Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной в день рождения самого Журнала!
«Шесть лет промчались, как мечтанье…» (Антон Дельвиг)
Эти строки Антон Антонович написал к окончанию Лицея. Но они и нам очень пригодятся. Сегодня исполняется именно шесть лет со дня
первого выпуска. Загляните и посмотрите — как изменился Журнал за эти годы!..
Каждую пятницу без перерывов мы встречаемся с вами и гордимся тем, что вы — наши подписчики!
Будем все вместе здоровы и счастливы — это лучший подарок Журналу и его создателям. А лучшим пожеланием стал… номер этого выпуска — 314. Ничего вам не напоминает?
Давайте поиграем! Откройте наугад любой номер и напишите нам: что особенно запомнилось.
Ждём ваших ответов.
На прошлой неделе мы побывали в Самаре на Зимнем Грушинском фестивале. Грушинский фестиваль, всем известно, это праздник встреч и песен. В отличии от летних, Зимний умещается в один день, все чувства превращаются в концентрат, который можно хранить и принимать в терапевтических дозах долгое время.
Юлия Зиганшина приняла участие в двух концертах — посвящённом юбилею Юрия Визбора и в Гала-концерте. Посмотрите фотографии Дмитрия Рузова
Был один особенно запоминающийся момент. Юлия Зиганшина и Роман Ланкин исполнили песню Алексея Рыбникова на стихи Булата Окуджавы «Фонарщики» из кинофильма «Приключения Буратино». И вдруг зрители стали зажигать фонарики. Конечно, Грушинский знает, что такое фонарики. Но тут было нечто другое: каждый почувствовал себя Фонарщиком. И это так и было: все пришедшие в этот зал — фонарщики, потому что несут друг другу свет и тепло.
Фестивальных гостей разместили в центре Самары — в историческом здании.
На этом балконе когда-то пел Шаляпин!
В здании в стиле модерн сохранились некоторые элементы: колонны
зеркало
и чугунная лестница
от кружева этой лестницы невозможно оторваться и перестать его фотографировать.
Напротив гостиницы располагается Самарский Областной художественный музей, в который мы с вами заглядывали не так давно.
В этот раз пойдём снова — смотреть выставку Петрова-Водкина. Кстати, чудом удалось на неё попасть — она должна была закрыться в конце января, но задержалась точно до нашего приезда.
На выставке — работы Кузьмы Сергеевича из собрания Государственного Русского музея. Посмотрим несколько работ и почитаем слова художника.
Автопортреты разных лет
«Окрестности Хвалынска» 1909 год
«Кстати, о нашем красивом садике… я обожаю его все больше и больше, с его осенним солнцем, зеленоватыми холмами и несравненным чистым воздухом… Дорога на гору, куда я хожу каждый день, до того хороша своим видом на широкий простор… Каждый раз это преисполняет меня радостью. И я теперь утверждаю, что нет в Хвалынске места прекраснее нашего».
О поездке в Самарканд:
«Шах-и-Зинда». Самарканд, 1921 год
«Портрет мальчика-узбека», 1921 год
Эскиз обложки к книге К. С. Петрова-Водкина «Самаркандия», 1923 год
Вновь слово художнику:
Композиция для календаря, 1926 год
Несколько натюрмортов
И, конечно, вариации Красного коня
Очень любопытная историческая надпись сохранилась на самом здании Музея:
Большое спасибо организаторам фестиваля за незабываемые дни и памятные встречи!
И мы отдельно благодарим Ирину и Андрея Колесниковых за щедрость души, блестящие идеи и их великолепное воплощение!
Ирина Колесникова, Андрей Колесников, Ника Коварская и Юлия Зиганшина под ярким самаркандским, ой, простите, самарским солнцем.
Сегодня мы ждём казанцев и гостей Казани на концерт, который можно смело считать и музейной экспозицией, потому что будут звучать романсы, представляющие собой уникальные сокровища — их мало поют, они почти нигде не звучат, и это очень несправедливо…
Приходите и послушайте забытые шедевры
И очень хорошая для всех нас новость! 30 марта в Татарской государственной филармонии состоится концерт «Три товарища», посвящённый Борису Мокроусову, Алексею Фатьянову и Василию Соловьёву-Седому!
Почему нельзя пропустить этот концерт? Во-первых, приедут внуки трёх товарищей, во-вторых, на сцене будет прославленный оркестр народных инструментов под руководством А. И. Шутикова, в-третьих, приедут прекрасные исполнители, в-четвёртых, Юлия Зиганшина принимает самое активное участие и в организации, и в самом концерте, и в-четвёртых — в-главных, будут звучать великие песни!
А мы с вами по традиции заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни чтобы узнать: какие ещё праздники и дни рождения мы будем отмечать на следующей неделе.
17 февраля 1901 года родилась Агния Барто
Среди увлечений будущей поэтессы были танцы. В балетную школу она пошла, чтобы не перечить отцу, который хотел видеть свою дочь на сцене. Но посвящать свою жизнь балету Агния не стала, однако любовь к музыке и танцам сохранила навсегда.
Барто всегда много времени проводила с детьми: ходила в детские дома, сады, школы, прислушивалась к их разговорам на улице. Агния Львовна была уверена, что детей надо изучать, так как у любого из них — свой богатый внутренний мир.
Во время войны Агния Барто работала токарным слесарем для того, чтобы… общаться с подростками! Из разговоров с детьми поэтесса черпала вдохновение для своего творчества, а где еще можно было их встретить во время эвакуации на Урал? Конечно, на заводе, ведь многие из них встали к станкам вместо ушедших на фронт взрослых…
«
Ребята недолго чуждались меня, привыкли к моему присутствию, некоторым из них нравилось меня обучать, я была явно отстающей, ведь стремилась не столько овладеть профессией токаря, сколько понять, какими должны быть герои моих будущих стихов», — вспоминала Агния Барто.
Барто была не только знаменитым поэтом, но и талантливым сценаристом. Именно она стала автором сценариев к фильмам «Подкидыш» (совместно с Риной Зеленой, сыгравшей в картине домработницу) и «Алеша Птицын вырабатывает характер».
В 60-е годы в Союзе писателей проходила встреча с космонавтами. На листочке из блокнота Юрий Гагарин написал: «Уронили мишку на пол…», и передал его автору. Автограф Гагарина до сих пор хранится в музее Барто*. Позже космонавт признался, что стихотворение про мишку было первым произведением о добре и зле, которое он услышал в детстве.
*Единственный мемориальный музей Агнии Барто располагается в библиотеке № 178 в Академическом районе Москвы.
Так на так
Решили два Ивана
Меняться без обмана.
А что менять —
Не в этом суть,
Хоть что-нибудь
На что-нибудь.
Игрушечного зайку
На гвоздики и гайку,
А гвоздики и гайку
Потом опять на зайку.
Друзья не ищут выгод,
Им пошуметь, попрыгать,
Кричать: — Меняю кошку
На сломанную брошку,
А сломанную брошку
Потом опять на кошку!
Решили два Ивана
Меняться без обмана.
А что менять —
Не в этом суть,
Хоть что-нибудь
На что-нибудь.
Так целый день менялись.
И при своем остались.
Памятник творчеству писательницы в Волгограде.
18 февраля 1896 года родился Владимир Масс — сценарист, драматург, поэт.
Владимир Захарович с детства мечтал быть художником, в юности учился у Марка Шагала. Но литературная деятельность взяла верх. Список его работ огромен! С его пьесы в соавторстве с Виктором Типотом — сатирического спектакля «Москва с точки зрения» — начался Московский театр Сатиры, они же написали сценарий к «Весёлым ребятам"(но их фамилии изъяли из титров, потому что оба сценариста во время съёмок были арестованы и сосланы). Написанная Владимиром Захаровичем в ссылке пьеса «Сады цветут» (в соавторстве с актёром Николаем Куличенко) перед войной обошла чуть ли не все театры страны. С началом войны Владимир Масс организовал и возглавил театральную фронтовую бригаду, которая обслуживала военные части Красной армии. После войны встретился с Михаилом Червинским и их совместная пьеса «Где-то в Москве» была поставлена в театре имени Вахтангова, а вслед за тем начала триумфальное шествие по всем театрам страны. А далее этот творческий дуэт сотрудничал с Утёсовым, Райкиным, Мироновой и Менакером, с журналом «Крокодил», писал либретто к первым советским опереттам: «Самое заветное» (музыка В. Соловьёва-Седого), «Трембита» (музыка Ю. Милютина), «Белая акация» (музыка И. Дунаевского) и, наконец, «Москва, Черемушки» (музыка Д. Шостаковича). Им также принадлежит русское либретто оперетты Ф. Легара «Весёлая вдова». Сколько славных дел! И-таки на склоне лет поэт, сценарист и драматург берёт в руки кисть и начинает осуществлять юношескую мечту — рисовать!..
Картина Владимира Масса
А мы сейчас послушаем песню Матвея Блантера на стихи Владимира Масса — «
За шахматной доской».
Предстоящая неделя будет очень композиторской:
18 февраля 1921 года родился Оскар Фельцман
Одной из самых популярных песен композитора являются, конечно, «Ландыши». Напомним вам их непростую историю:
В 1958 году Оскара Фельцмана попросили написать песню для концертной программы, которую готовили для исполнения в летнем театре «Эрмитаж». По словам композитора, он взял стихи Ольги Фадеевой, «сел к роялю, и… через пятнадцать минут работа была завершена». Первыми исполнительницами песни были Гелена Великанова и Нина Дорда. Фельцман рассказывал, что после создания он «отдал песню Геле Великановой и уехал отдыхать на юг», где через пару недель получил письмо, в котором было написано: «Оскар, вся Москва поет твои «Ландыши» .
Возвратившись из отпуска в Москву, Фельцман и сам смог убедиться, насколько широкую популярность получила написанная им песня «Ландыши».
Но в судьбе песни произошёл неожиданный поворот. ЦК КПСС обратился к творческим союзам с просьбой привести примеры произведений, пропагандирующих пошлость. Задан был такой вопрос и на заседании Союза композиторов СССР. По словам Фельцмана, сразу же примеров не нашлось, но перед окончанием заседания кто-то сказал: «Как нет пропаганды пошлости? Есть же «Ландыши» Фельцмана! Самая что ни на есть пошлость!» В результате «Ландыши» были упомянуты в партийном документе, после чего в течение длительного времени их приводили в качестве примера пошлости во многих статьях, публиковавшихся в газетах и журналах.
Например, 17 декабря 1960 года в газете «Советская культура» была опубликована статья композитора Анатолия Новикова «Пусть завянут «Ландыши»». Обсуждая значение музыки в формировании эстетического вкуса подрастающего поколения, Новиков писал, что ему «огорчительно наблюдать, как на танцплощадках, на вечерах молодёжи крутят нередко одну и ту же пластинку вроде печально известных «Ландышей» — «будто и не существует в мире чудесного богатства мелодий, а есть только популярные, отнюдь не всегда высокого качества эстрадные песенки». Доходило даже до того, что авторов песни обвиняли в попытке морального разложения советской молодёжи, идеологической диверсии и расшатывании устоев советской власти.
По подсчётам Фельцмана, травля песни продолжалась в течение 23 лет. Тем не менее, и в это время песня оставалась популярной. Однажды на одном концерте Тихон Хренников сказал Оскару Фельцману: «Ты будешь заканчивать концерт «Ландышами»», а на возражение, связанное с тем, что песня вроде как считается «пошлой и антисоветской», ответил: «Вопрос не обсуждается — это просьба местного начальства». После этого и во всех остальных городах, где проходили встречи с композиторами, Фельцман по просьбе местных партийных руководителей исполнял песню «Ландыши», и везде её «принимали на ура». Появившаяся у композитора надежда на то, что «критическая эпопея с «Ландышами» закончилась», была разрушена вскоре после его возвращения в Москву, когда он увидел очередную статью со словами «Фельцман своими «Ландышами» развращает…».
Так послушаем же «
Ландыши»! А песней Фельцмана «
За полчаса до весны» отметим юбилей Наума Олева — 22 февраля исполнится 85 лет со дня рождения поэта
18 февраля 1935 года родился Геннадий Гладков
К большому сожалению в прошлом году композитора не стало. Но его песни — яркие и весёлые, душевные и пронзительные, неповторимые и запоминающиеся — всегда с нами: «
Проснись и пой», «
Романс Анарды», «
Песня бродячих артистов».
19 февраля 1945 года родился Юрий Антонов
Ещё один потрясающий мелодист и исполнитель! Вспомним прекрасные песни Юрия Антонова: «
Двадцать лет спустя», «
Крыша дома твоего», «
Анастасия».
22 февраля 1800 года родилась Анна Керн
Перечитаем и переслушаем «
Я помню чудное мгновенье«…
22 февраля 1810 года родился Фридерик Шопен
По традиции мы с вами слушаем «
Письмо Шопену».
21 февраля — Всемирный день экскурсовода.
Напомним вам, что Юлия Зиганшина — волонтёр-экскурсовод по Музею Боратынского. Вот, как Юлия описывает эту важную профессию:
«Без преувеличения можно сказать, что в руках экскурсовода ключи к потайным дверям. А скорее всего, экскурсоводы — сами двери: могут открыть целый мир, а могут захлопнуться перед лицом экскурсанта. Могут распахнуть обе створки, а могут оставить маленькую щёлку. Могут плавно раскрыть свои объятья, а могут скрипеть в нежелании делиться. И экскурсовод — это всегда лотерея. Повезёт — откроешь новые миры, к которым будешь возвращаться всю жизнь. Не повезёт — забудешь это место, как неприятный сон.
От всей души желаем всем экскурсоводам не терять интереса к своему делу, а всем экскурсантам встречать самых чутких и трепетных мастеров.
Ну и главное: люди, ходите на экскурсии!»
20 февраля — День вишнёвого пирога и День яблока.
За рецептами вновь отправляемся в Тарханы.
Творожный пирог с вишнями.
1 стакан муки, 1 яйцо, 1 стакан сахара, 80 г сливочного масла,? ч. ложки соды, соль по вкусу.
Для начинки: 250 г вишни, 500 г творога, 3 яйца, 50 г крахмала, 1 ст. ложка сахарной пудры, 75 г тертых орехов, цедра лимона, по 1 ч. ложке корицы, гвоздики, ванильного сахара, сода.
Из просеянной муки, яиц, соды, сахара, соли, кусочков масла вымесить тесто, которое затем на час поместить в холодное место. Пока тесто подходит, начать готовить начинку.
Для начинки из вишни удалить косточки, творог, цедру лимона, пряности, орехи, просеянный крахмал, соду и сахар, тщательно смешать. Отделить белки от желтков. Желтки добавить в творог, а белки сбить в крепкую пену. Затем творожную начинку осторожно смешать с вишней и белками. Готовое тесто выложить на посыпанный мукой стол и раскатать пласт толщиной не более 1,5 см. Этот пласт уложить в форму и обязательно оставить края. Наверх равномерно выложить творожную массу и все поставить в хорошо прогретую печь. Выпекать при средней температуре около часа. Чтоб пирог не пригорал, накрыть его фольгой.
Готовый пирог остудить. Из бумаги вырезать трафареты в виде вишен, поместить их на пирог, присыпать их сахарной пудрой. Трафареты затем снять.
Мочёные яблоки
15 кг яблок, 800 г ржаной муки, 5 кг сахара, листья смородины, 1 ст. ложка соли, 10 л воды.
Для мочения взять антоновские яблоки. Дно деревянной кадки уложить слоем листьев черной смородины, вишни, ржаной соломы. Уложить яблоки, чередуя их слои со слоями листьев и соломы. Таким образом постепенно заполнить всю кадку, обязательно прикрыв верхний слой яблок ржаной соломой и смородиновыми листьями.
После этого залить яблоки специально приготовленным суслом.
Для сусла ржаную муку залить кипятком, добавить соли, тщательно размешать, затем дать отстояться и процедить через несколько слоев марли. Кадку с уложенными яблоками поставить в холодное место, залить суслом. Яблоки сверху накрыть деревянным кружком, на него поместить груз, в качестве которого можно использовать обмытый камень.
21 февраля — День чтения поздравительных открыток!
Вот и пирог с вишнями, а заодно и с яблоками пригодился, и если вы нам напишете открытку, мы с удовольствием её почитаем.
Поздравляем вас ещё раз с нашим днём рождения! Будьте здоровы и счастливы, друзья! До встречи на седьмом году жизни нашего любимого Журнала!
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение! И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.