Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
ОДА
Долины, Волга, потопляя,
Себя в стремлении влечешь,
Брега различны окропляя,
Поспешно к устию течешь.
Ток видит твой в пути премены,
Противности и блага цепь;
Проходишь ты луга зелены,
Проходишь и песчану степь.
Век видит наш тому подобно
Различные в пути следы:
То время к радости способно,
Другое нам дает беды.
В Каспийские валы впадаешь,
Преславна мати многих рек,
И тамо в море пропадаешь, —
Во вечности и наш так век.
(Александр Сумароков)
Это стихотворение Александр Петрович Сумароков написал в 1760 году. «Проходишь ты луга зелены, проходишь и песчану степь» — даже трудно представить, какой Волга была тогда и насколько отличается от сегодняшней. А, возможно, что-то осталось неизменным. Ясно одно: никто и никогда не перестанет восхищаться великой рекой. Всегда она будет источником вдохновения и радости.
Закончилось путешествие Юлии Зиганшиной на теплоходе до Санкт-Петербурга. Маршрут оказался насыщенным во всех смыслах: реки и озёра, по которым шёл теплоход; потрясающие виды утром, днём и вечером; несколько концертов на борту; конечно, экскурсии по достопримечательностям, которые встретились на пути: города, сёла, острова, монастыри… И, всеми впечатлениями мы хотим поделиться с вами. Но постепенно, потому что каждое требует осмысления.
Сегодня мы с вами побываем на Валааме. Пожалуй, это самое сильное впечатление путешествия. Возможно, потому, что на Валааме состоялся концерт Юлии Зиганшиной, и, конечно, оттого, что этот остров — волшебный. Об этом Юлия расскажет вам сама — читайте в Приложении ↓.
А сейчас несколько фотографий с концерта. Большое спасибо Дмитрию Гороховскому за идею съездить на остров с концертом, монаху Марку за организацию концерта и радушный приём, Александру за помощь в организации, монаху Аврааму за волшебную книгу (о книге подробнее — в Приложении) и монаху Вонифатию за фотографии!
Напоминаем вам, что в августе в Казани состоится несколько концертов Юлии Зиганшиной. Загляните в
Афишу!
Откроем
Календарь знаменательных дат в области романса и песни чтобы узнать: какие праздники и дни рождения мы будем отмечать на следующей неделе.
Завтра исполнится 240 лет со дня рождения Дениса Давыдова!
Этот портрет был представлен на выставке «Пушкин 225».
НА ГОЛОС РУССКОЙ ПЕСНИ
Я люблю тебя, без ума люблю!
О тебе одной думы думаю,
При тебе одной сердце чувствую,
Моя милая, моя душечка.
Ты взгляни, молю, на тоску мою
И улыбкою, взглядом ласковым
Успокой меня беспокойного,
Осчастливь меня несчастливого.
Если жребий мой умереть тоской —
Я умру, любовь проклинаючи,
Но и в смертный час воздыхаючи
О тебе, мой друг, моя душечка!
«Песня с историей» расскажет о нашем юбиляре и мы послушаем романс на стихи Дениса Давыдова «
Ради Бога, трубку дай!«
29 июля 1817 родился Иван Айвазовский
Мы с вами вновь отправимся на пушкинскую выставку, и ещё прогуляемся по некоторым музеям.
Здесь художник в прекрасной компании Пушкина, Виельгорского, Даргомыжского, Кукольника, Вяземского и других современников. Айвазовский — в нижнем ряду слева
«Утро в Гурзуфе» находится в Самарском музее изобразительных искусств
Следующая картина — из Ярославского музея
И, конечно, пройдёмся по Русскому музею
31 июля 1768 года родилась Прасковья Жемчугова
Мы отметим эту дату фрагментом статьи Юлии Зиганшиной, посвящённой знаковой актрисе прошлых лет:
«С того далёкого времени осталось в памяти не так много театральных имён, а имя крепостной актрисы, пожалуй, самое известное из всех. Конечно, и благодаря необычной, почти скандальной истории неравного брака. Но всё-таки — первое слово, которое возникает при упоминании о ней, — Актриса!
Путь актёра — это полоса препятствий. Невозможно, обладая каким-то одним качеством добиться успеха. Есть голос, но без чувства и понимания этот голос никого не затронет. Есть чувства и понимание, но без необходимой работы все намерения так ими и останутся. Есть работа, но без искорки таланта усилия могут оказаться напрасными. Есть искорки таланта, но не подкреплённые знаниями и образованием, они могут спалить всё дотла. Есть образование и знания, но без артистизма не выйти на сцену. Есть артистизм, но без голоса не споёшь и не порадуешь зрителя.
В Жемчуговой всё это, похоже, было. Первые годы Прасковья жила в окружении поющей родительской семьи. Рано попала в дом Шереметевых и получила блестящее образование. Своим трудом, талантом и усилиями графа стала настоящей звездой! А если добавить к этому портрету любящее сердце и добрую душу, то становится понятным, что неслучайно её имя перешагнуло не только границы крепостного театра Шереметевых, но и века — и сейчас оно на слуху и крепко связано с историей театра России».
1 августа 1906 года родился Натан Перельман
Мы не раз заглядывали в его цитатник. Сделаем это вновь: в
Школе исполнительского мастерства вы сможете найти точные, остроумные и очень полезные слова Мастера.
29 июля 1925 года родился Микис Теодоракис
Послушаем его песню «
На берегу» в переводе Алексея Гомазкова.
28 июля 1933 года родился Александр Колкер
Вспомним чудесную песню композитора — «
Стоят девчонки».
28 июля 1958 года в Москве был открыт памятник Владимиру Маяковскому
Памятник работы скульптора Александра Кибальникова. Официальная часть торжественного открытия включала «литературный концерт» с участием известных советских поэтов и чтение стихов Маяковского. После ее завершения, «в неофициальном порядке», праздник продолжила собравшаяся на площади молодежь. Можно сказать, что именно с этого момента началась настоящая история места, сыгравшего огромную роль в развитии поэтического движения нашей страны.
Чтение стихов на этом месте мы помним, например, по фильму «Москва слезам не верит»
Триумфальная площадь с Владимиром Маяковским не раз становилась местом действия и встреч во множестве кинофильмов. Какие помните вы?
Сегодня День загадывания загадок.
Вот несколько музыкальных:
Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем…
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
Песню запоем все вместе,
Зазвучит по школе песня.
Складно, слаженно и дружно.
Вместе петь, ребята, нужно.
Песней полон коридор —
Так старается наш…
Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,
Мотив журчит из далека, поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, его играет…
Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня…
Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет?
Музыкант, певец, рассказчик,
А всего — кружок да ящик.
Будьте здоровы и счастливы, друзья! До встречи в августе!
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение! И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.
Приложение.
Когда Дмитрий Гороховский, организатор знаменитых питерских квартирников, предложил познакомить меня с валаамскими монахами, первой реакцией было удивление. Оказалось, что на Валааме проходят концерты, и целью знакомства могло стать моё выступление на острове.
На Валааме я была давно, в юности. Осталось ощущение махины — зелёной, величественной и доброй. Навсегда запомнился рассказ экскурсовода про десять сантиметров земли, которые покрывают остров, ведь изначально он был каменный, и потом, долго-долго монахи в лодках по Ладоге возили в мешках туда землю. И сейчас Валаам весь покрыт обильными лесами, деревья которого цепляются корнями за камни. И даже столбы стоят, припёртые камнями, потому что вкопать их не во что. А ещё экскурсовод рассказал, что остров сразу начал считаться святым, потому что над ним всегда светило солнце — 300 дней в году ясная погода. Объясняется это просто — каменный остров нагревается и тёплым потоком разгоняет тучи. Даже во время Великой Отечественной войны лётчики, совершая полёт в кромешных тучах, увидев дырку в облачности, знали — Валаам. И это помогало сориентироваться. Вот то, что я помню. Ещё один нюанс: мы купили книгу про Валаам, и начиналась она словами автора: «приехав на остров, я спросил: к кому мне обратиться, чтоб интересно рассказали? И мне все хором ответили: конечно, к Валерию!» И вот именно тот самый Валерий и проводил экскурсию для нас. И, правда, три часа пешеходной экскурсии мы не заметили…
С тех пор шли годы. Я знала, что Валаам возвратили верующим, что там теперь возродился монастырь. Но с тех пор судьба не посылала на остров. В этом году я отправилась на теплоходе до Санкт-Петербурга, и в маршрутный лист входил Валаам.
…Мне, сославшись на Гороховского, позвонил монах Марк и предложил приехать к ним с концертом. Я ответила, что, конечно, с удовольствием, но в этом году вряд ли, потому что лето спланировано и времени уже нет. Но, продолжила я, вот буду у вас, давайте познакомимся. «Давайте познакомимся и сразу концерт сделаем. Сколько стоите на Валааме?» — «Пять часов» — «Всё успеем!» — «А какого числа?» — «17-го июля» — «Это, правда, день страстотерпца Николая II. Есть что-то у вас, чтобы посвятить ему?» — «Есть» — «Тогда договорились».
Вот так, как это иногда бывает, совершенно случайно концерт на Валааме вписался в мой график.
Но возникли вопросы, потому что, я, практически, никогда не пела в православном окружении. Во всяком случае, сольные концерты. Честно говоря, первая мысль была о том, а я вообще имею право там петь? Я — человек не крещёный, считающий себя верующим, но не религиозным. У моей НЕрелигиозности есть свои крепкие корни. Посмотрела в ВКонтакте, что за концерты там играют. Оказалось, что на Валааме есть духовно-просветительский центр «Свет Валаама», в рамках которого проходит много чего интересного. Слово «просветительский» мне особенно приглянулось, потому что тут я, по крайней мере, знаю, куда думать. И пришла мысль: не «что-то» посвятить Николаю II, а всю часовую программу. И, действительно, материал у меня уже частично был, осталось добрать. Императору нравились романсы и их исполнители: Варя Панина, Юрий Морфесси и Надежда Плевицкая. Он бывал на их концертах, общался, внимательно слушал, дарил дорогие подарки, приглашал к себе, в его коллекции пластинок были их записи. Вот, такую идею — песен и романсов из репертуара Варвары Васильевны, Юрия Спиридоновича и Надежды Васильевны — я и превратила в программу. Причём, восемь романсов было для меня новых — учила. Учила и себя ругала: вот оно тебе зачем? Новое место, неизвестная обстановка? Вообще всё непонятно — как и что. Пой то, что знаешь хорошо — хоть одного из поводов волноваться избежишь. Нет. Концепция превыше всего. Решено — надо делать.
Хорошо, что в процессе подбора репертуара догадалась посоветоваться с монахом Марком, ведь среди романсов есть очень страстно-приземлённые. Спрашиваю совета. Он говорит: да, очень откровенных не нужно и надо конкретно смотреть каждый. Посылаю один текст. Ответ: чувственно. Посылаю другой: да, это вполне можно. Примерный ориентир получила. Программу сформировала и начала плотные репетиции.
Теплоход прибывает в три. Концерт в четыре, в пять служба, на которую пойдут зрители. Всё должны успеть. За час до прибытия выясняю, что задерживаемся и будем на острове в четыре. Связи нет, сообщить не могу, нервничаю, бегаю по теплоходу с телефоном, как с миноискателем в поиске заветных полосочек. В конце концов нахожу связь, дозваниваюсь и слышу спокойный голос монаха Марка: «ничего, начнём попозже, кто-то пойдет на службу, кто-то останется. Не волнуйтесь! Мой помощник Александр ждёт вас на берегу».
Уф. Отпустило и меня, и, видимо, атмосферу вокруг, потому что теплоход пришёл в половине четвёртого. Практически, успели вовремя, потому что динамичный Александр, поняв всю ситуацию, привёз и распорядился подготовкой очень оперативно.
Сам концерт прошёл хорошо. Не в том смысле, что я молодец. Хотя, наверное, молодец. А в том, что мне было спокойно. Я сосредоточилась и достаточно подготовилась. А встретивший меня монах Марк своей улыбкой и доброжелательностью совсем успокоил. Мне только хотелось закончить до службы, задержка то всё-таки была.
Два раза со мной пели колокола. Возможно, меня и не было слышно в этот момент. Я сначала пыталась «настоять на своём», проталкивая слова, а потом перестала и сама, поя, слушала звон. И поняла, что звон как раз всех и зовёт на службу. Чуть на ходу подсократила программу и закончила вовремя. И только тут меня окончательно отпустило. Потому что поняла, что напряжение, которое держало меня уже пару недель, прошло, потому что я нервничала по трём пунктам (как говорится в моей Школе исполнительского мастерства, основных пунктов волнения шесть): неизвестная обстановка, изучить которую заранее не было возможности; непредвиденные обстоятельства в виде задержки теплохода; и мнительность, что я недостаточно подготовилась (так всегда перед новой программой).
И вот, когда я поняла, что всё волнующее позади, я заулыбалась. И ещё мне обещали немного показать Валаам — сколько время позволит. И от предвкушения подробной встречи с островом стало хорошо.
Сразу после моего выступления отец Марк сказал, что обычно после концерта бывает чаепитие, но так как я тороплюсь, то вот мне баночка валаамского мёда, а посидим и поговорим мы в другой раз. Договорились. А потом предложил сходить на службу. Он мне пытался объяснить, что сейчас идёт такая часть, потом будет такая (этих слов и названий я не знаю). Тут я выпалила: «Отец Марк, я не крещёная» — как в воду холодную прыгнула. «А! Понял. А я непонятно объясняю. Там сейчас петь будут». И улыбнулся. Скажу честно, я думала, что моё известие его огорчит, расстроит, раздражит или как-то так. Нет. Совсем нет. Может, все знают, что такая реакция — это нормально. Но я не знала.
Когда-то в детстве мы с одноклассниками сняли галстуки и пошли в церковь — из любопытства, конечно. Там шло крещение. И почему-то батюшка нас взашей прогнал. Мы себя хорошо вели — тихо и скромно. Но нас вытолкали. С тех пор я много лет вообще не могла заходить в церкви. Более того, мне этот эпизод часто и много лет снился. Мы с мамой тогда много путешествовали как туристы, и всегда перед храмом я оставалась на улице — ждала её, пока она посмотрит внутри и вернётся. Она меня даже не уговаривала — это не обсуждалось, я туда ни ногой. Только, когда мне было под тридцать, я попала в Макарьевский женский монастырь на экскурсию, приехав на теплоходе. И там экскурсию вела сестра Надежда — у неё было такое послушание. Я её никогда не забуду. Она рассказала, что когда-то, как медсестра, помогла приятельнице. И та в благодарность отвела её в церковь и крестила. Сестре Надежде было на момент крещения уже довольно много лет — пенсионный возраст. И вот она со временем ушла в монастырь. И так просто и по-человечески она с нами разговаривала. Так спокойно и терпеливо объясняла — что, где и зачем, что я поняла, что могу зайти в храм и побыть там. В конце экскурсии сестра Надежда попросила: «Помолитесь за меня за грешницу». «А мы-то тогда кто??» — подумал каждый.
С монахом Марком мы пошли на службу. Мой первобытный страх всё-таки сидит во мне — мне всегда страшно: а если ко мне подойдут и что-то спросят? А что делать, когда все крестятся и кланяются, я-то нет. Но монах Марк, зашедший со мной, шёпотом сказал несколько спокойных фраз, а потом ушёл по своим делам.
Хор пел волшебно. Так было хорошо, что заслушалась и даже выпала из действительности на несколько мгновений.
Меня из храма подхватил Александр и повёз по Валааму. Нет, сначала он мне показал главный Валаамский храм — верхний и нижний. Я вам честно скажу, что получила не столько познавательный заряд, сколько эмоциональный, потому что я не всё запомнила, но истории, им рассказанные были чудесные — в прямом и переносном смысле. После храма мы пошли знакомиться с монахом Авраамом, который хотел подарить мне свою книгу. Опять про себя — честно так честно. Однажды Евгений Гришковец рассказал так: «например, выходит поэт и говорит, что сейчас почитает свои стихи. Все кивают, а в глазах горе». Вот у меня было не горе, конечно, но я догадывалась, что эта книга, как минимум, религиозная, которых я не читаю. Но о книге чуть позже.
С монахом Авраамом мы встретились, книгу я получила с дарственной надписью, а потом мы и самого отца Авраама взяли с собой: нам Валаам посмотреть, а ему куда-то доехать.
Вот этой экскурсии я никогда не забуду, потому что динамичный Александр задался целью: за минимум времени показать мне максимум интересного. Наша экскурсия проходила так: мы ехали, вдруг резко останавливались, он быстро рассказывал что-то совершенно замечательное, я выбегала из машины сфотографировать или сфотографироваться и мы мчались дальше. Так мы проехали по волшебным местам и дорогам, посмотрели часовни, скиты, а в один заехали, и там батюшка быстро (так велел Александр) мне рассказал историю храма, которая связана с семьёй Николая II. Сосна Шишкина, ворота, мост и кирпичи 19 века, памятные камни, дубовая ветвистая аллея, самые старые деревья. История острова — коротко и ёмко. И невероятная, невозможно красивая природа Валаама… С нами, видимо, уже проехав место, куда собирался, везде ездил монах Авраам и даже в дороге поиграл нам на свирели! Только не долго, потому что опасно играть, когда трясёт. А ещё в один момент он сказал: вот поворот на ферму. Я почти не придала значения этим словам… пока не прочитала книгу.
Теперь о книге. Да, книгу я начала читать сразу и с первой страницы «утонула» в ней. Я не помню другого такого искреннего, честного, простого и пронзительного повествования о своей жизни. История человека, приехавшего на остров и оставшегося там. Со всеми своими сомнениями (в которых есть и мои), мыслями, переживаниями. И главный герой — не он сам, а другой человек, на фоне которого повествователь стал сам себе ближе, роднее и понятнее.
Вот пишу, и думаю, что это всё не очень ясно и не выглядит как что-то особенное. Но скажу так: я бы подарила эту книгу всем, кого люблю. Это критерий?
Мне сейчас хочется подойти к отцу Аврааму и сказать: «Вот теперь здравствуйте! Давайте знакомиться сначала. Где поворот на ферму?»
После Валаама прошло несколько дней. Хочу думать и верить, что вернусь. И, возможно, как предлагали гостеприимные хозяева, на несколько дней. Потому что там, кажется, есть то, чего не находила многие годы в церкви. Вернее, и не искала. А оно само меня нашло. Не буду формулировать — что это. Боюсь неточности и ненужного пафоса. Но главное, что — нашла.
Сейчас фотографии с острова. Но сначала поделюсь находкой: на официальном сайте Валаамского монастыря можно почитать фрагменты той самой книги — «Дневник валаамского пастуха».
Часть 1.
Часть 2.
На Валааме очень много часовен. Как раньше их строили: поедут мост сооружать или дорогу. И чтобы для молитв от работы надолго не отлучаться, первым делом строили часовню.
За мной — Ладога.
Вот так деревья ищут на Валааме точку опоры.
Аллея из 33 дубов. И они на удивление раскидистые. Оказывается, монахи, когда посадили деревья, к их веткам привязывали груз, поэтому сейчас здесь так много тени и красоты.
«Сделана сия дорога в 1845 году».
Кажется, самое старое дерево на Валааме — ему 400 лет!
Подойти к нему, обнять и почувствовать силу веков.
Шишкинская сосна. Иван Иванович бывал здесь не раз. И рисовал именно это дерево. Обратите внимание на то, как поддерживаются раскидистые ветви.
Ворота, за ними мост. Да, это мост.
Ворота 19 века, а кирпич — 1861 года. В то время на Валааме, в монастыре был свой кирпичный завод.
Вот на этом быстром железном коне мы мчались по Валааму. Обратите внимание: дверца открыта — я не закрывала её, выходя из машины, для экономии времени.
А вот это я снимаю с моста: только что из-под него выехала лодка.
Этот храм был построен для поминания воинов, погибших за родину. Его купола похожи на шлем. Проект храма и его воплощение были осуществлены членами Императорского дома на рубеже XIX и XX веков.
В часовне: на иконе страстотерпцы Николай II и члены его семьи.
Книга монаха Авраама — бесценный подарок. И дарственная надпись:
С монахом Авраамом и Александром. А вот с монахом Марком сфотографироваться не успели.
Дорога к храму.