Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(А. С. Пушкин)
«Довольно скучная пора» — чуть перефразируем Александра Сергеевича, вернее, чуть «отредактируем»: «Довольно, скучная! Пора!»
Ноябрь, пожалуй, самый непростой месяц, потому что резко начинает холодать, день убавляться, красота (осенняя) уходить, а зимняя ещё не торопится: зябко, сыро, угрюмо и тоскливо. Но если это вовремя осознать, не дать себе свалиться в уныние и вовремя принять меры, то существительное «пора» превратится в призыв к действию.
И тут нам на помощь придут праздники предстоящей недели: День заботы о себе, День рассматривания старых фотографий, День просмотра чёрно-белого фильма и другие, о которых мы поговорим попозже.
Ещё один наш любимый способ обойти хандру стороной — сходить в Музей.
Сегодня мы с вами отправимся в астраханский музей Велимира Хлебникова, тем более, что на предстоящей неделе — день рождения поэта, философа, одной из ключевых фигур русского авангарда, Короля времени, Председателя Земного шара, создателя «звёздного языка» и около 10000 неологизмов.
«Единственный дом, хранящий следы присутствия поэта-странника, скитальца духа. Здесь живут его ручка из веточки вербы, чернильница, галстук, подаренный Маяковским. Здесь живут его мысли в автографах, карандашных пометах на полях семейной библиотеки. Рядом с устоявшимся бытом патриархальной семьи, где нетронутые и по сей день паркет, голландские печи, старинные жалюзи, его сознание взрывалось и рождало „прорывы в миры будущего“» — так говорится в путеводителе по Музею.
Музей располагается в родительской квартире поэта, в которую он приезжал с 1911 по 1919 годы.
Родословная Хлебниковых.
Фрагмент библиотеки Хлебниковых и «Свидетельство» о награждении В. А. Хлебникова — отца поэта Большой серебряной медалью за коллекцию птиц (800 экспонатов) на Казанской промышленной выставке 1890 года. Владимир Алексеевич — ботаник и орнитолог, исследовавший фауну и флору Нижнего Поволжья.
Семейная фотография и личные вещи отца поэта.
В «Детском уголке» — уникальные фотографии из фамильного фотоальбома Хлебниковых: Велимир Хлебников в 4-х летнем возрасте, в окружении братьев и сестёр и другие.
Обратите внимание на этот рисунок: его нарисовал сам Виктор Хлебников, на котором он изображён с сестрой (напомним вам, что настоящее имя поэта — Виктор).
Ещё одна художественная работа поэта.
А вот так увидел поэта скульптор Вячеслав Клыков.
В этом зале — мемориальный паркет.
Комната Велимира Хлебникова — единственная комната в жизни поэта-странника. Из вещей поэта — сундучок (точнее — ящик для переноса патронов) привезённый им с Первой мировой войны, которую Хлебников прошёл простым рядовым.
Интересное решение: можно навести планшет на экспонат, фрагмент рукописи на стене или математическую формулу, и с экрана зазвучат строки произведений Хлебникова, рассказы о его поисках «закона времени», демонстрация видеофрагментов по произведениям Велимира. В основу виртуального путешествия, как, собственно, и самой экспозиции, положены две главные ипостаси в творчестве Велимира — Слово и Число.
Владимир Маяковский: Х
лебников создал целую «периодическую систему слова». Беря слово с неразвитыми, неведомыми формами, сопоставляя его со словом развитым, он доказывал необходимость и неизбежность появления новых слов.
Осип Мандельштам:
«Подобно Блоку, Хлебников мыслил язык как государство, но отнюдь не в пространстве, не географически, а во времени. Хлебников не знает, что такое современник. Он гражданин всей истории, всей системы языка и поэзии. Какой-то идиотический Эйнштейн, не умеющий различить, что ближе — железнодорожный мост или «Слово о полку Игореве». Поэзия Хлебникова идиотична — в подлинном, греческом, неоскорбительном значении этого слова. Современники не могли и не могут ему простить отсутствия у него всякого намёка на аффект своей эпохи.
Перед тем, как мы заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни и узнаем, какие ещё праздники и дни рождения мы будем отмечать, посмотрим на
Афиши:
обнинская
московская
казанские
5 ноября 1878 года родился Кузьма Петров-Водкин
В этот день мы с вами традиционно посещаем
Музей художника в Хвалынске.
И несколько мудрых слов Кузьмы Сергеевича:
- Искусство не поучает, не философствует — оно радует
- Натюрморт — это одна из острых бесед живописца с натурой
- Самое трудное в письменности — это первая фраза
- Чем менее талантлив актер, тем больше сценирует он в жизни
5 ноября 1913 года родился Владимир Лифшиц — писатель, поэт, драматург, сатирик, сценарист
Стихотворение Владимира Лифшица пополнит нашу поэтическо-музыкальную страницу
Вальс
Звуки грустного вальса «На сопках Маньчжурии»…
Милосердные сестры в палатах дежурили.
Госпитальные койки — железные, узкие.
Терпеливые воины — ратники русские.
Звуки грустного вальса «На сопках Маньчжурии»…
Нежный запах духов. Вуалетки ажурные.
И, ничуть не гнушаясь повязками прелыми,
Наклонились над раненым юные фрейлины.
Звуки грустного вальса «На сопках Маньчжурии».
Перед вами, едва лишь глаза вы зажмурили,
Катит волны Цусима, и круглые, плоские,
Чуть качаясь, плывут бескозырки матросские.
Звуки грустного вальса «На сопках Маньчжурии»…
И ткачихи, которых в конторе обжулили,
И купцы, просветленные службой воскресною,
И студент, что ночной пробирается Преснею.
И склоняются головы под абажурами
Над комплектами «Нивы», такими громоздкими,
И витают, витают над нами — подростками —
Звуки грустного вальса «На сопках Маньчжурии».
А песни на стихи поэта мы послушаем весёлые — «
В час заката», «
Зимняя песенка», «
Пять минут», «
Свидание», «
Это было летом, летом», «
Ах, Таня, Таня, Танечка».
8 ноября 1864 года родилась Вера Комиссаржевская
Эльдар Рязанов:
«В 1869 году Вера Фёдоровна Комиссаржевская стала играть Ларису (в «Бесприданнице»
), и именно она ввела в спектакль этот романс («Нет, не любил он»
). Великая актриса совершила довольно смелый для того времени поступок: она самоуправно изменила волю автора. Если вдуматься, она положила начало тому, что стало сейчас привычным. Была произведена своеобразная коррекция на эпоху, на настроения современных ей зрителей. Комиссаржевская, очевидно, полагала, что новый романс будет более созвучен времени, чем старинный «Не искушай…», и при этом не нарушит трактовки роли драматургом…
«Бесприданница» стала событием русской культуры лишь тогда, когда прекрасная пьеса Островского соединилась с непревзойдённым талантом Комиссаржевской. Родилось что-то новое, значительное, обогатившее и пьесу и актрису.
Кстати, хочу заметить: до «Бесприданницы» в России именем Лариса девочек не называли («Лариса» в переводе с греческого — «чайка»), это случилось и приняло распространённый характер после оглушительного успеха Комиссаржевской…
9 ноября 1818 года родился Иван Тургенев
Послушайте два романса на стихи Ивана Сергеевича «
Утро туманное» и «
Зачем твержу я стих унылый».
9 ноября 1929 года родилась Александра Пахмутова!
От всей души желаем Александре Николаевне здоровья и вдохновения!
Послушаем несколько песен любимого композитора — «
Снегурочка», «
Хорошо, когда снежинки падают», «
Да разве сердце позабудет», «
Полынь», «
Старый клён», «
Надежда».
10 ноября 1894 года родился Георгий Иванов
Послушайте песню на стихи поэта — «
Не о любви».
Ещё несколько знаменательных дат предстоящей недели. И все эти события случились 10 ноября. Какой любопытно-литературно-судьбоносный день!
Сегодня — день рождения кассового аппарата
Такой — памятен многим, кому немного за… А фотография сделана в казанском Музее чая. Загляните при случае!
«Пробейте конфеты, пожалуйста» — такую фразу этот аппарат слышал не раз. Повторим её и сейчас, потому что сегодня — День конфет. Конфеты, конечно, от фигуры хорошо помогают, но если они — такие —
то тут мы бессильны!..
5 ноября, как мы уже говорили — День рассматривания старых фотографий. Конечно, мы предлагаем заглянуть в наш
Фотоальбом и перелистать фотографии. А здесь рассмотрим подробно вот такую —
это группа «Уленшпигель» образца какого-то уже далёкого года. А совсем скоро, как мы вам сказали в начале нашей встречи, «Уленшпигель» будет отмечать своё сорокалетие. Не пропустите!
8 ноября — День пианиста! Мы от всей души поздравляем любимых пианистов с праздником и, пользуясь случаем, приглашаем казанцев и гостей Казани на любопытный — пиано-поэтический, импровизационно-просветительский концерт
8 ноября — День первых признаков зимы. В этом году наш первый признак был таким
А у вас?
8 ноября — День «сходите в художественный музей». Мы собираемся. А вы? На следующей неделе обменяемся впечатлениями.
И 10 ноября — День просмотра чёрно-белых фильмов.
Вот несколько старых добрых фильмов (наш список, конечно, не полный, но проверенный):
«Журналист»:
1 серия,
2 серия
«
Доживём до понедельника«
»
Июльский дождь«
»
Женщины»
»
Шумный день«
»
Лёгкая жизнь«
И закончим мы тем, с чего начали: сегодня — День заботы о себе. Наша жизнь — в наших руках, как этот кусок глины: что задумаем, то и вылепим. Заботьтесь о себе!
Будьте здоровы и счастливы! До встречи в следующую пятницу!
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение!
И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.