
Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!

(Борис Щербаков «Ноябрь в Ясной Поляне»)
«Нынче ночью думал о том моем старинном тройном рецепте против горя и обиды: 1) подумать о том, как это будет неважно через 10, 20 лет, как теперь стало неважно то, что мучало 10, 20 лет тому назад; 2) вспомнить, что сам делал, вспомнить такие дела, которые не лучше тех, которые тебя огорчают. 3) подумать о том, в сто раз худшем, что могло бы быть». (Из дневников Льва Толстого. 20 ноября 1897 года)
Как вам тройной рецепт Льва Николаевича? Если вдруг вас огорчает ноябрьские сумерки и непогода, то она закончится гораздо раньше, и, возможно, все неприятности этой осени станут неважными, потому что останутся в прошлом. Но есть то, что мы унесём с собой — это наши воспоминания о хорошем, светлом, радостном, которое случается даже в ноябре.
На прошедшей неделе состоялись три мероприятия, которые уже подарили нам светлые воспоминания.
16 ноября на сцене Татарской Государственной филармонии гремели танцы! «Танцплощадка — XX век» — так называлась программа. Артисты и зрители в едином порыве кружились в самых разнообразных танцах прошлого века. Конечно, зрители танцевали в душЕ, но артисты, не стесняясь, отплясывали на сцене.






Конечно, фотографии не передают всей динамики действия, но если будет запись, мы обязательно поделимся ею с вами. А пока публикуем отзыв одного из зрителей об этом концерте:
Здравствуйте опять, Юлия Яковлевна!
Слова в музыку перевести легче, чем музыку в слова, поэтому начну с впечатлений, которые выразить можно словесно.
Много возрастных людей: не усталых и раздраженных, не согнутых и спешащих, а красивых и наполненных светом, принарядившихся и распрямившихся. Это они к Вам пришли. Чтобы за Вами отправиться по дороге, которая тщательно продумана вашей командой. Чтобы не с тоской в себе вспоминать забытые слова и звуки, а снова окунуться в них, «затанцевать внутри».
Есть в Вас талант заставить смотреть не на себя, а каждого в себя: а Вы только голосом поведете, то уходящим до дыхания, то до звонкой скороговорки.
Есть еще талант: не концерт показывать, а впустить в свой близкий, уютный и дружеский круг единомышленников, единопосвященных.
И другой талант: все пространство вокруг себя подчинить гармонии и одному дыханию, одним ощущениям, когда все понимают, что человек — это красиво.
А еще талант: до мелочей (от букетов до благодарности коллегам) все продумать. Свой космос.
В фойе разговор с вашей почитательницей в течение 30 лет. Она говорит о Вашем умении расти и изменяться. У меня срок зависимости скромнее: лет 10. Но другой взгляд: вы только проявляетесь, как ствол дерева, крепнущий новыми побегами. Мы обе, наверное, правы. Очарованы Вами.
Смотрим на Вас открыв рот и сердце. Спасибо. Зритель сегодняшнего концерта, Н.У.
18 ноября в Культурном центре имени А. С. Пушкина состоялась очередная встреча в цикле лекций-концертов «Страницы биографии». В этот раз героями стали сами романсы — именно их биографии и были в центре внимания.




Не можем не поделиться ещё одним отзывом — от нашего постоянного доброго зрителя Надежды.
Здравствуйте, дорогая, любимая Юлия Яковлевна!
Огромное Вам спасибо за два великолепных вечера: концерт «Танцплощадка — XX век» на сцене Татарской государственной филармонии и лекцию-концерт «Тайны старинных романсов» в Культурном центре имени А.С. Пушкина!
Прекрасный, искрящийся, душевный, незабываемый концерт в рамках абонемента «Юлия Зиганшина приглашает». Не перестаем восхищаться Вашим чудесным голосом, точными и неповторимыми интонациями, широтой исполнительского диапазона, богатством Вашего репертуара!
Каждый раз, отправляясь на встречу с Вами, предвосхищаешь событие, стараешься предугадать, какие произведения услышим сегодня. Какая же замечательная разнообразная программа прозвучала в минувшее воскресенье! Сколько любимых песен было исполнено в этот вечер! Мы «двигались» в ритме нежного, проникновенного вальса, страстного танго, зажигательных латинских танцев, русского задумчивого хоровода, твиста, квик-степа… У зрителя не было возможности перевести дыхание! Душа пела, руки двигались в такт музыке, стараясь изобразить танцевальные пассы, ноги притоптывали, ну и пели мы тоже, в зависимости от своих возможностей)).
Как всегда прекрасен искрометный конферанс Алексея Олеговича! Отдельное спасибо за замечательные переводы мировых хитов! А танец!..
На сцене — целое созвездие виртуозных музыкантов: Максим Мулин, Александр Лаврентьев, Марат Сиразетдинов, Андрей Ковалев, Дмитрий Толпегов (который, оказывается, не только прекрасный тромбонист и композитор, но и замечательный танцор!), квартет «Кларино». Спасибо большое, Юлия Яковлевна, за восхитительную творческую команду!
Концерт состоялся — и навсегда остался с нами, в нашем сердце…
И как же это прекрасно, что в автобусе, увозившем зрителей с концерта, можно было услышать, как переполненные эмоциями, совсем не знакомые друг с другом люди делились восторженными впечатлениями!
И через день — новая встреча с Вами!
Каждая лекция-концерт оставляет долгое послевкусие, зачастую со светлой печалью. Все встречи циклов очень познавательны, трепетны.
Незабываемы все концерты цикла «Страницы биографии»: и история талантливой семьи Шиловских, и рассказ о трагичных судьбах двух великих Борисов — Прозоровского и Фомина, и тайны старинных романсов. В каждой программе — исследовательская работа, бережное отношение к материалу и свое прочтение музыкальных произведений.
Будем с интересом ждать продолжения раскрытия тайн и с нетерпением — лекций уже в новом, 2026, году.
Огромное Вам спасибо, Юлия Яковлевна, за все!
С надеждой на новые встречи!
Надежда
20 ноября в московском клубе «Гнездо глухаря» дуэт «Ретроспектива» представил публике новую программу «Шестидесятые».


Кто не успел на концерт в Москве, приезжайте 23 ноября в Санкт-Петербург!

И
декабрь не за горами.

Заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни чтобы узнать: какие ещё праздники и дни рождения будут отмечаться на следующей неделе.
21 ноября 1694 года родился Вольтер — французский писатель, философ, поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк и публицист — один из главных представителей просветительской мысли XVIII века.

Сегодня займёмся изучением и повторением глубоких мыслей великого человека:
- Жить — значит работать. Труд есть жизнь человека.
- Добродетель и порок, моральное добро и зло во всех странах определяются тем, полезно или вредно данное явление для общества.
- Видеть и делать новое — очень большое удовольствие.
- Война неизбежно истощает государственную казну. Разве взятое у побежденных наполнило бы ее? Начиная с древних римлян, я не знаю ни одного народа, который обогатился бы вследствие победы.
- Главное — ладить с самим собой.
- История — это не что иное, как картина преступлений и несчастий.
- Любовь — самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и телом.
- Слабость с обеих сторон — такова, как известно, особенность всех ссор.
- Люди мало размышляют; они читают небрежно, судят поспешно и принимают мнения, как принимают монету, потому что она ходячая.
- Соперничество — пища для гения.
- Споры древних философов были всегда мирны, а споры богословов часто бывали кровавы и всегда бурны.
- Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать.
- Люди никогда не испытывают угрызений совести от поступков, ставших у них обычаем.
- Часто блистает на вторых ролях тот, кто меркнет на первых.
22 ноября 1801 года родился Владимир Даль

На создание «Толкового словаря» Далю понадобилось 53 года.
Первые слова для своего «Толкового словаря» Владимир Иванович записал в 18 лет, путешествуя по России. Последние — незадолго до собственной смерти, в 1872 году. В издание вошло 200 тысяч слов, 30 тысяч пословиц, поговорок и загадок, которые наиболее точно объясняют значения слов.
Владимир Даль дружил с Александром Пушкиным. В 1832 году Владимир Иванович представил Александру Сергеевичу один из немногих сохранившихся экземпляров «Сказок…» (напомним вам, что «Русские сказки… «, опубликованные в 1832 году, были признаны министром просвещения неблагонадёжными, и нераспроданный тираж книги был уничтожен. А самого Даля от репрессий спас Василий Андреевич Жуковский). «
Взяв мою книгу, Пушкин открывал её и читал сначала, с конца, где придётся, и, смеясь, приговаривал «Очень хорошо», — записал он реакцию известного писателя. Именно под влиянием этого издания Пушкин написал свою сказку «О рыбаке и рыбке».
Через год Даль сопровождал Пушкина по пугачёвским местам Оренбургского края, где служил в то время чиновником особых поручений. В благодарность поэт прислал ему в 1835 году подарочный экземпляр своей «Истории Пугачёва».
Даль также участвовал в лечении поэта от смертельной раны, полученной на последней дуэли. Умирающий передал ему свой золотой перстень-талисман с изумрудом. Позже вдова Пушкина подарила ему и пробитый пулей сюртук Александра Сергеевича.
Остается добавить, что в этот же день — День словарей и энциклопедий. Конечно, это не совпадение, а продолжение одного в другом.
27 ноября 1801 года родился Александр Варламов.

Александр Егорович —
Герой нашего романса
Вспомним
тот концерт…
21 ноября 1920 года родился Ян Френкель

Сегодня, в день 105-летия композитора давайте перечитаем фрагмент его статьи «Честь певца». (Статью целиком вы можете найти в
Школе исполнительского мастерства в Цитатах):
«Мир песни безгранично разнообразен. Есть песни, рожденные звучать на площадях. А есть песни, которые мне не хотелось бы слушать даже на концерте, где я сижу, окруженный сотнями людей, — лучше я включу магнитофон у себя дома, чтобы послушать эти песни один на один.
Вот почему особенно огорчает меня тот шаблон, который сложился при организации концертов, посвященных песне. Усаживается большой оркестр. Выстраивается большой хор. Все так громко, так парадно, псевдоторжественно. Певцы, совершенно разные по своей природе, невольно подчиняются этому стилю. Песни начинают звучать как бы в единой тональности. Более того! Шаблон делает стереотипными даже сами события, в честь которых устраиваются эти песенные празднества. И вечер, посвященный Расулу Гамзатову, проходит по той же схеме, что вечер, посвященный Роберту Рождественскому, хотя у Гамзатова несравненно меньше стихов, положенных на музыку, и уже одно это обстоятельство должно было натолнуть организаторов на мысль найти какую-то иную форму концерта.
А ведь такие гала-представления транслируются на всю страну, и шаблон в подаче порождает ответный шаблон в восприятии. Публика заранее знает, как все будет, и ей начинает казаться, что так и должно быть; она уже не ждет от исполнителя открытий, наоборот, ей хочется, чтобы он как можно меньше отличался от привычных образцов…
Мы должны обратить самое серьезное внимание на условия, в которых живет и трудится певец на эстраде. И может быть, есть смысл провести «генеральную уборку», убрать все, что отвлекает от творчества, мешает внутреннему росту, создать здоровую обстановку.
Однако далеко не все можно объяснять и извинять объективными условиями. Напоследок нужно вспомнить и о таких вещах, как совесть и принципиальность художника. Они не дадут настоящему мастеру унизиться до «халтуры».
Мы часто говорим об ответственности исполнителя перед публикой. Но разве нет у него и своеобразного долга перед песней, которую он взялся петь? Возможно, если певцы, беря в руки страничку с нотным текстом, ясно представляют себе, что они становятся соавторами произведения, это убережет их от чрезмерной торопливости и некритического отношения к своей работе.
Певец — соавтор песни, наравне с композитором и поэтом… Я думаю, что такая постановка вопроса вполне правомерна.
Люди говорили: песни Утесова, песни Шульженко, песни Бернеса — то ли не зная, то ли упуская из внимания, кому на самом деле принадлежали эти произведения. Но я уверен, что ни один композитор в этих случаях не обижался за посягательство на свой авторский приоритет…»Послушаем песню Яна Френкеля, написанную для Аркадия Райкина «
Добрый зритель в девятом ряду».
22 ноября 1928 года родился Николай Добронравов

Почитайте осеннее, но жизнеутверждающее стихотворение поэта:
В час, когда наступит в мире осень
И притихнет мудрая земля, —
В этот час меня о жизни спросит
Совесть беспощадная моя.
Холодом таинственным объятый,
Не посмев слукавить и солгать,
Вспомню всё, что дорого и свято,
Чтоб не страшно было умирать.
Вспомню боль и все земные блага,
Те пути, что пройдены давно.
В жизни мне не даст забыть ни шагу
Памяти повторное кино.
Только б знать, что в спешке не обидел
Ни детей, ни старенькую мать,
Честно жил, любил и ненавидел,
Чтоб не страшно было умирать.
Только б знать, что в радости и в горе,
На виду у солнца и во мгле,
Никогда ничем не опозорил
Званье человека на земле.
(Николай Добронравов)
Время пополнить наши коллекции.
«Нашу галерею» приумножит картина Николая Соколова «Первый снег в Москве»

А «Поэтический календарь» — стихотворение Валерия Брюсова, написанное 24 ноября 1899 года:
ИЗ ДЕТСКОЙ КНИЖКИ
Мой плющ расцветает; живые побеги
Любовно обвили суровые нити.
Садитесь на лавочку, дети, смотрите
И думайте вместе со мною о снеге.
Когда разбегутся веселые санки
И воздух дрожит от бубенчиков ясных,
Невольно припомнишь о маковках красных,
Горящих, как угли, на нашей полянке.
Чему ж вы смеетесь? Ах, глупые дети!
Так вам никогда ничего не расскажешь!
Вяжи, Маргарита! — ты к осени свяжешь
Красивые, длинные, прочные сети.
Коллекцию «Стихов о музыке» — стихотворение Бориса Слуцкого «Учебная музыка»
Когда я слышу гаммы за стеной,
мирюсь с разодранною тишиной.
Я знаю: эти гаммы — признак счастья.
Тот мученик, что к фортепьяно сел,
спал с вечера, с утра поел.
Пускай долбает клавиши почаще.
Ничто с такой прекрасной полнотой
не выражает улучшенья жизни,
как этот звук, настырный и простой.
Звучи же!
Из любого дома брызни!
символизируют и выражают.
Колонны пусть чернят и разрушают.
Но музыки учебной вещество,
сочащееся из-под каждой рамы,
точней, чем экскаваторы и краны,
передает строительный размах,
всё время нарастающий в домах.
Сегодня в календаре есть странный «праздник», обозначенный как «День без музыки» Мы его точно отмечать не будем и вам не советуем. Потому что музыка и музыкальные впечатления — это то, что не забудется ни через 10, ни через 20 лет.
Будьте здоровы и счастливы, друзья! До встречи через неделю!

P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение! И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.