Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
(Аркадий Пластов «Первый снег»)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(Александр Пушкин)
Ищешь-ищешь что-то подходящее для начала нашей встречи, а потом вспоминаешь, что искать не надо: есть и стихи самые прекрасные и подходящие, и картина любимая.
Стоит ноябрь уж на дворе — с ноябрём вас. Этот месяц не самый простой для многих, потому что красота увядания в природе уже опала, искристые снега ещё не легли, день короче, ночь длиннее, настроение задумчивее… Но мы, со свойственным нам оптимизмом, скажем так: пришло время поразмышлять, понаблюдать, время вкусного чая с мятой, которую вы собрали летом и уже успели насушить. И уже можно с чистой совестью открыть банку консервированных огурцов, можно укутаться в плед и всем объяснить своё ничегонеделание — осенней хандрой. А там, глядишь, выпадет снег и станет веселее. Уже вижу скептичные взгляды некоторых читателей: снег — веселее? Да! Снег — это и есть начало. Именно он даёт ощущение нового, чистого и светлого. Именно он став водою, возродит к жизни всё живое, которому теперь нужен отдых.
Главное: зимой, весной, летом и осенью — будьте здоровы!
Одним из осенних развлечений могут стать путешествия на выходные дни — в недалёкие края. Если летом хочется уехать подальше, то осень — самое время для исследования, условно говоря, окрестностей.
Наша первая сегодняшняя картина — не случайна. Художник Аркадий Пластов — уроженец Симбирской губернии. И именно там мы побывали в прошлые выходные — в Ульяновске.
Поводом поездки, правда, был концерт. И мы расскажем о нём чуть позже.
Ульяновск — город прекрасный: красивый и исторический. Со всеми музеями в один приезд не справиться точно. Уже раньше побывав в некоторых, в этот раз мы сосредоточились на двух. И об одном из них расскажем прямо сейчас.
Выдающийся русский писатель Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске, в доме на улице Гончарова. Конечно, это сейчас улица носит имя своего великого жильца. Тогда это была улица Большая Саратовская. И дом выглядел иначе — был меньше и скромнее.
Сегодня — это большой музейный комплекс, который включает и мемориальную часть, и историческую, и литературную.
Иван Александрович Гончаров родился здесь и впоследствии приезжал сюда. Впечатления от родного города прослеживаются во всех произведениях писателя. «Мне кажется, у меня очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда, при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародилось неясное представление об «обломовщине» (И. А. Гончаров)
Лирическое отступление: наверное, своих героев Гончаров мог бы отыскать в любом городе. Но именно Симбирску повезло родить такого талантливого сына.
Сначала заглянем в мемориальную часть дома, посетим кабинет отца
Уникальным экспонатом этой залы является «Летописец» семьи Гончаровых, начатый дедом писателя в 1728 году. Открыт он как раз на странице с записью о рождении Ивана Александровича.
Через гостиную
попадём в кабинет крёстного отца писателя — Николая Николаевича Трегубова, который стал одним из прототипов Обломова.
Тут мы ненадолго свернём с намеченного пути и заглянем в небольшую экспозицию, посвящённую башенным часам — помните, их видно на первой фотографии? Преодолев вот такую лестницу,
услышим мерный ход маятника.
Заглянем в детскую
и в комнату матери писателя.
Следующая зала посвящена учёбе Гончарова в Симбирске и в Москве. Учась в Московском университете, Гончаров встречался с Пушкиным. В автобиографическом очерке «В университете» Гончаров вспоминал:
«С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь. ‹…› Лучше всего, по-моему, напоминает его гравюра Уткина с портрета Кипренского».
Здесь мы видим и портрет Михаила Лермонтова, который учившегося в одно время с Гончаровым.
Окончив Московский университет, летом 1834 года И. А. Гончаров возвращается в Симбирск. Вскоре он поступает на службу секретарём в канцелярию симбирского губернатора А. М. Загряжского. Об этом периоде жизни (всего год) рассказывает следующая зала экспозиции.
И здесь нам очень интересны сохранившиеся мемориальные окна дома Гончаровых, которые определяют границы дома на тот момент, когда здесь родился писатель.
Следующая часть музея посвящена литературным трудам писателя и его жизни в Санкт-Петербурге. Здесь Гончаров становится участником общественно-литературной жизни, ведущую роль в которой играл В. Г. Белинский
Две статуэтки — И. А. Гончарова и Ф. В. Булгарина художника Н. А. Степанова.
«Зачем ты денег-то прислал? Ведь я же тебе подарил обе статуэтки. Особенно себя я не продаю <…> Булгарин имеет редкое свойство — походить наружно и на человека, и вместе на свинью. Художник схватил это как нельзя лучше — и, кроме свиньи и человека, изобразил и Булгарина. Это одно из лучших его произведений; ты береги эту статуэтку… может быть, Булгарин потребует, чтоб и форму сломали, тогда негде будет взять». (И. А. Гончаров — М. М. Кирмалову. 17 декабря 1849 г.)
Далее — рассказ о путешествии Гончарова на фрегате «Паллада».
Раковина и морской пейзаж были привезены Гончаровым из этого путешествия
Самый большой зал музея посвящён «Обломову».
Здесь можно услышать великое произведение «Casta diva», которое стало лейтмотивом романа
В экспозиции воспроизведён кабинет И. И. Обломова. В интерьере кабинета знаменитого героя — портреты поэта Николая Языкова и его брата Александра, выдающегося деятеля культуры, собирателя древних рукописей, песен, сказок, портрет Г. А. Потёмкина — Светлейшего князя Таврического, выдающегося государственного деятеля, генерала-фельдмаршала, главнокомандующего русской армии, дипломата. В воспоминаниях современников эти великие люди своего времени часто вели обломовский образ жизни.
Здесь мы видим черновую рукопись «Обломова»
Летом 1857 года в Мариенбаде роман «Обломов», который писатель обдумывал десять лет, был написан за семь недель. Исследователи подсчитали, что Гончаров работал со скоростью стенографистки, и историю создания «Обломова» назвали «мариенбадским чудом». При выходе из зала посетителям предоставляется возможность попробовать повторить «мариенбадское чудо» Гончарова: на сенсорном экране воспроизвести рукопись романа
«Обломов» с заданной скоростью. А как это выяснилось? Разделили семь недель на количество написанного.
И надо помнить, что писатель ещё перо в чернильницу макал…
В экспозиции, посвященной последним годам жизни Гончарова, представлен пространственно-мемориальный интерьер, который воссоздаёт кабинет писателя в его петербургской квартире
Здесь личные вещи Гончарова: кресла, настольный колокольчик, стакан с подстаканником, трость, настенный шкафчик, шкатулки, тарелки и акварели, привезённые И. А. Гончаровым из путешествия.
Особенно интересен вот этот шкафчик — его преподнесли писателю к его 75-летию преподаватели и воспитанники Ремесленного училища цесаревича Николая. В дверцу шкафчика вмонтирован медный барельеф Гончарова.
Рядом с личными вещами И. А. Гончарова в трёхмерном изображении представлены золотые часы писателя, хранящиеся в фондах музея.
И последняя часть музея рассказывает об увековечивании памяти писателя. Первый экспонат — родословная Гончаровых.
Далее — книги, скульптуры, картины, декорации и всё, что нам напомнит о выдающемся русском писателе — Иване Александровиче Гончарове.
Поводом съездить в Ульяновск послужил, как мы уже говорили, концерт. Но это был необычный концерт. В Ульяновске существует ассоциация выпускников Казанского авиационного института. Собираются выпускники раз в два года. И уже в третий раз Юлия Зиганшина (как казанец и потомственный каёвец) приезжает к ним с культурной программой.
Остаётся восхищаться невероятной энергией этой старой (в смысле многолетней и сплочённой в лучших традициях) гвардии!
Ещё одно событие прошлой недели запомнится надолго.
В Культурном центре имени А. С. Пушкина открылся новый концертный сезон цикла «Листая календарь». Программ была посвящена двум великим Михаилам: Глинке и Лермонтову. Неразумно на словах передавать то, что было в этот вечер —
посмотрите сами и полистайте фотографии!.. Благодарим Ирину Гонопольскую за запись и Сергея Ардотовского за памятные кадры!
И обратите внимание на великолепные канделябры работы Якова Овруцкого — в этот вечер зрители впервые увидели сцену в обрамлении прекрасных подсвечников.
Завтра мы вас ждём на юбилейном концерте Виктора Фридмана
3 ноября отправимся в любимое Пущино
8 ноября ждем вас в Боратынке
И обращаем ваше внимание на обновления в
Афишах: 18 ноября состоится следующая встреча цикла «Страницы биографии»
6 ноября приглашаем вас в Татарскую филармонию!
Заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни чтобы узнать: какие ещё праздники и дни рождения мы будем отмечать на следующей неделе.
И в первых строках нашего календаря мы поздравляем с днём рождения Дмитрия Сухарева.
От всей души желаем Дмитрию Антоновичу здоровья!
Прочитаем очень важные стихи поэта!
Музицируйте семейно!
Планомерно! День за днём!
Подрастает наша смена —
Что посеем, то пожнём.
Ходит слух, что наши дети
Станут взрослыми людьми.
Люди мира на планете,
Музицируйте с детьми!
Бабки, пойте! Для концерта
Важно — что? Огонь души.
У концерта нет рецепта,
Все рецепты хороши:
Под гармонь и, а капелла,
В стиле Глюка, в стиле блю,
Под Шульженко мама пела,
Я — старинные люблю…
Хороши и те и эти!
Но подумаем сперва,
Как бы сделать, чтобы дети
Знали главные слова,
Чтобы чувствовали шкурой
Песен праведных заряд.
И ещё — чтобы халтурой
Не испортить нам ребят.
От рождения до смерти
Ждёт их много разных вех,
Тем не менее, поверьте,
Меломания — не грех.
Пусть вовек не умирает
Простодушная триоль,
Коли музыка играет
Положительную роль.
Люди мира на планете!
Знаю, вам покоя нет,
Но — имейте на примете
Гармонический предмет!
Пойте громко, вдохновенно,
Хором и по одному!
Очень важно, чтобы смена
Понимала что к чему.
Вновь об осени напомнит нам ещё один именинник предстоящей недели — Эдуард Багрицкий. Поэт родился 3 ноября 1895 года.
ОСЕНЬ
Литавры лебедей замолкли вдалеке,
Затихли журавли за топкими лугами,
Лишь ястреба кружат над рыжими стогами,
Да осень шелестит в прибрежном тростнике.
На сломанных плетнях завился гибкий хмель,
И никнет яблоня, и утром пахнет слива,
В веселых кабачках разлито в бочки пиво,
И в тихой мгле полей, дрожа, звучит свирель.
Над прудом облака жемчужны и легки,
На западе огни прозрачны и лиловы.
Запрятавшись в кусты, мальчишки-птицеловы
В тени зеленых хвой расставили силки.
Из золотых полей, где синий дым встает,
Проходят девушки за грузными возами,
Их бедра зыблются под тонкими холстами,
На их щеках загар как золотистый мед.
В осенние луга, в безудержный простор
Спешат охотники под кружевом тумана.
И в зыбкой сырости пронзительно и странно
Звучит дрожащий лай нашедших зверя свор.
И Осень пьяная бредет из темных чащ,
Натянут темный лук холодными руками,
И в Лето целится и пляшет над лугами,
На смуглое плечо накинув желтый плащ.
И поздняя заря на алтарях лесов
Сжигает темный нард и брызжет алой кровью,
И к дерну летнему, к сырому изголовью
Летит холодный шум спадающих плодов.
5 ноября 1878 родился Кузьма Петров-Водкин
И мы, конечно, вновь отправляемся в
Хвалынск…
Этой фотографией из Хвалынска мы отметим ещё один праздник: 5 ноября — День рассматривания старых фотографий. Помните, мы в начале говорили про чай, плед? Вот всё это очень сочетается со старыми фотографиями…
7 ноября — День рисования на запотевшем стекле. Отметим этот день и наступивший ноябрь стихотворением Анны Сеничевой:
Звуки Шопена.
Безлюдная улица.
Небо — гранитный клочок.
Юный Ноябрь от ветра сутулится,
нежно сжимая смычок.
Тёмные волосы.
Джемпер без ворота.
Тоненький шрам у виска.
В центр промокшего серого города
снежные входят войска.
Рыжие блики британского паба
стали немного тусклей,
и кто-то пальцами чертит «так надо»
на запотевшем стекле.
Юный Ноябрь кладёт в чемоданы
листья, следы от простуд, чьи-то
потерянные талисманы
и невозвратность минут.
И на вокзале — билет без квитанции.
Город в плену Декабря.
Он на заброшенной маленькой станции
выйдет из календаря…
Будьте здоровы и счастливы, друзья! До встречи через неделю!
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение! И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.