Здравствуйте, дорогие друзья! Рады вас приветствовать на страницах Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
Впереди июль - кульминация лета!
Успеть порадоваться солнечным дням, надышаться тёплым воздухом, впитать ароматы лета - задача... сложная, потому что надо торопиться - не спеша. Торопиться, потому что "всё мгновенно, всё пройдёт", а не спеша - потому что в суете можно упустить главное.
Вообще, не торопиться - это талант. Или мудрость, приходящая с годами. Удивительно, но торопясь - ничего не успеть. Вовремя остановиться, выдохнуть, вдохнуть новый глоток воздуха и осмысленно двинуться в путь - вот секрет глубины и широты в каждом действии. Метод понятен. Осталось его применить на деле.
Вот так, не торопясь, войдём в июль. Как это это сделал Игорь Северянин:
В полях созрел ячмень.
Он радует меня!
Брожу я целый день
По волнам ячменя.
Смеется мне июль,
Кивают мне поля.
И облако — как тюль,
И солнце жжет, паля.
Блуждаю целый день
В сухих волнах земли,
Пока ночная тень
Не омрачит стебли.
Спущусь к реке, взгляну
На илистый атлас;
Взгрустнется ли,- а ну,
А ну печаль от глаз.
Теперь ли тосковать,
Когда поспел ячмень?
Я всех расцеловать
Хотел бы в этот день!
"Я всех расцеловать хотел бы в этот день" - чудесное чувство, нам всем знакомое. Пусть солнце светит вам всегда и везде, как на этой картине.
Автор этой работы - именинник следующей недели Константин Маковский.
Родился Константин Егорович 2 июля 1839 года в творческой семье. Его отец был деятелем искусств и художником-любителем. Константин Маковский писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу». А ещё его отец был, видимо, и музыкантом. Судить об этом мы можем по портрету отца художника.
Конечно, мимо гитары мы пройти не могли!
Тем более, что песни продолжают звучать, и хочется надеяться, что ещё из одних летних праздников - фестивали - опять вернутся в нашу жизнь.
Сейчас многие фестивали проходят в режиме он-лайн. В данный момент идёт активная подготовка к Грушинскому фестивалю. Мы пока не сможем собраться в прекрасных Жигулях под Самарой, но выехать в лес и сделать запись - можно. Тем более, что мобильность звукорежиссёра, оператора и фотографа Валерия Мустафина не знает границ. В лесу, на полянке, под тремя соснами появилась сцена, где Юлия Зиганшина записала несколько песен, которые прозвучат в эфире Грушинского фестиваля в первые выходные июля.
В день рождения Юрия Визбора его дочь - Татьяна Визбор - организовала грандиозный домашник - домашний концерт. Тоже, конечно, в эфире. Когда эфир только готовился, её спросили: кто там будет? Она ответила: "лучше спросите, кого не будет!"
Почти три часа песен Юрия Визбора в самых разных исполнениях. Среди участников и Юлия Зиганшина.
Откроем традиционную страницу нашего Еженедельного Журнала -
Календарь знаменательных дат в области романса и песни, чтобы узнать, какие памятные даты, праздники и дни рождения замечательных поэтов, писателей, композиторов, исполнителей, художников, артистов мы будем отмечать на ближайшей неделе.
29 июня 1900 года, 120 лет назад, родился Антуан де Сент-Экзюпери!
В 12 лет Антуан впервые полетел на самолёте и с этого момента полюбил самолёты навсегда. Ребёнком даже пытался соорудить летательный аппарат из велосипеда, простыней и проволоки. Впоследствии он значительно усовершенствовал несколько авиационных приборов своего времени, даже получив патент на эти улучшения. Первое произведение, им опубликованное, носило название «Лётчик».
Конечно, главное его творение - Маленький принц. Здесь неслучайно нет кавычек. Потому что Маленький принц уже давно не только литературный герой.
Мы хотим вас познакомить с песней Виталия Харисова на стихи Алексея Гомазкова "
Маленький принц". Но в первую очередь эта песня посвящена его создателю - Антуану де Сент-Экзюпери.
30 июня 1891 года родился Борис Прозоровский!
Король романса! Его произведения - золотой фонд любимого жанра. Мы цитируем Бориса Алексеевича, даже не зная его романсов: "Мы только знакомы", "Мы странно встретились", "Вернись, я всё прощу", "Разошлись, как ночью корабли" (чаще говорят "в море", но точная цитата - "ночью"). Врач по образованию, Прозоровский посвятил всю свою жизнь музыке, романсам. К сожалению, время для романсов было трудное - они были запрещены, а те, кто ими занимался, подвергались смертельной опасности. Вышло так, что Борис Алексеевич жизнью заплатил за свою страсть и преданность такому ранимому и беззащитному жанру, как романс: в 1937 году Борис Прозоровский был расстрелян.
Предлагаем вам вспомнить
историю жизни и творчества Тамары Церетели, для которой Борис Алексеевич был главным человеком.
А нам остаётся помнить великого Мастера, петь и слушать его бессмертные произведения! "
Совсем чужие", "
Вернись", "
Караван", "
Газовая косынка".
В конце июня мы с вами традиционно отмечаем дни рождения великих романсовых певиц, даты рождения которых история, увы, не сохранила.
В 1862 году родилась Татьяна Толстая.
Татьяна Константиновна не только прекрасно пела и играла на гитаре, но и сочиняла романсы. Причём, романсы чудесные, многие из которых входят в золотой фонд любимого жанра и в репертуар современных исполнителей.
Музыка окружала её с самого детства - вся семья была исключительно музыкальной. Самой Татьяне только графский титул не давал возможности выходить на сцену. Но для друзей она пела всегда с радостью.
Все тяготы первых лет двадцатого века пришлось испытать этой мужественной женщине. В годы Первой мировой войны Толстая некоторое время была на фронте в качестве старшей медсестры санитарного поезда Поезд курсировал между передовой фронта и Москвой. Здесь Татьяна Константиновна общалась с медбратом Александром Вертинским. По его воспоминаниям Толстая была "очаровательная, уже седая, добрая и благородная барыня". Судьба Татьяны Константиновны закончилась трагически - она погибла от рук большевиков.
Вспомним её светлые, нежные романсы - "
Тихо всё" и "
Я тебе ничего не скажу".
В 1871 году родилась Анастасия Вяльцева.
"Певица радости жизни" - так писала о ней пресса. "Несравненная" - это определение певицы стало нарицательным. Кто-то считал её исполнение вершиной пошлости, потому что пела она для толпы и так, чтобы толпа её поняла. Кто-то её исполнение считал высоким искусством, потому как не каждому дано управлять это толпой с помощью голоса и романса.
Вяльцева создала новейший салонно-романсный жанр, в котором был достигнут сплав старого и нового: традиции эстрадной "цыганщины" сочетались с рафинированной чувственностью, с фривольностью и развлекательным шиком.
Мы сегодня вспомним о ещё одном таланте певицы - организаторском.
Она была и гениальным менеджером своей концертной жизни. Практичная и деловая женщина, она самостоятельно продумывала маршруты своих гастролей, вникая во все организационные детали. "Даже умудрённые предприниматели преклонялись перед поразительными административными способностями молодой артистки" (Л. Пальмский). Об этом говорят и её баснословные гонорары, и личный вагон, возивший её по стране, и фрагменты её деловой переписки. Кстати, адресованы они её концертмейстеру А. Таскину: "Я вам поручаю устроить концерт в Сокольниках, продумайте программу", "Напишите подробно приход и расценку мест", "Вильно вычеркнуть, о Кракове навести точные справки".
Остаётся добавить, что такое сочетание - полётной души и деловой хватки - встречается крайне редко. Чаще - что-то перевешивает. Вяльцевой удавалось всё!
Вспомним романсы из репертуара Анастасии Дмитриевны Вяльцевой "
Я ехала домой", "
Динь-динь-динь", "
Гайда, тройка".
В 1872 году родилась Варвара Панина.
С Вяльцевой они почти ровесницы. Испытали почти равную славу. Это было возможно, скорее всего, потому, что, хотя они обе и работали в жанре романса, но были абсолютно разными. Сверкающая, полётная, открывшая новые границы Вяльцева и правдивая, пронзительная, несущая старую - вековую цыганскую традицию пения и понимания - Панина.
"Это было необыкновенное, самобытное и своеобразное пение... Бывало, сядет она у края стола, облокотится, устремит глаза куда-то вдаль и запоёт глубоким, грудным голосом... И все слушают с затаенным дыханием И у всех глаза увлажняются слезами... Как Орфей укрощала она своим чудным голосом "диких зверей" кутящих по три дня, по три ночи у "Яра". При ней "стеснялись". Её "уважали". Не один растроганный Кит Китыч разводил потом руками:
- Ведь вот поди ж: словно узду накинула! Как шелковый стал! Ай, баба! Ай, Варвара!" (Ю. Беляев "Цыганка").
Послушайте романсы из репертуара Вари Паниной - "
Возьми свою гитару", "
Глаза".
Сегодня на нашей звуковой дорожке почти одни романсы. Это не случайно: лето - самое подходящее время петь и слушать романсы, так считает Юлия Зиганшина. Так что, на даче, в лесу, на теплоходе - напевайте романсы - с ними лето слаще!
Будьте здоровы и счастливы! До встречи на страницах нашего ЕЖ через неделю!
И напоследок, прощаясь с июнем - песня из кинофильма "31 июня" - "
Звёздный мост".
P.S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года - каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки - на главной странице, внизу, слева.
P.P.S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом - это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сообщите, пожалуйста, об этом в "
Обратной связи", чтобы мы могли исправить такое недоразумение!
P.P.P.P.S. А ещё мы будем вам очень благодарны, если вы приведёте в нашу компанию своих друзей!