Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
Сегодня — День посадки внутреннего дерева. Дело ответственное. Во-первых, нужно решить — какое дерево посадить: хвойное (для празднования Нового года и Рождества) или лиственное (для тени в жару); вечнозелёное (чтобы добавить красок в белое время года) или листопадное (для вдохновления поэтов); плодовое (чтоб угостить всех вокруг) или декоративное (наполнить мир красотой). А, может, ваше дерево послужит и другим целям: станет лодкой и повезёт путешественников в путь, или превратится в музыкальный инструмент и будет услаждать слух людей. А, возможно, станет большим обеденным столом и соберёт семью и друзей. Даже если ваше дерево будет вдруг распилено на дрова, то оно согреет всех теплом огня.
И когда решение будет принято и дерево посажено, тогда наступит пора ухаживать за ним, чтобы не разлетелось в щепки. Конечно, годы и испытания оставляют на нём зарубки, но сила земли, поддержка других деревьев и солнце внутри каждого из нас поможет нашему дереву взрости и окрепнуть.
Учись у них — у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
(Афанасий Фет)
Аполлинарий Васнецов «Зимний сон (Зима)»
Ровно через неделю в Культурном Центре имени А. С. Пушкина состоится концерт-открытие Года Пушкина. В этот вечер будут звучать арии из опер, написанных на пушкинские сюжеты.
24 января, после долгого перерыва вновь будет концерт цикла «Герои моего романса». На этот раз героем станет… фильм — «Москва слезам не верит». Исследование по всему кинематографу ещё не завершено, но кажется, что именно этот фильм — самый богатый на песенный материал внутри себя. Ведь там звучат не только песни, написанные для этой картины, но и большое количество фрагментов песен, которые являются живыми свидетелями той эпохи, о которой идёт речь. Нет, свидетелями — не то слово. Они сами создавали эту эпоху. Вспомнить все эти песни мы приглашаем казанцев и гостей Казани 24 января в Музей Боратынского!
Пока вы готовитесь к посещению новых концертов, предлагаем вам послушать программы, прошедшие в 2023 году: «На любовь своё сердце настрою» (
1 отделение,
2 отделение), «
Песня года», «
Новогодний синематограф».
Мы благодарим Ирину Гонопольскую и Александра Андриенко за записи!
Заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни чтобы узнать: какие ещё праздники и дни рождения мы будем отмечать на следующей неделе.
Сегодня — день рождения Раймонда Паулса!
Пожелаем Маэстро долгие годы оставаться в том же «ряду» первых величин в эстрадной песне и на том же «месте» одного из любимых композиторов! И мы вам вновь покажем одну забавную фотографию. Сделана она на рижском радио, где в лифте все звёзды прошли проверку на величину… роста!
Вы видите, что Паулс не самый высокий гость рижского радио, но то, что он самый популярный, — без сомнения!
До недавнего времени в репертуаре Юлии Зиганшиной не было песни композитора. Но в связи с новой программой песен на стихи Игоря Шаферана, одна появилась — «
Листья жёлтые».
14 января 1888 года родился Константин Подревский — русский поэт, композитор, музыкант, переводчик, автор стихов к известному во многих странах мира романсу «Дорогой длинною».
Да, Константин Николаевич был и композитором, но нам более известен как поэт! Романсы его исполняются, как раньше писали на нотах, «с большим успехом» до сих пор.
Вспомним несколько романсов на стихи Константина Подревского: «
Шёлковый шнурок», «
Встреча», «
Медовый, аметистовый».
15 января 1795 года родился Александр Грибоедов
Помимо литературы, Грибоедов занимался сочинением музыки. Несколько его вальсов стали очень известными и популярными
С тем, как возник сюжет грибоедовского «Горя от ума», связана таинственная история, о которой поведал сам Александр Сергеевич в одном из своих писем. Грибоедов в то время находился на переговорах в Персии по заключению мира, и после одного из бурных обсуждений условий мира с персидскими высокопоставленными чиновниками Грибоедов решил отдохнуть и прилег в саду в беседке в тени и заснул. Так вот — ему приснилось, что он находится в Санкт-Петербурге и в компании друзей рассказывает об уже написанной им пьесе, веселой искрометной комедии, и даже декламирует присутствующим отдельные монологи из пьесы. А друзья, услышав текст, восторгаются новинкой. Когда же Грибоедов в том самом персидском саду проснулся, то первым же делом стал записывать этот сон и тех действующих лиц пьесы, о которых он во сне рассказывал. Так и появились самые первые строки «Горя от ума».
За творчеством Грибоедова внимательно следил А. С. Пушкин. В январе 1825 года Иван Пущин привозит в Михайловское рукопись комедии «Горе от ума», запрещенной к печати, но в тысячах экземплярах разошедшейся по всей России. «О стихах я не говорю: половина — должны войти в пословицу», — пророчески заметит Пушкин и тут же начнет цитировать Грибоедова, косвенно и явно, в «Евгении Онегине», над которым в то время работает:
Он возвратился и попал,Как Чацкий, с корабля на бал.
Продолжим вслед за Пушкиным:
«И дым Отечества нам сладок и приятен!..»
«Служить бы рад, прислуживаться тошно…»
«Дома новы`, но предрассудки стары…»
«А судьи кто?..»
«Я странен, а не странен кто ж? // Тот, кто на всех глупцов похож…»
«Где ж лучше? // Где нас нет…»
«Карету мне, карету!»
«Счастливые часов не наблюдают…»
«Что за комиссия, создатель, // Быть взрослой дочери отцом!..»
«Упал он больно, встал здорово…»
«Ба! знакомые всё лица!»
«В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов…»
«…Минуй нас пуще всех печалей // И барский гнев, и барская любовь.»
15 января 1891 года родился Осип Мандельштам
Почитаем прозаические строки поэта:
- Литературные школы живут не идеями, а вкусами: принести с собой целый ворох новых идей, но не принести новых вкусов значит не сделать новой школы, а лишь основать полемику. Наоборот, можно создать школу одними только вкусами, без всяких идей.
- Цитата не есть выписка. Цитата есть цикада. Неумолкаемость ей свойственна. Вцепившись в воздух, она его не отпускает.
- В поэзии, в пластике и вообще в искусстве нет готовых вещей.
- Поэзию уважают только у нас — за неё убивают. Ведь больше нигде за поэзию не убивают…
- Густота виолончельного тембра лучше всего приспособлена для передачи ожидания и мучительного нетерпения. В мире не существует силы, которая могла бы ускорить движение меда, текущего из наклоненной склянки. Поэтому виолончель могла сложиться и оформиться только тогда, когда европейский анализ времени достиг достаточных успехов, когда были преодолены бездумные солнечные часы и бывший наблюдатель теневой палочки, передвигающейся по римским цифрам на песке, превратился в страстного соучастника дифференциальной муки и в страстотерпца бесконечно малых. Виолончель задерживает звук, как бы она ни спешила. Спросите у Брамса — он это знает. Спросите у Данте — он это слышал.
Послушайте
две песни на стихи Осипа Мандельштама.
15 января 1945 года родился Максим Дунаевский
Споём: «
Ветер перемен», «
Трудно спорить», «
Ах, этот вечер».
17 января 1863 года родился Константин Сергеевич Станиславский. (Мы с вами не раз говорили о том, что очень часто имена становятся словами: не получается сказать Константин Станиславский. Только в едином порыве — Константин Сергеевич Станиславский!)
Примем с благодарностью небольшой мастер-класс от самого Станиславского:
- Актёр должен научиться трудное сделать привычным, привычное лёгким и лёгкое прекрасным.
- Мы ненавидим театральность в театре, но любим сценичное на сцене. Это огромная разница.
- Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям.
- Понять — значит почувствовать.
- Любите искусство в себе, а не себя в искусстве.
- Талант — это желание работать, а во-вторых, работоспособность.
- Чувство зафиксировать нельзя.
- Сцену нужно сделать, а потом сыграть.
- Вдохновение является лишь по праздникам. Поэтому нужен какой-то более доступный, протоптанный путь, которым владел бы актёр, а не такой, который владел бы актёром, как это делает путь чувства.
- Что такое талант? — Душа.
Сегодня — День горячего чая. Вы же помните — о чём в этот момент думает Лукашин?
16 января — День ледовара.
Мы с вами по традиции слушаем песню «
Лёд, лёд, лёд«!
17 января — День музейного селфи. Тут мы достанем фотографию из архива. Где это? Какой Музей? И что за картина на фоне — вы, наверное, узнали!
Мы в самом начале, сажая внутреннее дерево, не спели ему песню. Давайте подберём несколько подходящих. Вашему дереву какая песня больше подходит? «
Я спросил у ясеня», «
Москву рябины красили, дубы стояли князями», «
Во поле берёза стояла», «
А берёзовые ветки вместо пальцев у него», «
Старый клён», «
Клён ты мой опавший», «
Там, где клён шумит».
Если вспомните ещё — пишите!
18 января — День толкового словаря. Мы обратимся с Словарю Ожегова и посмотрим, как он описывает «Дерево»:
ДЕРЕВО, -а, мн. деревья, -ьев (устар. высок. дерева, дерев, деревам), ср. 1. Многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону. Хвойные, лиственные деревья. 2. ед. То же, что древесина (во 2 знач.). Мебель светлого дерева. Резьба по дереву. Постучи по дереву!(шутл. примета: нужно постучать по че-му-н. деревянному, чтобы не сглазить).* Родословное дерево — то же, что генеалогическое древо. II уменьш. деревце,-а, мн. -а, -ов и -вец, ср. (к 1 знач.) и деревцо, -а, мн. -а, -ов и -вец, ср. (к 1 знач.). II прил. древесный, -ая, -ое.
Ну, что ж! В преддверии Старого Нового года постучим по внутреннему дереву и загадаем, что бы и Старый, и Новый были вечнозелёными!
Будьте здоровы и счастливы, друзья! До встречи через неделю!
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение!
И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.