Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
На календаре — последний день марта. Завтра наступит апрель, и этот март станет историей. Провожая год, месяц, день, мы вспоминаем — что было хорошего, ведь воспоминания навсегда останутся с нами. Но, думается, о своих воспоминаниях нужно заботиться самому и заранее: так планировать и наполнять свою жизнь, чтобы воспоминания оставались только хорошие. А мы, по мере наших возможностей, будем помогать вам планировать и наполнять.
Сначала о последних событиях уходящего марта.
Вчера в казанском Музее Е. А. Боратынского состоялся концерт цикла «Герои моего романса».
Это была вторая встреча в рамках цикла, посвящённая Булату Окуджаве
Первый концерт состоялся
23 апреля 2019 года.
В этот раз в Казань приехал Заслуженный артист России Виктор Фридман.
Виктор Наумович встречался, общался и сотрудничал с Булатом Шалвовичем, а также делал аранжировки его песен.
На концерте прозвучали песни из спектакля «Вкус черешни», а так же любимые и забытые песни Окуджавы. А ещё зрители увидели уникальный фильм о репетициях «Вкуса черешни» в «Современнике». В фильме есть удивительные кадры, где, во-первых, Окуджава играет на рояле, а во-вторых, репетирует с артистами свои песни, объясняя, как их нужно исполнять.
Концерт сопровождал рассказ Виктора Фридмана о незабываемых встречах с Окуджавой и работе с ним
Спасибо Виктору Наумовичу за такой творчески насыщенный приезд в Казань, и спасибо всем зрителям, до отказа заполнившим зал Музея Боратынского!
Чуть раньше, 28 марта в Культурном Центре имени А. С. Пушкина состоялся «Горький-фест».
Фестиваль был наполнен разнообразными событиями: состоялась премьера фильма о Горьком в Казани, открылась выставка, посвящённая Горькому и Шаляпину. А закончился насыщенный день большой концертной программой «Музыкант прозы». Именно так когда-то Горького назвал Луначарский. Вот несколько фотографий с этого события.
Сцену украшали два профиля — двух столпов отечественной литературы — Пушкина и Горького. Именно так они много лет соседствуют на первой странице «Литературной газеты», и именно так они украшали сцену фестиваля, напоминая, что самое правильное место для проведения «Горький-феста», всё-таки, Культурный Центр Пушкина!
Фестивалю предшествовали большие подготовительные мероприятия, в частности, интервью на радио
Уже сейчас начинаются во всём музыкальном мире празднования 150-летия Сергея Рахманинова.
4 апреля в Культурном Центре Пушкина состоится концерт «Весна! Рахманинова звуки!..» с участием Юлии Зиганшиной
Напоминаем вам о скорой встрече в Москве — 11 апреля в «Гнезде глухаря» состоится концерт «Поющие экскурсоводы»!
Заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни чтобы узнать: какие ещё праздники и дни рождения мы будем отмечать на предстоящей неделе.
Сегодня — день рождения И. С. Баха!
Вновь и вновь вспоминаются слова о том, что некоторые фамилии со временем становятся словами: Бах сейчас это уже не фамилия композитора, а краеугольный камень Музыки, точка отсчёта, ориентир. А ещё у музыки Баха есть удивительное свойство: в её силах заставить нас воспарить, поднять голову, позабыть о неприятных мелочах, увидеть ширь, высоту, глубину всего мира. Вот попробуйте прямо сейчас
включить Баха и вы всё это обязательно почувствуете!..
31 марта 1872 года родился Сергея Дягилев.
А вот таким увидел Дягилева его соратник — Михаил Ларионов — живописец, график, сценограф, теоретик искусства, один из основоположников русского авангарда
Этот портрет опубликован в книги Шенга Схейена (биографа Дягилева) «Дягилев. Русские сезоны навсегда».
Посмотрите
ролик, который был сделан для празднования юбилея Сергея Павловича в прошлом году.
Мы вновь возвращаемся к Сергею Рахманинову, к его юбилею, который состоится завтра — 1 апреля.
Не так давно наш друг и читательница Анна Волочкова прислала интересную историю, которая рассказывает о рояле Сергея Васильевича. Обязательно прочитайте эту историю в Приложении↓.
А вот и тот самый легендарный инструмент в Доме, где уже восстановлен зал и будет Музей!
Фотографии сделаны после блестящего концерта Максима Мулина в этом зале 26 января 2023 года.
За памятные фотографии спасибо Сергею Мотылёву, Марине Носовой и Антону Шиловскому!
И давайте послушаем
романсы Сергея Рахманинова.
2 апреля 1833 года вышло в свет полное издание «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, а на следующий день в Петербурге в газете «Северная пчела» была напечатана реклама этого издания: «Поспешаем известить любителей отечественной словесности, что „Евгений Онегин“, коего главы изданы были отдельными книжками, нынче отпечатаны особо, вполне. Радуемся за всех читателей».
Вспомним несколько любимых цитат:
«…Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть…»
«…Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей…»
«…Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень „
“…Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей…»
«…Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя…»
«…Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она…»
1 апреля 1922 года родился композитор Азон Фаттах
Автор опер, музыкальных комедий, музыки к спектаклям и фильмам, более 200 песен. Мы послушаем одну из самых известных — «
Хороши вечера на Оби».
3 апреля исполнится 120 лет со дня рождения Вадима Козина!
В марте 1958 года (тоже юбилей!) Вадим Козин посетил Казань. Об этом событии подробно писали в журнале «Казань»
Владимир Гаранин и Владимир Урецкий:«Я прогуливался по улице Баумана около книжного магазина, — вспоминает Ренат Бикбулатов.— Гляжу: около Качаловского театра стоит Вадим Козин — великий человек, перед которым я преклоняю колени. Я слышал, что он приехал в наш город, и мне, конечно, захотелось послушать его песни вживую. И это мне удалось!
…На сцену вышел человек неприметной внешности — лысый, в чёрном костюме (во втором отделении был в белом), скромно стоял возле рояля. И — полились чарующие мелодии. Голос был всё тот же, как на пластинке. Магия его завораживающего тембра была велика. Когда он исполнял свои нетленные хиты «Дружба», «Осень», «Любушка», «Калитка», зал просто неистовствовал, эмоциональный накал был на пределе.
Люди вставали с мест, кричали: «Браво!», «Молодец!», «Ещё!» Вадим Алексеевич смущённо улыбался, чувствовалось, что ему по сердцу такое восприятие его творчества. Всё было так же, как до войны, когда он был на пике своей славы.
Казанская пресса потом писала про этот концерт: «Его голос не потерял выразительности и по? прежнему звучит молодо и проникновенно. Репертуар Вадима Козина весьма обширен и разнообразен. Однако гвоздём программы являлись старинные цыганские и русские романсы, а также собственные лирические песни, исполненные певцом с большим мастерством».
Послушаем знаменитую козинскую «
Осень».
4 апреля — ещё один юбилей: в 1908 году родился композитор Сигизмунд Кац
Давайте вспомним замечательную песню композитора «Под клёнами» в двух исполнениях: для вас поют — первая исполнительница песни
Тамара Церетели и
Юлия Зиганшина.
И фотография на память — Вадим Алексеевич Козин и Тамара Семёновна Церетели — две легенды…
Какие ещё праздники мы с вами будем отмечать на предстоящей неделе?
Завтра, как вы знаете — День смеха. Вот мы желаем, что бы вам было «до смеха»!
Мы же подойдём к делу серьёзно и порассуждаем о том — кто и над чем смеётся:
«Ничто так не выдает человека, как то, над чем он смеётся» (Гёте)«Обожаю людей, которые заставляют меня смеяться. Я правда думаю, что смеяться — это то, что я люблю больше всего. Это лечит множество болезней. Возможно, это самое важное в человеке» (Одри Хёпберн)«Я верю, что могущество смеха и слёз сможет стать противоядием от ненависти и страха» (Чарли Чаплин)«Смех без причины — лучший смех на свете — все это радостное кипение жизни юной, свежей, этот порыв вперед — куда бы то ни было, лишь бы вперед» (Иван Тургенев)«Смех — это солнце: оно прогоняет с человеческого лица зиму» (Виктор Гюго)«Люди не могут устоять перед теми, кто их смешит» (Соммерсет Моэм)«Мой способ шутить — это говорить правду. На свете нет ничего смешнее» (Бернард Шоу)«Жаловаться на неприятную вещь — это удваивать зло; смеяться над ней — это уничтожить его» (Конфуций)1 апреля — Международный день птиц
Мы о птицах будем… петь!
«
Песня Жар-птицы», «
Расскажите птицы», «
Песня о синей птице», «
Печальная канарейка», «
Журавлёнок», «
Голубка», «
Как ласточка», «
Пой, ласточка», «
Летите, голуби», «
Чёрный дрозд», «
Кукуррукуку», «
Соловей», «
У дороги чибис», «
Тико-тико».
Заключительной песней нашего традиционного пятничного концерта мы отметим заодно и День тромбониста, который тоже первого апреля!
С Дмитрием Толпеговым.
5 апреля — День флешки. И это событие мы можем смело отмечать, потому что, и многие из вас об этом знают, Юлия Зиганшина для своей дискографии осваивает новый формат — все альбомы на
одной флешке
И в заключение нашей встречи мы вам расскажем историю, которую прислал наш читатель.
В прошлом номере Еженедельного Журнала мы отмечали День карандаша. И вот, что мы прочитали в
Обратной связи:
«Несколько слов по поводу карандаша… Когда готовилась первая совместная с астронавтами США экспедиция американцы создали спец лабораторию для создания орудия письма на орбите. Ни чернила, ни паста шариковых ручек не работают в невесомости. Велико же было их удивление, когда они увидели в руках наших космонавтов простой карандаш!»Спасибо за историю, дорогой читатель!
Будьте здоровы и счастливы, друзья! До встречи в апреле!
Виктор Фридман и Юлия Зиганшина желают вам счастливой и музыкальной весны!
Спасибо за фотографии Александру Росточкову, Светлане Наумовой, Нике Коварской и Марине Тихоновой.
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение!
И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.
Приложение.
ИСТОРИЯ ОДНОГО РОЯЛЯИстория рояля Бехштейн № 106739 уникальна по нескольким причинам. Первая и главная это единственный сохранившийся в России инструмент, про который достоверно известно: к нему действительно прикасались руки Рахманинова. Даже в Ивановке, имении Сергея Ваcильевича в Тамбовской губернии, рояль композитора не сохранился в преддверии революции, перед самым отъездом Сергея Васильевича из страны, усадьба была жестоко разграблена, а рояль уничтожен. Вторая причина история этого Бехштейна, его «родословная», сохранилась и известна в мельчайших подробностях, прежде всего, благодаря трепетному отношению всех последующих хозяев этого инструмента к имени его первого владельца: любовь к Рахманинову не могла не проецироваться на рояль, который и не называли иначе как «рахманиновский». Последние тридцать лет он жил в семье легендарных музыкантов, профессоров Московской консерватории Александра Геогиевича Бахчиева и Елены Геннадьевны Сорокиной, знаменитого фортепианного дуэта.
Вклад Рахманинова в русскую культуру переоценить трудно, а вот долг русской культуры, вопреки русской же пословице, платежом к имени великого соотечественника пока не красен вовсе. Например, первый в нашей стране памятник композитору появился в столице лишь семь лет назад появился, благодаря огромным усилиям и энтузиазму Рахманиновского общества, но до сих пор не взят городом на баланс. Ивановка, усадьба Рахманинова, восстановлена также совсем недавно. А в Москве, где композитор прожил значительную часть своей жизни, Музея Рахманинова не было никогда! Исправить эту историческую несправедливость пытается все то же Рахманиновское общество. И если у группы этих преданных имени Сергея Васильевича людей хватит сил и денег, посвященный ему музей уже осенью откроет свои двери для первых гостей. Он будет расположен в старинном особняке на Большой Ордынке; Рахманинов никогда не жил здесь, но хорошо знал и любил этот район Москвы известно, например, что он был прихожанином церкви Николая Святителя в Толмачах, она в нескольких минутах ходьбы от здания будущего музея. Этот особняк станет домом и последним пунктом путешествия и для рояля: Александр Георгиевич и Елена Геннадьевна приняли решение передать «рахманиновский» Бехштейн в дар Музею. А вместе с роялем передали и его «родословную». История эта настолько трогательная и любопытная, что мы не могли не попросить Елену Геннадьевну познакомить с ней и читателей «Музыкальных инструментов». Итак, 1972−73 годы были для нас особенно напряженными: помимо того, что Александр Георгиевич продолжал активно выступать как солист, а я преподавала в консерватории историю музыки, вовсю развернулась наша дуэтная концертная деятельность. В эти годы мы вели ежемесячные телепередачи «Камерные вечера» по первой программе, и каждый месяц готовили новый репертуар к очередной передаче; переиграли более ста четырех ручных произведений и принялись за двухрояльные. Вот тогда и стало очевидно, что нам нужен второй рояль. Два инструмента у нас было, они стояли в разных комнатах рояль Becker и пианино Forster, мы могли заниматься порознь, а репетировать двух рояльные сочинения бегали в консерваторию, где классы бывали свободны далеко не всегда. Обратились за помощью к Леве Дедюхину. Сын известного пианиста концертмейстера Александра Павловича Дедюхина, с которым многие годы сотрудничала Зара Долуханова, Лева был первоклассным музыкальным мастером. Он работал и на радио, и в фирме «Мелодия», и в консерватории, а частным образом обслуживал, кажется, всю музыкальную Москву. Зная практически и теоретически (у него была уйма каталогов, старых и новых) инструменты самых различных фирм, Лева оставался приверженцем Бехштейна, его «золотой» серии, как он называл. Поэтому мы не удивились, когда через несколько месяцев после разговора Лева позвонил и сказал: «Есть инструмент. Бехштейн 107 тысяча. Он, конечно, велик для вашей комнаты, но инструмент королевский. А родословная какая!» От него мы и узнали «родословную».
Рояль принадлежал очень старому человеку Леониду Александровичу Барабейчику, долгие годы проработавшему пианистом — концертмейстером в Большом театре. Ему этот рояль достался после отъезда за рубеж в 1923 году его родного брата Исая Александровича, широко известного под псевдонимом «Исай Добровейн». Исай блестяще окончил Московскую консерваторию, его имя, как лучшего выпускника 1911 года, и сейчас красуется на «золотой доске» возле Малого зала. Он был учеником Константина Игумнова и Адольфа Ярошевского известного поклонника и пропагандиста творчества молодого Рахманинова. Именно ему Сергей Васильевич посвятил «Бурлацкую песню» и романс «Речная лилия». Знаменитый дирижер и пианист, в нашей стране Добровейн особенно прославился еще и тем, что играл «Аппассионату» самому Ленину, которому его исполнение очень нравилось. Правда, Леонид Александрович, когда мы хорошо познакомились, высказывался об этом факте с недоумением: по его словам, «Аппассионаты» в репертуаре брата никогда не было, он часто и охотно играл другую сонату Бетховена «Патетическую»
Зимой 1915−1916 года Исай Добровейн купил у Рахманинова рояль Бехштейн № 106739. Месяца Леонид Александрович не помнил, помнил только, что стоял сильный мороз и брат волновался во время перевозки рояля как тот перенесет такие перепады температуры. Перенес стоически, через неделю его чуть-чуть подстроили, вот и все. Позднее я спрашивала Леонида Александровича, долго ли служил рояль Сергею Васильевичу. По его словам, брат говорил, что у Рахманинова рояль простоял года два с половиной, прибавляя: «Разбить его он не успел». Впрочем, Лева Дедюхин заверил нас при первом же разговоре, что «разбить» рояль не успел никто: в квартире Барабейчика, где инструмент прожил около полувека, было пианино, на котором Леонид Александрович осуществлял всю «черную работу».
Теперь предстояло познакомиться с роялем нам. Лева объяснил, что это не так просто: «Старик относится к нему, как к ребенку. Я говорил, что вы профессионалы, но он хочет вас послушать, а потом решит, подпускать к роялю или нет». Пригласили Леонида Александровича на очередной наш концерт. Не пришел ему с Ленинградского проспекта было тяжело добираться до консерватории. Выручило телевидение. Посмотрев очередную программу наших «Камерных вечеров», старик сказал, что ему нравится прикосновение к клавиатуре Бахчиева и что он разрешает ему придти. Я, судя по всему, доверия не вызывала. Алик поехал один. Вернувшись, сказал, что инструмент, конечно, замечательный, живой, «учит прикосновению». Добавил, правда, что придется выбросить из комнаты все, кроме нашего рояля, иначе Бехштейн не встанет очень велик. Я спросила о цене. Выяснилось, что старик не стал об этом говорить и вообще, по впечатлению Алика, продавать рояль он не хочет!
Ситуация получалась странная. Опять обратились к Леве. Тот подтвердил сразу: «Конечно, не хочет, с этим роялем вся жизнь его связана и брат, и Сергей Васильевич, которого он тоже хорошо знал. Но рояль занимает всю гостиную, а для невестки и сына, с которыми он живет, это просто старая мебель, а им нужны деньги и свободная комната».
Не помню, сколько длились Левины переговоры, но цена, наконец, была названа: «Ребята, 27 тысяч. Думает втайне, что за такие деньги никто не купит. Много, конечно, но все равно. Много или мало? Наверное, много столько в те годы стоил основной взнос за трехкомнатную кооперативную квартиру в хорошем доме. Но у нас эта сумма была, и мы сразу согласились. Я тоже была допущена Леонидом Александровичем до Бехштейна и, сыграв ему на нем «Фантастические пьесы» Шумана, получила сдержанное одобрение. В тот раз мы про были у него довольно долго, он разговорился; чувствовалось, что доверие к нам растет. Однако решающего «да» он не произносил, а сказал, что хочет приехать к нам и осмотреть комнату, где будет стоять рояль.
Через день или два Алик привез его на такси к нам. Он одобрил комнату, похвалил наш Беккер, и мы, наконец, договорились, что спустя неделю, освободив место для рояля, приедем за ним с перевозчиками и с деньгами. А дальше началось самое интересное. Мы подготовили место, действительно выбросив все, что можно, включая мой письменный стол. Договорились с перевозчиками Союза композиторов. Накануне встречи я позвонила Леониду Александровичу, чтобы условиться о времени. Он помолчал, а потом, медленно произнося слова, сказал, что рояль продавать не будет!
Прошло около года. За это время мы посмотрели несколько очень неплохих инструментов… Бехштейн нет нет и вспоминали, запал он в душу. Барабейчик позвонил сам. К телефону подошла я, и когда он сказал, что мы можем приехать за роялем, спросила, не получится ли, как год назад, и не передумает ли он снова. Спросила и пожалела об этом. С такой горечью он объяснил, что решение для него неизбежно, а потому окончательно.
Я никогда не забуду, как мы забирали рояль. Старик встретил нас на пороге в пальто, и мы с ним вдвоем пошли в Сбербанк, чтобы положить деньги на его счет. Алик остался ждать машину с перевозчиками, которые вот-вот должны были подъехать. Закончив денежную операцию, я собралась идти вместе с Леонидом Александровичем в квартиру, но нет: он сказал, чтобы я шла одна, а он на это время уйдет, сейчас уже не помню, куда. Выглядел он плохо, говорил и двигался с трудом. Было ясно, что видеть, как вывозят его рояль, он не в силах.
Не помню, как перевезли рояль, наверное, без приключений. Внесли на второй этаж по широченной лестнице (мы жили тогда в доме на углу улиц Горького и Лесной, на площади Белорусского вокзала). Помню, что не раз звонили Леониду Александровичу, приглашали в гости к роялю, звали убедиться в том, что роялю у нас хорошо. Он все собирался, но так и не пришел. Скоро его не стало. Бехштейн прожил у нас три десятилетия. Мы, как и Леонид Александрович, никогда не делали на нем «черной работы»: для этого у нас было еще два инструмента. После 2002 года, когда пришлось прекратить концертную деятельность, мы не раз задумывались о том, кому достанется этот инструмент, где ему надлежит жить дальше: в консерватории, где учился Рахманинов, или в Музее имени Глинки, где собраны раритетные инструменты?
Но когда стала реальной перспектива создания Музея Рахманинова, все встало на свои места: конечно, он должен быть там. Где же еще? Правда, когда за роялем приехали перевозчики, я поймала себя на том, что хорошо понимаю покойного Леонида Александровича, Но это быстро прошло. Рояль Рахманинова уезжал от нас в Музей Рахманинова. Там он будет чувствовать себя дома, и больше переезжать ему уже не придется!