Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах трёхсот первого номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
(Валентин Серов «Осенний вечер. Домотканово»)
У природы нет плохой погоды —
Каждая погода благодать.
Дождь ли снег — любое время года
Надо благодарно принимать,
Отзвуки душевной непогоды,
В сердце одиночества печать,
И бессонниц горестные всходы
Надо благодарно принимать.
Смерть желаний, годы и невзгоды —
С каждым днем все непосильней кладь,
Что тебе назначено природой
Надо благодарно принимать.
Смену лет, закаты и восходы,
И любви последней благодать,
Как и дату своего ухода
Надо благодарно принимать.
У природы нет плохой погоды,
Ход времен нельзя остановить.
Осень жизни, как и осень года,
Надо, не скорбя, благословить.
(Эльдар Рязанов)
«Что тебе назначено природой надо благодарно принимать» — так повелел нам именинник предстоящей недели, человек, подаривший людям много прекрасных минут, даже часов. И мы будем стараться следовать его совету.
В прошлом номере Журнала мы с вами расстались по пути в Волгоград. И сегодня с удовольствием рассказываем об этой поездке.
Это был тот случай, когда всё сложилось, как нельзя лучше. Прекрасные, насыщенные два дня, наполненные встречами, музыкой, работой, отдыхом, посещением красивых и памятных мест, вкусной едой и интересными беседами.
Юлия Зиганшина приехала в Волгоград по приглашению Ирины Аксеновой — прекрасной певицы. Наверное, именно потому, что Ирина, будучи артисткой, сама хорошо знает — как всё должно быть организовано, поездка прошла на одном дыхании.
Главными целями приезда стало два события: мастер-класс
и концерт, в котором приняли участие Ирина Аксенова и Дмитрий Арутюнов. Фотографии Андрея Macabr.
Все фотографии смотрите в
Фотоальбоме!
И сам концерт вы можете посмотреть
прямо сейчас. Большое спасибо Ирине Гонопольской за запись!
Часы отдыха между событиями певицы провели в посещении интересных мест.
В первый день побывали в Старой Сарепте — музейный квартал Волгограда.
Из путеводителя: «
Наш музей — это историко-этнографический и архитектурный комплекс общей площадью в 7,1 га, включающий в себя 27 строений, 23 из которых — федеральные памятники XVII—XIX вв..
Музей был создан в 1989 году на базе сохранившегося архитектурного комплекса немецкой колонии Сарепта. Эта колония была первой на территории России. Она была создана религиозным Братским Союзом гернгутеров согласно Указа Императрицы Екатерины II. Сарептяне внесли значительный вклад в развитие экономики, науки и культуры Нижнего Поволжья и всей России того времени. Среди них были историки, археологи, этнографы, энтомологи, ботаники и др».
А теперь почитаем о достижениях сарептян в области науки, культуры и экономики:
- Первое в России фабричное производство горчицы горчичного масла.
- Первый орган на юге России.
- Первая табачная фабрика, а также производство сигар и папирос на юге России.
- Первая в Поволжье детский сад.
- Первая в Нижнем Поволжье аптека с лабораторией.
- Первый в России курорт «Екатериненские воды».
- Первое производство ткани «сарпинка» в России.
- Первая паровая машина, паровое отопление и лифт в Нижнем Поволжье
- Первый в Нижнем Поволжье общественный водопровод.
- Первые элементарные школы для фабричных рабочих на Юге России.
- Первые посадки защитных лесных полос.
- Составление первых в Нижнем Поволжье ботанических, этнографических, зоологических и археологических коллекций.
И это далеко не полный список!
Прогуляемся по Старой Сарепте.
Дом незамужних сестёр и холостых братьев.
В конце XVIII — начале XIX веков это были два отдельных здания.
В одном жили, работали и молились юноши, а в другом — девушки (в общине все друг друга называли братьями и сёстрами). Только после того, как юноши женились, а девушки выходили замуж, они покидали эти «общежития»
Кирха.
Заложена 12 мая 1771 года, построена и освящена 4 сентября 1772 года епископом И. Ничманом.
В 1774 году была разграблена войсками Емельяна Пугачева. Сегодня это действующая лютеранская церковь, достопримечательностью которой является орган с живым звуком, восстановленный после шестидесяти лет молчания в 1996 году.
В Торговой лавке Гольдбаха сейчас находится основная историческая экспозиция, как раз рассказывающая о достижениях и жизни сарептян:
Из путеводителя: «
Музыка и пение играли важную роль в жизни колонистов Сарепты. Пение, прослушивание и исполнение музыкальных произведений были одним из видов отдыха сарептян. Их религиозно-нравственные нормы не одобряли танцы, шумные увеселения, однако в музыке предоставлялась большая свобода. Многие семьи сарептян имели собственные музыкальные инструменты. Семейное пение под аккомпанемент скрипки, фортепиано, клавесина или клавикорда было традицией в Сарепте. В Сарпте были свои мастера, которые изготовляли скрипки, гитары, мандолины, духовые инструменты, фортепиано, клавикорды».
В Доме сарептского аптекаря с 1778 по 1799 год располагалась общинная винокурня, а с 1800 по 1920 год — аптека и квартира аптекаря. Услугами сарептской аптеки пользовались не только жители края, но и путешественники из разных городов России и Европы. Аптека имела широкий ассортимент лекарств, поставляемых с учетом развития европейской и отечественной фармакологии, а также большой выбор медицинского оборудования и хирургических инструментов.
А вот и сам аптекарь
и его дом
И вот ещё один очень любопытный экспонат Сарепты — символическая скульптура равновесия и согласия Эквилибрио
Это подарок Волгограду от города-побратима Кёльна. Установлена 19 сентября 2004 года в рамках Дней культуры Германии.
Работа в камне известного немецкого скульптора Шаффера представляет собой часть грандиозной композиции из пяти элементов, установленных в 5 городах Европы: Кельне (Германия), Сантии (Испания), Корке (Ирландия), Тронхейме (Норвегия), Волгограде (Россия). Вместе они составляют крест огромных размеров протяженностью 4000 км.
Нужно прикоснуться и загадать желание, что мы и сделали!
На следующий день — памятное посещение Мамаева кургана. В Волгограде Родину-мать видно ото всюду, она — центр притяжения. Но только подойдя к ней вплотную, ощущаешь в полной мере мощь и силу этого места
Место священное. Место молитв о мире
В одном из кафе Волгограда на стенах висят картины, некоторые из которых можно приобрести. Среди портретов и пейзажей встретился такой:
Не удалось его хорошо сфотографировать, но привлёк внимание год написания этой работы — 1945-й. Если захотеть, то можно найти глубокие смыслы в этой картине. Но сам год делает её бесценной…
Эти два дня были наполнены смыслом, музыкой, сотворчеством, общением, радостью и любовью единомышленников и друзей!
Мы от всей души благодарим Ирину Аксенову за приглашение и чудесные дни! Начинаем ждать новых встреч!
В прошедшую субботу в Культурном Центре имени А. С. Пушкина состоялась очередная лекция-концерт Юлии Зиганшиной на тему «Как слушать романсы»
Красной нитью встречи прошла мысль, что все, создаваемое артистом, — для зрителя, и главный человек — это зритель.
«Очень важно выстроить отношения между артистом и зрителем, обозначить правила и законы. У нас есть понятие „дикции“, и оно не про буквальное произнесение слов, а про поведение на сцене исполнителя. А „зрительская дикция“ выражена в аплодисментах, криках „Браво“, в подаренных цветах, и эту „дикцию“ артист очень хорошо чувствует», — говорилось на лекции-концерте. Зрители узнали, что артисту всегда приятна обратная связь, причем, не просто похвала, а выделение определенных деталей, например, новое прочтение произведения или раскрытие смысла романса. Благодаря лекции-концерту состоялось изучение науки тандема артиста и зрителя, основанного на взаимных уважении, любви и радости. И в подтверждение темы встречи романсы звучали по желанию публики. Концерт по заявкам и общение по душам удались!
Несколько фотографий Сергея Ардотовского
Как мы рассказывали вам в прошлом номере Журнала, совсем недавно Юлия Зиганшина выступала в Мелихово.
Вот так отозвались слушатели об этой программе:
«„Изюминкой“ вечера стала концертная программа Заслуженной артистки Татарстана Юлии Зиганшиной „Чеховские мотивы“, в неё вошли романсы 19 века, которые слушают, исполняют, напевают, вспоминают герои чеховских произведений. Перед слушателями прозвучал целый ряд некогда популярных, а сегодня почти забытых романсов».
«Проникновенный голос Заслуженной артистки
Татарстана Юлии Зиганшиной просто очаровал и заколдовал. В исполнении Юлии прозвучали романсы, которые Антон Павлович упомянул в своих произведениях. Невероятная высота и уровень исполнения!»
И сегодня мы можем показать вам этот концерт — «
Чеховские мотивы». Вновь и вновь спасибо Ирине Гонопольской за памятную запись!
Завтра и послезавтра — новые встречи в Москве
В Казани:
сольный концерт восходящей звезды Анны Халлдорсдоттир — концерт из цикла «Листая календарь» под художественным руководством Юлии Зиганшиной
Представления «Поэтического театра Алексея Гомазкова» с участием Юлии Зиганшиной
Сольный концерт Юлии Зиганшиной в Татарской государственной филармонии
Мы рады вам сообщить, что наш Фотоальбом значительно пополнился — там появилось очень много фотографий.
Заходите и смотрите!
Заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни чтобы узнать: какие ещё праздники и дни рождения мы будем отмечать на предстоящей неделе.
Мы с вами уже говорили о дне рождения Эльдара Рязанова. Вспомним и о том, что 19 ноября родился Эмиль Брагинский — соратник и соавтор режиссёра
Вот такой рисунок мы нашли в самарском Музее Эльдара Рязанова. Давайте
сходим туда вновь.
И послушаем песни из кинофильмов, созданных легендарным режиссёром: «
Облетают последние маки», «
Моей душе покоя нет», «
Под лаской плюшевого пледа», «
Романс о романсе», «
А напоследок я скажу», «
Генералам 1812 года», «
Мне нравится», «
Никого не будет в доме», «
По улице моей», «
У зеркала», «
Ах, Таня, Таня, Танечка», «
Давным-давно».
19 ноября 1711 года родился Михайло Ломоносов
Пушкин о Ломоносове: «
…Науки точные были всегда главным и любимым его занятием, стихотворство же — иногда забавою, но чаще должностным упражнением. Мы напрасно искали бы в первом нашем лирике пламенных порывов чувства и воображения. Слог его, ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным. Вот почему преложения псалмов и другие сильные и близкие подражания высокой поэзии священных книг суть его лучшие произведения. Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго ещё должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему; но странно жаловаться, что светские люди не читают Ломоносова, и требовать, чтобы человек, умерший 70 лет тому назад, оставался и ныне любимцем публики. Как будто нужны для славы великого Ломоносова мелочные почести модного писателя!»
Почитаем одно забавное стихотворение, отчасти касающееся и пения:
Искусные певцы всегда в напевах тщатся,
Дабы на букве, А всех доле остояться;
На Е, на О притом умеренность иметь;
Чрез У и через И с поспешностью лететь:
Чтоб оным нежному была приятность слуху,
А сими не принесть несносной скуки уху.
Великая Москва в языке толь нежна,
Что, А произносить за О велит она.
В музыке что распев, то над словами сила;
Природа нас блюсти закон сей научила.
Без силы береги, но с силой берега,
И снеги без нее мы говорим снега.
Довольно кажут нам толь ясные доводы,
Что ищет наш язык везде от И свободы.
Или уж стало иль; коли уж стало коль;
Изволи ныне все везде твердят изволь.
За спиши спишь, и спать мы говорим за спати.
На что же, Трисотин, к нам тянешь И некстати?
Напрасно злобной сей ты предприял совет,
Чтоб, льстя тебе, когда российской принял свет
Свиныи визги вси и дикии и злыи
И истинныи ти, и лживы, и кривыи.
Языка нашего небесна красота
Не будет никогда попранна от скота.
От яду твоего он сам себя избавит
И вред сей выплюнув, поверь, тебя заставит
Скончать твой скверной визг стонанием совы,
Негодным в русской стих и пропастным увы!
20 ноября 1869 года родилась Зинаида Гиппиус
Прочитаем два осенних стихотворения поэта.
Осенняя ночь и свежа, и светла —
В раскрытые окна глядела,
По небу луна величаво плыла,
И листья шептались несмело.
Лучи на полу сквозь зеленую сеть
Дрожали капризным узором…
О, как мне хотелось с тобой умереть,
Забыться под ласковым взором!
В душе что-то бурной волною росло,
Глаза застилались слезами.
И было и стыдно, и чудно светло,
И плакал Шопен вместе с нами.
О, милый, мы счастья так ждали с тобой —
И счастье неслышно подкралось,
Пришло, как волна, унеслося волной,
Пришло, но навек не осталось!
ВСЕ МОЕ
И. А. Бунину
День вечерен, тихи склоны,
Бледность, хрупкость в небесах,
И приземисты суслоны
На закошенных полях.
Ближний лес узорно вышит
Первой ниткой золотой
И, притайный, — тайной дышит,
Темной свежестью грибной.
В бело-перистом тумане,
Зыбко взреявшем, сыром,
Грезят сизые елани
Об осеннем, о ночном.
Чуть звенит по глади росной
Чья-то песня, чей-то крик…
Под горой, на двухколесной
Едет пьяненький мужик.
Над разлапистой сосною
Раскричалось воронье.
Все мне близко. Все родное.
Все мне нужно. Все мое.
20 ноября исполнится 95 лет со дня рождения Алексея Баталова
Послезавтра будем вспоминать актёра на программе «Москва слезам не верит» — афиша выше.
21 ноября 1920 года родился Ян Френкель — композитор-песенник, певец, скрипач, гитарист, пианист, актёр
Загляните в Школу исполнительского мастерства, где в разделе Цитаты найдёте удивительную статью композитора «
Честь певца». Почитайте обязательно!
И, конечно, послушаем песни композитора: «
Вальс расставания» и «
Добрый зритель в девятом ряду».
22 ноября 1801 года родился Владимир Даль
А 21 ноября — День словарей и энциклопедий.
Объединим эти две даты и отметим их словами Владимира Ивановича Даля:
- Язык есть вековой труд целого поколения.
- Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание.
- Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.
- Язык не пойдет в ногу с образованием, не будет отвечать современным потребностям, если не дадут ему выработаться из своего сока и корня, перебродить на своих дрожжах.
- Составитель словаря не указчик языку, а служитель, раб его.
- Общие определения слов и самих предметов и понятий — дело почти неисполнимое и бесполезное. Оно тем мудренее, чем предмет проще, обиходнее.
- Словарь — это не есть труд ученый и строго выдержанный; это только сбор запасов из живого языка, не из книги без ученых ссылок; это труд не зодчего, даже не каменщика, а подносчика его; но труд целой жизни.
22 ноября Николаю Добронравову могло исполниться 95 лет.
К сожалению, два месяца назад его не стало. «Поэта нет, но его песни всегда будут жить с нами» — так сказали все. И самое главное, что это, действительно так. Песни на стихи Николая Николаевича — неотъемлемая часть нашей жизни. Послушайте: «
Да разве сердце позабудет», «
Надежда».
21 ноября 1965 года в Москве открылся Детский музыкальный театр, сегодня носящий имя Наталии Сац.
Мы поздравляем всех нас, а особенно нашего друга — Сергея Петрищева, который служит в этом прекрасном Театре
21 ноября нам предстоит выбрать праздники: День без музыки мы отмечать не будем. И вам не советуем. А вот День «поехали кататься» — обязательно! Тем более, что жизнь артиста — это сплошное «поехали кататься!»
Здоровья, мира, музыки и счастья вам, друзья! До встречи через неделю!
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение!
И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.