Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
«Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит.»
Сегодня исполняется 310 лет автору этих строк — учёному-естествоиспытателю, энциклопедисту, химику, физику, астроному, приборостроителю, географу, металлургу, геологу, поэту, художнику, историку —
Михайлу Васильевичу Ломоносову!
Бесспорно, поражает размах его знаний и устремлений. Но ещё больше мучает вопрос: разве можно успеть сделать то, что сотворил этот великий человек, за одну человеческую жизнь? Да ещё не за самую длинную — 54 года. Сотни и сотни экспериментов, огромное количество научных открытий, целое собрание литературных сочинений, мозаика, морское дело, космос, иностранные языки (знал 17, 12 — в совершенстве). Кроме того административная деятельность, а ещё бесконечные споры за свою правоту (однажды во время спора с одним немецким академиком он вышел из себя и сломал ему нос, оправдав тем самым свою фамилию). Ещё он утвердил основания современного русского литературного языка. Гоголь писал:
«Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступленье впереди книги. Его поэзия — начинающийся рассвет».
А сам Михайло Васильевич так оценивал русский язык:
«Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким с неприятелем, италианским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку искусен был, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».
Даже перечислить все его деяния кажется невозможным.
Нам остаётся только восхищаться масштабом личности и почаще обращаться к его советам:
«Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется».
И пусть прозвучит чудесное стихотворение Ломоносова, посвящённое его дочери:
Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.
Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,
Но в самой истине ты перед нами царь;
Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!
Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,
Что видишь, всё твое; везде в своем дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому.
Теперь о «хорошем, сделанным с трудом» за эту неделю:
14 ноября в Казани прошёл заочный конкурс «Песни моей души». Председателем жюри выступила Юлия Зиганшина.
Формат необычный — всех участников пришлось слушать в записи, но, несмотря на невозможность проведения конкурса в обычном формате, оргкомитет решил не отменять праздника, а провести его на расстоянии, обязательно собрав лауреатов на концерт, когда это станет возможным. Поздравляем всех победителей конкурса!
В минувший вторник в Культурном Центре имени Пушкина состоялась творческая встреча с Юлией Зиганшиной.
Встреча носила практический характер: рассказать молодым людям — зачем нужна Пушкинская карта и как её можно использовать. И говорить об этом было легко, потому что трудно рекламировать, когда хвалишь (даже хороший) товар и за это хочешь денег. А в этом случае рекламируешь то, что наоборот принесёт денег, которые можно потратить с большой пользой для себя самого.
Вчера в Большом концертном зале Татарстана состоялся творческий вечер Заслуженной артистки Татарстана, органистки Лады Лабзиной. В концерте участвовала Юлия Зиганшина
Несколько слов о
планах.
Совсем скоро — 26 ноября исполнится 220 лет со дня рождения Героя нашего романса Александра Егоровича Варламова. Мы с вами обязательно отметим эту дату через неделю. Но, чтобы вы могли заранее распланировать этот день, мы сообщаем, что в КЦ имени А. С. Пушкина именно 26 ноября состоится концерт, посвящённый композитору
12 декабря состоится праздничный концерт «Песни для директора»!
Любимыми песнями и романсами будем все вместе отмечать юбилей нашего концертного директора —
Ники Коварской! Количество мест, увы, ограничено, поэтому побеспокойтесь о билетах заранее.
15 декабря мы приглашаем вас в зал Татарской государственной филармонии на гала-концерт, посвящённый Его Величеству Романсу!
И 29 декабря ждём всех на праздничную программу в Большой концертный зал Республики Татарстан.
Заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни, и узнаем, какие ещё праздники и дни рождения мы будем отмечать на предстоящей неделе.
Сегодня исполняется сто лет со дня рождения Эмиля Брагинского.
Сколько радости и счастливых мгновений подарили нам фильмы, снятые по сценариям Брагинского! Мы, конечно, вспомним песни из этих кинофильмов: «
Под музыку Вивальди» («Почти смешная история»), «
Я спросил у ясеня» («Ирония судьбы или С лёгким паром»), «
Моей душе покоя нет» («Служебный роман»).
21 ноября 1920 года родился Ян Френкель.
Мы напоминаем вам, что в
Школе исполнительского мастерства можно прочитать очень полезную статью Яна Абрамовича — «Честь певца». А ещё мы предлагаем вам посмотреть ролик, который был записан год назад —
к столетию композитора!
22 ноября исполнится 220 лет со дня рождения Владимира Даля.
И в этот же день — День словарей и энциклопедий. Конечно, это не совпадение, а продолжение одного в другом.
На создание «Толкового словаря» Далю понадобилось 53 года.
Первые слова для своего «Толкового словаря» Владимир Иванович записал в 18 лет, путешествуя по России. Последние — незадолго до собственной смерти, в 1872 году. В издание вошло 200 тысяч слов, 30 тысяч пословиц, поговорок и загадок, которые наиболее точно объясняют значения слов.
«Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека — вот где надо искать принадлежность его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски» — говорил Владимир Даль.
А вот ещё один человек-праздник, чей день рождения потянул за собой знаменательную дату.
24 ноября 1888 года родился Дейл Карнеги, и в этот же день — День завоевания друзей и влияния на людей.
Помнится, во времена книжного дефицита его книги были из тех, которые давали почитать на одну ночь.
Говоря о психологии и умении разбираться в людях, можно вспомнить ещё одну книгу, которая является экспонатом Казанского музея Боратынского.
«Искусство познания людей по их внешнему облику, жестам и походке по Лафатеру с тридцатью двумя раскрашенными иллюстрациями». Париж, 1813. Эту книгу когда-то послала мама Евгения Боратынского сыну в Пажеский корпус, чтобы мальчику было проще найти общий язык со сверстниками и преподавателями.
24 ноября 1730 года родился Александр Суворов. Мы с вами вновь заглянем в Астрахань, где стоит памятник великому земляку.
и вспомним несколько цитат гениального полководца:
- Ближайшая к действию цель лучше дальней.
- Вот моя тактика: отважность, храбрость, проницательность, прозорливость, порядок, мера; правило, глазомер, быстрота, натиск; человечество, мир, забвение.
- Дисциплина — мать победы.
- Деньги дороги, жизнь человеческая ещё дороже, а время дороже всего.
- Кто храбр — тот жив. Кто смел — тот цел.
- Кто напуган — наполовину побит.
- Тяжело в учении — легко в походе! Легко в учении — тяжело в походе.
- Скорость нужна, а поспешность вредна.
- Теория без практики мертва, практика без теории слепа.
- Если б я не был полководцем, то был бы писателем.
- Торопитесь делать добро!
25 ноября 1562 года родился Лопе де Вега — испанский драматург, поэт и прозаик, выдающийся представитель Золотого века Испании. Автор около 2000 пьес, из которых 426 дошли до наших дней, и около 3000 сонетов.
А ещё Феликс Лопе де Вега писал басни. Напомним вам одну из них.
«Дровосек и смерть»
Послушай сказку: дряхлый старец,
годов восьмидесяти, не меньше,
из леса дальнего в Афины
таскал огромные поленья.
Был труд его настолько тяжек,
что жаждал он одной лишь смерти
и лютую молил смиренно:
— Приди, о Смерть! О Смерть, не медли! —
И Смерть услышала однажды,
стуча доспехами скелета,
пред ним явилась и сказала
на костяном своем наречье:
— Ты звал меня, чего ты хочешь? —
И старец, задрожав, ответил:
— Хочу, чтоб ты мне пособила
вязанку дров взвалить на плечи.
И, конечно, мы вспомним прекрасные песни из кинофильма «Собака на сене», снятого по пьесе драматурга и поэта: «
Романс Дианы» и «Романс Анарды».
22 ноября отметит день рождения Николай Добронравов, и мы желаем поэту здоровья и вдохновения!
Не случайно у поэта такая говорящая фамилия: песни на его стихи всегда волновали и будут нас волновать. Наш традиционный пятничный концерт посвящён Николаю Николаевичу: «
Беловежская пуща», «
Да разве сердце позабудет», «
Маленький принц», «
Предчувствие любви», «
Ты не печалься», «
Надежда», «
По Ангаре».
25 ноября 1944 года родился Марк Минков.
И вновь маленький концерт — вспомним три песни композитора: «
Дорога добра», «
Катерок», «
Старый рояль».
Ещё праздники, которые ожидают нас на предстоящей неделе.
Завтра — День работника транспорта и День трамвайных поездок.
Михаил Александрович Канеев, «Ленинград. На бывшей Сенной», 1959
Отметим праздник воспоминанием, как однажды Юлия Зиганшина на ходу разговорилась с водителем троллейбуса, который пожаловался на судьбу водителя: и на своём персональном автомобиле он ездит исключительно под проводами, а на стыках проводов и на свой машине притормаживает, потому что именно так должен делать водитель троллейбуса.
День смотрения по сторонам (25 ноября) мы отметим любопытной историей, которая встретилась на просторах интернета.
24 ноября 1815 года в Бамбурге родилась Грейс Хорсли Дарлинг .
Ее юность прошла на маяке Лонгстоун. Отец Грейс — Уильям Дарлинг — был хранителем маяка. Повзрослев, она стала помогать отцу. Часто проводила ночи на маяке, всматриваясь в темную даль.
7 сентября 1838 года Грейс как обычно дежурила на маяке. Именно в этот день на воду был спущен британский пароход «Фортафшир», на судне было около 60 человек. А в окрестностях маяка начинался сильный шторм. Капитан «Фортафшира» ошибочно направил судно к скалистым берегам в окрестностях маяка Лонгстоун. Грейс и ее отец не смогли остаться безучастными. Они первыми ринулись на помощь тонущим людям.
На маленькой рыбацкой лодке девушка вышла в открытое штормовое море. Она не смогла за раз спасти много людей, потому ей пришлось несколько раз подплывать к «Фортафширу». Сильный ветер и ледяная вода серьезно затрудняли процесс. Ей удалось спасти всех пассажиров.
В течение нескольких дней Грейси и ее мать выхаживали раненых. А после того как погода наладилась, люди были доставлены в госпиталь.
Поступок Грейс был оценен британцами. О девушке начали писать в газетах, она стала настоящей национальной героиней. В ее честь даже слагались стихи, а художники рисовали её портреты. Дарлингам была вручена солидная денежная премия, а Королевское общество спасения наградило их золотыми медалями и подарило серебряный чайник.
В начале 1842 года Грейс отправилась навестить свою сестру в Бамборо, но в дороге серьезно простудилась. 20 октября 1842 года Грейс Дарлинг умерла от пневмонии.
Подвиг отважной девушки был воспет в поэме Вордсворта «Грейс Дарлинг». А маяк, на котором она жила, был объявлен национальным музеем. (информация — с сайта
www.calend.ru/)Остаётся удивляться и огорчаться: как она смогла простудиться в дороге, если совершила свой героический подвиг в ледяной воде и не заболела?!
24 ноября — День вашего уникального таланта. То, что он есть у каждого — это точно. Если вам кажется, что такового нет, значит, вы его плохо искали. Правда, иногда случается так, как у героя рассказа Чехова «Открытие». Рассказ, чтобы вам не вставать и не идти к книжному шкафу, мы напечатаем в Приложении
↓. Но пожелать хотим вам, чтоб, коли уж отыщите талант, то не поступайте так же, как Бахромкин…
23 ноября — День акварели.
В поисках живописного таланта Юлия Зиганшина посетила мастер-класс по рисованию. Здесь, правда, не акварель, как велит знаменательный день, но отметить праздник можно!
Это первый опыт Юлии Зиганшиной в живописи, и результат очень любительский, но она уже совсем по-взрослому возмущалась, что после обработки фотографий на картине совсем не осталось нюансов — практически репродукция! Что тут скажешь!..
Но всё равно спасибо и преподавателю, и фотографу за мастер-класс и памятные фотографии!
22 ноября — День отогревания в кофейнях, а вчера был Tom’s Diner Day. Это день, когда певица и автор песен Сюзанна Вега написала, ставшую потом легендарной, песню «Закусочная Тома». Говорят, что Вега планировала записать её под фортепиано, но она сама не играла, и рядом никого из пианистов не оказалось. И тогда Сюзанна решила спеть её a capella, то есть, без сопровождения. Шли годы. Примерно через 35 лет после её написания Алексей Гомазков перевёл песню на русский язык. Именно этот вариант мы предлагаем вам послушать — «
Закусочная Тома». Спасибо Ирине Гонопольской за запись!
И напоследок праздник, который мы отмечать не будем — 21 ноября — День без музыки. Если кто-то захочет отметить его в вашем окружении, то пусть музыка обязательно звучит у вас в душе!
Будьте здоровы и счастливы, друзья! До встречи через семь дней!
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение!
P.P.P.P.S. В конце номера вы видите значки социальных сетей и средств связи, нажав на которые, вы можете отправить этот выпуск друзьям.
P.P.P.P.P.S. А ещё мы будем вам очень благодарны, если вы приведёте в нашу компанию своих друзей!
Приложение.
А. П. Чехов «Открытие»
Навозну кучу разрывая,
Петух нашел жемчужное зерно…
Крылов.
Инженер статский советник Бахромкин сидел у себя за письменным столом и, от нечего делать, настраивал себя на грустный лад. Не далее как сегодня вечером, на бале у знакомых, он нечаянно встретился с барыней, в которую лет 20—25 тому назад был влюблен. В свое время это была замечательная красавица, в которую так же легко было влюбиться, как наступить соседу на мозоль. Особенно памятны Бахромкину ее большие глубокие глаза, дно которых, казалось, было выстлано нежным голубым бархатом, и длинные золотисто-каштановые волосы, похожие на поле поспевшей ржи, когда оно волнуется в бурю перед грозой… Красавица была неприступна, глядела сурово, редко улыбалась, но зато, раз улыбнувшись, «пламя гаснущих свечей она улыбкой оживляла»… Теперь же это была худосочная, болтливая старушенция с кислыми глазами и желтыми зубами… Фи!
«Возмутительно! — думал Бахромкин, водя машинально карандашом по бумаге. — Никакая злая воля не в состоянии так напакостить человеку, как природа. Знай тогда красавица, что со временем она превратится в такую чепуху, она умерла бы от ужаса…»
Долго размышлял таким образом Бахромкин и вдруг вскочил, как ужаленный…
— Господи Иисусе! — ужаснулся он. — Это что за новости? Я рисовать умею?!
На листе бумаги, по которому машинально водил карандаш, из-за аляповатых штрихов и каракуль выглядывала прелестная женская головка, та самая, в которую он был когда-то влюблен. В общем рисунок хромал, но томный, суровый взгляд, мягкость очертаний и беспорядочная волна густых волос были переданы в совершенстве…
— Что за оказия? — продолжал изумляться Бахромкин. — Я рисовать умею! Пятьдесят два года жил на свете, не подозревал в себе никаких талантов, и вдруг на старости лет — благодарю, не ожидал, — талант явился! Не может быть!
Не веря себе, Бахромкин схватил карандаш и около красивой головки нарисовал голову старухи… Эта удалась ему так же хорошо, как и молодая…
— Удивительно! — пожал он плечами. — И как недурно, чёрт возьми! Каков? Стало быть, я художник! Значит, во мне призвание есть! Как же я этого раньше не знал? Вот диковина!
Найди Бахромкин у себя в старом жилете деньги, получи известие, что его произвели в действительные статские, он не был бы так приятно изумлен, как теперь, открыв в себе способность творить. Целый час провозился он у стола, рисуя головы, деревья, пожар, лошадей…
— Превосходно! Браво! — восхищался он. — Поучиться бы только технике, совсем бы отлично было.
Рисовать дольше и восхищаться помешал ему лакей, внесший в кабинет столик с ужином. Съевши рябчика и выпив два стакана бургонского, Бахромкин раскис и задумался… Вспомнил он, что за все 52 года он ни разу и не помыслил даже о существовании в себе какого-либо таланта. Правда, тяготение к изящному чувствовалось всю жизнь. В молодости он подвизался на любительской сцене, играл, пел, малевал декорации… Потом, до самой старости, он не переставал читать, любить театр, записывать на память хорошие стихи… Острил он удачно, говорил хорошо, критиковал метко. Огонек, очевидно, был, но всячески заглушался суетою…
«Чем чёрт не шутит, — подумал Бахромкин, — может быть, я еще умею стихи и романы писать? В самом деле, что если бы я открыл в себе талант в молодости, когда еще не поздно было, и стал бы художником или поэтом? А?»
И перед его воображением открылась жизнь, не похожая на миллионы других жизней. Сравнивать ее с жизнями обыкновенных смертных совсем невозможно.
«Правы люди, что не дают им чинов и орденов… — подумал он. — Они стоят вне всяких рангов и капитулов…
Да и судить-то об их деятельности могут только избранные…»
Тут же, кстати, Бахромкин вспомнил случай из своего далекого прошлого… Его мать, нервная, эксцентричная женщина, идя однажды с ним, встретила на лестнице какого-то пьяного безобразного человека и поцеловала ему руку. «Мама, зачем ты это делаешь?» — удивился он. — «Это поэт!» — ответила она. И она, по его мнению, права… Поцелуй она руку генералу или сенатору, то это было бы лакейством, самоуничижением, хуже которого для развитой женщины и придумать нельзя, поцеловать же руку поэту, художнику или композитору — это естественно…
«Вольная жизнь, не будничная… — думал Бахромкин, идя к постели. — А слава, известность? Как я широко ни шагай по службе, на какие ступени ни взбирайся, а имя мое не пойдет дальше муравейника… У них же совсем другое… Поэт или художник спит или пьянствует себе безмятежно, а в это время незаметно для него в городах и весях зубрят его стихи или рассматривают картинки… Не знать их имен считается невоспитанностью, невежеством… моветонством…»
Окончательно раскисший Бахромкин опустился на кровать и кивнул лакею… Лакей подошел к нему и принялся осторожно снимать с него одежду за одеждой.
«М-да… необыкновенная жизнь… Про железные дороги когда-нибудь забудут, а Фидия и Гомера всегда будут помнить… На что плох Тредьяковский, и того помнят… Бррр… холодно!.. А что, если бы я сейчас был художником? Как бы я себя чувствовал?»
Пока лакей снимал с него дневную сорочку и надевал ночную, он нарисовал себе картину… Вот он, художник или поэт, темною ночью плетется к себе домой… Лошадей у талантов не бывает; хочешь не хочешь, иди пешком… Идет он жалкенький, в порыжелом пальто, быть может, даже без калош… У входа в меблированные комнаты дремлет швейцар; эта грубая скотина отворяет дверь и не глядит… Там, где-то в толпе, имя поэта или художника пользуется почетом, но от этого почета ему ни тепло, ни холодно: швейцар не вежливее, прислуга не ласковее, домочадцы не снисходительнее… Имя в почете, но личность в забросе… Вот он, утомленный и голодный, входит наконец к себе в темный и душный номер… Ему хочется есть и пить, но рябчиков и бургонского — увы! — нет… Спать хочется ужасно, до того, что слипаются глаза и падает на грудь голова, а постель жесткая, холодная, отдающая гостиницей… Воду наливай себе сам, раздевайся сам… ходи босиком по холодному полу… В конце концов он, дрожа, засыпает, зная, что у него нет сигар, лошадей… что в среднем ящике стола у него нет Анны и Станислава, а в нижнем — чековой книжки…
Бахромкин покрутил головой, повалился в пружинный матрац и поскорее укрылся пуховым одеялом.
«Ну его к чёрту! — подумал он, нежась и сладко засыпая. — Ну его… к… чёрту… Хорошо, что я… в молодости не тово… не открыл…»
Лакей потушил лампу и на цыпочках вышел.