Здравствуйте, дорогие друзья! Рады вас приветствовать на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
Олег Потапов "Дверь в весну"Я пройдусь по лесам,
Много птичек есть там
Все порхают, поют,
Гнёзда тёплые вьют.
Побываю в лесу,
Там я пчёлок найду:
И шумят, и жужжат,
И работать спешат.
Я пройдусь по лугам.
Мотылечки есть там;
Как красивы они
В эти майские дни.
(Аполлон Майков)
Скоро-скоро май наступит,
Завтра встретим мы его,
Но не будем торопиться -
now* - тридцатое число!
(наша самодеятельность)
*now (англ.) - сейчас
Человек любит подгонять события: скорее бы весна, скорей бы лето, когда уже кончится зима, надоела осень!
А ведь, пожалуй, нет ничего слаще ожидания: потому что всё ещё впереди, потому что в своих мечтах мы можем нарисовать идеальную картину - какая будет весна, и уже можем получить удовольствие от своих мечтаний!
Вот и сегодня - 30 апреля, завтра наступит май, и этот апрель станет нашей историей. Давайте попробуем от сегодняшнего дня получить удовольствие: и мечтая о мае, и вспоминая о том, что было хорошего в апреле!
Наш апрель заканчивается прекрасными событиями, о которых мы вам немедленно расскажем!
24 апреля в рамках цикла "Герои моего романса" состоялся концерт, посвящённый незабвенной Анне Герман!
После него закралось подозрение, что делать концерт, состоящий из песен, которые пела Анна, очень непросто, потому что каждое произведение - до самой глубины души; в то же время, песни из её репертуара делают любую душу бездонной! И самое главное - стало понятно, что эти песни точно не для развлечения, они - работа для души. Поэтому такой концерт - не самая простая программа и для певцов, и для слушателей. Но сколько света и любви от этих песен!..
Была и чисто польская нотка в этой программе: своими воспоминаниями о концертах Анны Герман поделился польский гость вечера - руководитель польской общины Казани пан Сташек Козловски.
После этого концерта, особенно после совместного со зрителями пения, стало понятно, что эти песни не забудутся никогда!
25 апреля там же, в Музее Боратынского состоялся премьерный показ фильма "Искание" о казанском периоде молодого Льва Николаевича Толстого. Это работа большой команды под руководством молодого режиссёра Вячеслава Иванчука, который и провёл этот вечер.
С фрагментом программы "Музыка в Доме Толстых" выступила Юлия Зиганшина.
Приятным моментом стало награждение Благодарственным письмом и памятным знаком.
Заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни, чтобы узнать, какие праздники мы будем отмечать в последний день апреля и начале мая.
Сегодня исполняется 180 лет со дня рождения композитора Виктора Пасхалова.
К сожалению, мало кому сейчас памятно это имя, а ведь музыка Виктора Никандровича, по мнению музыковедов, в своё время оказала влияние на Чайковского и Мусоргского!
Жизненный путь композитора был неровен: он учился на историко-филологическом факультете Казанского университета. Не окончив, перевёлся в Московскую консерваторию. Не окончив и её, уехал в Париж, где был вольнослушателем парижской консерватории. Вернувшись на родину, поездив по городам и весям, обосновался в Казани, где возглавил первую бесплатную музыкальную школу города.
Писатель Семён Васюков в своём очерке 1906 года "Вниз по Волге" так вспоминал композитора:
"Последние годы жизни Пасхалов провел в Казани, давая частные уроки и участвуя в домашних концертах. …Пасхалов играл чудно, играл, увлекаясь и забывая тоску, которая грызла его больное сердце. Странным, выразительным шепотом он пел свои романсы, аккомпанируя до художественной тонкости. Слушатели проводили с музыкантом целые ночи до самого утра, нервное напряжение, вызываемое его вдохновенной музыкой, заставляло некоторых дам падать в обморок, мужчин плакать. Такие концерты назывались в Казани „пасхаловскими ночами".
Жизнь композитора закончилась трагически: не справившись с душевными волнениями, которые тяготили его всю жизнь, он покончил собой в 43 года...
Послушайте запись, сделанную вчера для Культурного Центра имени А. C. Пушкина - романс Виктора Пасхалова на стихи Алексея Толстого "
Ты не спрашивай".
30 апреля 1918 года образовалась студия "Ленфильм"!
На киностудии «Ленфильм» снято около 1500 игровых полнометражных фильмов!
Вспомним один из них - "Трое в лодке, не считая собаки", а, вернее, песню из этого фильма, которую написали Александр Колкер и Ким Рыжов - "
Река". Тем более, что 3 мая исполнится девяносто лет со дня рождения Кима Ивановича!
Сам Джером К. Джером - автор этого бестселлера про троих с собакой в лодке - родился 2 мая 1859!
4 мая 1772 года родился Фридрих Брокгауз — немецкий издатель, основатель издательской фирмы «Брокгауз» и издатель «Энциклопедии Брокгауз».
Его энциклопедия послужила основой для российского словаря Брокгауза-Ефрона (82 тома) с 1890 по 1907 год.
Почему мы сегодня вспомнили этого не совсем "нашего" - профильного - героя? Потому что нам захотелось ещё раз заглянуть в казанский Музей Арбузовых, где стоит книжный шкаф, спроектированный известным архитектором Карлом Мюфке специально для Александра Ерминингельдовича Арбузова именно для этих 82 томов именно этой энциклопедии! Вот этот Шкаф (заглавная буква исключительно из уважения перед этим выдающимся и умным предметом мебели!)
4 мая родилась несравненная Одри Хёпберн!
"Жить — это как бежать по музею. И только потом вы начинаете по-настоящему осознавать, что вы увидели, думать об этом, наводить справки в книгах и вспоминать — поскольку вы не можете принять это все и сразу" - как верно сказала эта удивительная, абсолютно гармоничная женщина!
Вспомним песню из кинофильма "Завтрак у Тиффани" - "
Лунная река" в переводе Алексея Гомазкова.
4 мая 1914 года родился Марк Фрадкин!
Однажды Марк Григорьевич обязательно станет Героем нашего романса! А сейчас - небольшой концерт песен композитора: "
Ожидание", "
В сиреневых сумерках", "
Течёт река Волга", "
Ночной разговор".
Вот ещё песни Марка Фрадкина, которые пополнят наш сегодняшний концерт - "
А годы летят" и "
Случайный вальс"! Тем более, что написаны они на стихи ещё одного именинника предстоящей недели - Евгения Долматовского! Поэт родился 5 мая 1915 года.
Мы не случайно публикуем фотографию Евгения Ароновича в военные годы, потому что именно сейчас начнём готовиться к главному празднику - Дню Победы!
В нашей рубрике "Стихи о музыке" - военное стихотворение Евгения Долматовского "Пеленг".
Певица по радио пела,
И голос летел далеко,
Сперва осторожно, несмело,
А дальше, как птица, легко.
Был город в тугие объятья
Тревожного сна погружен...
Была она в бархатном платье,
Стоял перед ней микрофон.
А где-то в небесном молчанье,
Стараясь держаться прямой,
С далёкого бомбометанья
Летят самолёты домой.
Несут они много пробоин,
Идут тяжело в облаках.
Сидит за приборами воин
В своих марсианских очках.
Певица о юности пела,
О лебеде и о тоске.
Катодная лампа горела
На аспидно-чёрной доске.
А в Гамбурге яростный "зуммер"
В неистовой злобе урчал,
Но голос певицы не умер,
Он только сильнее звучал.
Два мира в эфире боролись.
Сквозь бурю, сквозь грохот и свист
Услышал серебряный голос
В наушниках юный радист.
Узнав позывной Украины,
Над крышами горестных сел
Пилот утомлённый, машину
По песне, как лебедя, вел.
Пришли самолёты на базу,
Родные найдя берега,
И песня, пожалуй, ни разу
Им так не была дорога.
1942
Споём ещё две песни на стихи Евгения Долматовского? "
Лизавета", "
Моя любимая"!
Кстати, репетиции к концертам, посвящённым Дню Победы, уже идут полным ходом! На фотографиях Юлия Зиганшина и Оркестр МВД Татарстана.
Согласитесь, что звуки духового оркестра только усиливают чувство Победы!..
Сегодня - Международный день джаза! Но и его мы отметим в русле песен войны и Победы: послушайте песенку военной поры "
Часы пока идут" в джазовой аранжировке Дмитрия Толпегова и Андрея Ковалёва!
А вот, чтобы отметить ещё один праздник, мы заглянем в историю чуть глубже...
4 мая - Международный день пожарных.
Как-то раз мы с вами листали книгу Владимира Гиляровского "Москва и москвичи".
Сделаем это ещё раз, открыв страницу на том месте, где идёт речь о московских пожарных второй половины XIX — начала XX столетия:
"— Пожарники едут! Пожарники едут! — кричит кучка ребятишек.
В первый раз в жизни я услыхал это слово в конце первого года империалистической войны, когда население нашего дома, особенно надворных флигелей, увеличилось беженцами из Польши.
Меня, старого москвича и, главное, старого пожарного, резануло это слово. Москва, любовавшаяся своим знаменитым пожарным обозом — сперва на красавцах лошадях, подобранных по мастям, а потом бесшумными автомобилями, сверкающими медными шлемами, — с гордостью говорила:
— Пожарные! И вдруг:
— Пожарники!
Что-то мелкое, убогое, обидное...
В Москве с давних пор это слово было ходовым, но имело совсем другое значение: так назывались особого рода нищие, являвшиеся в Москву на зимний сезон вместе со своими господами, владельцами богатых поместий. Помещики приезжали в столицу проживать свои доходы с имений, а их крепостные — добывать деньги, часть которых шла на оброк, в господские карманы.
Делалось это под видом сбора на «погорелые» места. Погорельцы, настоящие и фальшивые, приходили и приезжали в Москву семьями. Бабы с ребятишками ездили в санях собирать подаяние деньгами и барахлом, предъявляя удостоверения с гербовой печатью о том, что предъявители сего едут по сбору пожертвований в пользу сгоревшей деревни или села. Некоторые из них покупали особые сани, с обожженными концами оглоблей, уверяя, что они только сани и успели вырвать из огня.
«Горелые оглобли», — острили москвичи, но все-таки подавали. Когда у ворот какого-нибудь дома в глухом переулке останавливались сани, ребятишки вбегали в дом и докладывали:
— Мама, пожарники приехали!..
Бывали, конечно, и настоящие пострадавшие от пожара люди, с подлинными свидетельствами от волости, а иногда и от уездной полиции, но таких в полицейских протоколах называли «погорельщиками», а фальшивых — «пожарниками».
Вот откуда взялось это, обидное для старых пожарных, слово: «пожарники!»
Кстати, даже среди инструкторов по пожарной безопасности встречаются люди, которые не знают разницы в этих словах!..
Мы поздравляем всех православных с наступающим праздником Пасхи!
И поздравляем вас, друзья, с наступающим маем! Будьте здоровы и счастливы!
До встречи через неделю!
P.S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года - каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки - на главной странице, внизу, слева.
P.P.S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом - это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте - не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в "
Обратной связи", чтобы мы могли исправить такое недоразумение!
P.P.P.P.S. В конце номера вы видите значки социальных сетей и средств связи, нажав на которые, вы можете отправить этот выпуск друзьям.
P.P.P.P.P.S. А ещё мы будем вам очень благодарны, если вы приведёте в нашу компанию своих друзей!