Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
АРФА
Не в летний ль знойный день прохладный ветерок
В легчайшем сне на грудь мою приятно дует?
Не в злаке ли журчит хрустальный ручеек?
Иль милая в тени древес меня целует?
Нет! арфу слышу я: ея волшебный звук,
На розах дремлющий, согласьем тихострунным
Как эхо мне вдали щекочет нежно слух,
Иль шумом будит вдруг вблизи меня перунным.
Так ты, подруга Муз, лиешь мне твой восторг
Под быстрою рукой играющей хариты,
Когда ея чело венчает вкуса бог
И улыбаются любовию ланиты.
Как весело внимать, когда с тобой она
Поет про родину, отечество драгое,
И возвещает мне, как там цветет весна,
Как время катится в Казани золотое!
О колыбель моих первоначальных дней,
Невинности моей и юности обитель!
Когда я освещусь опять твоей зарей
И твой по прежнему всегдашний буду житель?
Когда наследственны стада я буду зреть,
Вас, дубы камские, от времени почтенны,
По Волге между сел на парусах лететь
И гробы обнимать родителей священны?
Звучи, о арфа, ты все о Казани мне!
Звучи, как Павел в ней явился благодатен!
Мила нам добра весть о нашей стороне:
Отечества и дым нам сладок и приятен.
(Гавриил Державин)
Вчера исполнилось 280 лет со дня рождения Гавриила Романовича Державина!
Обратимся вновь к некоторым строчкам стихотворения «Арфа». Оно посвящено Казани — родине поэта:
"О колыбель моих первоначальных дней, Невинности моей и юности обитель!"Несколько лет назад в саду державинской усадьбы в Санкт-Петербурге была заложена аллея из «Дубов камских» — действительно, деревья были привезены с берегов Камы и посажены под окнами дома поэта.
А уж эту строку — «Отечества и дым нам сладок и приятен» — хоть раз в жизни произносил каждый, порой даже не зная — кто её автор. Часто эти слова приписывают А. С. Грибоедову, но в своей комедии «Горе от ума» Грибоедов лишь цитирует Державина:
«Когда ж постранствуешь, воротишься домой, —
И дым отечества нам сладок и приятен».
Эта строка полюбилась и запомнилась многим, и её часто цитировали.
Константин Батюшков в послании к И. М. Муравьеву-Апостолу написал:
«В Пальмире Севера, в жилище шумной славы,
Державин камские воспоминал дубравы,
Отчизны сладкий дым и древний град отцов».
Пётр Вяземский в стихотворении «Самовар» писал так:
«Отечества и дым нам сладок и приятен!
Не самоваром ли — сомненья в этом нет —
Был вдохновен тогда великий наш поэт ?
И тень Державина, здесь сетуя со мною,
К вам обращается с упреком и мольбою
И просит, в честь ему и православью в честь:
Канфорку бросить прочь и — самовар завесть».
Правда, исследователи жизни и творчества Державина спорят: Державину ли первоначально принадлежат эти строки? Не цитировал ли он сам кого-нибудь? И некоторые учёные протягивают нить к самому Гомеру. Может, это и так. Но что мы можем сказать точно, что на русском языке впервые эти слова произнёс, бесспорно, Гавриил Романович.
И строка: «
Как время катится в Казани золотое!», безусловно, радует сердце каждого казанца.
Казань помнит и чтит своего земляка — в городе установлен, а, вернее, восстановлен памятник поэту: первоначальный вариант просуществовал с 1846 до 1932 года
и был восстановлен в 2003 — к 260-летию поэта
А вот к нынешнему юбилею в городе Лаишево, в 40 километрах от Казани, где и родился Державин, открылся новый музейный комплекс, который нам удалось вчера — в день 280-летия Державина — посетить.
Мы покажем вам фрагмент экспозиции, как раз посвящённый Гарвиилу Романовичу
Вы заметили в экспозиции ноты? Это хоровая песня офицеров Преображенского полка, написанная на стихи Державина!
Надо сказать, что песен и романсов на стихи поэта, практически, нет. Именно поэтому однажды Юлия Зиганшина была вынуждена написать два романса сама. Было это ещё в прошлом веке к одному из дней рождения поэта. Именно эти романсы и прозвучали вчера в исполнении певицы на большом празднике, посвящённом знатному юбилею
Послушаем один из этих романсов: «
Пчёлка златая». Запись сделана в 2014 году на державинском празднике в Казани.
На новый юбилей поэта приехал родственник Державина — потомок двоюродной сестры поэта
Фотография на память: артисты, выступавшие вчера в Лаишево
Большая концертная программа радовала зрителей и, надеемся, самого Гавриила Романовича
Мы хотим поделиться с вами прекрасной новостью: только что вышла в свет книга воспоминаний нашего друга Елены Петровой-Максимовой — «Михаил Максимов и его «Синий платочек».
Напомним вам, что Юлия Зиганшина принимала активное участие в создании книги.
На данный момент книга вышла небольшим тиражом, но главное — что она увидела свет, а свет увидел её. Надеемся, что большие тиражи — впереди.
От всей души поздравляем Елену Михайловну! И сердечно благодарим всех причастных!
Впереди много творческих планов, о которых вы можете узнавать в
Афише.
17 июля — День укоренившихся традиций. И уже укоренилась традиция — встречаться 13 августа в саду Боратынских. Напоминаем вам, что на этот концерт уже можно присылать
ваши заявки.
Заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни чтобы узнать: какие ещё праздники и дни рождения мы будем отмечать на предстоящей неделе.
Сегодня исполняется 170 лет со дня рождения Марии Ермоловой! Знаменитый портрет кисти Валентина Серова
Ермолова родилась в семье суфлера Малого театра в Москве в 1853 году.
«Маша Ермолова в суфлерской будке».
Художник Л. Пастернак
«…я — законная дочь Москвы, во всем хорошем и дурном», — говорила она о себе.
50 лет жизни актрисы, с 1870 по 1920 год, были связаны со сценой Малого театра. Дебют в спектакле «Эмилия Галотти» Лессинга 30 января 1870 года стал первым шагом к вершине славы, которая сопутствовала актрисе в течение всей жизни. Роли в пьесах западных драматургов станут для нее любимыми. Герои Шекспира и Шиллера, Гуцкова и Лопе де Вега в исполнении Ермоловой нашли живой отклик в сердцах русских зрителей. Много интересных образов создала Ермолова и в русской драматургии. Особым успехом пользовались роли в пьесах А. Островского. Первую свою пьесу принес Марии Николаевне А. Чехов. Дарили ей свои книги поэт К. Бальмонт и философ С. Булгаков, В. Гиляровский и В. Короленко, М. Горький и Д. Мережковский.
Искусством Ермоловой восхищались ее современники. Основатели Московского Художественного театра — В. Немирович-Данченко и К. Станиславский были неизменными почитателями таланта актрисы. Станиславский подарил ей свою книгу «Моя жизнь в искусстве». В ней есть такие строки: «Ермолова — это целая эпоха для русского театра, а для нашего поколения — это символ женственности, красоты, силы, пафоса, искренней простоты и скромности».
Одной из лучших ролей великой актрисы была роль Сафо
А нам приятна «музыкальность» образа.
Вот ещё один исторический снимок. На нём: М. П. Лилина, О. Л. Книппер-Чехова, М. Н. Ермолова, К. С. Станиславский
Мария Ермолова в 1919—1920 годах
Почитаем несколько цитат Марии Николаевны:
- Актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека.
- Удивительно, как меняются люди на сцене и дома — и не узнаешь совсем.
- Кто же из нас не желал бы быть чем-нибудь особенным в то время, когда мы еще очень молоды.
- Я люблю, когда аплодируют мне, если только эти аплодисменты вызваны искренним сочувствием мне. Аплодисменты выражают сочувствие, а я хочу, чтобы мне сочувствовали.
- Думай надо всем, думай… То ли дело, когда живешь — и не думаешь. И живется легче, и сделаешь что скверно — скажут: «не подумавши сделала».
- Говорят, что не следует сходиться людям, занимающимся разным делом, это их разобщает. А мне кажется напротив, — я бы умерла с тоски, если бы мы занимались одним делом. Вы представьте себе, что всю жизнь мы были бы осуждены на один только разговор, на один предмет, интересующий нас одинаково, и думать мы уж больше ни о чем бы не могли о другом.
- Вспоминайте, что минута, которую отнимет у вас лень, может быть вашей последней минутой…
- Худого худым исправить нельзя…
- Нельзя сегодня быть царицей, а завтра какой-нибудь почтенной старушкой…
- Когда художник изображает жизнь, он вовсе не должен списывать с натуры, иначе это уже не искусство, а дневник происшествий.
18 июля 1821 года родилась Полина Виардо — певица, педагог и композитор
Из программы Юлии Зиганшиной, посвящённой композитору А. Е. Варламову:
«
Искусство Варламова привлекло к нему и зарубежных исполнителей, в частности Полину Виардо. «Мы были свидетелями, — рассказывает современник, — как Виардо обрадовалась, встретив случайно в одном доме г. Варламова: она тотчас села за фортепиано и пропела его «Сарафан» и «Соловья», заставив его вторить себе». Упоминание «Соловья» требует разъяснения: восхищённый искусством Виардо, Варламов посвятил певице романс, в котором передал своё непосредственное впечатление от алябьевского «Соловья». Каждый куплет романса заканчивается цитатой из Алябьева».
Послушаем этот романс, посвящённый Полине Виардо: «
Ты не пой, душа-девица».
И, конечно, должен прозвучать прекрасный романс, который написала сама Виардо — «
Ай, люлли».
18 июля исполняется 90 лет со дня рождения Евгения Евтушенко
Послушаем песню на стихи поэта — «
Товарищ гитара».
Мы благодарим всех, кто принял участие в разгадывании головоломки. Ответы пришли неоднозначные. Давайте разберём её вместе
Очки — 10
Собака — 5
Пара ботинок — 4
Один ботинок — 2.
В последней строке первым действием является умножение, потом сложение.
5х10=50. Плюс два = 52.
Итого: 52
А мы попробуем продолжить «ломать голову»: вчера был День придумывания 27 слов на букву О. Задание совсем не сложное. Но давайте попробуем сузить рамки заданного: придумаем 27 слов на букву О, связанных с музыкой или впечатлениями от неё. Ответы присылайте в
Обратной связи!
И в завершение нашей встречи прогуляемся по волжским городам, по которым Юлия Зиганшина только что проехалась на теплоходе «Тихий Дон»:
Саратов
Астрахань
село Никольское
Волгоград
Самара. Памятник песне «Там, где клён шумит»
Вот ещё одно дерево — на сей раз живое, но почитается и охраняется как памятник: старинное дерево на набережной Астрахани.
Если соберётесь в путешествие, то не забудьте взять навигатор. Например, такой, какой был в ходу в 20-х годах XX века. Крутить, правда, его приходилось вручную…
Будьте здоровы и счастливы, друзья! Встретимся во второй половине лета!
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение!
И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.