Добрый день, дорогие друзья!
Я, Юлия Зиганшина, приветствую вас на своём
персональном сайте!
Сегодня 8 мая, и тема нашей встречи одна - День Победы.
Стала замечать по себе и окружающим, что с годами острота многих праздников несколько притупляется: не всем в радость собственный день рождения (правда, это не про меня: день рождения отмечать люблю, особенно концертом), Новый год не такой яркий: с каждым разом всё домашнее и уютнее. Восьмое марта часто носит дежурный характер, хотя всё равно приятно.
И только День Победы не теряет ни остроты, ни настоящей торжественности, ни слёз на глазах.
Каждый год этому Дню я посвящаю концерты. В этом году к празднику ещё должен был выйти записанный на студии Валерия Мустафина "Сибирский тракт" новый альбом редко исполняемых военных песен. Верю, что и концерты мы сыграем, и альбом выйдет чуть позже.
Но сегодня мне не хочется отступать от традиций: и эту встречу давайте будем считать концертом, посвящённым Победе, где будут звучать песни и истории, которые волнуют всегда. Также хочу показать вам несколько песен из нового альбома. Правда, это пока предварительное сведение, но им уже можно делиться.
А форму сегодняшнего письма мне подсказал... "Кругозор"! Недавно я получила в подарок подборку старых журналов. Тем, кто не застал, коротко расскажу: журнал квадратной формы, с отверстием посередине, потому что все статьи сопровождались мягкими звуковыми пластинками - с песнями, речами, звуками. Это было уникальное издание, и у тех, у кого был проигрыватель (а был он, думаю, у всех), наряду с виниловыми дисками хранились мягкие, чаще синие, не всегда подписанные пластинки.
Среди этой подборки я обнаружила выпуск, посвящённый 30-летию Победы.
Наверху вы видите цифру "75", которая поначалу ввела меня в замешательство: ведь только в этом году 75 лет Победе?! Оказалось, всё просто: это год выхода журнала, а не юбилейная дата, как мне сперва показалось.
И начать я хочу фрагментами записей именно из этого "Кругозора" -
звуки Победы, воспоминания... Вы услышали фрагмент воспоминаний ленинградского артиста Е. Д. Михайлова.
Тема "артист на войне" - одна из самых волнующих и загадочных для меня. Загадочных, потому что я твёрдо убеждена, что работать в тех условиях было невозможно. А они работали.
В сети попалась эта фотография -
Артистические будни. По спинам видно, как сосредоточены артисты, как добросовестно выполняют свою работу. Нормальная артистическая работа... если не видеть, как одеты все солдаты, и что, судя по всему, стоит неслабый мороз...
Все воспоминания артистов военных лет начинаются словами: "А нужно ли это?" И почти сразу: "Необходимо". Более того, многие пишут о том, что никогда не работали так добросовестно и с такой отдачей, как перед солдатами на фронте.
Из воспоминаний Александра Бениаминова - организатора Фронтового театра миниатюр:
"Известно, что балетное искусство - физически наиболее трудное. И я, видевший наших танцоров старшего поколения изо дня в день, до сих пор не перестаю удивляться: иногда они буквально выбивались из сил, но никакие мои уговоры сократить количество номеров не помогали. В таких случаях Николай Иванович Винниченко обычно спрашивал: "А что, эти зрители хуже тех, которые были на прошлом концерте?"Артист на войне - солдат. Солдат, который вёл кропотливую, ежеминутную работу, а порой и борьбу с самим собой. Артист был олицетворением бодрости духа, неиссякаемого оптимизма, непреклонной веры в победу. Задор, лёгкость, мастерство, изящество, красота - вот, что нёс артист, несмотря на голод, холод, бомбы, тающие силы... А что стояло за этим?
Фёдор Никитин:
"Пока мы шли, воздушные тревоги не прекращались... А мы всё шли и шли - совершенно невредимые, словно заколдованные. Наконец добрались до места назначения... Комиссар видел, что мы вымотаны до предела и всё-таки настаивал, чтобы концерт был дан в три часа ночи: батарея расположена на открытом приподнятом плато, и никакая деятельность днём невозможна. Кухня и отопление работают только ночью, так как самый маленький дымок вызывает яростный обстрел. Поспали часа два, встали за полчаса до выступления с осипшими голосами и помятыми лицами. Но концерт дали весёлый и бодрый - старались, как могли. Наши зрители остались очень довольны...". "В самой большой землянке, где проходил концерт, стоять в полный рост можно было только посредине. Шаг вбок - уже надо согнуться, два шага - присесть. Ничего, играли, да ещё с каким азартом! Нас теперь не страшат неудобства. Искусство - наше главное оружие, и мы охраняем его чистоту и боеспособность: не делаем ни себе, ни друг другу поблажек и скидок, всеми силами боремся с ремесленничеством."
Ефим Копелян:
"Немцы совсем рядом. Играем "вполголоса". Счёт концертам не вели, мы просто сбились с него, и казалось, даже время потеряло свою власть. Запомнился, пожалуй, только один день - он был "рекордным". Мы успели дать восемь концертов и тут почувствовали, что это предел. Такой каменной усталости, я, кажется, не испытывал больше никогда в жизни. И в этот момент в избу ввалилось несколько бойцов. "Мы с Зеленца". Нам был известен этот остров. На нём была расположена зенитная батарея, которая охраняла "Дорогу жизни". И вот зенитчики пришли к нам, чтобы условиться о времени концерта. Условия у них были такие: чем скорее, тем лучше. Я никогда не забуду моих друзей в тот час. Ещё за минуту до этого они, казалось, были вымотаны до предела. Не знаю, откуда взялись у людей силы, не знаю, как мы играли в блиндаже, но, возвращаясь обратно на открытом грузовике, люди спали, не обращая внимания на мороз и ветер, который чувствовал себя полным хозяином на просторах ночной Ладоги..."В "Кругозоре" встретилось очень правильное определение: "песни-однополчане". По-моему, очень точно. Именно друг, соратник, тот, с кем проливал кровь, кто поможет, утешит, поддержит, поведёт за собой, полетит с пламенным приветом домой. Не случайно и во время войны, когда многие производства были переориентированы на военные цели, продолжали выпускать патефоны, пластинки и гармошки - эта продукция была так же необходима солдату, как и оружие. Даже где-то встречалось такое сравнение: "песни, как пули". И ещё: "
Кто-то очень хорошо сказал, что во время войны старые песни служили для солдата мостиком, не только связывающим его с прошлым, но и перекинутым в будущее" (Клавдия Шульженко).
Песня, с которой мы сегодня начнём, написана в начале войны, а я ею обычно заканчивала концерты. Потому что её знают все, и можно спеть вместе. И вот недавно поняла, что она должна быть первой в программе, потому что в ней только начало большого и героического пути. Клавдия Шульженко:
"Песня "Вечер на рейде" хорошо известна всем и сегодня, но все ли обращают внимание на одно на первый взгляд странное обстоятельство - в военной песне ничего не говорится о войне. Но в ней есть всё, что остро волновало солдата, прощание с любимым городом и голубым платком, предстоящий поход в часы предрассветного тумана. А самое главное - это песня о дружбе".
Кстати, Клавдия Шульженко пела эту песню, но пока записи такой я не нашла...
"Вечер на рейде"Чувство локтя, братской поддержки - вообще необходимы в жизни, а на фронте особенно. Песня "Давай закурим" самим названием настраивает на дружеский лад. Хотя эта песня одна из самых пронзительных, потому что это - воспоминания о будущем. Осенью 1941 года наши войска пятились на восток. А в песне? "Вспомним, как на запад шли по Украине. Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать". В этих словах даже не надежда, а уверенность, что так и будет. Но сказано об этом спокойно и с шуткой.
Ещё одно воспоминание по теме. Константин Гузынин:
"Ах, этот незабываемый табак военного времени! Он носил различные названия: "Матрац моей бабушки", "Воспоминания о Летнем саде", "Смерть немецким оккупантам", "Лесная быль" и ряд других. Сорт этого табака был один - примерно такой же, как сорт тех сигар, о которых говорится в "Бесприданнице" Островского: "Один курит, а двоих тошнит"."Давай закурим"Стихотворение "В землянке" Алексей Сурков посвятил своей жене, которая находилась в эвакуации в Чистополе, отправив его по почте. Там же в Чистополе появилась первая музыкальная версия стихотворения. Потом музыку написал Константин Листов и песня разлетелась по фронтам. Все знают, что песню поначалу даже запрещали: из-за строчки "до смерти четыре шага" она считалась упаднической. Но оказывается, эта строчка не только не фантазия лирического героя, но даже и не красивый, яркий образ! Дело в том, что незадолго до написания стихотворения Алексей Сурков выходил из окружения. И шли они по минному полю. Так вот, на минном поле нужно идти на расстоянии четырёх шагов друг от друга, потому, что, если один подрывается, то у следующего есть шанс спастись. Это не метафора, а инструкция по выживанию. И тем более значимыми становятся эти слова, когда они становятся уже именно образом, потому что в них - правда. И удивительно: написал бы Сурков - два или три шага, или пять шагов, было бы не так весомо, и не так правдиво. "Че-ты-ре ша-га" - правда.
"В землянке"Стихотворение Константина Симонова "Жди меня", по словам Льва Ошанина, стало "талисманом жизни для миллионов людей". Эти строки, переписанные тысячи раз женским почерком, вырезанные из газет, хранили в карманах гимнастёрки. Была выпущена открытка, где цитировалась первая строка стиха.
Более трёхсот музыкальных версий было дано этому стихотворению! И что удивительно, ни одной - универсальной, чтобы раз и навсегда. Сейчас более популярна версия Кирилла Молчанова. Мне ближе - Матвея Блантера.
"Жди меня"Говорят, что самая популярная во время войны музыкальная версия этого стихотворения принадлежала Борису Фомину. К сожалению, пока эта песня мне не встретилась.
Борис Фомин хорошо известен всем, как романсовый композитор! Стоит запеть "Дорогой длинною" и подхватят все, даже иностранцы. Но Фомин - автор полутора сотен военных песен. Причём, работал он, как фронтовой журналист: оперативно и разножанрово, потому что был музыкальным руководителем Театра быстрого реагирования "Ястребок". И раз в несколько месяцев Театр выпускал новый спектакль. Несмотря, на короткие сроки и быстрые темпы подготовки, Фомин по-прежнему сочинял великие произведения: самую проникновенную лирику, твёрдую, решительную патетику и острую сатиру. Именно сатирическую песню мне хочется сегодня вам показать, тем более, что это - как раз запись из будущего альбома! Обратите внимание на "говорящую" аранжировку Дмитрия Толпегова и Андрея Ковалёва.
"Часы пока идут"
Кстати, сатира и юмор на войне играли огромную приободряющую роль! Каждая фронтовая газета обязательно имела соответствующую рубрику. Конечно, сатира - это про врага, юмор - про нашего солдата. Полистаем страницы дивизионной газеты "В решающий бой!", где служил лейтенант Михаил Максимов. Именно во время войны полностью раскрылся литературный талант Максимова, который в мирное время работал в системе общественного питания. Из многочисленных газетных материалов, которые хранятся в архиве его семьи, я выбрала вот этот, потому что здесь Михаил Александрович объединил многие свои навыки и качества: юмор, поэтический талант и знание кулинарных тонкостей, которые, думаю, очень пригодились солдатам в военное время. (Кстати, и нам могут пригодиться!)
Но всё-таки главным историческим и поэтическим достижением Михаила Максимова стал, конечно, легендарный "Синий платочек"! Клавдия Шульженко вспоминала:
"Лейтенант Максимов сумел сделать главное - выразить в песне то, что волновало слушателей 1942 года и продолжает волновать до сих пор как точная фотография чувств и настроений солдата тех далёких военных лет... Новый платочек стал теперь не девичьим атрибутом, а символом верности солдата, сражающегося за тех, с кем его разлучила война.""Синий платочек"
Да, я уже не раз рассказывала вам, друзья, о дружбе с дочерью Михаила Александровича - Еленой Михайловной. И я невероятно горда и счастлива, что Елена Михайловна доверила мне первой спеть ещё одну песню на стихи Михаила Максимова. Эта песня долгое время лежала в архиве и была обнаружена не так давно. Послушайте!
"Узелок"
Кстати, возвращаясь к "Синему платочку": вот и та открытка, о которой я рассказываю на записи, и которая была выпущена с полным стихотворением песни.
Почтовые открытки, письма и почта в целом - во время войны играли наиважнейшую роль. Я даже не беру сейчас сферу политическую или социальную. А только моральную и душевную. Песни и письма - вот, что возвращало солдату силы и наполняло душу.
Мы все знаем о том, что на фронте почта была полевой, вместо адресов - цифры, вместо конверта - треугольник или открытка. Но я только недавно узнала - откуда появилась такая форма. Расскажу тем, кто вдруг тоже не знал. Однажды, в первый год войны был сбит фашистский почтовый самолёт. И по письмам, где с немецкой точностью были аккуратно выписаны адреса солдат-отправителей, и по содержанию писем, стало понятно, на каком участке фронта вражеские силы более других морально и физически поистрепались. Туда и был нанесён самый сильный удар, с этого момента и произошёл перелом войны. И, извлекая правильный урок, наша командование запретило писать адреса, а только пять цифр - тайный шифр частей и подразделений. А, так как перед войной был дефицит всего, даже бумаги, то было решено упразднить конверты, тем более, что это ещё и лишний вес. Был проведён повсеместный инструктаж по сворачиванию треугольников, даже по тому, как в эти треугольники вложить фотографию или засушенный цветок...
"Полевая почта" - ещё одна песня из будущего альбома "Помню, как в памятный вечер".
Песня на фронте касалась всех тем, всех настроений солдата. Много есть песен-посвящений разным военным профессиям. Но есть одна профессия, которая, возможно, не так избалована посвящениями - профессия повара. Подруга моей мамы рассказывала: "Моя мама была на фронте поваром. Почему-то, когда говорят о женщине на войне, то сразу вспоминают медсестёр и связисток, но редко говорят о поварах. Несправедливо, ведь развернуть полевую кухню в любом месте и в любых условиях (помните, в начале артист Никитин вспоминал, что днём нельзя было даже костра развести - прим. моё), когда могло ни дров не быть, ни воды - и накормить солдата - разве это не подвиг?"
Безусловно, подвиг. Мы с вами уже сегодня заглядывали на кухню вместе с Михаилом Максимовым. Заглянем теперь в матросский кубрик. Вот одна песня, где, пожалуй, главным героем становится не сам "главный герой", а кок, потому что в его лице мы видим и мудрость, и юмор, и бережное отношение к солдату. Тоже песня из нового альбома -
"Разговор"
Кстати, та мамина подруга ещё говорила, что её мама-повар была строевым запевалой. И ей одной разрешалось не застёгивать верхнюю пуговицу гимнастёрки...
Да, песня-однополчанин... Вот как определил песню на войне, пожалуй, один из самых главных специалистов в этой области - Алексей Фатьянов в стихотворении "Путь песни":
Лишь ударила тревога -
В бой, на славные дела
От родимого порога
Песня с нами в путь пошла.
От околицы до клёнов,
По лугам, полям зелёным.
Песня шла в строю солдатском
От заставы ленинградской,
От Москвы и от Калуги
И, пройдя сквозь дождь и вьюги,.
У высокого причала
Море Чёрное качала.
Песня с нами села в танки,
В самолёты, на коня.
А потом пришла в землянки,
Поселилась у огня,
Где потрескивали чурки,
Где письмо к жене, дочурке,
На гвардейской лёжа бурке,
Второпях писал солдат -
Скоро, мол, вернусь назад.
Но длинна была дорога
До родимого порога,
До невесты, до жены,
До весны, до тишины.
Песня шла сквозь дым и копоть
Вслед бегущему врагу.
Согревала нас в окопах
На нетающем снегу.
В пулях снайпера свистала,
В острие клинков блистала
И в пути бойцам усталым
Самым лучшим другом стала.
Песня, песня боевая -
Неубитая, живая,
До границ дошла с солдатом.
На Дунае, на Карпатах,
Там, где нет теперь войны,
Песни русские слышны.
Завтра
великий день. Он для нас с вами ещё велик рождением Булата Окуджавы. Когда поэт родился, день был обычным, а теперь эти праздники для нас сливаются, потому что и Булат Шалвович, его песни и стихи, и День Победы - наша великая история.
Одна из самых пронзительных послевоенных песен о войне, это песня Булата Окуджавы -
"Десятый десантный батальон", причём для меня с недавнего времени обязательным стало исполнение песни - с маршем, который звучит в конце фильма "Белорусский вокзал".
И ещё в день рождения Окуджавы я предлагаю вам вспомнить
посвящённый ему концерт, который состоялся год назад.
Конечно, не все любимые песни прозвучали сегодня. Поверьте, стоило больших трудов выбрать их для нашей сегодняшней встречи, потому что все - дорогие сердцу, и все должны звучать. Но вы можете послушать ещё больше песен на нашей новой странице
«Песня с историей». Видеопроект. И на записи моего концерта 2015 года с оркестром "La Primavera"
"Негромкие песни великой войны".
Год назад я написала
слова, посвящённые Дню Победы, - о смысле и целях работы артистов на войне. Тогда вдруг эти задачи стали мне понятны: не только отвлечь и развлечь солдата, но и вернуть ему эмоции, без которых человек теряет себя, а, значит, не способен победить. Кульминацией этой статьи стал рассказ об артистке балета Нины Пельцер, которая в блокадном Ленинграде вела борьбу не только с холодом и голодом, но и с дистрофией духа, которую наблюдала у своих коллег, заставив их в приказном порядке каждый день вставать к балетной палке и заниматься. И она победила в этой борьбе. И страна победила в той войне. И в этом огромная заслуга искусства, а значит, и песни, и конечно, поэтов, композиторов, певцов, актёров, танцоров и всех, кто был рядом с солдатом, поддерживая его в трудный час.
Эта прошлогодняя статья актуальна для нас с вами сейчас, как никогда. Дистрофия духа, наверное, сейчас знакома многим из нас, когда нет сил сопротивляться унынию, когда радоваться нет сил, а главное - желания. Но мы должны победить. Один из моих личных рецептов такой: "на войне было хуже". Это, правда, помогает, хотя я тоже бываю в задумчивости и порой приходится вести внутреннюю борьбу. Но мы должны победить, потому что это у нас в крови. Потому что так нам велит наш Бессмертный полк. Потому что это - наш долг перед теми, кто победил тогда. Потому что другого пути для нас нет.
С Днём Победы, друзья!
"День Победы"