
Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!

(Станислав Жуковский «Осенний вечер»)
***
Заря лениво догорает
На небе алой полосой;
Село беззвучно засыпает
В сияньи ночи голубой;
И только песня, замирая,
В уснувшем воздухе звучит,
Да ручеек, струей играя,
С журчаньем по лесу бежит…
Какая ночь! Как великаны,
Деревья сонные стоят,
И изумрудные поляны
В глубокой мгле безмолвно спят…
В капризных, странных очертаньях
Несутся тучки в небесах;
Свет с тьмой в роскошных сочетаньях
Лежит на листве и стволах…
С отрадой жадной грудь вдыхает
В себя прохладные струи,
И снова в сердце закипает
Желанье счастья и любви…
(Иван Дмитриев)
«И только песня, замирая, в уснувшем воздухе звучит…» — так написал именинник предстоящей недели Иван Иванович Дмитриев в 1779 году. Пожалуй, осенняя пора со своей прозрачной и звенящей тишиной — самое подходящее для песни или романса время. Именно осенью в воздухе легче всего уловить ностальгические токи: когда ты замираешь и боишься нарушить эту пронзительную тишину. И ты видишь, что тебя окружает не пустота, а наполненный, чуть дрожащий воздух, пронизанный солнечными лучами и иногда встревоженный падающим желтым листком… Тогда в душе начинает звучать музыка, и уже в твоей власти решить: песня это или романс, услышат её все, или она останется только твоей.
Мы с вами наблюдали закат 1779 года вместе с Иваном Дмитриевым. А сейчас заглянем в осенний сад 1886 года, каким его увидел 25 сентября К. К. Романов:
***
Садик запущенный, садик заглохший;
Старенький, серенький дом;
Дворик заросший, прудок пересохший;
Ветхие службы кругом.
Несколько шатких ступеней крылечка,
Стекла цветные в дверях;
Лавки вдоль стен, изразцовая печка
В низеньких, темных сенях;
В комнате стулья с обивкой сафьяной,
Образ с лампадой в углу,
Книги на полках, камин, фортепьяно,
Мягкий ковер на полу…
В комнате этой и зиму, и лето
Столько цветов на окне…
Как мне знакомо и мило все это,
Как это дорого мне!
Юные грезы! Счастливые встречи
В поле и в мраке лесном…
Под вечер долгие, тихие речи
Рядом, за чайным столом…
Годы минувшие, лучшие годы,
Чуждые смут и тревог!
Ясные дни тишины и свободы!
Мирный, родной уголок!
Ныне ж одно только на сердце бремя
Незаменимых потерь…
Где это доброе старое время?
Где это счастье теперь?
(Константин Романов)
Нам хочется ещё побыть в атмосфере осеннего сада. Давайте чуть задержимся на дачах и верандах, которые художники запечатлели для нас. Картиной Станислава Жуковского мы уже полюбовались, вот ещё несколько других работ разных мастеров:

(Арбинов Александр «Последние цветы»)

(Млада Финогенова «Осень на балконе»)

(Млада Финогенова «Плоды и цветы»)

(Владислав Никифоров «Антоновские яблоки»)

(Олег Арадушкин «Веранда осенью»)

(Млада Финогенова «На закате»)
Кстати, завтра — Международный день поедания яблок. Можно начинать с поедания… глазами.
Но довольно созерцаний. Нас ждут дела и встречи. Совсем скоро — встречи-разговоры. Вы уже готовите свои вопросы, на которые Юлия Зиганшина с удовольствием ответит 27 сентября в Казани и 3 октября в Москве


В последний день сентября откроется новый сезон лекций-концертов под общим названием «Страницы биографии». Речь пойдёт о знаменитой творческой династии Шиловских.

Главные юбилейные концерты начинаются с октября. В Москве 25 октября

Казанцев и гостей Казани ожидают три концерта. Первый — «Немного о себе» — состоится 11 октября

Но на этот концерт билетов уже нет. На декабрьский «Романс в кругу друзей» тоже билетов не осталось

А на концерт «Танцплощадка XX век»
билеты пока есть!

Спешите их приобрести!
Заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни чтобы узнать: какие праздники и дни рождения будут отмечаться на следующей неделе.
25 сентября 1792 года родился Иван Лажечников

Мы с вами вновь отправимся в Коломну, в
Усадьбу купцов Лажечниковых.
А посещением
Музеев Чехова в Ялте и Гурзуфе мы отметим день рождения Ольги Книппер-Чеховой. Актриса МХАТа и супруга Антона Павловича родилась 21 сентября 1868 года


22 сентября 1893 года родился философ, антиковед, филолог, переводчик, писатель Алексей Лосев

Вспомним несколько мыслей великого человека:
- Хочешь мыслить — бросайся в бездонную пучину мысли. Вот и начнешь мыслить. Сначала, конечно, поближе к берегу держись, а потом и подальше заплывай.
- Если человек имеет только знания и не имеет ничего другого — это страшный человек, беспринципный человек. Знание есть любовь. Однако любовь зовёт к действию. Надо мыслить и действовать.
- Мечтать всегда было легче, чем мыслить.
- Кто бескорыстно вдохновлён, тот свободен.
- Музыка эволюционирует, как и всё на свете.
- Музыка есть чистая игра. Чистая игра предполагает свободу и независимость эстетического сознания. Свобода и независимость эстетического сознания предполагает чистого субъекта, изолированного от тяжести объективности. А это возможно только в эпоху капитализма и буржуазного мироощущения. Во всех прочих культурах музыка не есть игра. Она там слишком серьезное и жизненно-деловое занятие. В античности она связана телесным утилитаризмом, в Средние века — церковными задачами, в социализме — производством. С гибелью капитализма гибнет и самостоятельная чистая музыка.
В этот же день (опять вопрос — есть ли какая-то «сила дня», если в одно число рождаются близкие по духу, роду деятельности и умственным способностям люди?) через семь лет родился Сергей Ожегов — лингвист, лексикограф, доктор филологических наук, профессор, автор выдержавшего множество изданий «Словаря русского языка», один из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Дмитрия Ушакова

После смерти Сергея Ивановича Корней Иванович Чуковский написал о нём так: «Испытывая сильнейший напор и со стороны защитников штампованной, засоренной речи, и со стороны упрямых ретроградов-пуристов, Сергей Иванович Ожегов не уступил никому. И это вполне закономерно, ибо главное свойство его обаятельной личности — мудрая уравновешенность, спокойная, светлая вера в науку и в русский народ, который отметет от своего языка все фальшивое, наносное, уродливое».
Вот несколько интересных фактов о Сергее Ожегове и его словаре.
- Сергей Ожегов немало потрудился для того, чтобы люди правильно произносили слова: редактировал справочники «Русское литературное произношение и ударение» (1955), «Правильность русской речи» (1962), консультировал дикторов на радио. Меж тем его собственную фамилию часто произносили неправильно («Ожогов»), думая, что она происходит от слова «ожог». На самом деле она образована от слова «ожег» (с ударением на первом слоге) — так на Урале называли палку, которую окунали в расплавленный металл, чтобы узнать, можно ли его разливать.
- Когда Ожегов готовил к печати «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова (им написано более трети статей), во второй половине 1930-х годов, цензор придрался к слову «любовница»: мол, у него «развратный смысл». Нет такого явления в Советском Союзе! Ссылки на то, что это слово встречается у русских классиков, не помогали. А Главлит в то время находился в Ленинграде, и цензор, приезжая в Москву, останавливался у одной женщины. И Ожегов подловил его: а эта дама-то, мол, кем вам приходится? А? Цензор вздохнул и… махнул рукой: оставляйте слово, шут с вами!
- Ожегова сильно критиковали за то, что он включил в свой словарь церковную лексику, а также дал некоторым словам нейтральную оценку вместо негативной. Например, По мнению учёного Федота Филина, нельзя было давать определение «аристократии» «высший, родовитый слой господствующего класса, дворянства». Надо было «подчеркнуть эксплуататорский, паразитический характер аристократии».
- Во втором издании словаря Ожегова (1952) появилось слово «ленинградец», хотя названий жителей других городов не было. Его велели вставить туда, чтобы отделить друг от друга слова «ленивый» и «ленинец».
- Одному человеку словарь Ожегова помог выйти из тюрьмы. Парень получил большой срок за изнасилование. На досуге он взял из тюремной библиотеки только что поступившее туда четвертое издание словаря (1960) и посмотрел значение слова «насиловать». Написал письмо тюремному начальству, что в его случае никакого насилия не было: все совершалось по взаимному согласию и полюбовно, а девушка просто отомстила ему за отказ на ней жениться. Парень добился пересмотра дела и вышел на свободу.
- По инициативе Ожегова в 1958 году в Институте русского языка была создана Справочная служба русского языка — бесплатная консультация по вопросам, касающимся правильности русской речи.
Давайте сразу, не отлучаясь далеко от умных людей, отметим и День пунктуации, который будет 24 сентября.

А, кстати, сколько знаков препинания в русском языке? Вы считали?
В один год и в один день (25 сентября 1906 года) родились два композитора — Дмитрий Шостакович и Илья Жак.
Уже в возрасте девяти лет Дмитрий Шостакович начал писать свои первые произведения.

И в этом нет ничего удивительного. Ведь в их доме буквально жила музыка. Его отец был прекрасным певцом и очень любил романсы, а мать превосходно играла на фортепиано.
Уже в тринадцать лет Шостакович поступил в консерваторию, и в 19 лет написал свою первую симфонию, которая стала дипломной работой. Всего Шостакович написал 15 симфоний. Также Шостакович — автор 15 квартетов, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок.
Хобби композитора Шостаковича — футбол. Он не только увлекался этим видом спорта, но и окончил школу футбольных судей.
История из жизни Шостаковича, которая впоследствии, стала популярным анекдотом: один знаменитый индийский композитор, который писал музыку к кино, в шестидесятых посетил СССР. На встрече с Шостаковичем именитый гость спросил у композитора, сколько тот платит помощнику, который записывает за ним музыку. Шостакович поразился такому вопросу и ответил, что все делает сам. На что гость восторженно воскликнул: «А вы и ноты знаете?»
Мы с вами послушаем знаменитый «
Русский вальс» Дмитрия Дмитриевича со стихами Алексея Гомазкова и забавную песенку-анекдот Шостаковича — «
Благоразумие».
И как уже было сказано, в этот же день и в этот же год родился ещё один композитор и пианист — Илья Жак

Тонкий, деликатный музыкант и концертмейстер, Илья Семёнович работал с Клавдией Шульженко, раскрыв молодой певице многие секреты исполнительского мастерства. И какие прекрасные песни и романсы он для неё писал!.. Вспомним некоторые из них: «
Руки», «
Андрюша», «
Ты помнишь наши встречи».
21 сентября 1934 года родился Леонард Коэн — канадский поэт, писатель, певец и автор песен.

Самая знаменитая песня Коэна, конечно, «
Аллилуйя». Мы послушаем её в русском переводе Алексея Гомазкова.
Завтра исполнится ровно 195 лет с момента, как Александр Сергеевич написал свою знаменитую «Элегию». Кто из нас хоть раз не произносил: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».
ЭЛЕГИЯ
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
(Александр Пушкин)
Сегодня у нас была возможность и «помыслить» (вместе с философами), и «немного пострадать» (пребывая в осенних ностальгических настроениях), и «гармонией упиться» тоже была возможность.
И чтобы задержаться в этих глубоких чувствах, предлагаем вам новую запись — недавний концерт в Музее Булата Окуджавы в Переделкине — «
Песни кино». От всей души благодарим за видео Ирину Гонопольскую!

Будьте здоровы и счастливы, друзья! До встречи через неделю!
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение! И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.