Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
(Станислав Жуковский «Вид из окна»)
ИЮЛЬ
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
(Борис Пастернак)
На предстоящей неделе нас ожидает июль. «
Лето как выходные. Такое же прекрасное, и так же быстро проходит. Июнь — это пятница, июль — суббота, август — воскресенье.» (Марина Цветаева)
Значит, нам предстоит
суббота. Прекрасно! Это — ещё воспоминание о свежем июне, и ожидание терпкого августа.
Неделю назад мы договаривались отметить День ожившего музея. Для этой цели мы отправимся в Томск. В этом городе деревянных кружев с большим трепетом относятся к истории каждого дома. Да, не всё удаётся спасти и восстановить. Но о сохранении думает, кажется, каждый житель — с любовью и нежностью. Многие дома с реставрацией оживают, обретают вторую жизнь. Так случилось с Домом на улице Кузнецова, 30. Теперь там музей «Профессорская квартира».
В интерьере деревянного дома — памятника стиля модерн, построенного в 1911 году, воссоздан быт томской профессуры начала XX века. Подлинная мебель, предметы быта и другие уникальные свидетельства эпохи позволяют ощутить дух времени.
(Эта фотография и остальные были сделаны в разные дни. Дождь шёл при первом посещении Томска, когда было принято решение — посетить этот музей по возвращении в город.)
Музей был создан «с нуля». Но сейчас это абсолютно законченная экспозиция, в которой чувствуешь себя гостем профессора томского университета. Прогуляемся по залам Музея.
Гостиная
Кабинет профессора
Дом очень уютный. Нас только удивило, что в качестве экспоната, символизирующего мусор в мусорном ведре, были выбраны ноты…
Столовая
Приходилось ли вам встречать такой стеклянный предмет? Если да, то напишите нам, что вы о нём знаете!
Вот фрагмент воспоминаний о том, как могли проходить ужины в этом доме
На буфете лежит старинная кулинарная книга. Мы подсмотрели для вас несколько рецептов
А вот эту страницу мы специально не снимали — фотографировали рецепт рядом. А жаль.
Важным «экспонатом» в этом доме является вид из окна, потому что пока цел дом напротив, и мы можем не только находиться в старинной атмосфере, но и в окне увидеть, то, что видели жители из этого окна более ста лет назад
Но самый чудесный сюрприз ждал нас в конце экскурсии: наш экскурсовод не собирался нам рассказывать об этом, он только ответил на вопрос: а кто здесь конкретно жил? И он рассказал, что создатели музея смогли собрать фотографии тех, кто в разные годы проживал в этом доме, и об этом они рассказывают на отдельной программе, которая довольно часто здесь проходит
Именно в этой квартире провёл свои первые 22 года жизни композитор Эдисон Денисов!
Вот, что мы читаем в Википедии: «
»
Эдисон Денисов родился в Томске. В детстве самостоятельно научился играть на мандолине и гитаре, серьёзно учиться музыке начал с 12 лет. В 1946 году поступил на физико-математический факультет Томского государственного университета и в Томское музыкальное училище в класс известных томских педагогов О. А. Котляревской и Е. Н. Корчинского. В 1950 году Денисов победил в студенческом композиторском конкурсе и послал свои сочинения Дмитрию Шостаковичу, который ответил, что ему нужно серьёзно заняться музыкой. Окончил фортепианный класс училища и Томский университет".
В 1951 году будущий композитор поступает в Московскую консерваторию и уезжает из Томска.
Сохранились уникальные предметы: фотографии Денисова в детстве именно в этой квартире
И та самая мандолина, на которой учился играть маленький Денисов
Машина времени, всё-таки, существует. Любой музей с блеском справляется с поставленной задачей…
Мы вспоминали с вами Дмитрия Шостаковича. И воображаемые встречи с композитором произошли в Санкт-Петербурге
Мемориальные доски тоже творят чудеса. Смотришь на неё и понимаешь, что здесь, под твоими ногами пролегал маршрут великого человека.
Дни в Санкт-Петербурге были наполнены не только концертами, но и посещением многих памятных мест:
Царское Село, Русский музей, Александро-Невская лавра. И мы с вами будем иногда возвращаться к этим местам. Например, сегодня отметим наступающий день рождения художника Павла Федотова
Павел Андреевич родился 4 июля 1815 года. А скончался 26 ноября 1852 года.
Остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность передать характер человека — все эти свойства таланта, ярко проявлявшиеся в рисунках Федотова, указывали на то, что истинным призванием художника была жанровая живопись. В выборе направления — жанровая живопись — художнику отчасти помогло письмо Ивана Андреевича Крылова, который посоветовал ему заняться именно жанровой живописью. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Федотов написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер»
и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова)
Невеста-девушка смышляла жениха:
Тут нет еще греха,
Да вот что грех: она была спесива.
Сыщи ей жениха, чтоб был хорош, умен,
И в лентах, и в чести, и молод был бы он
(Красавица была немножко прихотлива):
Ну, чтобы всё имел — кто ж может всё иметь?
Еще и то заметь,
Чтобы любить ее, а ревновать не сметь.
Хоть чудно, только так была она счастлива,
Что женихи, как на отбор,
Презнатные катили к ней на двор.
Но в выборе ее и вкус и мысли тонки:
Такие женихи другим невестам клад,
А ей они на взгляд
Не женихи, а женишонки!
Ну, как ей выбирать из этих женихов?
Тот не в чинах, другой без орденов;
А тот бы и в чинах, да жаль, карманы пусты;
То нос широк, то брови густы;
Тут этак, там не так;
Ну, не прийдет никто по мысли ей никак.
Посмолкли женихи, годка два перепали;
Другие новых свах заслали:
Да только женихи середней уж руки.
«Какие простаки»
Твердит красавица: «по них ли я невеста?
Ну, право, их затеи не у места!
И не таких я женихов
С двора с поклоном проводила;
Пойду ль я за кого из этих чудаков?
Как будто б я себя замужством торопила,
Мне жизнь девическа ничуть не тяжела:
День весела, и ночь я, право, сплю спокойно:
Так замуж кинуться ничуть мне не пристойно».
Толпа и эта уплыла.
Потом, отказы слыша те же,
Уж стали женихи навертываться реже.
Проходит год,
Никто нейдет;
Еще минул годок, еще уплыл год целой:
К ней свах никто не шлет.
Вот наша девушка уж стала девой зрелой.
Зачнет считать своих подруг
(А ей считать, большой досуг):
Та замужем давно, другую сговорили;
Ее как будто позабыли.
Закралась грусть в красавицыну грудь.
Посмотришь: зеркало докладывать ей стало,
Что каждый день, а что-нибудь
Из прелестей ее лихое время крало.
Сперва румянца нет; там живости в глазах;
Умильны ямочки пропали на щеках;
Веселость, резвости как будто ускользнули;
Там волоска два-три седые проглянули:
Беда со всех сторон!
Бывало, без нее собранье не прелестно;
От пленников ее вкруг ней бывало тесно:
А ныне, ах! ее зовут уж на бостон!
Вот тут спесивица переменяет тон.
Рассудок ей велит замужством торопиться:
Перестает она гордиться.
Как косо на мужчин девица ни глядит,
А сердце ей за нас всегда свое твердит.
Чтоб в одиночестве не кончить веку,
Красавица, пока совсем не отцвела,
За первого, кто к ней присватался, пошла:
И рада, рада уж была,
Что вышла за калеку.
(Иван Крылов)
Заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни чтобы узнать: какие ещё праздники и дни рождения мы будем отмечать на следующей неделе.
28 июня 1712 года родился Жан-Жак Руссо
Перелистаем цитаты философа, писателя и мыслителя эпохи Просвещения, музыковеда, композитора и ботаника:
- Нужно иметь что-то общее, чтобы понимать друг друга, и чем-то отличаться, чтобы любить друг друга.
- Свобода не в том, чтобы делать то, что хочешь, а в том, чтобы не делать того, чего не хочешь.
- Жить — это не значит дышать, это значит действовать. Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь…
- Человек учится говорить 2 года, затем учится всю жизнь молчать.
- Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, — это приучить его не встречать ни в чем отказа.
- Не говори, сколько прожил, — скажи, для чего жил.
- Час работы научит больше, чем день объяснения.
- Умный человек удаляется за минуту до того, когда он был бы лишним.
- Люди злы, но человек добр.
- Доброе — это прекрасное в действии.
- Не только в гордости, но и в чрезмерной скромности есть своя опасность
- Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?
29 июня 1900 года родился Антуан де Сент-Экзюпери
«
Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою» («Маленький принц»)
Послушайте песню Виталия Харисова на стихи Алексея Гомазкова — «
Маленький принц».
30 июня 1891 года родился Борис Прозоровский
Король романса! Его произведения — золотой фонд любимого жанра. Мы цитируем Бориса Алексеевича, даже не зная его романсов: «Мы только знакомы», «Мы странно встретились», «Вернись, я всё прощу», «Разошлись, как ночью корабли» (чаще говорят «в море», но точная цитата — «ночью»). Врач по образованию, Прозоровский посвятил всю свою жизнь музыке, романсам. К сожалению, время для романсов было трудное — они были запрещены, а те, кто ими занимался, подвергались смертельной опасности. Так и вышло, что Борис Алексеевич жизнью поплатился за свою страсть и преданность такому ранимому и беззащитному жанру, как романс: в 1937 году Борис Прозоровский был расстрелян.
Предлагаем вам вспомнить
историю жизни и творчества Тамары Церетели, для которой Борис Алексеевич был главным человеком.
Нам остаётся помнить великого Мастера, петь и слушать его бессмертные произведения: «
Караван», «
Совсем чужие», «
Вернись», «
Газовая косынка», «
Мы только знакомы», «
Шёлковый шнурок», «
Снегурочка».
1 июля исполнится 135 лет со дня рождения Веры Мухиной!
Мы вспомним несколько знаменитых работ скульптора
и самый музыкальный — памятник Петру Ильичу Чайковскому у Московской консерватории, открытый в 1954 году
1 июля 1896 года родился поэт, переводчик, драматург, театральный режиссёр Павел Антокольский
Строки поэта сегодня — о музыке.
МУЗЫКА
Мрачен был косоугольный зал.
Зрители отсутствовали. Лампы
Чахли, незаправленные. Кто-то,
Изогнувшись и пляша у рампы,
Бедным музыкантам приказал
Начинать обычную работу.
Он вился вдоль занавеса тенью,
Отличался силой красноречья,
Словно вправду представлял пролог.
Музыканты верили смятенью
Призрака. И, не противореча,
Скрипки улетели в потолок.
В черную пробитую дыру
Пронесла их связанная фуга…
Там, где мир замаран поутру
Серостью смертельного недуга.
Скрипки бились насмерть с голосами
Хриплыми и гиканьем погонь.
Победив, они вели их сами.
Жгли смычки, как шелковый огонь.
И неслась таинственная весть
Мимо шпилей, куполов и галок,
Стая скрипок, тоненьких невест,
Гибла, воскресала, убегала…
А внизу осталась рать бутылок,
Лампы, ноты, стулья, пиджаки,
Музыка устала и остыла.
Музыканты вытерли смычки.
Разбрелись во мглу своих берлог,
Даже и назад не поглядели,
Оттого что странный тот пролог
Не существовал на самом деле.
28 июня — День карусельной лошадки. Нам вспоминается именно такая карусель и лошадка
1 июля — международный день шутки.
Вот несколько музыкально-исторических.
В 1986 году в гонконгскую филармонию пришло письмо из налогового ведомства с напоминанием о необходимости уплатить налоги тем лицам, которые принимали участие в концертах, даваемых филармонией, а именно Иогану Себастьяну Баху и Камилю Сент-Сансу. Как оказалось, чиновники ведомства списали имена этих «налогоплательщиков» с афиш, сообщавших, что будут исполняться их лучшие произведения.
Маэстро, — спросила как-то начинающая пианистка у Рахманинова, — правда ли, что пианистом нужно родиться?
— Сущая правда, сударыня, — улыбнулся Рахманинов — не родившись, невозможно играть на рояле.
После поездки в США Мстислава Ростроповича вызвали в Особый отдел Министерства культуры и спросили:
— Мстислав Леопольдович, как вы посмели оставить принимающей стороне программу ваших будущих гастролей, не согласовав ее с нами?
— Да, знаете… как-то… а что, нельзя?
— Вы еще спрашиваете! Немедленно напишите новую программу. Здесь же! Сейчас же!
Ростропович сначала растерялся, потом обозлился и написал: «Моцарт, концерт для виолончели с оркестром (Моцарт никогда ничего для виолончели не писал). Беллини. Соната для виолончели, флейты и клавесина (та же история). Риталлани. Концерт для виолончели соло (такого композитора вообще в природе не существует)…»
Минкульт одобрил выбор маэстро, красиво распечатал список типографским способом и, заверив у министра, отправил в США. По словам Ростроповича, принимающая сторона чуть не уволила двоих сотрудников за то, что те не смогли отыскать вышеуказанное произведение Моцарта даже в Зальцбургском архиве, а генеральный менеджер чуть не сошел с ума, пытаясь вспомнить мелодию беллиниевской сонаты. Ни у кого не возникло сомнений в существовании всей этой музыки, т.к. заявка было подписана Ростроповичем и заверена министром культуры Фурцевой. Говорят, по вскрытии этой шуточки, в Штатах хорошо посмеялись.
Знаменитая итальянская певица Катерина Габриелли запросила у Екатерины II пять тысяч дукатов за два месяца выступления в Петербурге.
— Я своим фельдмаршалам плачу меньше, — запротестовала императрица.
— Отлично, Ваше императорское величество, — отпарировала Габриелли, — пусть Ваши фельдмаршалы Вам и поют.
Императрица уплатила указанную сумму.
Какая разница между хорошим хормейстером и плохим? — спросили как-то у Роберта Шоу.
— Хороший хормейстер держит партитуру в голове, а плохой — голову в партитуре, — последовал ответ.
Во время гастролей в Москве, в Большом, Герберт фон Караян, желая придать звуку трубы возможно большую отдаленность, посадил первого трубача на галерку.
Однако в нужный момент вместо звонкого сигнала раздался совершенно неприличный отрывистый звук.
Дирижер не растерялся и подал знак второму трубачу в оркестре, который и сыграл требуемый сигнал. В антракте был скандал:
— Что Вы наделали! Вы чуть не сорвали мне всю увертюру!
— Простите, — смущенно пробормотал трубач, — но едва я поднес трубу к губам как вбежала пожилая билетерша и стала вырывать ее у меня из рук со словами: «Как тебе не стыдно, мерзавец, ведь дирижирует великий Караян!»
В Торонто на гастроли приехала нью-йоркская «Метрополитен-опера». Спектакли состоялись во дворце спорта, где обычно проходят хоккейные матчи. После спектакля репортер местной газеты позвонил дирижеру: — Довольны ли Вы результатом выступлений?
— Думаю, что если бы хоккеисты выступали в опере, это было бы намного хуже.
Однажды один знакомый Джиакомо Пуччини — весьма посредственный композитор, язвительно сказал:
— Ты уже стар, Джиакомо. Пожалуй, я напишу траурный марш к твоим похоронам и, чтоб не опоздать, начну завтра же.
— Что ж, пиши, — вздохнул Пуччини, — боюсь только, что это будет первый случай, когда похороны освистают!На прошедшей неделе состоялось несколько концертов Юлии Зиганшиной и несколько — с участием певицы. И это не шутки!
Фотографиями с этих событий мы и закончим нашу сегодняшнюю встречу:
В Москве и Санкт-Петербурге состоялись большие концерты, посвящённые юбилею Юрия Визбора.
В Санкт-Петербурге состоялся сольный концерт в удивительном пространстве — «Квартирники у Гороховского». Спасибо Дмитрию Гороховскому за организацию концерта и Виктории Рассветной за фотографии.
И ещё один концерт, о котором мы вам сегодня расскажем, состоялся в Москве, в книжном клубе «Гиперион». Благодарим за организацию Антона Шиловского и за фотографии — Олесю Щербакову!
Будьте здоровы и счастливы, друзья! До встречи в июле!
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение! И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.