Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
Мороз на стёклах
На окнах, сплошь заиндевелых,
Февральский выписал мороз
Сплетенье трав молочно-белых
И серебристо-сонных роз.
Пейзаж тропического лета
Рисует стужа на окне.
Зачем ей розы? Видно, это
Зима тоскует о весне.
7 февраля этому стихотворению Дмитрия Кедрина исполнится 80 лет.
(Василий Нечитайло «Солнце»)
Наверное, не случайно февраль — самый короткий месяц в году, потому что весеннее нетерпение с каждым новым зимним днём нарастает и крепнет. И хотя весна — самое долгожданное время года, торопить зиму уйти мы не будем. У нас на февраль много интересных планов.
Но сначала о заключительном аккорде января.
…Когда-то очень давно,
когда деревья были большими, когда афиши рисовались руками, у Юлии Зиганшиной был сольный концерт в большом зале Дома Учёных.
С тех пор шли годы, и Юлия много раз выходила на эту прославленную сцену. Но не с сольными программами, а с выступлением в сборном представлении.
И вот в этом году стараниями Валентины Кемниц — создателя и бессменного руководителя Клуба романсов «Элегия» — состоялся концерт Юлии, который назывался «Снова пою!»
Звучали романсы, песни-ретро, театральные (игровые) песенки. На сцене вместе с певицей блистали Максим Мулин, Дмитрий Толпегов, Андрей Ковалёв и Алексей Гомазков.
Посмотрите прекрасные фотографии Марины Носовой и Сергея Мотылёва!
Большое спасибо Валентине Кемниц за чудесную возможность, всем артистам за музыку и мастерство, всем, кто помогал в организации праздника, всем зрителям, которые заполнили этот зал, всем операторам, которые снимали этот концерт, и, конечно, Марине и Сергею за чудесные, памятные фотографии!
После концерта артистические посиделки прошли в необычном, а скорее — в необыкновенном месте — в квартире, где жил кинооператор Вадим Алисов. Два года назад Вадим Валентинович ушёл из жизни. А несколько лет назад состоялась интересная встреча, вернее, концерт, также организованный Валентиной Кемниц. Концерт назывался «Жестокий романс», и был он посвящён, как вы догадались, романсам к пьесе Александра Островского и фильму Эльдара Рязанова.
Дело в том, что Вадим Алисов снимал «Жестокий романс» как оператор. Но связь его с этой историей ещё глубже: его мама — актриса Нина Алисова — сыграла Ларису Огудалову в фильме Якова Протазанова «Бесприданница» (1936 год). И даже Рязанов до съёмок своего «Жестокого романса» приходил к Нине Ульяновне, и она благословила его на создание картины.
И вот — памятная фотография с портретами Вадима и Нины Алисовых (слева)
Но вам, конечно, известно, что события цепляются одно за другое: на днях Юлия зашла в букинистический отдел книжного магазина и увидела любопытную книгу
И там была статья о протазановской «Бесприданнице»! Правда, покупать эту книгу Юлия не стала, потому что в каталоге это единственный фильм, который откликается в душе и пригодится в работе (в отличии от «Человека с ружьём» и «Лениным в Октябре» — ведь там не поют романсы!), поэтому удалось сфотографировать короткую статью об этом кинофильме. Вот, что писала критика об игре актрисы
На прошедшей неделе состоялся мастер-класс Юлии Зиганшиной на любопытную тему — «Артист и зритель: история любви».
В прошедший понедельник состоялась запись программы телерадиокомпании «Русский мир»
Душевную беседу с певицей, которую провела журналист и поэт Наталья Черных, вы сможете увидеть и услышать чуть позже.
Завтра любители романса соберутся в Государственном Кремлёвском дворце на праздничный концерт романсиадцев под предводительством Галины Сергеевны Преображенской!
Казанцев ждём:
18 февраля в зал Татарской филармонии
28 февраля в Музее Е. А. Боратынского
и несколько мероприятий ожидают нас в казанском Культурном Центре им. А. С. Пушкина. Одно из них посвящено 150-летию Фёдора Ивановича Шаляпина!
Юбилей Фёдора Ивановича состоится 13 февраля, значит, в следующем номере Еженедельного Журнала мы будем отмечать эту знаменательную дату. Мы подготовились и уже сходили в Московский Дом-музей Шаляпина.
Сейчас — небольшой анонс будущего репортажа
Рояль, на котором играли и Шаляпин, и Рахманинов. А вот на стене висит портрет певца, написанный тремя людьми. Если вы знаете — кто эти люди, напишите нам в течение предстоящей недели! А ответ мы опубликуем в следующем номере.
Заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни чтоб узнать: какие ещё праздники и дни рождения мы будем отмечать на предстоящей неделе.
5 февраля 1906 года родилась Зара Левина — пианистка и композитор
По традиции мы слушаем её необычный романс «
Красивые глазки».
4 исполнится 150 лет со дня рождения Михаила Пришвина — писателя и публициста.
Юный Михаил Пришвин учился из рук вон плохо — он дважды оставался на второй год, и остался бы третий раз, но его отчислили из учебного заведения из-за ссоры с одним из учителей.
Членство в марксистском кружке стоило Пришвину двух лет жизни, проведённых за решёткой. Сразу после освобождения он переехал за границу.
Михаил Михайлович дружил с Максимом Горьким.
Помимо литературной деятельности, Пришвин сделал солидный вклад в развитие отечественной агрономии, добившись на этом поприще немалых успехов.
Одним из постоянных увлечений Пришвина были автомобили. Свою первую машину, «Москвич», он приобрёл в 1930 году, и с тех пор до самой смерти с автомобилями не расставался. А на автомобильные прогулки он неизменно брал с собой своих собак.
В возрасте 33 лет Пришвин неожиданно оставил службу и пешком отправился в дальнее путешествие на русский Север. Впечатления, полученные в ходе его странствия, в дальнейшем оказали огромное влияние на его творчество.
Книга Пришвина «Дневники», над которой он работал 49 лет, по объёму в несколько раз больше, чем все 8 томов его полного собрания остальных сочинений. Сам Михаил считал «Дневники» главной работой в своей жизни.
Несколько цитат Михаила Пришвина:
- Бойся думать без участия сердца.
- Был мальчиком я слаб на волос и уже в четвертом классе гимназии выросли у меня усы. С этими усами меня до того довели, что я чуть не избил учителя, когда он мне сказал: — «усы выросли, а задачу не можешь решить».
- «Море лесов» — это не плохо, только немного обидно за лес: море морем, а лес сам по себе не хуже, по мне, так и лучше моря.
- Мир на земле возможен лишь при каком-то гармоническом соотношении души с разумом. Господство же разума приводит к голой технике и к войне.
- Раньше «государственный» в отношении ума чрезвычайно был сильным и, казалось, не было большего возвышения, если сказать «государственный ум». С тех пор как, однако, была объявлена перспектива о кухарке, управляющей государством, мало-помалу эпитет «государственный» потерял свое обаяние. Даже напротив.
- Человеческий сукин сын воспользовался идеей личного бессмертия с трагедией распятия для своего житейского благополучия.
- Русские дураки охотно превращаются в тараны для разрушения русской народности.
- Если ты хочешь понять ребенка и дать ему самую лучшую для него игрушку, то ты должен понять себя как ребенка и предложить другому ребенку игрушки так же всерьез, как ты предлагаешь себе.
- Попробуйте так вдумчиво прочитать хотя бы за один день наши центральные газеты, и вы тогда, я уверен, вроде меня оденетесь в противогаз Пушкина.
- А я думаю, никто не судит, не распределяет, и дорога в рай или ад для всех свободна. Большинство просто не находит никакого удовольствия себе в раю и предпочитает идти в ад, где вино, карты и все удовольствия. Но я думаю, если хорошенько взяться, можно многих захватить с собой в рай, и это есть творчество.
- Главное горе портретной фотографии — это что люди стремятся изобразить собой, что они «снимаются». А в литературе этому точно соответствует, когда писатели «сочиняют». Пошлее этого сочинительства нет ничего на свете.
- Матерное слово — это анархическое разрешение дипломатических и моральных запутанностей.
- Боюсь операционного стола и математики: хирургия — ужас для тела, математика — для головы.
- Слава поэта похожа на шест, которым гоняют голубей, чтобы они летали и не рассиживались. Поэт, преданный славе, летает, как голубь, под свист мальчишек.
- Жизнь гениального человека лично пуста и вся целиком распределяется в деле для будущего.
- Вы спрашиваете, почему я так много пишу о животных и так мало о человеке, я вам открою причину: сердца не хватает на человека.
Ещё один факт о писателе: фотография также входила в число увлечений Пришвина, причём фотографом он был очень талантливым.
«Конечно, настоящий фотограф снял бы все лучше меня, но настоящему специалисту в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит».
«Большие люди сами расписываются на страницах истории, но скромный человек, такой хороший — и вот нет никому до него дела. А вот не дам я тебе от нас исчезнуть».
И ещё несколько строк о Михаиле Пришвине. На сей раз — слова Константина Паустовского:
«Хочу рассказать об одном случае, когда одна строчка Пришвина объяснила мне явление, которое до тех пор казалось мне случайным. И не только объяснила, но и наполнила его, я бы сказал, закономерной прелестью. Я давно заметил в заливных лугах на Оке, что цветы местами как бы собраны в отдельные пышные куртины, а местами среди обычных трав вдруг тянется извилистая лента сплошных одинаковых цветов. Особенно хорошо это видно с маленького самолета „У-2“, который прилетает в луга опылять от комарья мочажины и болотца. Я годами наблюдал эти высокие и душистые ленты цветов, восхищался ими, но не знал, чем объяснить это явление. Да я, признаться, и не задумывался над этим. И вот у Пришвина во „Временах года“ я наконец нашел это объяснение всего в одной строке, в крошечном отрывке над названием „Реки цветов“: „Там, где мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов“. Я прочел это и сразу понял, что полосы цветов вырастали именно там, где весной проносилась полая вода, оставляя после себя плодородный ил. Это была как бы цветочная карта весенних потоков».8 февраля 1796 года родился Иван Мятлев
Иван Петрович дружил с Вяземским, Жуковским, Пушкиным, которому даже приходился шестиюродным братом. Мятлев входил как в высшие светские, так и в высшие литературные круги. Славился даром поэта-каламбуриста, мастера стихотворных пародий и эпиграмм, имел в своем доме салон, где устраивал музыкальные вечера и приемы. В обществе пользовался большим успехом, хотя часто разыгрывал роль шута. Появление Ивана («Ишки») Мятлева «вводило радость в общество; его ум оживлял беседу, его разговор прогонял скуку».
Послушайте романс на стихи Ивана Мятлева — «
Пахитос».
Сейчас вряд ли кто-то сразу вспомнит его стихи. Но одна строчка — на слуху у всех. И проследить судьбу этой строчки вы можете, прочитав статью Юлии Зиганшиной «
История одной строчки». В этой статье упоминается романс Виктора Фридмана, где чудесным образом переплелись стихи Ивана Мятлева и Игоря Северянина — «
Классические розы».
Мы только что вспоминали Василия Андреевича Жуковского. 9 февраля исполнится 240 лет со дня рождения выдающегося поэта, видного общественного деятеля, незаурядного художника и прекрасного человека!
В. Ф. Одоевский:
«
Стихи Жуковского были для нас не только стихами, но было что-то другое под звучною речью; они уверяли нас в человеческом достоинстве, чем-то невыразимым обдавали душу — и бодрее душа боролась с преткновениями науки, а впоследствии — с скорбями жизни».
Мы приглашаем вас на лекцию-концерт Юлии Зиганшиной, где будем говорить о великом юбиляре. А сейчас послушаем романс на стихи Василия Андреевича — «
Воспоминание».
8 февраля — День российской науки!
Мы поздравляем всех причастных к этому празднику. Самой науке желаем, чтоб была и чтобы здравствовала. А поздравительной открыткой может стать опять же фотография с недавнего концерта, ведь он проходил в Центральном Доме Учёных!
6 февраля — День ступенек и лестниц. Что тут можно сказать? Будьте аккуратны, поднимаясь и спускаясь по ним.
Мы по традиции послушаем песню «
Лесенка».
7 февраля — День балета. Не знаем, как вы, а Юлия Зиганшина отмечает этот праздник еженедельно — занимаясь в хореографическом зале
Завтра — Международный день человеческого братства. Прекрасный праздник! Давайте будем его отмечать изо всех сил.
Будьте здоровы и счастливы, друзья! До встречи через неделю!
И… живите, танцуя!
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение!
И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.