Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
«
Мне хотелось писать картины, как пишутся песни о жизни, об истории русского народа, о природе, о древних русских городах…» — так говорил автор этой прекрасной картины — художник Константин Юон.
Ах, как прекрасно сказано! Эта картина даже, скорее, романс. А как понять: романс перед нами или песня?
Точного определения ещё не дал никто. Только предположения. И одно из них следующее: разница заложена… в ритме. Если можно произведение спеть в свободном ритме — с долгими вдохами, остановками, как бы размышляя, то перед нами — романс. Если ритм тащит вас за собой, то это — песня. Подробные размышления Юлии Зиганшиной на эту тему вы можете прочитать в приложении к Журналу ?.
А теперь ещё раз вглядимся в картину: никуда не хочется торопиться, взгляд медленно скользит по изображению, задерживаясь на деталях — перилах, листочках, окне.
24 октября исполняется 146 лет со дня рождения Константина Юона.
Позавчера состоялся шестнадцатый концерт цикла «Герои моего романса». Посвящён он был жизни и творчеству Эдуарда Колмановского!
Песни композитора настолько пронзительны, что заставляют исполнителя волноваться вновь и вновь. И это для творческого процесса абсолютно нормально — ведь нельзя петь песни, которые тебя не волнуют. Но есть исполнительское правило: делиться песней с публикой только тогда, когда ты уже пережил те чувства и эмоции, заложенные в ней. То есть, зритель должен увидеть не процесс формирования чувств, а его результат. Только в таком случае зритель начнёт волноваться сам, а до этого он будет участливым, но всё-таки, наблюдателем. Труднее всего справиться с чувствами именно в песнях Эдуарда Савельевича — они волнуют снова и снова, вне зависимости от того, сколько их поёшь. Сын композитора нашёл верное определение этой особенности: «настойчивая щеминка».
Мы благодарим всех, кто участвовал в организации концерта, и, конечно, публику, которая пришла и разделила с артистами счастье этих песен.
На прошлой неделе 210-летие открытия Царскосельского лицея отмечали в Культурном Центре имени А. С. Пушкина в Казани.
Юлия Зиганшина исполнила романсы, написанные лицеистами или на стихи лицеистов — Пушкина и его друзей. Мы предлагаем вам
послушать эти романсы.
Любое радостное событие оставляет в памяти и душе неизгладимый след. Звуки, цвета, ароматы помнятся нам долго, вызывая ощущение счастья. А когда эти мгновения запечатлены в прекрасных фотографиях, это приятно вдвойне!
Наши друзья Марина Носова и Сергей Мотылёв поделились кадрами недавнего концерта в Кремле! Мы в свою очередь делимся несколькими запечатлёнными мгновениями — с вами.
Скоро в нашем Фотоальбоме появятся все фотографии с этого концерта!
Напоминаем о скорых встречах в Пущино
и в Москве.
Заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни, и узнаем, какие ещё праздники мы будем отмечать на предстоящей неделе.
22 октября 1923 года родился поэт Николай Доризо.
«На тот большак», «Отчего ты мне не встретилась», «Огней так много золотых» — это всё строчки песен на стихи Николая Доризо. «Музыкальные» строки поэта пополнят нашу рубрику «Стихи о музыке». Вернее, это тоже песня, но мелодию нам пока обнаружить не удалось.
Музыкальный магазин
Поздний час, спит без вас нотный магазин,
Скучно в нём, грустно в нём, свет он погасил
Птицы где-то спят в лесу на ёлочках,
Песни тоже спят здесь на полочках,
А потом в каждый дом песней полетят!
Музыкальный магазин открывается,
Ждёт вас песня, гражданин, дожидается!
Хорошо, что к ней пришли на свидание!
Вы её нашли? До свидания!
Звонкий марш — спутник ваш, вам споёт тромбон,
А для вас — «Лунный вальс», вам закружит он!
Веселей моей здесь нет профессии,
Сколько жизни в ней и поэзии!
Вам спою, вам и вам, приходите к нам,
Приходите к нам!
23 октября 1928 года родился композитор Юрий Саульский.
Возможно, на этой фотографии он стоит с нотами только что написанной песни — «
Снежинка».
23 октября 1935 года родился композитор Шандор Каллош.
Мы поздравляем Шандора Эрнестовича и желаем здоровья и вдохновения! Послушайте романс композитора «
На лепестках» из кинофильма «Кое-что из губернской жизни».
24 октября 1899 года родился поэт Илья Сельвинский.
И вновь «Стихи о музыке»
НА КОНЦЕРТЕДирижер, крутой и своевольный,
Жаждой бури явно обуян:
В скрипках зыбь, в виолончелях волны,
В контрабасах воет океан.
И сквозь этот музыкальный хаос,
От родной отчаливши земли,
Выплыли, как приказал им Штраус,
Арфы золотые корабли.
Как ревет и воет океан!
Что мы, кораблишки, делать станем?
Но с небес мерцает им орган
Серебристым северным сияньем.
И послушаем прекрасную, волшебную песню Матвея Блантера на стихи Ильи Львовича «
За высокими горами».
24 октября 1911 года родился Аркадий Райкин.
«Мир не ценит наследие и традиции Аркадия Райкина. А ведь он — настоящий русский Чаплин. Райкин до сих пор является высочайшим ориентиром для эстрады с точки зрения вкуса. В нем все было настолько гармонично, что до сих пор не родилось ни единого деятеля эстрады, который мог бы с ним сравниться». (Леонид Ярмольник)
А мы добавим, что и для исполнителей Райкин — целая Школа исполнительского мастерства! Не будучи певцом, он исполнял так, что многие песни мы помним именно его голосом. Например, эта — «
Добрый зритель в девятом ряду».
24 октября 1928 года родилась Инна Гофф.
Мы послушаем песню на стихи поэта в исполнении автора — Эдуарда Колмановского! Песню будут сопровождать фотографии композитора. Этот ролик был подготовлен специально к недавнему концерту, посвящённому Эдуарду Савельевичу — об этом концерте мы вам рассказали на первых страницах нашего сегодняшнего выпуска. И, кстати, вы увидите фотографии Колмановского с Ваншенкиным — мужем Инны Гофф. «
Черёмуха».
27 октября 1782 года родился Никколо Паганини.
Это тот случай, когда имя становится словом, потому что обозначает уже не конкретного человека, а целую вселенную.
Первый концерт скрипач дал, когда ему было всего одиннадцать лет. Когда отец юного Никколо привёл его к знаменитому на тот момент скрипачу Алессандро Роллу, тот услышал игру ребёнка и сказал, что ничему не сможет его научить, потому что мальчик и так уже всё умеет.
Послушайте песню, посвящённую великому скрипачу и композитору — «
Вариации на тему Венецианского карнавала».
27 октября 1900 года родилась Лидия Русланова.
«
Хорошо петь — очень трудно. Изведёшься, пока постигнешь душу песни, пока разгадаешь её загадку. Песню я не пою, я её играю. Это целая пьеса с несколькими ролями.» — так говорила певица. Наш пятничный концерт посвящён песням из репертуара великой певицы: «
Окрасился месяц багрянцем», «
По муромской дорожке», «
Когда б имел златые горы», «
Катюша», «
Позарастали стёжки-дорожки».
Два несколько противоречивых праздника состоится на ближайшей неделе: сегодня — День ксерокопии, 28 — Международный день без бумаги. То есть, после бурного отмечания первого — необходим второй. И хотя «наша бумажная промышленность, — как известно, — работает превосходно», нам всё-таки жаль бумаги, поэтому наш Журнал, как вы знаете, не имеет бумажной версии, и День без бумаги мы отмечаем каждым нашим выпуском.
26 октября — День тыквы. Мы подозреваем, что этот праздник связан с другим — несколько жутковатым, поэтому отмечать его не будем. Но тыква — прекрасный продукт, и мы устроим свой тыквенный праздник, отметим его чтением
статьи Юлии Зиганшиной про Стамбул, который, по мнению певицы, и похож на… тыкву!
И ещё два праздника уже можно начать отмечать: 24 октября — День любви к тёплым носкам, 26 октября — День кутания в пледы. Добавьте к этому вкусный чай и прослушивание романсов — душевный и тёплый вечер вам обеспечен!
Будьте здоровы и счастливы, друзья! До встречи через неделю!
Большое спасибо Марине Носовой и Сергею Мотылёву за фотографии, Ирине Гонопольской — за видеозапись.
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение!
P.P.P.P.S. В конце номера вы видите значки социальных сетей и средств связи, нажав на которые, вы можете отправить этот выпуск друзьям.
P.P.P.P.P.S. А ещё мы будем вам очень благодарны, если вы приведёте в нашу компанию своих друзей!
Приложение.
Юлия Зиганшина. «Чем отличается романс от лирической песни?»
Сразу оговорюсь: то, о чём напишу — исключительно моё мнение, скорее всего, спорное, с большим количеством исключений. Но, тем не менее, вопрос этот мне интересен и пока внятного для меня ответа никто не дал.
Результатом моих раздумий на эту тему и будет нижеизложенное, но сначала чуть теории для того, чтоб по полочкам.
Что такое ритм? Ритм — это основа музыкального произведения. Я вообще думаю, что это самое главное в музыке. Тоже, как выяснилось, вопрос не для всех однозначный, но для меня решённый.
Ритм — это сердце произведения. Человек может быть чёрным или белым, младенцем или пожилым, мужчиной или женщиной, наконец. Но если стучит его сердце, он — жив. Так же и в музыке: могут быть красивые ноты, гармонии, но без ритма музыка мертва. Ритм нужно стремиться услышать, понять, почувствовать, найти и не терять, цепляя долю буквально в каждом такте. Причём, ритм может быть разным — как, повторюсь, стук сердца. Быстрее или медленнее, сильнее и слабее, но биение должно быть ритмичным, иначе, как сказал Марк Пекарский, — аритмия, что есть болезнь — как в жизни, так и в музыке.
Пульсация в музыке — это одно из проявлений ритма. Ну, например, мы танцуем вальс и про себя говорим: «раз-два-три, раз-два-три», тем самым определяя пульсацию произведения. Но иногда пульсация бывает совсем незаметна, когда, например, мы поём речитативом или в свободном ритме — ad libitum (фраза, в переводе с латинского означающая «по желанию», «по собственному усмотрению»). Но это не значит, что ритма нет. Он есть, просто другой — свободный. Давайте сравним прозу и поэзию. Со стихами всё понятно, но и в хорошей прозе тоже есть ритм, просто он другой, и его нужно услышать, понять и принять.
Так вот, мне кажется, что романс — это музыкально-поэтическое произведение, которое возможно исполнить в свободном ритме. Лирическую песню — нет. Это не значит, что все романсы мы поём свободно, но такая возможность — практически в каждом сочинении этого жанра — есть. (Здесь, конечно, нас подстерегает опасность развалить произведение: надо обязательно помнить, что ритм-то должен остаться и что свобода — это осознанная необходимость — и в пении тоже!)
То есть, если произведение позволяет перейти на речитатив, задержаться на нужной вам ноте, поторопиться в следующем такте, сакцентировать буквально каждую ноту, если того требует замысел, — в романсе вы это можете сделать свободно, он вам позволит так поступать с собой. А вот песня нет: она тут же начнёт подсказывать пульсацию, уводить в нужный метроритм. И все средства выразительности вам придётся применять в заданных рамках.
Например, романс «Я помню вальса звук прелестный». Несмотря на то, что это однозначно вальс, вы сможете его исполнить в свободном ритме — рассказывая и размышляя. А вот песня «Что так сердце растревожено» — даже если вы попытаетесь начать петь свободно, она всё равно вас потащит за собой и вовлечет в свой ритм. И это однозначно — песня.
Казалось бы, разница смешная, формальная, основанная на тонком нюансе. Но она есть, и имеет, как мне кажется, очень глубинные и основательные корни: романс — это всё-таки разговор или размышления, воспоминания или мечты, в которых нам никто не указ, которые мы воспроизводим так, как мы этого хотим. Я бы сказала так: романс — это ещё до конца не сформированные размышления, думы в процессе, разрешающие монолог или даже спор с самим собой, а песня — более ясные мысли, некоторый результат, дающий возможность выражаться конкретнее, определённее. Ну, это в общих чертах.
Конечно, ещё раз повторюсь: всё спорно и неоднозначно. Но принципиальная разница мне видится именно в этом.
Теперь о главном: какая нам разница в этой разнице? Что мы с этим можем поделать и как практически применить?
Ну, во-первых, приятно осознавать что именно ты поёшь. Иногда это бывает принципиально, когда нужно остаться в том или ином жанре: например, заявляешь концерт романсов, а в результате поёшь одни песни.
Во-вторых, важно для людей пишущих: нередко встречаются песни, названные романсами. Автор назвал своё произведение так, потому что по характеру ему это видится романсом, но произведение на любовно-лирическую тему — это ещё не романс.
А в-третьих, из этого можно почерпнуть новые средства выразительности, сделать их более осознанными, понять, что в романсе важнее свобода, а в песне — сильной стороной может стать пульсация, которая в свою очередь поможет нам полнее раскрыть яркие стороны самой песни.