Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
ПЕРВЫЙ СНЕГ
Серебро, огни и блестки, —
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это — область чьей-то грезы,
Это — призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
(Валерий Брюсов)
Сегодня — День «Я люблю писать». Правда, не уточняется: я люблю писать ручкой или карандашом по бумаге, то есть, сам процесс интересен, или «я люблю писать», в смысле, мне нравится складывать из слов предложения, и формулировать свои мысли.
Что касается первого навыка, то мы хотим поделиться одной находкой: в Болдине, где мы побывали летом, в сувенирном киоске нам попалась чудесная тетрадь — Прописи Пушкина
Поставленная задача — прекрасна! Не просто научиться красиво выводить буквы, но сразу — стихом Пушкина
Попробуйте распечатать и вывести пером, пока ноябрь не закончился…
И к зиме будем готовиться подобным образом
И как же красиво после такого домашнего задания будут смотреться уже ваши собственные мысли, написанные каллиграфическим почерком!
А теперь — про формулирование мыслей и любовь к составлению предложений.
Иногда возникает вопрос: а зачем нужен этот Журнал? Кто его читает? Кого он радует? А какую радость он приносит своим издателям? И приносит ли? Каждую пятницу, вне зависимости от погоды и настроения, Журнал появляется на вашей почте.
Вот, что Юлия Зиганшина сама рассказала об этом:
«
Если бы кто знал, в каких интересных местах рождается Журнал!.. Вот, один из номеров пришлось писать на теплоходе, когда тот стоял на причале в каком-то городе. И надо было успеть его написать во время стоянки, потому что интернет на воде заканчивается. Но по стечению обстоятельств теплоход стоял, кажется, четвёртым бортом (это когда теплоходы швартуются один к другому), и связь с берегом была плохая. Сеть нашлась только в музыкальном салоне, где не было столов, и пришлось нагромоздить стулья, на них поставить ноутбук и всю эту конструкцию придвинуть к стеллажу, потому что единственная розетка пряталась между книгами. То есть, надо было написать всё быстро, в неудобной позе, при постоянным волнении потерять интернет, и ещё пришла шумная компания, которую совсем не волновало (и почти справедливо), что здесь кто-то может работать.
Вот, после этого случая уже ничто не преграда.
А если серьёзно, то наш Журнал — своеобразный дневник творческой жизни, отчёт о сделанных делах, систематизация мыслей и впечатлений. Даже — стимул: сходить в музей, более того, съездить в другой город за интересными историями и фотографиями, чтобы поделиться ими с читателями.
Поэтому, пока есть потребность приводить мысли в чувства и чувства в мысли, Журнал будет выходить».
А вы, дорогие читатели, напишите нам — нужен ли вам наш Журнал? И если да, то для чего? Поделитесь своими сформулированными и записанными мыслями!
На прошлой неделе состоялся двадцать второй концерт цикла «
Герои моего романса». Каждый из концертов был посвящён композитору, поэту или исполнителю, даже писателю, городу или фильму. Недавняя встреча была посвящена Роберту Рождественскому. Как всегда, была организована выставка, состоявшая из двух частей: литературной и условно мемориальной
Звучали стихи и песни
Фотография после концерта: исполнители песен — Юлия Зиганшина и Максим Мулин и мастер художественного слова Ольга Иглина.
Кроме песен и стихов в программе звучали фрагменты книги Рождественского «Разговор пойдёт о песне». Сегодня приведём одну цитату, которая не прозвучала в тот вечер, но она важна для всех, кто поёт и слушает песни:
«„Железные“ песенные законы: во-первых, в каждом стихотворении не больше 4−5 строф; во-вторых, в каждой строфе (или через одну) есть точно найденная повторяющаяся строчка. Как правило, последняя; в-третьих, каждая строка целиком вмещает в себя одну законченную фразу. И не бывает так, чтобы фраза переносилась и заканчивалась, скажем, где-то посередине следующей строки; в-четвёртых, в таком стихотворении много строк заканчивается (мечта композитора и исполнителя) на „песенные“ -а,-о,-я.Во всех „смертельных случаях“ (когда плохая песня будет даже исполнена, записана на радио, прозвучит несколько раз, а потом затихнет навсегда, уйдёт в песок, исчезнет из памяти) главной причиной будет неталантливость, непрофессиональность, этакое „провисание“ хотя бы одного из звеньев цепочки: поэт — композитор — редактор — исполнитель — слушатель. И я ещё пропустил целых три звена, три профессии — аранжировщика, дирижёра и звукорежиссёра. А ведь от их талантливости и профессионального уровня тоже зависит конечный результат!»
Следующий концерт цикла продолжит тему советских песен и будет посвящён Валентине Толкуновой
Напоминаем вам и о других концертах:
18 ноября состоится встреча, посвящённая юбилею Аллы Баяновой,
а 6 декабря — юбилею Булата Окуджавы
Афиша… Сколько их набирается за творческую жизнь артиста? Огромное количество. Мы давно перестали хранить бумажные — хорошо, что можно всё оцифровать.
А вы знаете о том, что для создания афиши, как и для создания песни, существуют свои правила? Конечно, она должна говорить о точной дате и времени начала мероприятия. Также указывать на место проведения концерта. Также нужны название программы и имена артистов. Желательно, чтобы по названию концерта зритель примерно представлял — что его ожидает. Не в подробностях, а то будет неинтересно, но в общих чертах: ведь когда мы идём в театр, по автору и названию пьесы мы можем представить — комедия или трагедия нам предстоит. Вот, будем ли мы плакать или смеяться — это выяснится уже на самом спектакле, но настроиться мы можем заранее. Так и на концерт — сориентировать зрителя должна именно афиша. Также хорошо, если изображение артиста хотя бы отдалённо напоминает самого артиста. Бывают случаи, что фотография сделана так давно, что безнадёжно устарела. И сейчас важно указывать город проведения, потому что афиши чаще всего публикуются в соцсетях, а там люди встречаются со всего мира — как понять: успею ли я на этот концерт, или никакому самолёту не хватит времени меня доставить вовремя.
Есть ещё нюансы, типа такого: в артистической среде пишут имя, потом фамилию артиста (объявлять нужно так же). Как запомнить? Очень просто: что нам привычнее — «Александр Пушкин» или «Пушкин Александр»? Вот так же и с артистами. Желательно, чтобы подписи имен совпадали с теми, под чьим портретом они написаны. Неплохо, чтобы всё выглядело ярко и читалось без труда. И таких «НЕ мелочей» очень много.
К чему этот мастер-класс? Мы решили открыть новую рубрику:
История одной афиши.
Было это в прошлом веке. Молодой коллектив «Маятник», который на тот момент уже покорил казанскую публику, был приглашён на гастроли в Волгоград. Скупив пол-вагона команда отправилась в путь. Дорога была длинной, времени много, но почему-то никто не догадался заранее проверить расписание поезда — во сколько он приходит в город назначения. Уже после многих часов пути вдруг проводник обмолвился о времени прибытия на конечную станцию. И стало понятно, что на собственный концерт музыканты не успевают. На дворе — 1996 год. Интернета нет, сотовых телефонов нет. На одной из станций представитель коллектива бежит в город и пытается дозвониться организаторам. Слава всевышнему — удачно. Организаторам ничего не оставалось делать, как срочно поменять дату концерта на следующий день — поэтому число и время переклеено. Осталось только всё свалить на приближающееся 1 апреля…
Заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни чтобы узнать: какие ещё праздники и дни рождения мы будем отмечать на следующей неделе.
19 ноября 1711 года родился Михайло Ломоносов
(Михайло Ломоносов. Гравюра Э. Фессара-Х. Вормана 1757 год)
Пушкин о Ломоносове: «
…Науки точные были всегда главным и любимым его занятием, стихотворство же — иногда забавою, но чаще должностным упражнением. Мы напрасно искали бы в первом нашем лирике пламенных порывов чувства и воображения. Слог его, ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным. Вот почему преложения псалмов и другие сильные и близкие подражания высокой поэзии священных книг суть его лучшие произведения. Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго ещё должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему; но странно жаловаться, что светские люди не читают Ломоносова, и требовать, чтобы человек, умерший 70 лет тому назад, оставался и ныне любимцем публики. Как будто нужны для славы великого Ломоносова мелочные почести модного писателя!»
Почитаем одно забавное стихотворение, отчасти касающееся и пения (помните правила песни от Роберта Рождественского?):
Искусные певцы всегда в напевах тщатся,
Дабы на букве, А всех доле остояться;
На Е, на О притом умеренность иметь;
Чрез У и через И с поспешностью лететь:
Чтоб оным нежному была приятность слуху,
А сими не принесть несносной скуки уху.
Великая Москва в языке толь нежна,
Что, А произносить за О велит она.
В музыке что распев, то над словами сила;
Природа нас блюсти закон сей научила.
Без силы береги, но с силой берега,
И снеги без нее мы говорим снега.
Довольно кажут нам толь ясные доводы,
Что ищет наш язык везде от И свободы.
Или уж стало иль; коли уж стало коль;
Изволи ныне все везде твердят изволь.
За спиши спишь, и спать мы говорим за спати.
На что же, Трисотин, к нам тянешь И некстати?
Напрасно злобной сей ты предприял совет,
Чтоб, льстя тебе, когда российской принял свет
Свиныи визги вси и дикии и злыи
И истинныи ти, и лживы, и кривыи.
Языка нашего небесна красота
Не будет никогда попранна от скота.
От яду твоего он сам себя избавит
И вред сей выплюнув, поверь, тебя заставит
Скончать твой скверной визг стонанием совы,
Негодным в русской стих и пропастным увы!
Раз мы побывали в Волгограде, заглянем в Художественный музей, чтобы ещё раз посмотреть на Михайло Васильевича
И посмотрите, какая чудесная
коллекция его изображений нам встретилась — обязательно загляните!
15 ноября 1741 года родился Иоганн Лафатер — писатель, богослов и поэт
В казанском музее Е. А. Боратынского хранится его книга. Причём, с интересной историей…
…В 1812-м году Евгения Боратынского определили в Пажеский Его Императорского Высочества корпус. В начале XIX века Пажеский корпус был самым престижным учебным заведением Российской империи. Начались годы учения. Поначалу всё шло гладко. Евгений часто писал матери, в одном из писем оставил описание Санкт-Петербурга:
«Петербург поразил меня красотой… сколько лодок и сколько парусников, сколько кораблей…
нынче же в минуты отдохновения, перевожу и сочиняю небольшие пиесы».
Но отношения Евгения с преподавателями и сверстниками Пажеского корпуса складывались непросто. Он жалуется матери:
«Я надеялся обрести дружбу, но не обрёл ничего, кроме равнодушия и неискренней учтивости»…
Беспокоясь за сына, Александра Фёдоровна прислала ему книгу — путеводитель по людским характерам. Её издали в Париже в 1813-м году, её автор — именно Иоганн Лафатер. В русском переводе книгу назвали «Искусство познавать людей про их внешнему облику, походке и манере держаться», в оригинале — «L'art de connaître les hommes: sur leurs attitudes, leurs gestes et leurs démarches»
Книга находится в футляре на книжном шкафу. Приходите в Музей и увидите сами — вот она!
18 ноября 1927 года родился Эльдар Рязанов, а 19 ноября 1921 года — Эмиль Брагинский.
Вот такой рисунок мы нашли в самарском Музее Эльдара Рязанова. Давайте
сходим туда вновь.
21 ноября 1920 года родился Ян Френкель
Мы предлагаем вам заглянуть в Школу исполнительского мастерства Юлии Зиганшиной, где, в частности, собраны полезные цитаты великих людей. Обязательно прочитайте
статью композитора о песне!
16 ноября — забавная дата, в которой объединены следующие события: День рукоделия, День нанизывания бисера, День пуговиц.
О пуговицах. Сколько в них отверстий? Два, четыре? Оказывается, бывает и три, и шесть:
А вот пришивать их — это уже рукоделие. И нанизывать бисер — тоже рукоделие. Главное, чтоб не метать…
21 ноября — День светящихся окошек
Кажется, ничего нет уютнее окон негасимого света…
Будьте здоровы и счастливы, друзья! До встречи через неделю!
И не забудьте написать нам про то, зачем вы читаете наш Журнал!
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение! И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.