Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
Важной новостью предстоящей недели станет декабрь! Это даже не очень новость, потому что заранее всё про это известно. И тем не менее, каждый год мы, как чуду, радуемся первому снегу, как в первый раз достаём, казалось, забытую зимнюю одежду, удивляемся тому, как быстро пролетел год и начинаем обсуждать — пора доставать ёлку или ещё чуть потерпеть.
Декабрь — прекрасный месяц, потому что, благодаря своей чистоте и свежести, воспринимается не как завершение чего-то, а именно как начало нового. Как в музыке: не последняя доля такта, а затакт к новому такту.
Но пока ещё ноябрь, и нужно до зимы доделать все дела. Ну, например, отметить Чёрную пятницу. Очень уж она контрастирует с выпавшим уже снегом, да и традиция у нас недавняя, но мы воспользуемся случаем и обратим ваше внимание на скидку в Школе исполнительского мастерства — 50% на Базовый курс до конца воскресенья! И скидка 80% на видеопояснение к Чек-листу «„Как подготовить новую песню к исполнению на сцене за неделю, потратив 20 минут в день“!
И главное — скидка 33% на пакет индивидуальных занятий по исполнительскому мастерству!
Короче говоря, чтобы не затягивать рекламную паузу, заходите в
Школу и всё сами увидите!
Кстати говоря, до 28 ноября билеты на концерт „Карнавальная ночь“
вот здесь можно приобрести со скидкой 20% - это тоже про Чёрную пятницу.
Тем временем подготовка к декабрьским событиям идёт полным ходом.
9 декабря в Казанском Культурном Центре имени А. С. Пушкина состоится концерт, посвящённый Дню Героя Отечества. Выступят солисты Центра и Оркестр МВД.
Заглянем на репетицию.
Вчера в Музее Е. А. Боратынского Юлия Зиганшина провела очередную экскурсию для гостей музея.
Напомним вам, что певица включилась в волонтёрское движение музея и проводит там экскурсии. Кстати, вы можете позвонить в музей и заказать такую экскурсию! +7(843)236−13−22.
А вот две фотографии с недавнего события — органного концерта Лады Лабзиной, который состоялся на прошлой неделе.
Напомним вам, что сегодня в Культурном Центре имени А. С. Пушкина состоится концерт, посвящённый 220-летию А. Е. Варламова!
Вот, с этого юбилея мы и начнём сегодня листать наш
Календарь!
Александр Егорович Варламов — давно и навсегда наш герой!
Так сложилось, что в народной памяти у большинства он остался как композитор, сочинявший песни в народном стиле. Отчасти это так. Он и сочинял такие песни и обрабатывал истинно народные. Но если вглядеться чуть подробнее, то перед нами в полном объёме откроется гений композитора. Такая тонкость, такие нюансы, такое кружевоплетение, такие полутона, что сердце замирает, когда слушаешь или поёшь!..
Кроме того, Варламов сам прекрасно пел и играл на нескольких музыкальных инструментах. Например, он пел со сцены, аккомпанируя себе на гитаре — первый русский бард (сам сочинил — и слова, порой, тоже — сам поёт и сам играет)? Возможно! Только у него нет и намёка на самодеятельность, чем иногда грешит современная авторская песня — и певцом, и инструменталистом он был профессиональным. А композитором — гениальным.
А ещё Варламов сыграл важную роль в развитии романса: он сумел пропустить через себя всё то, что было написано до него, и своей музыкой дать темы, пути, направления для дальнейшего развития романса. Послушайте его произведение „
Вздохнёшь ли ты?“ Что напоминает?
И одна короткая история.
В год смерти композитора художник Николай Степанов нарисовал Варламова за роялем в момент исполнения „Красного сарафана“. Подпись воспроизводит краткий диалог:
— Нравится ли вам мой „Красный сарафан“?
— Могу сказать одно — он никогда не износится.
Мы предлагаем вам в преддверии юбилея заглянуть на
страничку, посвящённую Александру Егоровичу Варламову.
Андрес Цельсий родился ровно за сто лет до рождения Варламова: 27 ноября исполняется 320 лет со дня рождения учёного.
Самое известное достижение Цельсия — это шкала термометра, которая была поделена на 100 градусов. Интересно, что первоначально Цельсий задал в ней температуру кипения воды при 0°, а таяния при 100°. И лишь потом другой швед — биолог Линней „перевернул“ ее и сделал такой, какой мы знаем.
Очень многие вещи мы воспринимаем как само собой разумеющиеся. И как сложно представить, что что-то могло быть другим, а то и вовсе не существовать. Например, этот памятник.
Его автор — Александр Опекушин, 183 года со дня рождения которого мы будем отмечать 28 ноября.
За весь творческий путь Опекушин создал несколько десятков шедевров. Памятник Пушкину сам Опекушин считал одной из самых серьезных и грандиозных работ, в реализацию которой он вложил не только свое время и силы, но и часть своей души, любовь к поэтическому искусству.
„Зимнее“ стихотворение Иосифа Бродского „
Памятник Пушкину“
… И Пушкин падает в голубоватый колючий снег
Э. Багрицкий.
…И тишина.
И более ни слова.
И эхо.
Да ещё усталость.
…Свои стихи
доканчивая кровью,
они на землю глухо опускались.
Потом глядели медленно
и нежно.
Им было дико, холодно
и странно.
Над ними наклонялись безнадёжно
седые доктора и секунданты.
Над ними звёзды, вздрагивая,
пели,
над ними останавливались
ветры…
Пустой бульвар.
И пение метели.
Пустой бульвар.
И памятник поэту.
Пустой бульвар.
И пение метели.
И голова
опущена устало.
…В такую ночь
ворочаться в постели
приятней,
чем стоять
на пьедесталах.
А вот начало „Пушкинской речи“, написанной Александром Блоком в феврале 1921 г. и произнесённой 11 февраля 1921 г. на „торжественном собрании в Доме литераторов в 84-ю годовщину смерти Пушкина“:
Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними — это легкое имя: Пушкин.
Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта — не легкая и не веселая; она трагическая; Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и, однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его — внутреннее — культура, — это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога.
Мы знаем Пушкина — человека, Пушкина — друга монархии, Пушкина — друга декабристов. Все это бледнеет перед одним: Пушкин — поэт.
Поэт — величина неизменная. Могут устареть его язык, его приемы; но сущность его дела не устареет.
28 ноября исполнится 141 год со дня рождения Александра Блока.
Мы с вами часто устраиваем пятничные концерты. А сегодня хотим предложить вашему вниманию поэтический вечер, который пройдёт в русле „Стихов о музыке“: в него войдут „музыкальные“ стихи Александра Блока.
Я никогда не понимал…
Я никогда не понимал
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.
Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.
Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.
Девушка пела в церковном хоре…
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, — плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Свирель запела на мосту…
Свирель запела на мосту,
И яблони в цвету.
И ангел поднял в высоту
Звезду зеленую одну,
И стало дивно на мосту
Смотреть в такую глубину,
В такую высоту.
Свирель поет: взошла звезда,
Пастух, гони стада…
И под мостом поет вода:
Смотри, какие быстрины? ,
Оставь заботы навсегда,
Такой прозрачной глубины
Не видел никогда…
Такой глубокой тишины
Не слышал никогда…
Смотри, какие быстрины,
Когда ты видел эти сны?..
Уже померкла ясность взора…
Уже померкла ясность взора, И скрипка под смычок легла,
И злая воля дирижера
По арфам ветер пронесла…
Твой очерк страстный, очерк дымный
Сквозь сумрак ложи плыл ко мне.
И тенор пел на сцене гимны
Безумным скрипкам и весне…
Когда внезапно вздох недальный,
Домчавшись, кровь оледенил,
И кто-то бедный и печальный
Мне к сердцу руку прислонил…
Когда в гаданьи, еле зримый,
Встал предо мной, как редкий дым,
Тот призрак, тот непобедимый…
И арфы спели: улетим.
Голоса скрипок
Из длинных трав встает луна
Щитом краснеющим героя,
И буйной музыки волна
Плеснула в море заревое.
Зачем же в ясный час торжеств
Ты злишься, мой смычок визгливый,
Врываясь в мировой оркестр
Отдельной песней торопливой?
Учись вниманью длинных трав,
Разлейся в море зорь бесцельных,
Протяжный голос свой послав
В отчизну скрипок запредельных.
Смычок запел
Смычок запел. И облак душный
Над нами встал. И соловьи
Приснились нам. И стан послушный
Скользнул в объятия мои…
Не соловей — то скрипка пела,
Когда ж оборвалась струна,
Кругом рыдала и звенела,
Как в вешней роще, тишина…
Как там, в рыдающие звуки
Вступала майская гроза…
Пугливые сближались руки,
И жгли смеженные глаза…
Натянулись гитарные струны…
Натянулись гитарные струны,
Сердце ждет.
Только тронь его голосом юным —
Запоет!
И старик перед хором
Уже топнул ногой.
Обожги меня голосом, взором,
Ксюша, пой!
И гортанные звуки
Понеслись,
Словно в се? ребре смуглые руки
Обвились…
Бред безумья и страсти,
Бред любви…
Невозможное счастье!
На! Лови!
И ещё одно „музыкальное“ стихотворение Блока послушаем в музыкальной версии Сергея Никитина — „
Ветер принёс издалёка“.
Мы сегодня заглядывали в казанский Музей Боратынского. В экспозиции музея можно увидеть и этот портрет.
Это великий учёный Николай Иванович Лобачевский, день рождения которого — в первый день зимы.
В течение 40 лет преподавал в Императорском Казанском университете, в том числе 19 лет руководил им в должности ректора. На этот период пришлись эпидемия холеры (1830) и сильнейший пожар (1842), уничтоживший половину Казани. Благодаря энергии и умелым действиям ректора жертвы и потери в обоих случаях были минимальны. Усилиями Лобачевского Казанский университет становится первоклассным, авторитетным и хорошо оснащённым учебным заведением, одним из лучших в России.
В Музее этот портрет находится в зале, посвящённом пребыванию в Казани Александра Сергеевича Пушкина. Хотя они и не встречались, но казанский контекст, город, который увидел поэт, невозможно себе представить без Лобачевского! К тому же Николай Иванович много общался с Евгением Боратынским, когда тот бывал в Казани.
Мы с вами как-нибудь обязательно побываем в университетском музее учёного и в Доме-музее Лобачевского в Козловке (Республика Чувашия).
В первый день зимы 1901 года родилась Татьяна Сикорская — поэтесса, переводчица и редактор.
На фотографии Татьяна Сергеевна вместе со своим мужем и соавтором Самуилом Болотиным. В сотворчестве они сделали переводы огромного количества иностранных песен. Дома у Болотиных часто бывали известные исполнители, композиторы, режиссёры, сама Татьяна Сергеевна часто пела свои песни, а Самуил Борисович аккомпанировал ей на гитаре. Вспомним песню военной поры, переведённую Сикорской и Болотиным — „
Бомбардировщики“.
28 ноября 1915 года родился Константин Симонов.
Вспомним „
Песенку военных корреспондентов„!
28 ноября 1938 года была впервые исполнена песня М. Блантера на стихи М. Исаковского „Катюша“.
О роли этой песни в истории страны знает каждый, кому дорога эта история. Но песня могла и не состояться. Вот, как это было…
„Стихи будущей песни Михаил Исаковский начал писать в начале 1938 года. Поэт сочинил первые две строфы, а потом работа застопорилась. „Я не знал, — вспоминал впоследствии М. В. Исаковский, — что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти на „высокий берег на крутой“, и запеть песню. Поэтому стихи пришлось отложить“. И может быть, они так и остались бы недописанными, если бы не композитор Матвей Блантер. Он как-то спросил у Исаковского, нет ли у него стихов, на которые можно написать музыку. „Я вспомнил начатую „Катюшу“, — продолжал Исаковский, — и ответил :
— Знаете, стихи есть, и, по-видимому, их можно положить на музыку, но вся беда заключается в том, что они не закончены: я написал лишь восемь начальных строк.
— А вы можете сейчас переписать эти восемь строк для меня?
— Конечно же, могу, — согласился я.
И тут же, сев за какой-то столик, написал.
Исаковский, по его собственному признанию, вскоре забыл об этом разговоре, не веря, что из незаконченных стихов может что-то получиться.
А композитора необычайно увлекли певучие строки Исаковского.
“ „Катюша“ без остатка заняла мое воображение, — рассказывал М. И. Блантер. — Вслушиваясь в слова Исаковского, я заметил, что в стихотворении его очень звонкая интонация. И, в частности, вот это: бéрег, нá берег! Какая причудливая игра ударений!“
Множество вариантов сочинил Блантер, пока наконец не родилась замечательная мелодия „Катюши“. Но песни всё ещё не было, так как стихотворение по-прежнему оставалось незаконченным. 'Так продолжалось до лета того же года, пока авторы не встретились вновь, и Исаковский передал Блантеру несколько вариантов окончания песни.— Мы выбрали из них строчки о бойце-пограничнике, которого любит и ждёт Катюша, — вспоминает композитор…“ Прочитать целиком историю создания песни вы можете на
сайте, откуда мы и заимствовали начало истории песни „Катюша“.
"Катюша“ обязательно прозвучит на концерте 9 декабря, о котором мы вам сегодня рассказывали.
Мы от всей души поздравляем с наступающим юбилеем нашего большого друга и подписчика, прекрасного музыканта — Владимира Гольцмана!
Желаем тебе здоровья, радости и вдохновения! И, конечно,
песен — новых и старых!
29 ноября — День буквы „Ё“.
Гавриил Державин первым начал использовать эту букву в личной переписке. Первое же печатное издание, в котором встречается буква „ё“, — книга Ивана Дмитриева „И мои безделки“ (1795 год — 226 лет назад!), изданная в Московской университетской типографии. Первым словом, отпечатанным с буквой „ё“, было „всё“, затем „огонёкъ“, „пенёкъ“, „безсмёртна“, „василёчикъ“. Первая фамилия („Потёмкинъ“) с этой буквой была напечатана в 1798 году опять же у Г. Р. Державина.
Сегодня эта буква встречается в более чем 12500 словах русского языка.
Раз мы с вами собрались в Чувашию, то и памятник букве „Ё“ (а таких памятников предостаточно) будет с места бывшего села Ёлкино в Ядринском районе Чувашии.
И вспомним детский стишок, посвящённый этой загадочной букве:
„Ков
ёр-самол
ёт да
ёт взл
ёт
И вез
ёт нас впер
ёд туда,
Где
ёлка и л
ёд,
И студ
ёная поз
ёмка
Мет
ёт и по
ёт!“
27 ноября — День слушания музыки вечернего города! Нам кажется неразумным отказываться сегодня от пятничного концерта, ведь столько прекрасных „вечерних“ — городских и не только — написано песен!..
Начинаем наш концерт! (ну, и к Новому году тоже потихоньку начинаем готовиться).
„
Вечер“
»
Вечер на рейде«
»
Один только вечер«
»
Уходит вечер«
»
Хороши вечера на Оби«
»
Ах, этот вечер«
»
Невечерняя"
"
Вечерком на реке«
»
Вечерний звон«
»
День вечереет«
Сегодня — День переворачивания мира. Но давайте не будем этого делать — он и так достаточно перевёрнут. А просто будем радоваться каждому дню и искать встреч!
До встречи в декабре! Будьте здоровы и счастливы, дорогие друзья!
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение!
P.P.P.P.S. В конце номера вы видите значки социальных сетей и средств связи, нажав на которые, вы можете отправить этот выпуск друзьям.
P.P.P.P.P.S. А ещё мы будем вам очень благодарны, если вы приведёте в нашу компанию своих друзей!