Добрый день, дорогие друзья!
Я, Юлия Зиганшина, приветствую вас на своём
персональном сайте!
Сегодня 8 мая, и тема нашей встречи одна — День Победы.
Стала замечать по себе и окружающим, что с годами острота многих праздников несколько притупляется: не всем в радость собственный день рождения (правда, это не про меня: день рождения отмечать люблю, особенно концертом), Новый год не такой яркий: с каждым разом всё домашнее и уютнее. Восьмое марта часто носит дежурный характер, хотя всё равно приятно.
И только День Победы не теряет ни остроты, ни настоящей торжественности, ни слёз на глазах.
Каждый год этому Дню я посвящаю концерты. В этом году к празднику ещё должен был выйти записанный на студии Валерия Мустафина «Сибирский тракт» новый альбом редко исполняемых военных песен. Верю, что и концерты мы сыграем, и альбом выйдет чуть позже.
Но сегодня мне не хочется отступать от традиций: и эту встречу давайте будем считать концертом, посвящённым Победе, где будут звучать песни и истории, которые волнуют всегда. Также хочу показать вам несколько песен из нового альбома. Правда, это пока предварительное сведение, но им уже можно делиться.
А форму сегодняшнего письма мне подсказал… «Кругозор»! Недавно я получила в подарок подборку старых журналов. Тем, кто не застал, коротко расскажу: журнал квадратной формы, с отверстием посередине, потому что все статьи сопровождались мягкими звуковыми пластинками — с песнями, речами, звуками. Это было уникальное издание, и у тех, у кого был проигрыватель (а был он, думаю, у всех), наряду с виниловыми дисками хранились мягкие, чаще синие, не всегда подписанные пластинки.
Среди этой подборки я обнаружила выпуск, посвящённый 30-летию Победы.

Наверху вы видите цифру «75», которая поначалу ввела меня в замешательство: ведь только в этом году 75 лет Победе?! Оказалось, всё просто: это год выхода журнала, а не юбилейная дата, как мне сперва показалось.
И начать я хочу фрагментами записей именно из этого «Кругозора» —
звуки Победы и воспоминания…Вы услышали фрагмент воспоминаний ленинградского артиста Е. Д. Михайлова.
Тема «артист на войне» — одна из самых волнующих и загадочных для меня. Загадочных, потому что я твёрдо убеждена, что работать в тех условиях было невозможно. А они работали.
В сети попалась эта фотография —

Артистические будни. По спинам видно, как сосредоточены артисты, как добросовестно выполняют свою работу. Нормальная артистическая работа… если не видеть, как одеты все солдаты, и что, судя по всему, стоит неслабый мороз…
Все воспоминания артистов военных лет начинаются словами: «А нужно ли это?» И почти сразу: «Необходимо». Более того, многие пишут о том, что никогда не работали так добросовестно и с такой отдачей, как перед солдатами на фронте.
Из воспоминаний Александра Бениаминова — организатора Фронтового театра миниатюр:
«Известно, что балетное искусство — физически наиболее трудное. И я, видевший наших танцоров старшего поколения изо дня в день, до сих пор не перестаю удивляться: иногда они буквально выбивались из сил, но никакие мои уговоры сократить количество номеров не помогали. В таких случаях Николай Иванович Винниченко обычно спрашивал: «А что, эти зрители хуже тех, которые были на прошлом концерте?»Артист на войне — солдат. Солдат, который вёл кропотливую, ежеминутную работу, а порой и борьбу с самим собой. Артист был олицетворением бодрости духа, неиссякаемого оптимизма, непреклонной веры в победу. Задор, лёгкость, мастерство, изящество, красота — вот, что нёс артист, несмотря на голод, холод, бомбы, тающие силы… А что стояло за этим?
Фёдор Никитин:
«Пока мы шли, воздушные тревоги не прекращались… А мы всё шли и шли — совершенно невредимые, словно заколдованные. Наконец добрались до места назначения… Комиссар видел, что мы вымотаны до предела и всё-таки настаивал, чтобы концерт был дан в три часа ночи: батарея расположена на открытом приподнятом плато, и никакая деятельность днём невозможна. Кухня и отопление работают только ночью, так как самый маленький дымок вызывает яростный обстрел. Поспали часа два, встали за полчаса до выступления с осипшими голосами и помятыми лицами. Но концерт дали весёлый и бодрый — старались, как могли. Наши зрители остались очень довольны…». «В самой большой землянке, где проходил концерт, стоять в полный рост можно было только посредине. Шаг вбок — уже надо согнуться, два шага — присесть. Ничего, играли, да ещё с каким азартом! Нас теперь не страшат неудобства. Искусство — наше главное оружие, и мы охраняем его чистоту и боеспособность: не делаем ни себе, ни друг другу поблажек и скидок, всеми силами боремся с ремесленничеством.»
Ефим Копелян:
«Немцы совсем рядом. Играем «вполголоса». Счёт концертам не вели, мы просто сбились с него, и казалось, даже время потеряло свою власть. Запомнился, пожалуй, только один день — он был «рекордным». Мы успели дать восемь концертов и тут почувствовали, что это предел. Такой каменной усталости, я, кажется, не испытывал больше никогда в жизни. И в этот момент в избу ввалилось несколько бойцов. «Мы с Зеленца». Нам был известен этот остров. На нём была расположена зенитная батарея, которая охраняла «Дорогу жизни». И вот зенитчики пришли к нам, чтобы условиться о времени концерта. Условия у них были такие: чем скорее, тем лучше. Я никогда не забуду моих друзей в тот час. Ещё за минуту до этого они, казалось, были вымотаны до предела. Не знаю, откуда взялись у людей силы, не знаю, как мы играли в блиндаже, но, возвращаясь обратно на открытом грузовике, люди спали, не обращая внимания на мороз и ветер, который чувствовал себя полным хозяином на просторах ночной Ладоги…»В «Кругозоре» встретилось очень правильное определение: «песни-однополчане». По-моему, очень точно. Именно друг, соратник, тот, с кем проливал кровь, кто поможет, утешит, поддержит, поведёт за собой, полетит с пламенным приветом домой. Не случайно и во время войны, когда многие производства были переориентированы на военные цели, продолжали выпускать патефоны, пластинки и гармошки — эта продукция была так же необходима солдату, как и оружие. Даже где-то встречалось такое сравнение: «песни, как пули». И ещё: «
Кто-то очень хорошо сказал, что во время войны старые песни служили для солдата мостиком, не только связывающим его с прошлым, но и перекинутым в будущее» (Клавдия Шульженко).
Песня, с которой мы сегодня начнём, написана в начале войны, а я ею обычно заканчивала концерты. Потому что её знают все, и можно спеть вместе. И вот недавно поняла, что она должна быть первой в программе, потому что в ней только начало большого и героического пути. Клавдия Шульженко:
«Песня «Вечер на рейде» хорошо известна всем и сегодня, но все ли обращают внимание на одно на первый взгляд странное обстоятельство — в военной песне ничего не говорится о войне. Но в ней есть всё, что остро волновало солдата, прощание с любимым городом и голубым платком, предстоящий поход в часы предрассветного тумана. А самое главное — это песня о дружбе».
Кстати, Клавдия Шульженко пела эту песню, но пока записи такой я не нашла…
«Вечер на рейде«Чувство локтя, братской поддержки — вообще необходимы в жизни, а на фронте особенно. Песня «Давай закурим» самим названием настраивает на дружеский лад. Хотя эта песня одна из самых пронзительных, потому что это — воспоминания о будущем. Осенью 1941 года наши войска пятились на восток. А в песне? «Вспомним, как на запад шли по Украине. Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать». В этих словах даже не надежда, а уверенность, что так и будет. Но сказано об этом спокойно и с шуткой.
Ещё одно воспоминание по теме. Константин Гузынин:
«Ах, этот незабываемый табак военного времени! Он носил различные названия: «Матрац моей бабушки», «Воспоминания о Летнем саде», «Смерть немецким оккупантам», «Лесная быль» и ряд других. Сорт этого табака был один — примерно такой же, как сорт тех сигар, о которых говорится в «Бесприданнице» Островского: «Один курит, а двоих тошнит».«Давай закурим«Стихотворение «В землянке» Алексей Сурков посвятил своей жене, которая находилась в эвакуации в Чистополе, отправив его по почте. Там же в Чистополе появилась первая музыкальная версия стихотворения. Потом музыку написал Константин Листов и песня разлетелась по фронтам. Все знают, что песню поначалу даже запрещали: из-за строчки «до смерти четыре шага» она считалась упаднической. Но оказывается, эта строчка не только не фантазия лирического героя, но даже и не красивый, яркий образ! Дело в том, что незадолго до написания стихотворения Алексей Сурков выходил из окружения. И шли они по минному полю. Так вот, на минном поле нужно идти на расстоянии четырёх шагов друг от друга, потому, что, если один подрывается, то у следующего есть шанс спастись. Это не метафора, а инструкция по выживанию. И тем более значимыми становятся эти слова, когда они становятся уже именно образом, потому что в них — правда. И удивительно: написал бы Сурков — два или три шага, или пять шагов, было бы не так весомо, и не так правдиво. «Че-ты-ре ша-га» — правда.
«В землянке«Стихотворение Константина Симонова «Жди меня», по словам Льва Ошанина, стало «талисманом жизни для миллионов людей». Эти строки, переписанные тысячи раз женским почерком, вырезанные из газет, хранили в карманах гимнастёрки. Была выпущена открытка, где цитировалась первая строка стиха.

Более трёхсот музыкальных версий было дано этому стихотворению! И что удивительно, ни одной — универсальной, чтобы раз и навсегда. Сейчас более популярна версия Кирилла Молчанова. Мне ближе — Матвея Блантера.
«Жди меня«Говорят, что самая популярная во время войны музыкальная версия этого стихотворения принадлежала Борису Фомину. К сожалению, пока эта песня мне не встретилась.
Борис Фомин хорошо известен всем, как романсовый композитор! Стоит запеть «Дорогой длинною» и подхватят все, даже иностранцы. Но Фомин — автор полутора сотен военных песен. Причём, работал он, как фронтовой журналист: оперативно и разножанрово, потому что был музыкальным руководителем Театра быстрого реагирования «Ястребок». И раз в несколько месяцев Театр выпускал новый спектакль. Несмотря, на короткие сроки и быстрые темпы подготовки, Фомин по-прежнему сочинял великие произведения: самую проникновенную лирику, твёрдую, решительную патетику и острую сатиру. Именно сатирическую песню мне хочется сегодня вам показать, тем более, что это — как раз запись из будущего альбома! Обратите внимание на «говорящую» аранжировку Дмитрия Толпегова и Андрея Ковалёва.
«Часы пока идут«
Кстати, сатира и юмор на войне играли огромную приободряющую роль! Каждая фронтовая газета обязательно имела соответствующую рубрику. Конечно, сатира — это про врага, юмор — про нашего солдата. Полистаем страницы дивизионной газеты «В решающий бой!», где служил лейтенант Михаил Максимов. Именно во время войны полностью раскрылся литературный талант Максимова, который в мирное время работал в системе общественного питания. Из многочисленных газетных материалов, которые хранятся в архиве его семьи, я выбрала вот этот, потому что здесь Михаил Александрович объединил многие свои навыки и качества: юмор, поэтический талант и знание кулинарных тонкостей, которые, думаю, очень пригодились солдатам в военное время. (Кстати, и нам могут пригодиться!)

Но всё-таки главным историческим и поэтическим достижением Михаила Максимова стал, конечно, легендарный «Синий платочек»! Клавдия Шульженко вспоминала:
«Лейтенант Максимов сумел сделать главное — выразить в песне то, что волновало слушателей 1942 года и продолжает волновать до сих пор как точная фотография чувств и настроений солдата тех далёких военных лет… Новый платочек стал теперь не девичьим атрибутом, а символом верности солдата, сражающегося за тех, с кем его разлучила война.»«Синий платочек«
Да, я уже не раз рассказывала вам, друзья, о дружбе с дочерью Михаила Александровича — Еленой Михайловной. И я невероятно горда и счастлива, что Елена Михайловна доверила мне первой спеть ещё одну песню на стихи Михаила Максимова. Эта песня долгое время лежала в архиве и была обнаружена не так давно. Послушайте!
«Узелок»
Кстати, возвращаясь к «Синему платочку»: вот и та открытка, о которой я рассказываю на записи, и которая была выпущена с полным стихотворением песни.

Почтовые открытки, письма и почта в целом — во время войны играли наиважнейшую роль. Я даже не беру сейчас сферу политическую или социальную. А только моральную и душевную. Песни и письма — вот, что возвращало солдату силы и наполняло душу.
Мы все знаем о том, что на фронте почта была полевой, вместо адресов — цифры, вместо конверта — треугольник или открытка. Но я только недавно узнала — откуда появилась такая форма. Расскажу тем, кто вдруг тоже не знал. Однажды, в первый год войны был сбит фашистский почтовый самолёт. И по письмам, где с немецкой точностью были аккуратно выписаны адреса солдат-отправителей, и по содержанию писем, стало понятно, на каком участке фронта вражеские силы более других морально и физически поистрепались. Туда и был нанесён самый сильный удар, с этого момента и произошёл перелом войны. И, извлекая правильный урок, наша командование запретило писать адреса, а только пять цифр — тайный шифр частей и подразделений. А, так как перед войной был дефицит всего, даже бумаги, то было решено упразднить конверты, тем более, что это ещё и лишний вес. Был проведён повсеместный инструктаж по сворачиванию треугольников, даже по тому, как в эти треугольники вложить фотографию или засушенный цветок…
«Полевая почта» — ещё одна песня из будущего альбома «Помню, как в памятный вечер».
Песня на фронте касалась всех тем, всех настроений солдата. Много есть песен-посвящений разным военным профессиям. Но есть одна профессия, которая, возможно, не так избалована посвящениями — профессия повара. Подруга моей мамы рассказывала: «Моя мама была на фронте поваром. Почему-то, когда говорят о женщине на войне, то сразу вспоминают медсестёр и связисток, но редко говорят о поварах. Несправедливо, ведь развернуть полевую кухню в любом месте и в любых условиях (помните, в начале артист Никитин вспоминал, что днём нельзя было даже костра развести — прим. моё), когда могло ни дров не быть, ни воды — и накормить солдата — разве это не подвиг?»
Безусловно, подвиг. Мы с вами уже сегодня заглядывали на кухню вместе с Михаилом Максимовым. Заглянем теперь в матросский кубрик. Вот одна песня, где, пожалуй, главным героем становится не сам «главный герой», а кок, потому что в его лице мы видим и мудрость, и юмор, и бережное отношение к солдату. Тоже песня из нового альбома —
«Разговор»
Кстати, та мамина подруга ещё говорила, что её мама-повар была строевым запевалой. И ей одной разрешалось не застёгивать верхнюю пуговицу гимнастёрки…
Да, песня-однополчанин… Вот как определил песню на войне, пожалуй, один из самых главных специалистов в этой области — Алексей Фатьянов в стихотворении «Путь песни»:
Лишь ударила тревога —
В бой, на славные дела
От родимого порога
Песня с нами в путь пошла.
От околицы до клёнов,
По лугам, полям зелёным.
Песня шла в строю солдатском
От заставы ленинградской,
От Москвы и от Калуги
И, пройдя сквозь дождь и вьюги,.
У высокого причала
Море Чёрное качала.
Песня с нами села в танки,
В самолёты, на коня.
А потом пришла в землянки,
Поселилась у огня,
Где потрескивали чурки,
Где письмо к жене, дочурке,
На гвардейской лёжа бурке,
Второпях писал солдат —
Скоро, мол, вернусь назад.
Но длинна была дорога
До родимого порога,
До невесты, до жены,
До весны, до тишины.
Песня шла сквозь дым и копоть
Вслед бегущему врагу.
Согревала нас в окопах
На нетающем снегу.
В пулях снайпера свистала,
В острие клинков блистала
И в пути бойцам усталым
Самым лучшим другом стала.
Песня, песня боевая —
Неубитая, живая,
До границ дошла с солдатом.
На Дунае, на Карпатах,
Там, где нет теперь войны,
Песни русские слышны.
Завтра
великий день. Он для нас с вами ещё велик рождением Булата Окуджавы. Когда поэт родился, день был обычным, а теперь эти праздники для нас сливаются, потому что и Булат Шалвович, его песни и стихи, и День Победы — наша великая история.
Одна из самых пронзительных послевоенных песен о войне, это песня Булата Окуджавы —
«Десятый десантный батальон», причём для меня с недавнего времени обязательным стало исполнение песни — с маршем, который звучит в конце фильма «Белорусский вокзал».
И ещё в день рождения Окуджавы я предлагаю вам вспомнить
посвящённый ему концерт, который состоялся год назад.
Конечно, не все любимые песни прозвучали сегодня. Поверьте, стоило больших трудов выбрать их для нашей сегодняшней встречи, потому что все — дорогие сердцу, и все должны звучать. Но вы можете послушать ещё больше песен на нашей новой странице «
Песня с историей». Видеопроект. И на записи моего концерта 2015 года с оркестром «La Primavera» «
Негромкие песни великой войны».
Год назад я написала
слова, посвящённые Дню Победы, — о смысле и целях работы артистов на войне. Тогда вдруг эти задачи стали мне понятны: не только отвлечь и развлечь солдата, но и вернуть ему эмоции, без которых человек теряет себя, а, значит, не способен победить. Кульминацией этой статьи стал рассказ об артистке балета Нины Пельцер, которая в блокадном Ленинграде вела борьбу не только с холодом и голодом, но и с дистрофией духа, которую наблюдала у своих коллег, заставив их в приказном порядке каждый день вставать к балетной палке и заниматься. И она победила в этой борьбе. И страна победила в той войне. И в этом огромная заслуга искусства, а значит, и песни, и конечно, поэтов, композиторов, певцов, актёров, танцоров и всех, кто был рядом с солдатом, поддерживая его в трудный час.
Эта прошлогодняя статья актуальна для нас с вами сейчас, как никогда. Дистрофия духа, наверное, сейчас знакома многим из нас, когда нет сил сопротивляться унынию, когда радоваться нет сил, а главное — желания. Но мы должны победить. Один из моих личных рецептов такой: «на войне было хуже». Это, правда, помогает, хотя я тоже бываю в задумчивости и порой приходится вести внутреннюю борьбу. Но мы должны победить, потому что это у нас в крови. Потому что так нам велит наш Бессмертный полк. Потому что это — наш долг перед теми, кто победил тогда. Потому что другого пути для нас нет.
С Днём Победы, друзья!
«День Победы«