
Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!

(Пётр Кончаловский «Сирень в корзине»)
Тридцатый год в лицо мне веет
Веселый, светлый майский день.
Тридцатый раз сиреневеет
В саду душистая сирень.
«Сирень» и «день» — нет рифм банальней!
Милей и слаще нет зато!
Кто знает рифмы музыкальней
И вдохновенней — знает кто?!
«Сирень» и «день»! Как опьяненно
Звучите вы в душе моей!
Как я на мир смотрю влюбленно,
Пьян сном сиреневых кистей!
Пока я жив, пока я молод,
Я буду вечно петь сирень!
Весенний день горяч и золот, —
Виновных нет в весенний день!
(Игорь Северянин)
«Я буду вечно петь сирень!» — воскликнул именинник предстоящей недели. Пока сирень цветёт — вдыхайте, наполняйтесь её запахом, ищите пятилепестковые цветы и загадывайте желания, приносите ветки сирени домой, чтобы надышаться этим терпким ароматом на весь год!
В этом году за ароматом сирени мы съездили в Москву и в Самару.
В Москве 9 мая состоялся концерт, посвящённый дню рождения Булата Окуджавы. Задачей организаторов стало почти невозможное: рассказать обо всех кинофильмах, где звучат песни Булата Шалвовича. Концерт получился очень объёмным, шёл три часа, но задачу до конца выполнить всё равно не удалось, ведь таких фильмов — около восьмидесяти! Вот программа концерта

Концерт проходил таким образом: на сцене находились ведущие: организатор Александр Сидельников, Елена Санаева и Валерий Баринов. Они вспоминали Булата Шалвовича и съёмки фильмов, где звучали его песни. Остальные артисты «то вместе, то поврозь, а то попеременно» исполняли эти песни.
Мы с вами воспользуемся случаем и прогуляемся по ЦДЛ, где и проходил этот концерт.

Невозможно себе представить — сколько великих людей поднималось по этой лестнице и держалось за эти перила…
Фотографии многих висят на стенах фойе





Обратите внимание на зеркало на фоне Майи Плисецкой — такие зеркала висят в гримёрных комнатах

а в одну из гримёрных когда-то можно было подняться на лифте, который сейчас не работает

О, сколько и скольких помнит этот зал

Действительно, ЦДЛ — прошлое и настоящее

А вот и фотография на память.

В лучших актёрских традициях концерт закончился посиделками, на которых любимые артисты рассказывали и вспоминали…
Удивительно, но точкой отсчёта в разговоре стал Пушкин: его образы в кино, театральные постановки по его произведениям, о нём самом, о его потомках и о Дантесе… Особенно трепетными были воспоминания Елены Всеволодовны Санаевой о Ролане Быкове, который работал над образом Пушкина, но так его и не сыграл, а потом целый год плакал от неудачи.

Театральная история продолжилась в Самаре, где нам посчастливилось попасть в Самарский Академический Театр драмы имени М. Горького на спектакль «Два благородных дона»

Удивительный спектакль: новая пьеса со знакомыми героями, с неожиданными поворотами и с прекрасными песнями. Автор песен — Андрей Колесников. Поэт и композитор до недавнего времени был известен именно в мире бардовской песни. Но его талант перешагнул этот жанр, и теперь Андрей — автор нескольких мюзиклов, которые с успехом идут по стране. Если вам посчастливится увидеть театральные афиши с именем Андрея Колесникова, то непременно посетите эти спектакли. А мы желаем Андрею Витальевичу дальнейших успехов на новом поприще!
Талантов у Андрея много. Вот ещё один: со своей супругой и прекрасной исполнительницей Ириной он ведёт программу «Бард-колесо». И Юлия Зиганшина стала гостьей этой программы. Мы благодарим Ирину и Андрея за душевную беседу! Ждём эфира.

Но вернёмся в самарский театр, потому что нам хочется показать вам несколько исторических фотографий с выставки, посвящённой истории театра.
Фотография 50-х годов XX века

Фойе театра конца XIX века

Фойе театра — тот же ракурс. Наши дни.

Всё-таки старые фотографии — удивительная вещь: мы легко можем «примерить» на себя прошлое — своё или более давнее…
В мае 1998 года Юлия Зиганшина стала лауреатом «Романсиады». Конкретное число память не сохранила, но что май — это точно. Не всегда Юлия отмечает это событие, но всегда помнит о нём. Вот, в архиве нашлась фотография, которой спешим поделиться. Это снято за кулисами «Романсиады» в Колонном зале Дома Союзов, но несколькими годами позже, когда певица уже сама поздравляла новоиспечённых лауреатов. Конечно, главной ценностью этого момента является соседство великого артиста — Николая Сличенко.
Мы, в ожидании своего выхода, внимательно смотрим в монитор, по которому идёт трансляция происходящего на сцене

Вот что наверняка хранит точные даты, так это афиши.
И мы с вами пополним рубрику «История афиши от первого лица».

«Как видно из афиши, был этот концерт 22 марта 2010 года в университете французского города Ренн. Под концертный зал очень ловко приспособили фойе, которое имело несколько ступенек к выходу и стеклянные двери, ведущие в сад. Всё выглядело очень красиво: в фойе стулья и зрители, наверху лестницы стоит артист, а декорацией становится сама природа через стеклянные двери. Начался концерт. Через непродолжительное время вдруг оглушительным воем включается сигнализация этих самых дверей. Хорошо, что справа есть кнопка, которая быстро её отключила. Но через пять минут сирена раздалась снова. И стало понятно, что её в принципе отключить нельзя и каждые пять минут она будет орать, и это можно прекратить нажатием кнопки лишь в момент срабатывания. Это стало полной неожиданностью не только для меня, но и для организаторов. Видимо, случился какой-то сбой. Что делать? Отменять концерт? Переносить в другое помещение? Решение было таким: посадить рядом с кнопкой человека, который бы быстро всё выключал. Моя задача была следующей: постараться минуты две говорить, три — петь. Или говорить поменьше, если песня длинная. Короче говоря, постараться уложиться в пять минут, чтобы сирена не завелась на самой песне. И что самое удивительное: через некоторое время и я, и зрители перестали её замечать и на нее реагировать, даже если она врывалась в музыкальное произведение. Всё-таки, человеку подвластно многое: например, вычеркнуть звуки сигнализации из раздражающих факторов и спокойно слушать песни. Так концерт и допела. Кстати, с большим успехом.»
Давайте заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни чтобы узнать: какие праздники и дни рождения мы будем отмечать на следующей неделе.
В первых строках нашего календаря мы от всей души поздравляем Алексея Гомазкова с наступающим юбилеем!

От всей души желаем Алексею здоровья, вдохновения и удачи!
Мы приглашаем вас на концерт цикла «Герои моего романса», где нашим героем будет Алексей Гомазков!

А сейчас предлагаем вашему вниманию стихи Гомазкова. Публикует он их очень редко, но для нашего Журнала сделал исключение.
***
если — дружок — твой спасательный круг
всё-таки камнем окажется вдруг
дёрнет за шею — на то он и камень
перевернёт тебя кверху ногами
и окоём обернётся вокруг
точки которая ты — милый друг
мир твой песочными станет часами
и опрокинется вниз небесами
ох и начнётся тогда круговерть
горы воткнутся вершинами в твердь
ливнем прольются моря и озёра
тяжко обрушится тьма чернозёма
встанут на нём вверх корнями леса
жуткие — правду сказать — чудеса
всё же — дружок — тебе стоит едва ли
белкой вертеться ища вертикали
лучше скажи со спокойным лицом
да — мир свихнулся, а я молодцом
стой как стоял не крутя головою
корни покроются клейкой листвою
и молодая блондинка луна
вдруг подмигнёт тебе с бывшего дна
***
слышал женщина с яблоком схожа
врут — не вся — только мякоть и кожа
только ямка ещё да воронка
да внутри семенная коробка
сами видите — сходство условно
только запах от белого лона
только сок на губах кисло-сладкий
а ещё червячок за подкладкой
знаю кто он да вымолвить трушу
а гитара похожа на грушу
***
я конечно же слышал как зяблик поёт
но не видел как зяблик поёт
а вчера подсмотрел
как тяжёлая трель
из него будто очередь бьёт
он всем тельцем поёт
обречённый как дот
в клочья рвёт горло грудь и живот
докрасна раскалён
весь в конвульсиях он
содрогается как пулемёт
а когда ты не видишь как зяблик поёт
сразу слышишь — душой он поёт
потому что душа
она только слышна
никому не увидеть её
***
граждане! осторожно!
под карнизом стоять не след
плавно и непреложно
с крыши сползает снег
граждане! нынче нужно
всем отойти от стен
выйти в голое поле дружно
за руки взяться всем
соседу обнять соседа
возможен
сход
с неба
цианового оттенка
небеса высоки
граждане жмутся к стенкам
хоронятся под козырьки
каждый выбрал сосульку
и встал под ней
внимая неясному звуку
что всё ясней
судьбе доверяя слепо
все ждут
схода
с неба
ОСТРОВ КИЖИ
Преображение рассечено пополам.
Скрепой стальной по сеченью прихвачено грубо,
дабы не дать, будто связке шаров, куполам
взмыть к облакам, оторвавшись от прочного сруба.
Пахнет арбузною коркой осиновый срез.
Жизнь свою вынь из загашника, выкрась и выбрось.
Словно везёт нас куда-то средь вод и небес
в парусной лодке Харон, как скотинку на выпас.
ОСТРОВ ВАЛААМ
На валаамском габбро-диабазе
не зреет ананас ни в коем разе —
такой пошлятины б не попустил Господь.
Но яблони от тягости плодовой
склонили ветви и кладут в ладони
нам налитую розовую плоть.
Рви вволю — под ответственность свою:
всё, как положено,
всё, как в раю.
18 мая 1868 года родился Николай II. Напомним вам, что у Юлии Зиганшиной есть программа «Царская коллекция», посвящённая песням и романсам, которые любил Император

Предлагаем вам
послушать эту программу. Благодарим за запись Ирину Гонопольскую!
В этот же день через 44 года родилась Алла Баянова. Бесспорно, если бы Николай II смог услышать её пение, то непременно она стала бы его любимой певицей наряду с Варей Паниной и Надеждой Плевицкой.


На этой фотографии Алла Николаевна вместе со своим другом и концертмейстером Виктором Фридманом. Давайте послушаем концерт памяти великой Баяновой, который состоялся совсем недавно —
Юлия Зигангшина и Виктор Фридман в программе «Именины Аллы Баяновой». И вновь благодарим за запись Ирину Гонопольскую!
22 мая 1948 года родился певец и композитор Евгений Мартынов

Его «
Песней о Волге» мы отметим и День Волги, который празднуется 20 мая. Обратите внимание, что на этой записи песня исполняется непосредственно вблизи великой реки Волги. Режиссёр видео — Вячеслав Иванчук.
В день основания Третьяковской галереи (22 мая 1856 года) мы
вновь заглянем туда… с баллончиком краски.
16 мая 1764 года в Петербурге был основан Смольный институт благородных девиц.

Первоначально он назывался «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Оно было основано в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй 5 (16) мая 1764 года. Это общество, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Название Смольный происходило от Смольного двора, построенного в 1725 году Петром I близ деревни Смольной, в которой находился дегтярный завод.
Всем воспитанницам института учреждение выдавало форму определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — темно-синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. Коричневый цвет символизировал близость к земле и был практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизировали возрастающую образованность и аккуратность.
Вот ещё о форме воспитанниц.
Описание платья:
- Юбка: 4 полотнища, складки сбоку, сзади сборки;
- Лиф открытый, на костях, спереди шнип (нижний, заостренный край лифа женского платья, спускающийся на юбку, иногда довольно низко), застёжка на спине;
- Рукав короткий, узкий, с широким бие (полоса сложенной материи, отрезанной по косой)
Описание передника и пелерины:
Будни:
- Передник: лиф с вытачками, спереди шнип;
- Ворот с зубчиками,
- Юбка в 1 полотнище пришивается к лифу сборками, 2 складки
Праздник:
- Передник как в будни, дополнительно ворот и проймы обшиты вышивкой, юбка с мелкими складками;
- У старшего класса ещё батистовый парадный передник;
- Ворот с воланом с широкой вышивкой, с узкой продёрнутой чёрной бархаткой
По окончании института лучшие выпускницы получали «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы Екатерины II, который носили на белом банте с золотыми полосками

Нам интересна история Смольного института и в связи с историей рода Боратынских, в котором были выпускницы Смольного института: в 1798 году его окончила Александра Фёдоровна Черепанова — мать поэта Евгения Боратынского

А в конце 19 века — Надежда Дмитриевна Шипова — жена внука поэта

В 21 веке там училась по обмену (изучала русский язык и культуру) Анна-Оливия — прапрапраправнучка Евгения Боратынского (сидит третья слева).

На этой фотографии вместе с сотрудниками и друзьями Казанского музея Е. А. Боратынского семья Анны Макклейн — прапраправнучки поэта во время пребывания в Казани 2 апреля 2014 года.
Раз мы заглянули в Боратынку, напомним вам, что 17 мая — Ночь музеев, и мы приглашаем вас в музей!

18 мая — Международный день музеев. И, конечно, любой музей мира будет рад вам в это день особенно.
Хотите в музей? — Ходите в музей!
Опять про Боратынских. Теперь в связи… со Всемирным днём пчёл (20 мая). В Каймарах, где когда-то стоял роскошный дом Боратынских, где бывал сам поэт, сейчас сохранилась только церковь, а от дома остались основание и часть стены. Люди и время разрушили это здание, построенное когда-то по проекту самого Растрелли.

Но и сейчас находятся те, кто покушается на останки дома, желая унести с собой кусочек истории. Что греха таить, мы бы и сами отломили себе на память пол кирпичика. Но проблема охраны решена блестяще: вокруг дома стоят ульи, и подойти к нему нет никакой возможности. Действительно, с охранником можно договориться, собаку подкупить костью, а вот с пчёлами не справиться ни за что.
16 мая — День биографов. Мы сами — авторы своей биографии, пишем её, не отрываясь, каждую минуту. Предлагаем вам заглянуть на страницу «
Интервью с самой собой», где вы найдёте много любопытных историй из биографии Юлии Зиганшиной.
17 мая — День барахольщика. Слово само по себе не симпатичное, но суть его может трактоваться по разному. А если это любитель старины, который тащит в свой дом всё, что имеет исторический интерес? Если вы считаете так же, то вам — в наш
Виртуальный музей!
Сегодня — День света и Международный день мирного сосуществования. Вот этого мы друг другу и пожелаем!

Будьте здоровы и счастливы, друзья! До встречи через неделю!
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение! И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.