Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
Вот и снова мне осень нужна,
Красных листьев скупое веселье,
Словно добрая стопка вина
В час тяжелого, злого похмелья.
Вот и снова готов я шагать
По хрустящим бурьянам за город,
Чтобы долго и жадно вдыхать
Этот чистый целительный холод…
Тяжелее струится вода,
Горизонт недалек и прозрачен.
И полоскою тонкого льда
Тихий берег вдали обозначен.
А вокруг ни единой души.
И обрывы от инея белы.
И в заливе дрожат камыши,
Словно в сердце вонзенные стрелы.
(Анатолий Жигулин)
Сегодняшняя осень — глазами современного художника Николая Лукашука.
… Очень часто люди говорят: «я в музыке ничего не понимаю» или «я в живописи не разбираюсь», а дальше: «могу только сказать: нравится или не нравится».
Но, пожалуй, эта оценка «нравится — не нравится» самая точная, потому что определяет — по нраву ли мне, подходит ли, проникает ли в меня, то есть действует ли на самые душевные струны или проходит мимо, не волнует и не трогает. Это и есть рычаги искусства, и необязательно подробно и доказательно объяснять — что хорошо в этой песне (картине), а что не удалось.
Вот, проходя по выставке самарского художника Лукашука, понимаешь, что очень многие картины повесил бы у себя дома, потому что они «и про меня, и про моё детство, и про моё восприятие мира». Потому что именно так было и есть в том мире, в котором хорошо и спокойно. Даже если изображён город сегодняшний, всё равно глаз видит не современное, а вечное… На картинах изображена родная художнику Самара, но каждый видит свои — родные — дворы, дома, трамваи и площади.
Завтра — День разговоров с городом. Давайте поговорим с Самарой через картины Николая Лукашука
Выставка открыта в галерее «Новое пространство», которая располагается в Самарской областной универсальной научной библиотеке (Самара, проспект Ленина, 14а), будет работать до 8 октября. Если вы рядом — не пропустите!
В июле этого года мы с вами побывали в
саратовском Музее Н. Г. Чернышевского. И на этой экскурсии мы узнали и то, что в Астрахани есть музей, где располагается экспозиция, посвящённая астраханскому периоду жизни писателя. Что делать? Конечно, ехать в Астрахань!
Напомним вам, что после двадцатилетней сибирской каторги и ссылки в октябре 1883 года «государственный преступник» Николай Гаврилович Чернышевский был доставлен в Астрахань. С 1 декабря 1883 по 1 марта 1884 года семья Чернышевских снимала квартиру у домовладельцев Хачиковых по улице Почтовой, которая ныне носит имя Чернышевского
По решению Астраханского городского Совета народных депутатов именно в этом доме 28 июля 1978 года — в год 150-летия со дня рождения Чернышевского был создан музей, первоначально носивший его имя, а ныне — музей культуры Астрахани.
Заглянем в Музей!
Зал, посвящённый писателю. В витрине — личные вещи жены Чернышевского — Ольги Сократовны, которая приехала в Астрахань сразу по прибытии туда мужа
В астраханский период Николай Гавриловича переводил «Всеобщую историю Г. Вебера». Википедия гласит: «публиковал со своими статьями и комментариями, успел перевести 12 томов». Хочется саркастично воскликнуть: «всего-то 12!..»
Кстати, публиковал перевод под псевдонимом Андреев
Рабочий стол писателя (не мемориальный).
Напомним вам, что этот музей посвящён культуре Астрахани в целом: каждый зал рассказывает или о знаменитых астраханцах, или о том или ином культурном направлении: театр, музыка, фотография.
Первый зал посвящён поэту, переводчику и филологу XVIII века — Василию Тредиаковскому.
Вот, слушаешь иногда о жизни какого-нибудь человека и думаешь: почему до сих пор не сняли фильм?! Ведь даже придумывать ничего не нужно — настолько закрученный сюжет. А вот если такое рассказать, то точно все скажут — ну ты и фантазёр!
Один небольшой эпизод из жизни Тредиаковского.
Василий Кириллович после обучения в католической латинской школе при миссии ордена капуцинов в Астрахани (В 1705 году Пётр I подписал разрешение капуцинам поселиться в России) намеревался ехать в Москву. Но отец не разрешал ему и даже женил, чтобы оставить сына дома. Но через три месяца Василий убегает-таки из дома. Отцу ничего не осталось сделать, как продать всё своё состояние и отдать его на содержание невестки, а сам (отец) ушел в монастырь. Но через четыре года в Астрахани разразилась эпидемия: умерли и жена, и отец. Скорее всего, погиб бы и сам Тредиаковский, если бы не уехал. Убежал не только от жены и отца, но и от гибели.
И это только одна страница захватывающей истории судьбы литератора.
В Астрахани есть аллея знаменитых земляков — вот он Тредиаковский!
И послушайте песню поэта (музыка тоже его!) в исполнении Алексея Гомазкова — «
Песенка, которую я сочинил, ещё будучи в московских школах, на мой выезд в чужие краи».
И ещё два экспоната этого Музея мы покажем вам сегодня: они представлены в «театральном» зале
Вы, конечно, сразу догадались — что их объединяет. Конечно, музыка Михаила Ивановича Глинки! Давно замечено: если начать о чём-либо думать, то оно прямо-таки начинает бросаться в глаза. Либо просто начинаешь замечать то, что раньше не видел…
Да-да! Скоро состоится концерт из цикла «Герои моего романса», посвящённый Глинке
В связи с предстоящей глинковской программой нам хочется вспомнить и такое событие прошлого: 17 сентября 1922 года, ровно 100 лет назад, состоялся в Москве первый радиоконцерт. В этот день впервые прозвучали слова: «Слушайте! Говорит Москва!». Открыл концерт романс Михаила Глинки на стихи Евгения Боратынского «Не искушай меня без нужды» в исполнении Надежды Обуховой. Этот романс обязательно прозвучит 8 октября (а как же: на стихи Боратынского ведь!) И сегодня мы послушаем этот романс в исполнении Юлии Зиганшиной в преддверии концерта — «
Не искушай меня без нужды».
А чуть раньше мы вновь будем вспоминать композиторов «золотого века» — уже в Культурном Центре имени А. С. Пушкина
А между этими событиями — 4 октября — Юлия Зиганшина и Роман Ланкин позовут вас в дорогу посредством песен
Следите за
афишами и приходите на концерты, друзья!
Заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни и узнаем, какие праздники и дни рождения мы будем отмечать.
«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка; за ними шествует научный расчет, и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль» — так сказал Константин Циолковский. Завтра учёному, исследователю, основоположнику современной космонавтики, Автору работ по аэродинамике и воздухоплаванию исполнится 165 лет
Мало кто знает, что Циолковский писал и художественную литературу. Так, он ещё на рубеже 19−20 веков написал произведение «На Луне», в которой описал местные условия. Спустя много десятков лет оказалось, что он всё предсказал очень точно.
21 сентября исполнится 260 лет со дня рождения русского поэта, баснописца, государственного деятеля Ивана Ивановича Дмитриева!
Родился он в Казанской (тогда) губернии. Недалеко от Волги. Вот несколько слов поэта, посвящённого великой реке:
…О Волга! рек, озер краса,
Глава, царица, честь и слава,
О Волга пышна, величава…
Ориентиром для Дмитриева стали стихи Ломоносова, Сумарокова, Хераскова. С Николаем Карамзиным их связывало не только дальнее родство, но и дружба. Более того, в лице Карамзина Дмитриев нашёл руководителя в литературных занятиях. Дружил с Г. Р. Державиным, встречался с И. А. Крыловым, который принёс Дмитриеву свои первые басни и, по наставлению Ивана Ивановича, стал писать их регулярно.
В 1795 году в Московской университетской типографии вышло первое издание стихов Дмитриева «И мои безделки», где впервые в истории российской типографии была использована буква «Ё», а первым словом, напечатанным с этой буквой, было — «всё».
В том же году Дмитриев приступил к изданию песенника, в который вошли как его собственные песни, так и песни других поэтов, и который вышел в 1796 году под заглавием «Карманный песенник, или собрание лучших светских и простонародных песен».
А пятью годами раньше, в 1791 году в «Московском журнале», который издавал Карамзин, появился целый ряд произведений Дмитриева, в том числе и самая его известная песня «Голубок» («Стонет сизый голубочек»). Вскоре появилось несколько музыкальных версий на эти стихи, а песня становится очень популярной.
В 1809 году Дмитриев встретился с маленьким Пушкиным, позднее способствовал его поступлению в Царскосельский Лицей. А уже потом, в «Домике в Коломне» Пушкин вспомнит и песню «Голубок»:
"В ней вкус был образованный. Она
Читала сочиненья Эмина,
Играть умела также на гитаре
И пела: Стонет сизый голубок…"
И мы споём
этот романс!
21 сентября 1868 года родилась Ольга Книппер-Чехова — русская и советская актриса, служившая в МХАТе, жена А. П. Чехова
По завещанию Чехова дача писателя в Гурзуфе перешла его жене О.Л. Книппер. Заглянем ненадолго в комнату актрисы
Давайте вспомним недавний концерт «
Чеховские мотивы».
21 сентября 1934 года родился Леонард Коэн
Послушаем его великую «
Аллилуйю» в русском переводе Алексея Гомазкова.
22 сентября 1900 года родился Сергей Ожегов — лингвист, лексикограф, автор выдержавшего множество изданий «Словаря русского языка»
«Ожегов много работал для того, чтобы люди правильно произносили слова: редактировал справочники „Русское литературное произношение и ударение“, „Правильность русской речи“, консультировал дикторов на радио. А вот его собственную фамилию часто произносили неправильно („Ожогов“), думая, что она происходит от слова „ожог“. На самом деле она образована от слова „ожег“ (с ударением на первом слоге) — так на Урале называли палку, которую окунали в расплавленный металл, чтобы узнать, можно ли его разливать».Другие любопытные факты о Сергее Ивановиче вы можете в
этой статье.
21 сентября — День раскрашивания серости. Есть подозрение, что этот праздник — способ борьбы с «серостью» осенних дождливых дней. Но серый цвет — не вовне, а внутри нас. Поэтому работу, как всегда, нужно начинать с себя: порадоваться золотистым листочкам, разноцветным овощам и фруктам, ярким осенним цветочкам. В конце концов, увидеть все оттенки серого, что бы это ни значило.
И ещё один предстоящий праздник нам просто необходимо отметить: 21 сентября День мира.
Пусть мир будет главной составляющей вашей жизни: мира в душе, в семье, в городе, в стране и во всём мире!
Будьте здоровы и счастливы, друзья! До встречи через неделю!
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение!
И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.