Сегодня мы поговорим о патефоне и патефонных пластинках, о патефонах, которые встречались на моём пути. И статья эта, написанная сейчас, я уверена, будет пополняться новыми и новыми экспонатами.
ПАТЕФОН.
Как же хорошо, что в один прекрасный момент стало возможным записать человеческий голос! Как прекрасно, что произнося имена великих исполнителей прошлого, мы сразу как будто слышим их тембры: попробуйте произнести имя исполнителя прошлых лет — Варя Панина, Александр Вертинский, Фёдор Шаляпин, Анастасия Вяльцева, Тамара Церетели — и сразу звучат эти великолепные голоса. А за голосами и портреты, и биографии…
Пожалуй, лучше всего рассказала о значении граммофонной пластинки Клавдия Шульженко. Вот её слова:
«Граммофонная пластинка! Наверное, только специалистам под силу оценить её роль в развитии общества. Для историков она документ времени, документ эпохи. Уверена, что по пластинкам можно изучать вкусы, пристрастия слушателей, их увлечения и настроения. Современные пластинки позволят нашим потомкам познакомиться с эстрадными исполнителями сегодняшнего дня, как мы в своё время знакомились со звёздами эстрады начала века — Варей Паниной, Анастасией Вяльцевой, Надеждой Плевицкой.Помню, какую роль играла пластинка в 30-е годы. До изобретения магнитофонов было далеко, о магнитной плёнке никто и не слышал. Радиоприёмники были громоздкими — Си-235 или СВД-6, наиболее распространённые в ту пору, одному без натуги не поднять. Самым удобным и портативным механизмом для доставки музыки на дом был патефон с пластинками. Его брали с собой, идя в гости, на загородную прогулку, особенно на „массовки“ (так назывались коллективные выезды за город сотрудников одного учреждения, обычно устраиваемые по выходным дням), выносили на морской пляж или на веранду дачи. Патефон звучал в клубах на вечерах танцев, в ресторанах и фойе кинотеатров, где тоже нередко танцевали под патефон, граммофонные пластинки можно было услышать на стадионе и на вокзале, на работе и дома, утром и вечером, днём и ночью.Особое значение имела пластинка для эстрадного певца. Это было самое надёжное средство распространения песен (ведь даже по радио в большинстве случаев для эфира проигрывались пластинки), самый надёжный способ популяризации его мастерства. Я уже не говорю о том, что само приглашение записаться на пластинку означало высокую честь, свидетельствовало о признании певца, — ведь в те годы новые пластинки появлялись по сравнению с нынешними временами не столь уж часто. Но, помимо всего прочего, грамзапись была единственным способом фиксации голоса певца. Звуковое кино тоже могло сделать это, но у него были другие цели.Пластинка стала не только средством распространения, специально предназначенным для знакомства широкого круга слушателей с искусством певцов, чтецов, музыкантов, но и средством контроля, самопроверки исполнителя. Поэтому для меня запись на пластинки всегда была и до сих пор остаётся серьёзным, ответственным делом».Для современного человека патефон удивительнее всего тем, что он безэлектрический! Его, действительно, можно взять с собой куда угодно. Громоздко немного, но вполне подъёмно. И ведь, действительно, патефон возили с собой и на отдых, и в дорогу, и даже на фронт, потому что музыка нужна, даже просто необходима человеку и особенно в самые трудные времена.
И вот, в подтверждение слов Клавдии Ивановны — этот кадр документальной хроники, снятой на стадионе!
И ещё старые фотографии, найденные в интернете:
Сейчас трудно представить, что
когда-то этот звук был «современным». Он уже давно несёт в себе окраску «ретро». Именно поэтому, перед началом программы, посвящённой
К. И. Шульженко, мне хотелось, чтобы в зале пел настоящий патефон с пластинками певицы. Вот как это было -