Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
Смотри, о Делия, как вянет сей цветочек;
С какой свирепостью со стебелька
Вслед за листочком рвет листочек
Суровой осени рука!
Ах! скоро, скоро он красы своей лишится,
Не станет более благоухать;
Последний скоро лист свалится,
Зефир не будет с ним играть.
Угрюмый Аквилон нагонит тучи мрачны,
В уныние природу приведет,
Оденет снегом долы злачны, —
Твой взор и стебля не найдет…
(Фрагмент стихотворения Кондратия Рылеева «Жестокой»)
Такую грустную картину осени рисует нам сегодняшний именинник — Кондратий Рылеев. Сколько красок таит в себе осенняя пора, столько же красок — от тёмных и мрачных до золотых и ярких — кроется в «осенней» поэзии. Совсем другая осень предстаёт перед нами в стихотворении английского поэта в русском переводе:
Ода к осени
Пора плодоношенья и дождей!
Ты вместе с солнцем огибаешь мызу,
Советуясь, во сколько штук гроздей
Одеть лозу, обвившую карнизы;
Как яблоками отягченный ствол
У входа к дому опереть на колья,
И вспучить тыкву, и напыжить шейки
Лесных орехов, и как можно доле
Растить последние цветы для пчел,
Чтоб думали, что час их не прошел
И ломится в их клейкие ячейки.
Кто не видал тебя в воротах риг?
Забравшись на задворки экономий,
На сквозняке, раскинув воротник,
Ты, сидя, отдыхаешь на соломе;
Или, лицом упавши наперед
И бросив серп средь маков недожатых,
На полосе храпишь, подобно жнице;
Иль со снопом одоньев от богатых,
Подняв охапку, переходишь брод;
Или тисков подвертываешь гнет
И смотришь, как из яблок сидр сочится.
Где песни дней весенних, где они?
Не вспоминай, твои ничуть не хуже.
Когда зарею облака в тени
И пламенеет жнивий полукружье,
Звеня, роятся мошки у прудов,
Вытягиваясь в воздухе бессонном
То веретенами, то вереницей;
Как вдруг заблеют овцы по загонам;
Засвиристит кузнечик; из садов
Ударит крупной трелью реполов;
И ласточка с чириканьем промчится.
(Джон Китс в переводе Бориса Пастернака)
Это стихотворение полезно нам трижды: во-первых, мы-таки порадуемся осени, во-вторых, начнём отмечать День переводчика, который будет завтра, в-третьих, воспользуемся случаем и заглянем в Музей Бориса Пастернака в Чистополе.
Борис Леонидович жил в маленьком городке Татарии почти два года — с октября 1941 по июнь 1943 года. Пастернак так и не получил разрешения уехать на фронт. Во время войны Чистополь превратился в крупный литературный центр — туда эвакуировали почти весь Союз писателей. Пастернак эвакуировался из Москвы с последней группой, в числе которой были Константин Федин, Анна Ахматова. Привёз с собой в Чистополь заказ от издательства на перевод трагедий Шекспира «Ромео и Джульетта», «Антоний и Клеопатра». Перерабатывал «Гамлета», переведённого ещё до войны. Финалом работы над «Ромео и Джульеттой» стало публичное чтение трагедии в Доме учителя 26 февраля 1942 года.
Поэту удалось снять маленькую угловую комнату в 12 квадратных метров у банковского служащего Василия Вавилова.
В чистопольском музее Пастернака сохранился письменный стол, за которым работал поэт. Его, как и многие другие вещи, передали музею хозяева, у которых Пастернак снимал комнату. Кроме того, семья старшего сына поэта Евгения Борисовича передала в Чистополь чернильницу, ручку, пальто, валенки, которые были с ним в эвакуации.
На фотографии видны птицы, нарисованные на стене — изначально эта комната была у хозяев детской. Сейчас птички восстановлены. Но кажется, не очень точно…
Лестница, по которой каждый день ходил поэт.
А вот уличная дверная ручка, за которую держался
У хозяев был патефон, который играл всего лишь одну песню — «У самовара я и моя Маша». Пастернак думал, что это любимая песня хозяев. Но оказалось, что другой пластинки у них не было. Тогда Борис Леонидович пополнил хозяйскую коллекцию, чтобы не слушать целыми днями одну и туже песню.
Знаменитая «Зимняя ночь» Бориса Пастернака датируется 1946 годом. Но по воспоминаниям очевидцев первую часть этого стихотворения поэт написал именно здесь — в Чистополе. Дочь писателя-переводчика Михаила Шамбадала Изабелла так вспоминала: «Было это зимой, в феврале 1943 года В городе погас свет, что бывало очень часто. В интернате после ужина все собрались у рояля. За роялем Стасик Нейгауз (приёмный сын Пастернака) играл своего любимого Шопена. Подошла Зинаида Николаевна Пастернак, она работала в интернате сестрой-хозяйкой. Зажгли керосиновую лампу и пару свечей. Сначала слушали музыку, потом стали читать стихи… С мороза и метели к нам зашёл Пастернак. Снял пальто и сказал, что свеча у него на рабочем столе догорела. Все стали просить его не уходить, а почитать свои стихи. Он решил прочесть то, что он набросал только что — перед выходом из дома, пока догорала свеча:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
Все замерли — в этих 12-ти коротких строчках уместилось всё, что было в этот момент вокруг нас! Когда я прочитала „Доктора Живаго“, тот вечер встал в памяти во всех подробностях. Даже тот запах снега и ветра, что принёс с собой Борис Леонидович, вспомнился».
Это стихотворение начиналось за этим столом…
В парке, рядом с домом, стоит памятник поэту. Когда-то Юлия Зиганшина пела на открытии этого памятника — в 2015 году. И всегда, бывая в этом городе, фотография рядом — обязательна!
Вчера, как вы помните из прошлого номера Журнала, исполнилось 240 лет Надежде Дуровой, а сегодня ещё одна дата связанная с первой в России женщиной-офицером — 29 сентября 1806 года Надежда Андреевна под мужским именем присоединилась к казачьему полку. А мы с вами отправляемся в Елабугу.
Здесь находится единственный Музей, посвящённый удивительному человеку — Надежде Дуровой или Александру Александрову — именно так именовала она себя сама.
В казачьем полку она не задержалась — казакам полагалось носить бороды. Дурова добралась до кавалерийского Коннопольского уланского полка (уланы бород не носили) и попросилась на службу, назвавшись дворянином Александром Васильевичем Соколовым. Уже позже император, узнав о том, что под этим именем скрывается женщина, пригласил её к себе. После разговора император выразил восхищение подвигами Дуровой, вручил ей солдатский Георгиевский крест за спасение раненого офицера, дал новое имя — Александр Александров и разрешил остаться в армии. В ответ Дурова пообещала императору всю жизнь носить и это имя, и мужской костюм.
Пройдёмся по Музею.
Родителями кавалерист-девицы Надежды Дуровой были дочь полтавского помещика Надежда Александрович и гусарский ротмистр Андрей Дуров.
Мать, энергичная и вспыльчивая по характеру и, кроме того, страстно желавшая иметь сына, возненавидела дочь. Однажды, когда Надежда в возрасте одного года долго плакала в карете, мать выхватила её из рук няни и выбросила в окно. Окровавленного младенца подобрали гусары. Отец после этого отдал Надежду на воспитание гусару Астахову. В его семье Надежда Дурова воспитывалась до пяти лет. Полковая жизнь в окружении мужчин сформировала у девочки характер бойкого мальчишки:
«Седло было моею первою колыбелью; лошадь, оружие и полковая музыка — первыми детскими игрушками и забавами».
В 1789 году Андрей Дуров подал в отставку и занял должность городничего в Сарапуле Вятской губернии. Наде пришлось попрощаться со всем, к чему пристрастил ее добрый воспитатель Астахов: с лошадьми, пистолетами и играми на свежем воздухе. Маленькая Надежда вернулась под надзор матери, которая всеми силами старалась искоренить «астаховское гусарское воспитание»: заставляла дочь плести кружева, шить, вязать.
«Два чувства, столь противоположные — любовь к отцу и отвращение к своему полу, — волновали юную душу мою с одинаковою силою, и я с твердостию и постоянством, мало свойственными возрасту моему, занялась обдумыванием плана выйти из сферы, назначенной природою и обычаями женскому полу».
(Надежда Дурова. «Записки кавалерист-девицы»)
В 1806 году в 50 верстах от Сарапула остановился казачий полк. В день своих именин Дурова надела мужское казацкое платье, обрезала косы и прискакала в полк, где представилась Александром Дуровым, сыном помещика. Никто из казаков и не заподозрил в бойком юноше, ловко владевшем саблей и крепко сидящем в седле, девушку.
Вот начало военной, длинною в десять лет, службы кавалерист-девицы.
Так выглядела первая форма новоиспечённого воина
вторая
третья
В 1841 году Дурова переезжает в Елабугу, где живёт её младший брат. Последние 35 лет кавалерист-девица прожила в этом доме. Носила мужское платье, окликалась только на мужское имя. В доме жила одна — привыкла к одиночеству во время службы, ведь всё временное жильё ей приходилось снимать одной. Помогал ей только денщик, а друзьями стали кошки и собаки, нашедшие приют в этом доме. Кстати, кошки забегают и сейчас — возможно, потомки тех самых.
Обратите внимание на самовар — его называют «танцующим». Все три ножки разные: одна стоит на полной «ступне», вторая на «носке», третья на «пятке». И когда самовар кипит, он слегка «приплясывает».
Дом, где располагается Музей — мемориальный. И ещё два предмета — те самые! Трубка Дуровой
и ружье, подаренное её брату
Именно одиночество побудило Надежду Андреевну начать писать воспоминания. Её «Записки» высоко оценил Пушкин,
и именно он способствовал их публикации
со своим предисловием
Правда, раскрыл тайну кавалерист-девицы Александр Сергеевич без ведома самой кавалерист-девицы, за что был обруган. Но Пушкин убедил Дурову-Александрова не сердиться.
Надежда Андреевна была не только первой женщиной-офицером, но и первой женщиной-литератором Пушкинской поры.
На этой неделе в Елабуге состоялись торжества, посвящённые юбилейной дате. С концертной программой выступила Юлия Зиганшина
В день рождения Надежды Андреевны состоялась торжественная церемония возложения цветов к памятнику и на могиле великой женщины.
Мы от всей души благодарим Гульзаду Ракиповну — генерального директора Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника за приглашение на праздник и, конечно, за сам праздник!
5 октября будет День «сделай что-нибудь приятное». И такой день бывает далеко не раз в году. Вот и вновь наши друзья — Марина Носова и Сергей Мотылёв сделали очень приятное, прислав фотографии с августовского концерта! Дорогие Марина и Сергей, огромное спасибо!
Полностью альбом (осторожно: много фотографий!) можно посмотреть в
Фотографиях. А вот лишь малая часть:
А теперь о ближайших планах:
завтра назначаем вам встречу в Москве!
послезавтра — в Санкт-Петербурге
6 и 7 октября — в Обнинске
Полистаем
Календарь знаменательных дат в области романса и песни чтобы узнать: какие ещё праздники и дни рождения мы будем отмечать на предстоящей неделе.
30 сентября исполнится 225 лет со дня рождения Михаила Яковлева — русского композитора, певца и государственного деятеля, лицейского друга Пушкина и Кюхельбекера
Лицейскую дружбу Яковлеву удалось пронести через всю дальнейшую жизнь: его самого друзья называли «лицейским старостой», а его квартиру «лицейским подворьем».
Яковлев был популярным салонным композитором и певцом.
Послушаем романс Михаила Яковлева на стихи Антона Дельвига — «
Элегия».
30 сентября 1879 года родилась Надежда Плевицкая
Надежда Васильевна — выдающаяся русская певица, блиставшая в начале двадцатого века на концертных сценах России, Европы и Америки. «Моим родным жаворонком» называл её Ф.И. Шаляпин, а император Николай II — «курским соловьём». Её искусство высоко ценили Л.В. Собинов, К.С. Станиславский, В.И. Качалов.
Странное обстоятельство, но на сегодняшний момент в репертуаре Юлии Зиганшиной нет ни одного романса из репертуара легендарной певицы. Ситуацию нужно исправлять, а пока мы будем слушать саму Плевицкую — «
Ухарь купец».
30 сентября исполнится 115 лет со дня рождения Давида Ойстраха
Мы напомним вам о стихах Евгения Евтушенко, ставших песней. Заключительный куплет нам очень пригодится именно завтра:
Тревожные струны,
Будя и парней и девчат,
Как будто бы струи,
Журчат над Россией, журчат.
И кружатся пары
В квартирах, дворах и садах.
И едут, и едут гитары
Куда-то в ночных поездах…
И куда бы судьба ни кидала
(а характер у нее не золотой),
Ты со мною, товарищ гитара,
На веревочке, веревочке простой…
Товарищ гитара…
Мы были в атаках
И где-то в дремучей тайге.
Царапин хватает,
Гитара, на мне и тебе.
Бывает несладко,
Но я и гитара вдвоем.
Бывает, бывает негладко,
Но я и гитара поем.
Гитаре ни к черту
Красивенький бант голубой.
Она не девчонка,
А женщина с трудной судьбой.
Я с ней не озябну,
Я с нею с пути не сверну,
А если, а если ослабну,
Себя подтяну, как струну.
Гражданочка скрипка,
Гитара, конечно, грубей,
Но стали вы скрытно
Порою завидовать ей.
Такое в ней свойство,
Какое, наверно, ни в ком.
Быть может, быть может, сам Ойстрах
Поет под гитару тайком.
2 октября 1951 года родился певец и композитор Стинг
Мы послушаем его песню «
Золотые поля» в переводе Алексея Гомазкова, тем самым продолжим отмечать день переводчика.
От души поздравляем всех переводчиков и желаем вдохновения! В этот день мы по традиции посмотрим
памятный ролик о переводе русского романса на 11 языков. Это произошло на Международном семинаре переводчиков в Ясной Поляне в 2014 году.
И наш сегодняшний традиционный пятничный концерт будет посвящён песням в русских переводах Алексея Гомазкова: «
Ай, люли», «
Голубка», «
Милорд», «
Не покинь меня», «
Власть», «
Пробуждение», «
Так много слёз», «
Париж и танго», «
Ветряные мельницы», «
Печальная канарейка», «
Он», «
Лунная река», «
Неотвязный мотив», «
Аллилуйя».
Наш выпуск мы начали стихами об осени. Но, пожалуй, лучшими певцами этого времени года были Александр Сергеевич и Сергей Александрович!
Именно у Сергея Александровича Есенина совсем скоро день рождения: 3 октября исполнится 128 лет со дня рождения поэта
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
И, конечно, мы вспомним о том, что Есенин — Герой нашего романса! Заглянем на
специальную страницу и послушаем концерт, посвящённый поэту.
Еще несколько прекрасных праздников нам предстоит вскоре отметить.
Завтра — День интернета
К нему можно относиться по-всякому. Но если он вам не очень симпатичен, то вспомните, что наши встречи на страницах Журнала возможны только благодаря интернету!
1 октября — День учителя и День музыки! Эти праздники — наши. Отмечать будем обязательно.
Загляните в
Школу исполнительского мастерства и послушайте хорошую музыку! Даже ссылку оставлять не будем — на ваш выбор. А ещё 1 октября — День ходьбы, День кружева и Международный день балета. Непростой, но очень приятный предстоит день!..
И ещё два праздника мы вам предлагаем отметить обязательно: День путанья следов в осеннем парке и День «Посмотрите на листья».
Мы уже подготовились, съездив в удивительное место недалеко от Казани — в липовую аллею при усадьбе маркиза Паулуччи, которой уже около 150-ти лет.
Это немногое, что осталось от усадьбы Нарышкиных — Паулуччи. Земли на правом берегу Волги еще в конце XVII — начале XVIII века получил Кирилл Нарышкин, троюродный брат царицы Натальи Нарышкиной, матери Петра I. Кирилл Алексеевич получил обширные земельные владения на правом берегу Волги в пределах современных Верхнеуслонского, Апастовского и Камско-Устьинского районов Татарстана. В их числе — старинное дворцовое село Ключищи. В 80-х годах XIX века здесь была возведена усадьба Нарышкиных — деревянный дом в стилистике классицизма. По некоторым данным, тогда же рядом с усадьбой высадили и яблоневый сад.
В 1881 году собственниками усадьбы и парка стали представители итальянского рода — маркизы Паулуччи. Семейство принимало в гостях певца Федора Шаляпина и художника Николая Фешина. После революции в усадьбе располагался госпиталь для раненых красноармейцев, потом — сельскохозяйственный техникум, впоследствии преобразованный в училище по подготовке бухгалтеров. Усадьба простояла до начала XXI века, пока ее не разобрали. В качестве напоминания о ней теперь осталась только дубовая и липовая аллеи, высаженные с филигранной точностью. Так что «запутать следы» здесь не удастся…
Будьте здоровы и счастливы, друзья! Встретимся в октябре!
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение!
И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.