
Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!

(Константин Первухин «Осень на исходе»)
«НОЯБРЬСКИМ ДНЁМ»
М. Б.
Ноябрьским днем, когда защищены
от ветра только голые деревья,
а все необнаженное дрожит,
я медленно бреду вдоль колоннады
дворца, чьи стекла чествуют закат
и голубей, слетевшихся гурьбою
к заполненным окурками весам
слепой богини.
Старые часы
показывают правильное время.
Вода бурлит, и облака над парком
не знают толком что им предпринять,
и пропускают по ошибке солнце.
(Иосиф Бродский)
«И пропускают по ошибке солнце» — да, теперь только по ошибке. Но совсем скоро на землю ляжет снег, вся природа сделает глубокий морозный вздох и сдует все тучи, освободив для нас солнце. Снег заискрится, засверкает и сделает нашу жизнь ярче.
А пока снег ещё только собирает силы, чтобы украсить нашу жизнь, мы постараемся сами сделать её интересной, разнообразной, а главное — музыкальной.
Сейчас идут репетиции к воскресному концерту в Татарской Государственной филармонии. В этот раз зрители услышат новое прочтение некоторых песен — певица споёт несколько из них в сопровождении квартета кларнетистов «Кларино».

Если у вас ещё нет билета на концерт, то
поторопитесь приобрести!

18 ноября мы ждём вас в казанском Пушкинском центре, где состоится очередная лекция-концерт Юлии Зиганшиной в цикле «Страницы биографии». В этот раз будем вспоминать «Тайны старинных романсов»

20 ноября встречаемся в Москве

23 ноября — в Санкт-Петербурге

И уже давайте будем строить
планы на декабрь
Полистаем старые афиши и пополним рубрику «История афиши от первого лица»

Юлия Зиганшина: «Это был традиционный новогодний романсовый концерт в Центральном Доме Учёных в самом начале 2022 года. Организатор и постоянная ведущая — Лариса Макарская — сама прекрасная певица и обаятельная конферансье. Я приезжаю на площадку, ничего не подозревая, готовясь спеть подготовленные романсы. Вдруг Лариса мне говорит: „Слушай, я так часто выхожу на эту сцену, что, кажется, зрителям уже нужно разнообразие. Давай ты проведёшь этот концерт!“ Я в шоке, потому что площадка серьёзная, я очень хорошо себе представляю, что такое провести концерт: ведущий — главный рулевой, который должен грамотно представить артиста, вовремя вывести его на сцену, вовремя увести, соблюсти баланс между весомостью участников, рассказать зрителям что-то новое про романс, выйти из сложной ситуации, если вдруг такая случится, пошутить, задать настроение, поднять накал страстей на нужную высоту и феерично программу закончить. По моему мнению, это требовало очень серьёзной подготовки (сейчас-то я это точно знаю). А тут: до концерта два часа, а я ни программу не знаю, ни даже всех участников в лицо. Но вызов брошен и принят (а куда деваться?), интернет под рукой. Быстрый опрос участников, на скорую руку составление подводки к каждому номеру и на сцену. Это стоило нервов, но… это того стоило. Как ни странно, именно в такой стрессовой ситуации проснулся интерес к этому виду творческой деятельности. Небольшой опыт в этом уже был, но именно окунувшись в ледяную воду, мне захотелось в ней плавать. Именно с тех пор я стала активно не только петь в концертах, но и вести их».
И очень кстати — новая запись концерта «
В сердце светит Русь», где Юлия Зиганшина выступает не только в роли певицы, но и автора сценария и ведущей. Благодарим Ирину Гонопольскую за новый прекрасный подарок!

Заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни чтобы узнать: какие ещё праздники и дни рождения будут отмечаться на следующей неделе.
19 ноября 1711 года родился Михаил Ломоносов

(Александр Пруцкий «М. В. Ломоносов»)
Вспомним высказывания великого человека и прочитаем его басню:
- Если ты что хорошее сделал с трудом, труд минется, а хорошее останется, если что худое с удовольствием, то удовольствие пройдет, а худое останется
- Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением
- Ничто не происходит без достаточного основания
- Науки юношей питают
- Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии — украшение, везде верный и безотлучный спутник
Послушайте, прошу, что старому случилось,
Когда ему гулять за благо рассудилось.
Он ехал на осле, а следом парень шел;
И только лишь с горы они спустились в дол,
Прохожей осудил тотчас его на встрече:
«Ах, как ты малому даешь бресть толь далече?»
Старик сошел с осла и сына посадил,
И только лишь за ним десяток раз ступил,
То люди начали указывать перстами:
«Такими вот весь свет наполнен дураками:
Не можно ль на осле им ехать обоим?»
Старик к ребенку сел и едет вместе с ним.
Однако, чуть минул местечка половину,
Весь рынок закричал: «Что мучишь так скотину?»
Тогда старик осла домой поворотил
И, скуки не стерпя, себе проговорил:
«Как стану я смотреть на все людские речи,
То будет и осла взвалить к себе на плечи»
(Михаил Ломоносов)
14 ноября 1838 года родился Сергей Донауров — композитор и поэт

Стихи Сергей Иванович писал как на русском, так и на французском языках. Именно на французском он написал знаменитое стихотворение «Пара гнедых», которое потом перевёл Алексей Апухтин, а позже музыку к нему написал Яков Пригожий. История слегка запутанная и неоднозначная, как и высказывание Модеста Чайковского:
«
Сошлись они (Сергей Донауров и Пётр Чайковский)
не на музыкальной почве, по той простой причине, что Донауров не только музыкантом никогда не был, но и не считал себя таковым. Прежде, когда он был элегантным атташе Министерства иностранных дел и принадлежал к светскому обществу, — сочинение романсов было баловством, делавшим его желанным гостем в аристократических салонах, а потом, когда невыгодную службу пришлось бросить, — очень доходной статьей, потому что издатели брали его вокальные произведения нарасхват до той поры, когда наконец они не вышли из моды. Как раз в то время, когда Донауров познакомился с Чайковским у Кондратьева, слава его дошла до апогея, и за каждый романс ему давали цену вчетверо большую, чем Петру Ильичу. Отлично понимая расстояние, разделявшее их на музыкальном поприще, Сергей Иванович первый хохотал над глупостью публики, но тем не менее охотно ею пользовался. Он был очень остроумный, очень образованный человек, большой знаток в старинной живописи, которую изучил основательно в свою бытность секретарем посольства в Италии. Кроме того, он недурно владел стихом, главным образом французским: впоследствии, например, ему удалось перевести „Евгения Онегина“ с удивительным мастерством. К сожалению, он это сделал только отрывками. Да и вообще это была одна из даровитых русских натур, которые берутся за все, и все спорится у них, но до известного предела, где начинается настоящая, плодотворная деятельность. Тут у них чего-то не хватает, они бросают начатое, увлекаются другим и, опять недоделав, — навсегда и во всем, до гробовой доски, дальше дилетантства не доходят и умирают, не оставив никакого следа» (Модест Чайковский)
О романсе «Пара гнедых» речь пойдёт на скорой встрече цикла «Страницы биографии» (афиша чуть выше).
16 ноября 1908 года родился Георгий Виноградов

Знаковый голос, моментально погружающий нас в эпоху — довоенную, если мы слышим «Счастье моё, я нашёл в нашей дружбе с тобой…», в военную, если зазвучит «С берёз неслышен, невесом…», в послевоенную, когда донесётся «Школьный вальс» Дунаевского…
Особенно приятно вспоминать. что родился и первое музыкальное образование Георгий Павлович получил в Казани. Послушаем песню из репертуара Георгия Виноградова — «
В городском саду играет духовой оркестр».
18 ноября 1927 года родился Эльдар Рязанов, а 19 ноября 1921 года — Эмиль Брагинский.

Краткое описание дислокации творческого процесса —

Место действия, то есть сам диван —

И результат работы —

Эти бесценные экспонаты мы нашли в самарском Музее Эльдара Рязанова. Давайте
сходим туда вновь.
Мы не раз обсуждали с вами роль Эльдара Рязанова в истории песни и романса, то, что он заново открыл широкому зрителю поэзию Серебряного века и поднял на новую волну интерес к романсу.
Давайте послушаем несколько произведений, написанных к фильмам любимого режиссёра: «
Облетают осенние маки», «
Мне нравится», «
Под лаской плюшевого пледа».
Нам очень приятно сегодня вновь заглянуть в «Галерею» Александра Капырина. Напомним вам, что главной идеей этой коллекции является поэтическое впечатление Александра от каждой картины собрания. Но сегодня у нас праздник, потому что стихотворение «На Ломоносовском проспекте» к картине Милицы Чарнецкой было написано, практически, по нашей просьбе. Александр, большое спасибо!

(Милица Чарнецкая «Ломоносовский проспект, кинотеатр Прогресс»)
НА ЛОМОНОСОВСКОМ ПРОСПЕКТЕ
(Для Юлии Зиганшиной)
Нас в этом уголке Москвы
Качали городские штили.
А может быть, когда-то вы
Бывали там и даже жили?
Там был высоким небосвод,
И независим от погоды,
И сладкий дух простых свобод,
Не разродившихся в те годы.
Припоминаю я остро
То непридуманное чудо:
Две «шайбы» нового метро,
И цирка нет ещё покуда.
Струится добрый свет с небес,
Дождём умыта мостовая,
Кафе «Луна», кино «Прогресс»,
А на кругу звенят трамваи…
Мы не остались в прошлом том,
Глядим теперь с тоской во взоре:
Большой кирпичный жёлтый дом
Стоит как будто бы в дозоре.
И если — вдруг! — когда-то вы
Бывали там и даже жили,
И вас в том уголке Москвы
Качали городские штили?
(Александр Капырин)
Если вам всё ещё грустно в ноябре, то давайте вспомним, что своё знаменитое «морозно-солнечное» стихотворение Александр Сергеевич написал 15 ноября 1829 года — завтра будет 196 лет, как Пушкин вывел своим быстрым пером эти строки.
Этим стихотворением отметим ещё один праздник предстоящей недели, который тоже завтра — День «я люблю писать».
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
(Александр Пушкин)
И напоследок несколько ноябрьских фотозарисовок, где уже видно, что снег на подходе



Пропускайте (не по ошибке) через себя солнце!
Будьте здоровы и счастливы, друзья! До встречи через неделю!
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение! И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.