Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
Начинается
Плач гитары,
Разбивается
Чаша утра.
Начинается
Плач гитары.
О, не жди от нее
Молчанья,
Не проси у нее
Молчанья!
Гитара плачет,
Как вода по наклонам — плачет,
Как ветра над снегами — плачет,
Не моли ее
О молчаньи!
Так плачет закат о рассвете,
Так плачет стрела без цели,
Так песок раскаленный плачет
О прохладной красе камелий,
Так прощается с жизнью птица
Под угрозой змеиного жала.
О, гитара,
Бедная жертва
Пяти проворных кинжалов!
Это стихотворение Федерико Гарсии Лорки в переводе Марины Цветаевой откроет сегодняшний день — День гитары.
Гитара — друг, гитара — подруга. Она — утешит, развлечёт, выслушает и поддержит. Она всегда рядом, потому что легка на подъём. Она никогда не выдаст твоё неумение, потому что (в отличии, например, от скрипки) спрячет твои недостатки, а не выставит их напоказ. Она всегда подождёт и никогда не вступит с тобой в борьбу. Гитара всегда с тобой заодно, потому что она — настоящий друг или подруга.
Я люблю гитару Вашу,
У нее душа большая.
Ни о чем меня не спрашивает,
Только очень утешает.
(А. Мариенгоф)
Этой фотографии уже много лет. Ну, не так много, как хотелось бы фотографу при обработке и стилизации снимка. Но тоже уже много. И как в ней всё сошлось: и гитара, чей день мы сегодня отмечаем, и Пушкин, со дня смерти которого вчера исполнилось 185 лет. И даже портрет принцессы Софии на стене — этот портрет Евгений Боратынский со своей супругой приобрели в Париже во время «европейского пилигримства». София — дочь короля Людовика XV, который родился 15 февраля 1710 года, то есть, его день рождения — на предстоящей неделе. А сам снимок сделан во флигеле Музея Боратынского — именно там раньше и располагался Музей. Музею в марте исполнится 45 лет. И об этом мы, конечно, с вами будем торжественно говорить.
Вот такая своевременная фотография!
И давайте вспомним песни про гитару! Это и будет нашим традиционным пятничным концертом: «
Я здесь, Инезилья», «
Возьми свою гитару», «
Всё, как прежде», «
Друг гитара», «
Дремлют чинары», «
Луны волшебной полосы», «
Медовый, аметистовый», «
От зари до зари», «
Тишина за Рогожской заставою», «
Товарищ гитара», «
Эх, душа моя».
На прошлой неделе состоялось много интересных событий.
В воскресенье Юлия Зиганшина и Максим Мулин вновь с концертом посетили великолепное Остафьево! Программа называлась «На фоне Пушкина». Звучали старинные и современные романсы на стихи поэтов пушкинского круга. И современная поэзия тоже звучала. Конечно прозвучала и песня Булата Окуджавы, чья строчка и дала название программы.
На следующий день состоялся концерт в книжном клубе «Гиперион». Этот вечер был по-особенному ностальгический, потому что с теми интерьерами, на фоне которых — так много концертных фотографий Юлии, увы, придётся попрощаться — Гиперион переезжает на другое место. Но чуть-чуть перефразируем Василия Андреевича Жуковского и скажем: «Не говори с тоскою: нет; а с благодарностию — были». Будет новое здание, будут новые концерты. А сейчас вы уже можете посмотреть сам концерт — «
Москва и москвичи». И несколько фотографий.
8 февраля в казанском Дворце Культуры имени Ленина состоялся концерт-лекция «Семнадцать мгновений Микаэла Таривердиева» с участием Оркестра Центра современной музыки Софии Губайдулиной под управлением Анны Гулишамбаровой и с пением Юлии Зиганшиной.
И вчера в Культурном Центре А. С. Пушкина, конечно, вспоминали поэта с особой горечью — в день его кончины.
Чтобы узнать — какие встречи у нас впереди — заглянем в
Афишу.
Ближайшие события такие:
завтра
послезавтра
Заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни, и узнаем, какие ещё праздники и дни рождения мы будем отмечать на предстоящей неделе.
12 февраля 1865 года родился русский купец, потомственный почётный гражданин Москвы, мануфактур-советник, меценат, благотворитель, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея Алексей Бахрушин.
А. А. Бахрушин владел всеми струнными инструментами, обладал приятным баритоном, с ранней молодости увлекался театром, играл в спектаклях Перловского театра, был постоянным посетителем Большого театра, завсегдатаем Малого театра.
Коллекционирование — эта черта характера у Алексея Александровича сформировалась в юности. Причём, поначалу ему важно было само собирательство старины и не очень интересовало — что собирать. Однажды в компании молодёжи двоюродный брат Алексея Александровича С. В. Куприянов хвастался собранными им разного рода театральными реликвиями — афишами, фотографиями, сувенирами, купленными у антикваров. Этот случай привёл Алексея Бахрушина к главному делу его собирательской деятельности: «Вскоре театральное собирательство, — вспоминал его сын, — превратилось у него в страсть». 30 мая 1894 года владелец впервые показал своё театральное собрание ближайшим друзьям, а 29 октября того же года представил его для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального музея.
Мы сегодня прогуляемся по этому музею.
Литография неизвестного автора. «Тайны кулис, или «Театральная изнанка», 1859 год.
Это бюст актёра Сальвини, который, побывав в доме Бахрушина, посоветовал хозяину построить красивую и удобную лестницу из кабинета в хранилище. Раньше лестница была узкой и неудобной. Бахрушин так и сделал: на следующий же день начал строительство, а лестница (на фотографии она за бюстом) и по ныне носит имя Сальвини.
Это и есть кабинет Бахрушина.
За столом — портрет хозяина, выполненный К. Ф. Юоном.
а на столе календарь обычный и календарь театральный сезона 1909−1910гг.
Напротив стола, на стене — фотографии актёров с дарственными надписями Бахрушину.
Кстати, у Алексея Александровича была одна хитрость — как у артистов выманивать экспонаты. Перед приходом именитого гостя он быстро организовывал небольшую витрину, посвящённую актёру, и выкладывал на ней незначительные вещицы. А гостю, подведя его к этой витрине, говорил: «Чем богаты…» Гость, конечно же, сразу старался исправить ситуацию и подарить известному коллекционеру что-то более существенное.
Зал, посвящённый театральному искусству XVIII века.
Столовая.
Дружеский шарж на А. А. Бахрушина неизвестного автора.
Романс-посвящение Бахрушину.
Интерьеры музея.
И вот теперь самое время отметить приближающийся день рождения Ф. И. Шаляпина, которому 13 февраля исполнится 149 лет. Отметим, не выходя их музея:
Шаляпинские экспонаты Музея Бахрушина: скульптурный портрет Шаляпина. Автор — П. П. Трубецкой.
Шаляпин в роли Демона. Автор — С. И. Мамонтов.
Мефистофельский костюм великого певца.
Конечно, мы показали вам только часть экспозиции. Коллекция огромна! А это значит, что в этот Музей можно возвращаться вновь и вновь.
Завтра исполняется 90 лет со дня рождения Игоря Шаферана.
Мы чуть раньше уже приглашали вас на завтрашний концерт. А сейчас вспомним несколько песен на стихи прекрасного поэта: «
Журавлёнок», «
Ромашки спрятались», «
Белый танец», «
Добрый зритель в девятом ряду».
14 февраля 1813 года родился Александр Сергеевич Даргомыжский!
Уже в юности Александр Сергеевич виртуозно освоил скрипку и пианино, хотя его учитель фортепиано скептически относился к его попыткам самостоятельно сочинять музыку. Вся жизнь А. С. Даргомыжского могла бы пойти совсем иначе, если бы не знакомство с Михаилом Глинкой. Изначально он собирался пойти по стопам отца и стать чиновником, но это знакомство привело к тому, что он загорелся желанием сочинить собственную оперу…
Вспомним романсы любимого композитора: «
Мельник», «
Я всё ещё его люблю», «
Я вас любил», «
Мне минуло шестнадцать лет».
В этот же день, в 1936 году родилась Анна Герман — яркая, незабываемая звезда российской и мировой эстрады.
Посмотрите концерт Юлии Зиганшиной, посвящённый Анне Герман. Этот концерт состоялся 24 апреля 2021 года, в Казани — «
Моя звезда».
И в этот же день — Международный день дарения книг! Мы от всей души благодарим всех, кто преподносит нам бесценные подарки! Отдельное огромное спасибо Ирине Гонопольской — целая библиотека сформировалась из подаренных ею книг. А самое главное, что каждая из них — бесценна и просто необходима в работе. Уже многие издания стали основой программ, некоторые ждут своего часа. Но ни одна не останется без внимания.
И перед тем, как мы закроем последнюю страницу сегодняшнего номера, вспомним несколько слов ещё одного именинника предстоящей недели — Галилео Галилея.
«Логика есть инструмент, которым пользуются в философии; и как можно быть превосходным мастером в построении инструмента, не умея извлечь из него ни одного звука, так же можно быть великим логиком, не умея как следует пользоваться логикой.»
«Я никогда не встречал человека настолько глупого, что я не мог у него чему-то научиться.»
«Высшая мудрость — знать самого себя.»
«И всё-таки она вертится!»
«Для того, чтобы уничтожить учение Коперника, вовсе недостаточно заткнуть кому-нибудь рот. Нужно ещё наложить запрет на всю астрономическую науку и, сверх того, воспретить кому бы то ни было глядеть в небо!»
Смотрите в небо, друзья! Оно даёт крылья всем нашим делам!
Будьте здоровы и счастливы! До встречи через неделю!
Большое спасибо за фотографии и записи Вячеславу Иванчуку, Ирине Гонопольской, Валерию Мустафину, Нике Коварской.
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение!
P.P.P.P.S. В конце номера вы видите значки социальных сетей и средств связи, нажав на которые, вы можете отправить этот выпуск друзьям.
P.P.P.P.P.S. А ещё мы будем вам очень благодарны, если вы приведёте в нашу компанию своих друзей!