время течёт по-другому — не могли выйти из этого состояния. Первой очнулась Лена. Повернулась ко мне с вопросом: какая следующая песня? Я (в полной невесомости, медленно) отвечаю: не знаю; Лена поворачивается к Эльмире: Эльмирочка, какая сейчас песня? Эльмира, с блуждающей улыбкой, скользя взглядом по соснам: не знаю. Хорошо, что Лена — человек решительный, взяла инициативу на себя, объявила следующую песню и программа продолжилась!
«Мухамбази» исполняет «Трилогия».

Эпизод третий.
Я ездила на теплоходе с концертной бригадой: проводила концертные программы в музыкальном салоне. Мне кажется, теплоходный салон — одно из самых подходящих мест для пения романсов.
Наверное, это ощущение сформировалось благодаря судьбоносному для меня кинофильму «Жестокий романс». Судьбоносный он, потому что именно с этого кинофильма началась моя любовь к романсам. Но сейчас не о романсах:)
Наш маршрут проходил через город-герой Волгоград. Все, кто ездил на теплоходе через этот город, знают, что существует традиция — опускать в воду цветы с борта теплохода и замолкать на минуту в память о великом подвиге советского солдата в Сталинградской битве.
И вот наш теплоход вновь отправляется в путь, делает разворот и перед нами возникает великая статуя Родины-матери, и в этот самый момент по теплоходной трансляции начинает звучать песня из нашего альбома «Негромкие песни Великой войны» — «Давай закурим». Эта песня начинается с гитарного вступления, которое можно считать позывными. Я вздрогнула от неожиданности. А потом мурашки побежали по коже.
…Когда я пою песню на сцене или записываю в студии — песни меня очень трогают и волнуют. Но к своим готовым записям я отношусь спокойно. А в этот раз я слушала со слезами на глазах — наверное, от того, что «столкнулись» — два великих памятника — Родина-мать и Великая песня — которые никогда не дадут нам забыть о бессмертном подвиге советского солдата!
«Давай закурим!«

© 2011–2024 Юлия Зиганшина
Сайт создан Volin&Petrova - создание сайтов и хостинг.