Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит, — верно,
Что весна пришла
Это значит — верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый
Засвистел скворец.
Засвистел в скворечне:
Ну, теперь я здешний.
Но весне не верьте,
Слышен ветра свист.
Ветер, ветер, ветер
По дорогам вертит
Прошлогодний лист.
Все апрелю шутки!
Сельский детский сад
Утром скинул шубки,
В полдень — снегопад.
Но не так уж скверно
Обстоят дела,
Если верба, верба —
Верба зацвела.(А. Барто)
А верба уже зацвела?
Эта картина Таисии Афониной была написана в 1964 году. С тех пор натюрморт не раз был представлен на различных выставках. 21 мая 1997 «Вечерний Петербург» в рецензии на выставку «Натюрморт в живописи 1950—1990 годов. Ленинградская школа» писал:
«Великолепен „Натюрморт с вербами“ Т. Афониной. Стол, покрытый белой скатертью, залит серебряным светом, льющимся из окна. Вещи легки и прозрачны, лишь тяжеловатая синева блюдца и чашек на переднем плане сдерживает полёт, придавая композиции устойчивость».
Действительно, когда смотришь на картину неподготовленным взглядом, ловишь лишь эмоции, которые вызывает это изображение. И не всегда можешь объяснить себе: а что же происходит? Почему мы, глядя на, казалось бы бездушное (в материальном, а не в художественном смысле) полотно, начинаем чувствовать и ароматы, и температуру воздуха, и лёгкий сквозняк, и сиюминутность происходящего. Именно — происходящего, потому что что-то происходит, и это мы тоже чувствуем. Представим, что вербу только что принесли и поставили в вазу…
Мы знаем год написания картины. В тот год православная Пасха пришлась на 3 мая. Вербное воскресенье отмечали 26 апреля. Это позволяет предположительно говорить и о времени написания работы. Афонина жила в нескольких минутах ходьбы от Князь-Владимирского собора. Расположенный на улице Блохина, он во все годы советской власти оставался действующим собором. Скорее всего, оттуда Афонина и принесла домой ветви освящённой вербы, что мы видим на картине.
То есть, скорее всего, именно так и было.
Но и это ещё не всё. Любопытна история комнаты, уголок которой представлен на картине. До Афониной её занимала мастерская художника Г. А. Савинова. А с начала 1920-х годов здесь жил с семьей профессор Академии художеств Александр Иванович Савинов, отец Глеба Савинова. У него в гостях неоднократно бывали крупнейшие художники и профессора Академии: Исаак Бродский, Михаил Бернштейн, Александр Осмёркин, Дмитрий Кардовский, Борис Иогансон, Кузьма Петров-Водкин, Александр Матвеев, Николай Радлов, Аркадий Рылов, Семён Абугов, Пётр Уткин, Алексей Карев и многие другие. Дружеские дискуссии, которые здесь велись, имели прямое отношение к становлению советской художественной школы и оказали влияние на творческие судьбы их участников. В этой квартире Александр Савинов жил до своей кончины 25 февраля 1942 года.
«О нашей квартире, — писал впоследствии Г. А. Савинов, — следовало бы написать целую книгу: она заслуживает того. В её стенах шла интересная жизнь, в ней перебывало много замечательных людей — умных, талантливых людей своего времени. Долгие годы вместе с нашей семьей в квартире № 21 жили поэт Николай Семёнович Тихонов и его жена Мария Константиновна». Здесь бывали Владимир Маяковский, Александр Фадеев, Ольга Форш, Ольга Берггольц и многие другие.
Зная всё это на картину начинаешь смотреть по-другому: с новыми смыслам…
Не секрет, что драматические артисты именно так подходят к вживанию в роль: узнать о своём герое всю его «биографию». Но ведь и к песням нужно относиться так же — не только выучить наизусть, но и знать ответы на вопросы: кто её написал, когда она появилась на свет, при каких обстоятельствах? Её создатели были молодыми в момент написания или уже умудрёнными опытом? Переживали жизненную драму или пребывали в душевном равновесии? Композитор и поэт были ровесниками или их разделяет столетие? Кто уже исполнял эту песню? И, конечно, «прожить» судьбу героев песни. Вот тогда можно говорить об осмысленности и полном владении материалом.
И главное: нужно понять, что у песни есть своя судьба. А мы — исполнители — лишь эпизод этой большой и интересной жизни музыкально-поэтического произведения! И мы предлагаем вам заглянуть в
Школу исполнительского мастерства и послушать новый бесплатный урок — «
Судьба песни».
Напомним вам о ближайших встречах!
Сегодня приглашаем вас в казанский музей Е. А. Боратынского, где будет отмечаться пятилетие поэтического проекта нашего большого друга Ольги Иглиной
15 апреля в Культурном Центре имени А. С. Пушкина вновь прозвучит программа «Волшебная страна любовь» с участием Юлии Зиганшиной
А 16 апреля — долгожданный концерт «Москва не сразу строилась»
И на этом концерте обязательно прозвучит чудесная песенка о троллейбусе Аркадия Островского. Такая песенка нам просто необходима, потому что 13 апреля 1902 года (220 лет назад!) в Санкт-Петербурге были проведены испытания первого в России троллейбуса. Чтобы долго не ждать, послушаем прямо сейчас другую «троллейбусную» песню — «
Синий троллейбус» Булата Окуджавы.
Заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни и узнаем, какие ещё праздники и дни рождения мы будем отмечать на предстоящей неделе.
8 апреля 1929 года родился поэт, бард, актёр и режиссёр Жак Брель
Вспомним слова великого шансонье:
«Я не люблю осторожных людей. Нельзя жить все время, отказываясь от своих желаний. Так можно просто сойти с ума. Если человек действительно хочет отправиться в кругосветное путешествие, то пусть бросит всё и совершит его. А ведь люди умирают, так и не совершив своего кругосветного путешествия, хотя на самом деле они этого хотели».
«Есть общий знаменатель нежности — это великое качество человека. Человек, лишенный нежности — не человек. Человек суровый, жесткий не существует. Человек, который не плачет, — не существует. Такие люди наводят на меня ужас. Этого не может быть. Надо быть эгоистом, чтобы никогда не плакать — будь то от стыда или от радости. Я очень люблю это качество — нежность».И, конечно, послушаем его самую знаменитую песню «
Ne me quitte pas» в переводе Алексея Гомазкова.
9 апреля исполнится 80 лет со дня написания лейтенантом Михаилом Максимовым новых стихов к песне «Синий платочек» для Клавдии Шульженко!
Именно с этими словами песня стала великой!.. Давайте вновь послушаем два варианта исполнения: конечно,
Клавдию Шульженко (именно военную запись с полным текстом — как на открытке. Кстати, потом она последний куплет не пела) и
Юлию Зиганшину.
10 апреля 1817 года родился Константин Аксаков
Отметить 205-летие русского публициста, поэта, литературного критика, историка и лингвиста мы сможем, послушав чудесную песенку Чайковского «
Мой Лизочек».
Наша коллекция «Стихов о музыке» сегодня пополнится двумя стихотворениями поэтов-именинников предстоящей недели.
9 апреля 1821 года родился французский поэт, критик, эссеист и переводчик; основоположник декаданса и символизма, классик французской и мировой литературы — Шарль Бодлер
Я в музыку порой иду, как в океан,
Пленительный, опасный—
Чтоб устремить ладью сквозь морок и туман
К звезде своей неясной.
И парус и меня толкает ветер в грудь…
Я в темноте ненастной
Через горбы валов прокладываю путь,
Влекомый силой властной.
Я чувствую себя ристалищем страстей
Громады корабельной,
Смешением стихий, просторов и снастей,
Могучей колыбельной…
Но никнут паруса, и в зеркале воды—
Ты, лик моей беды.
(Перевод А. Эфрона)
10 апреля 1895 года родился поэт, переводчик, журналист Всеволод Рождественский
Вздыхающий рокот гитары,
Какой тебя ветер занес
С горячих предгорий Наварры
И ярмарок Франции старой
В трескучий московский мороз?
В кочевьях степи молдаванской
Сроднилась тугая струна
С гортанною песней цыганской
И нашей ямщицкой, рязанской,
Раздольной на все времена.
Та песня, дика и строптива,
В гитарный вплетясь перебор,
Цветастые юбки крутила
И в бубен раскатистый била,
Страстей поднимая костер.
У нас с ней особые счеты,
Старинные счеты притом,
И нет ей особой заботы
Ложиться на строгие ноты,
Греметь оркестровым дождем.
Иным наша память согрета,
И видятся нам сквозь туман
Опальная юность поэта,
Полынное, знойное лето,
Бессмертные строки «Цыган».
Сестра и свободе и счастью,
Вплетенная в струнный разбег,
Была она волей и страстью
В годах, обреченных ненастью,
В жестокий прадедовский век.
И жить этой песне на воле
Под звездным дырявым шатром,
Сгорать от восторга и боли
И сердце сжигать нам, доколе
На грешной земле мы живем!
Это стихотворение поэта напомнит нам о Международном дне цыган, который отмечается сегодня.
(Константин Маковский. «Цыганский табор у костра»)
Ну, и, конечно, должен прозвучать цыганский романс! «
Я цыганка».
И вновь стихи о музыке!
Уроки музыки.
Люблю, Марина, что тебя, как всех,
что, — как меня, —
озябшею гортанью
не говорю: тебя — как свет! как снег! —
усильем шеи, будто лед глотаю,
стараюсь вымолвить: тебя, как всех,
учили музыке. (О крах ученья!
Как если бы, под богов плач и смех,
свече внушали правила свеченья.)
Не ладили две равных темноты:
рояль и ты — два совершенных круга,
в тоске взаимной глухонемоты
терпя иноязычие друг друга.
Два мрачных исподлобья сведены
в неразрешимой и враждебной встрече:
рояль и ты — две сильных тишины,
два слабых горла музыки и речи.
Но твоего сиротства перевес
решает дело. Что рояль? Он узник
безгласности, покуда в до-диез
мизинец свой не окунет союзник.
А ты — одна. Тебе — подмоги нет.
И музыке трудна твоя наука —
не утруждая ранящий предмет,
открыть в себе кровотеченье звука.
Марина, до! До — детства, до — судьбы,
до — ре, до — речи, до — всего, что после,
равно, как вместе мы склоняли лбы
в той общедетской предрояльной позе,
как ты, как ты, вцепившись в табурет, —
о карусель и Гедике ненужность! —
раскручивать сорвавшую берет,
свистящую вкруг головы окружность.
Марина, это все — для красоты
придумано, в расчете на удачу
раз накричаться: я — как ты, как ты!
И с радостью бы крикнула, да — плачу.
Мы с вами заглянем на страницу
нашего сайта, посвящённую поэту и посмотрим программу из цикла «Герои моего романса»!
12 апреля 1823 года родился Александр Николаевич Островский
Тема песен и романсов в пьесах драматурга — отдельный большой рассказ! Мы частично коснёмся этой темы на программе «Чеховские мотивы».
Не удивляйтесь противоречию: в этот вечер основное внимание уделим именно Чехову, но и попытаемся затронуть тему песен и романсов в русской драматургии. А сейчас перечитаем статью Юлии Зиганшиной «
Романс на все времена».
12 апреля 1900 года родился Борис Фомин
«Саша», «Только раз бывает в жизни встреча», «Дорогой длинною», «Эй, друг гитара»… Как говорится, хит на хите!
Начинаем концерт из песен Бориса Ивановича: «
Встреча», «
Глаза зелёные», «
Дорога», «
Дорогой длинною», «
Друг гитара», «
И не раз, и не два», «
Изумруд», «
Минуты жизни», «
Не жалею», «
Песня о счастье», «
Полно, сокол», «
Саша», «
Часы пока идут», «
Я не могу любить».
12 апреля 1931 года родился Леонид Дербенёв
Более 70 фильмов, где звучат песни на стихи Леонида Петровича. А общее количество песен — более двух с половиной тысяч! Давайте посчитаем: сколько это концертов. Если в среднем в концертную программу входит 26−28 песен, то это получается, это получается… сумасшедшее количество! Около ста концертных программ!..
Ну как тут не устроить ещё один концерт?!
«
Ах, этот вечер», «
Ветер с луны», «
Всё было», «
Звёздный мост», «
Лёд, лёд, лёд», «
Песенка о медведях», «
Всё равно ты будешь мой», «
Помоги мне», «
Скоростное шоссе», «
Трудно спорить», «
Этот мир», «
Мамина пластинка».
Заключительная песня нашего концерта — из программы «
Старая пластинка», которую, кажется, мы вам ещё не показывали. Посмотрите на досуге!
11 апреля отметит день рождения Зигфрид Муктупавелс — латышский певец и скрипач
Пожелаем артисту вдохновения! И ненадолго окунёмся в недалёкую историю…
…Его страстное и проникновенное исполнение песни «Ночь» на Всесоюзном конкурсе в Юрмале в 1988 году потрясло многих. Зигфрид завоевал второе место. А также получил приз иностранных журналистов и премию комитета Мира.
А вот ещё одна его заслуга остаётся в тени до сих пор: это был очень мощный, практически, судьбоносный мастер-класс для Юлии Зиганшиной. Глядя на Муктупавелса, восемнадцатилетняя Юлия вдруг поняла — как петь, как чувствовать песню, как её переживать на сцене, как, неся песню людям, всё-таки удержать её в себе, не расплескать и сохранить её хрупкость.
Уже много лет спустя, Юлия и сама спела ту памятную песню. Вновь послушаем два исполнения этой песни —
Зигфрида Муктупавелса (на той самой Юрмале) и
Юлии Зиганшиной.
Кстати, будучи в Риге на гастролях, Юлия Зиганшина давала интервью на Латышском радио. В лифте этого здания самые почётные артисты, побывавшие здесь, отмечены оригинальным образом: в кабине лифта располагается шкала роста (не творческого, а обычная — в сантиметрах). Теперь мы знаем — какого роста наш именинник. Кстати, имя ещё одного — очень хорошо известного нам всем — человека вы можете здесь увидеть
Нам с вами остаётся отметить ещё несколько праздников.
12 апреля — День космонавтики! Полётов мысли и вдохновения вам, друзья!
Тему полётов продолжат следующие праздники.
Сегодня — День российской анимации и День рисования птиц!
Давайте будем учиться у Пикассо. Но нам нужно, чтоб этот голубь ещё и полетел (раз мы отмечаем и День анимации). Ну, пусть полетит хотя бы в воображении!..
Будьте здоровы и счастливы, друзья! До встречи через неделю!
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение!
И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.
P.P.P.P.S. В конце номера вы видите значки социальных сетей и средств связи, нажав на которые, вы можете отправить этот выпуск друзьям.
P.P.P.P.P.S. А ещё мы будем вам очень благодарны, если вы приведёте в нашу компанию своих друзей!