Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
(Игорь Попов «Июль»)
Что хорошего в июле?
Жуткая жара.
Осы жалятся как пули.
Воет мошкара.
Дождь упрямо избегает
тротуаров, крыш.
И в норе изнемогает
Полевая мышь.
Душно в поле для овечки,
В чаще для лося.
Весь июль купайся в речке
вместо карася.
(Иосиф Бродский)
Сегодня — день трудоголиков. Вам не кажется, что сейчас не самое подходящее время для этого праздника? Или наоборот: именно трудоголики не сдаются никогда, даже в середине лета? И сейчас самое время отметить их день?
Что можно сказать о трудоголиках? Только то, что их труд — им в радость. Летом особым трудолюбием славятся садоводы и огородники. Если вы в их числе, то пожелаем вам успехов и прекрасных урожаев!
(неизвестный художник «Дачный урожай»)
Но к даче отношение у всех разное — для кого-то трудовые будни, а кто-то предпочитает праздно проводить дни на природе в милом домике. А вот Александр Сергеевич Пушкин совмещал дачный отдых со своими великими — поэтическими трудами.
Всегда много вспоминают о пребывании Александра Сергеевича в Царскосельском лицее, но редко упоминают приезды Пушкина в Царское Село в более позднее время. А он там бывал ещё не раз. И что интересно: возможно, самые счастливые свои дни поэт провёл именно в Царском Селе. Вот, например, он туда приехал провести медовые месяцы. Для этого снял дачу. По этой даче мы с вами сегодня прогуляемся с путеводителем в руках.
Свадьба Александра Пушкина и Натальи Гончаровой состоялась 18 февраля 1831 в Москве, в Церкви Старого Вознесения. Провести первые месяцы супружеской жизни поэт решил вблизи Санкт-Петербурга, в милом его сердцу и воспоминаниям Царском Селе.
«…мне мочи нет хотелось бы … остановиться в Царском Селе. Мысль благословенная! Лето и осень таким образом провел бы я в уединении вдохновительном, вблизи столицы, в кругу милых воспоминаний…»
А. С. Пушкин — П. А. Плетневу
По поручению поэта П. А. Плетнев снимает в Царском Селе для Пушкиных дачу: восемь комнат в доме вдовы придворного камердинера Я. К. Китаева.
Комнаты в доме располагались анфиладой, как было принято в 20−30-е годы ХХ века.Мемориальная часть дома начинается с буфетной, которая обыкновенно располагалась по соседству со столовой. Слуги приносили горячую еду из кухни, раскладывали по блюдам, чтобы подать к столу.
В буфетной самая необходимая обстановка для небольшой семьи: мебель красного дерева, старинный фарфор, рукописная книга с кулинарными рецептами, самовар из московского дома друга Пушкина В. Нащокина.
В пушкинское время стены дома окрашивались в чистые тона клеевой краской: зеленый, голубой, палевый, украшались орнаментами в виде розеток, пальметт, стилизованных листьев. Цвет столовой нередко повторял окраску дома. Расстановка мебели была свободной, отвечала требованиям домашнего уюта и комфорта, располагала к отдыху и беседе.
Дачный быт существенно отличался от размеренного распорядка жизни в столице; гости могли приходить запросто, неожиданно.
«Хотя летом у нас бывал придворный обед, довольно хороший, я все же любила обедать у Пушкиных. У них подавали зеленый суп с крутыми яйцами, рубленые большие котлеты со шпинатом или щавелем и на десерт варенье из белого крыжовника».
А. О. Смирнова-Россет
Частыми гостями этого дома были родители Пушкина — Сергей Львович и Надежда Осиповна, снимавшие дачу в соседнем Павловском, и сестра Ольга Сергеевна Павлищева. Их портреты, выполненные в небольших размерах, вносят в интерьер комнаты дух семейственности и уюта.
Самая нарядная и светлая комната дома — гостиная — имеет полукруглую стену с дверью, ведущей на веранду.
В пушкинское время именно веранда служила главным входом в дом. Пространство обставлено гарнитуром тополевого дерева и карельской березы 1820 — 1830-х годов.
В углу у окна изящный столик для рукоделия. За таким столиком, по воспоминаниям современников, занималась вышиванием Наталья Николаевна.
Стены гостиной украшены акварелями, изображающими живописные уголки Екатерининского парка, в аллеях которого летом 1831 года часто видели Александра Сергеевича и Наталью Николаевну. Один из современников вспоминал, что в то лето «в Царском селе многие нарочно ходили смотреть на Пушкина, как он гулял под руку с женою, обыкновенно около озера. Она бывала в белом платье, в круглой шляпе, и на плечах свитая по-тогдашнему красная шаль».
Будуаром (франц. boudoir, от bouder — дуться, капризничать) называется изящно убранное дамское помещение. Впервые они появились во Франции в XVII веке.
В центре комнаты портрет Александра Сергеевича, созданный неизвестным художником, датированный 13 июня 1831 года. На поэте мягкая светлая шляпа с широкими полями и шотландский галстук. Из всех известных портретов Натальи Николаевны акварель А. I. Брюллова 1831 года — единственное изображение жены, написанное при жизни Пушкина. На даче в Царском Селе ей исполнилось 19 лет.
Рядом с будуаром обычно располагалась спальня. Воспоминаний современников об этой комнате не сохранилось, и сегодня она воссоздана как дамский кабинет.
Среди предметов мебели изящное бюро дорогого палисандрового дерева с множеством ящичков для письменных принадлежностей и откинутой столешницей, книжный шкаф, столики с бронзовыми канделябрами и книгами, фарфоровые вазы.
Кабинет, расположенный в мезонине дома, является главной достопримечательностью мемориального музея-дачи А. С. Пушкина. Договариваясь с П. А. Плетневым о найме квартиры в Царском Селе, Пушкин ставил ему единственное условие: «…был бы особый кабинет, а прочее мне все равно».
«Кабинет поэта был в порядке. На большом круглом столе, перед диваном, находились бумаги и тетради, часто несшитые, простая чернильница и перья; на столике графин с водой, лед и банка с крыжовниковым вареньем, его любимым, (…) книги лежали на полу и на всех полках. В этой простой комнате без гардин была невыносимая жара; но он это любил, сидел в сюртуке, без галстука». А. О. Смирнова-Россет
Летом 1831 года в этом кабинете Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «К гробу полководца», «Чем чаще празднует Лицей», подготовил к печати «Повести Белкина» и альманах «Северные цветы» за 1832 год, посвященный прежнему редактору, недавно скончавшемуся, А. А. Дельвигу. Здесь же появилось «Письмо Онегина к Татьяне» для уже законченного романа «Евгений Онегин».
Лето — время не только для отдыха, но и для планирования будущего сезона. Уже сейчас формируются планы и готовятся афиши. Как только всё будет готово, вы сразу узнаете о наших будущих встречах.
В ожидании новых программ, послушайте недавнюю «
Пушкин, Чехов, Окуджава», которая состоялась в московском клубе «Гиперион» 21 июня. Мы благодарим Ирину Гонопольскую за запись!
А сейчас заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни чтобы узнать: какие ещё праздники и дни рождения мы будем отмечать на следующей неделе.
5 июля 1832 года родился художник и педагог, мастер исторической, жанровой и портретной живописи, академик, профессор и действительный член Императорской Академии художеств, статский советник Павел Чистяков
Полюбоваться его картиной «Джованнина, сидящая на подоконнике» мы вновь отправляемся в Русский музей
И мастер-класс от художника
6 июля 1887 года родился Марк Шагал
Мы послушаем песню Виктора Берковского на стихи Роберта Рождественского «
Марк Шагал». Ключевой фразой в этом произведении стали слова «А вы не из Витебска?..»
Посмотрим на Витебск глазами художника: эти работы висят в витебском музее Шагала
6 июля 1897 года родился Анатолий Мариенгоф — русский поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик и драматург, мемуарист.
В семнадцать лет Мариенгоф путешествовал на парусном корабле по Балтийскому морю, и даже получил звание матроса. Одним из главных событий в жизни поэта стала встреча с Сергеем Есениным.
А вот воспоминание Михаила Козакова о другой поэтической встрече: «Ещё в первые дни знакомства с Булатом (Окуджавой) в 1960 году в Питере я рассказал о нём прикованному к постели А. Б. Мариенгофу. Булат с гитарой тут же пришёл в дом на Бородинку… и щедро пел свои песни старому поэту-имаженисту:
Опустите, пожалуйста, синие шторы.
Медсестра, всяких снадобий мне не готовь.
Вот стоят у постели моей кредиторы
молчаливые: Вера, Надежда, Любовь.
И действительно, шторы в спальне Мариенгофа были закрыты. Помню в круге света большой зелёной лампы, стоявшей на тумбочке у постели, Булата с гитарой в кресле, лица друзей и счастливое грустной радостью лицо Мариенгофа. Встреча двух поэтов, встреча разных поколений».
Не много есть у вольности друзей.
Друзья весёлые
У купли и продажи.
На головы нам время сыплет соль,
И зрелая любовь
Нас в крепкий узел вяжет.
Уже чуть слышны песен голоса.
Так звонкая коса
Навряд ли слышит
Вздох предсмертный луга.
Нас оправдают голубые небеса:
Мы были вольности и родине верны
И только неверны подругам.
Уйдём — останется стихов тетрадь,
В ней мы судьбу воспели нашу.
Счастливый был удел:
В дому — всегда пустая чаша
И чаша сердца вечно через край.
(Анатолий Мариенгоф).
7 июля 1882 года родился белорусский поэт, переводчик, драматург, публицист Янка Купала.
Мы вам не раз рассказывали о Музее поэта в Печищах — селе Верхнеуслонского района Татарстана.
Музей мемориальный, ведь именно здесь поэт с супругой провёл несколько месяцев в эвакуации во время Великой Отечественной войны.
личные вещи поэта
«Песней только на свете живу я» — так писал поэт. Около 200 песен написано на стихи Янки Купалы. Вот одна из них
Мемориальная комната и мемориальные репродуктор, абажур, кровать, этажерка
ДУБ
Ветви распуская,
Вырос одиноко
В позабытом крае —
В полюшке далёком.
Словно царь, в короне,
Он забот не знает,
Если буря стонет,
Если вихрь играет.
На одном он месте
Днюет и ночует,
Много знает песен
И сказаний чудных.
Губят корень ливни —
В нём дупло, как хата.
Дремлет — грозный, сильный —
С кроною косматой.
(Янка Купала, перевод Нонны Рыбалко)
7 июля исполнится 110 лет со дня рождения Серафима Туликова!
Мы рады вам сообщить, что не так давно получили в подарок сборники песен композитора. Так что, возможно, вскоре услышим исполнительские премьеры Юлии Зиганшиной. А сейчас послушаем прекрасную песню композитора — «
Ты придёшь ко мне».
Давно замечено, что лето — прекрасное время года для рождения певиц. Очень многие исполнительницы песен и романсов родились именно летом. На предстоящей неделе мы будем отмечать дни рождения Лидии Клемент (сейчас Юлия Зиганшина готовит новую песню из репертуара чудесной Лидии Клемент)
Елены Камбуровой
и Валентины Пономарёвой
Мы от всей души поздравляем Валентину Дмитриевну с юбилеем!
Из воспоминаний Юлии Зиганшиной: «Однажды Валентина Дмитриевна Пономарёва подарила мне концертное платье со словами: „Мне велико, забери, перешей, носи!“
Я узнала платье и вспомнила, где я видела Валентину Дмитриевну в нём: по телевизору в Большом театре, на праздничном концерте, посвящённом двухсотлетию Пушкина.
Я так долго дружу с музеями и с музейщиками, что сама почти уже музейный работник. Вы представляете: платье, в котором Пономарёва (!) пела в Большом театре (!) на двухсотлетнем юбилее А. С. Пушкина (!!!).
Это платье через сто лет будет висеть в музее романса! А пока оно аккуратно висит нетронутым у меня в шкафу».
6 июля — Всемирный день поцелуя! Отметим его двумя романсами: «
Поцелуй» и «
Цыганская серенада».
Нам осталось только отпраздновать День полёта на зонтике (10 июля)
Будьте здоровы и счастливы, друзья! До встречи через неделю!
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение! И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.