Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
Моцарт на старенькой скрипке играет,
Моцарт играет, а скрипка поет.
Моцарт отечества не выбирает —
просто играет всю жизнь напролет.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба — то гульба, то пальба…
Не оставляйте стараний, маэстро,
не убирайте ладони со лба.
Где-нибудь на остановке конечной
скажем спасибо и этой судьбе,
но из грехов своей родины вечной
не сотворить бы кумира себе.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба — то гульба, то пальба…
Не расставайтесь с надеждой, маэстро,
не убирайте ладони со лба.
Коротки наши лета молодые:
миг — и развеются, как на кострах,
красный камзол, башмаки золотые,
белый парик, рукава в кружевах.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба — то гульба, то пальба…
Не обращайте вниманья, маэстро,
не убирайте ладони со лба.
(Булат Окуджава)
Сегодня исполняется 267 лет со дня рождения Моцарта!
Мы не раз говорили о том, что имена великих людей со временем становятся словами. Моцарт для нас сейчас — синоним гениальности, виртуозности, лёгкости, творческого всплеска. Даже можно услышать такие выражения: «Моцарт скандала» или даже «Моцарт уборки», то есть, это слово даже выходит за пределы музыки. Одно значение — виртуоз!
Ещё одно интересное наблюдение: Моцарта нельзя исполнять плохо. Конечно, всех надо исполнять хорошо, но с Вольфгангом Амадеем история любопытная: если играть посредственно, то музыка как будто сдаётся, не борется за своё достойное место, звучит почти банально и никак не спасает исполнителя, не помогает ему. И только если исполнитель талантлив, музыка гения сама подкидывает идеи, подталкивает на новые и новые вершины.
Давайте послушаем ещё одно стихотворение о Моцарте, ставшее песней — «
Дуэт для скрипки и альта».
Мы не случайно начали со стихотворения Булата Окуджавы: буквально вчера состоялась запись программы «Хорошие песни» канала ТВЦ, посвящённой Окуджаве с участием Юлии Зиганшиной. Правда, саму программу покажут в мае — ко дню рождения Булата Шалвовича. А сейчас мы можем посмотреть несколько памятных фотографий
С Элеонорой Филиной и Романом Ланкиным.
С Алексеем Колганом.
После записи программы к Юлии Зиганшиной подошел с приятными словами Народный артист России Александр Михайлов, чьей давней поклонницей сама певица и является. И надо же такому случиться, что ни одного доброго слова в ответ, кроме «спасибо», артист так и не услышал. А ведь столько чувств и восхищения, и благодарности было в душе у Юлии. И фильмы с участием любимого артиста постоянно пересматриваются. А нужные слова в решающий момент не нашлись. Видимо, придётся ждать новой встречи!..
24 января Юлия Зиганшина приняла участие в концерте, посвящённом Аде Якушевой, чей день рождения был именно в этот день. Концерт организован проектом «Барды».
Якушева сочиняла очень милые песни и пела их нежным голосом. И в этот вечер на сцене пели исключительно нежными женскими голосами.
В репертуаре Зиганшиной до этого момента не было песен Якушевой. Теперь
есть!
Спасибо Асе и Вадиму Васковским за приглашение и фотографии!
День студента Юлия Зиганшина провела в Коломне.
Город — музей под открытым небом! У всех, кто там бывал, остаются в памяти тишина и спокойствие чудесного городка. Но это те тишина и спокойствие, которые бывают в намоленных местах, где суета давно неактуальна, где история диктует ритм жизни и размер существования.
Два часа, оставшиеся до концерта — на прогулку, позволили только лишь слегка прикоснуться к этой сказке, которую зовут Коломна.
В этом городе бывали многие дорогие сердцу люди:
Александр Куприн приезжал к своей сестре, а теперь в этом доме можно поселиться и нам с вами.
Напротив этого дома отдыхала Анна Ахматова, и остались фотографии её посещения Коломны
Мемориальная доска рассказывает об этом
Вот и сама фотография
Ещё одно место, связанное с Анной Андреевной
Отдельное удовольствие в Коломне — интерьеры магазинов, музеев, кафе и ресторанчиков — всё напоминает о купеческом быте
Ну и как не попробовать вот такой, например, десерт: «Груша Шаляпина» (вы же помните, что сейчас идёт активная подготовка к юбилею певца?)
Как вы поняли, это меню «читать, и читать» — такое оно литературное! А выглядит шаляпинская груша так
Коломна прекрасна, но есть одно предложение: большинство «музеев» переименовать в «театры», потому что это название больше соответствует сути происходящего — там идут театрализованные представления, которые начинаются в определённое время, и в другой момент даже зайти в музей нельзя. Всё-таки Музей — это место, где можно бродить в удобное для тебя время, с экскурсией или без, и столько времени, сколько захочется. Из этого вы поняли, что ни одного музея посетить не удалось. Что ж! Возможно, это впереди.
Главным поводом приезда в Коломну был, конечно, концерт
Посмотрите фотографии с концерта Ростислава Бурова
Прекрасный отзыв о концерте его организатора Михаила Мещерякова:
«Описать концерт Юлии Зиганшиной, заслуженной артистки Татарстана, в Коломне (первый в нашем городе), казалось бы, просто, но в то же время необычайно сложно. Просто, потому что концерт понравился многим. Перечислить романсы и песни, авторов, жанры, несколько слов о гастролях певицы… Сложно, потому что, говоря о её вокальных данных, исполнительском мастерстве, драматическом даре, эрудиции, профессионализме, легко утонуть в дифирамбах, попасть в разряд капитанов Очевидность, написав то, что давно и сотни раз написано. Да и негоже врачу без музыкального образования описывать мастерство заслуженной вокалистки. Но вызывает восхищение лёгкость и артистизм, с которым Юлия Зиганшина ведёт концерт. Он был составлен из разных частей многогранного творчества певицы и начинался, конечно, с Его Величества Романса. Исполнение романсов совмещалось с рассказами о них, историей написания, спектаклях и кинофильмах, где они прозвучали, первых исполнителях. Целая лекция. Романсы ХIХ и ХХ веков, из спектакля „Бесприданница“ (репертуар Веры Комиссаржевской) и фильма „Жестокий романс“ по той же пьесе (композитор Андрей Петров, стихи Марины Цветаевой), любимой всеми и пересматриваемой „Иронии судьбы“ (Микаэл Таривердиев, Марина Цветаева, Борис Пастернак). Цыганский романс, особый, озорной. И это маленькая толика из огромного песенного багажа Юлии. Небольшой фрагмент был посвящён любимой и родной реке Волге, ведь Юлия Зиганшина — дитя Казани. Прозвучали песни Бориса Мокроусова, а „Течёт река Волга“ (Марк Фрадкин) зал исполнил вместе с певицей.
Здесь немного о зрителях. Нас собралось много, полный зал. Было много новых лиц. Люди улыбались, аплодировали, подпевали, покупали пластинки. Царила атмосфера единения. Пятёрка, поставленная когда-то Кимом коломенским зрителям, подтверждена. Надо удержать это единство.
Первая часть второго отделения была посвящена именно авторской песне. Хотя некоторые тоже походили на романсы, ведь для Юлии любая красивая песня — это романс. Да и конечно, песни на стихи Булата Окуджавы из кинофильмов (с музыкой Исаака Шварца) — это романсы. Песни Виктора Берковского на стихи Александра Межирова и Роберта Рождественского — уже нечто другое. Но певице посильно всё. Особой страницей в концерте прозвучали зарубежные хиты в русских переводах Алексея Гомазкова. Открываются новая драматургия, новые смыслы. „Будь со мной“ (знаменитая „Besame Mucho“ Карлоса Веласкеса), „Золотые поля“ Стинга и, конечно, „Аллилуйя“ Леонарда Коэна, песня любви). Но завершили концерт бисы, где были исполнены ещё один романс из репертуара Клавдии Ивановны Шульженко и „Старинная грузинская песня“ Булата Окуджавы, вместе с залом: „…заслушаюсь я, и умру от любви и печали, а иначе зачем на земле этой вечной живу“.
Эмоциональный градус концерта зашкаливал. Талант, мастерство, разнообразие репертуара и в то же время простота в общении восхищают. Юлии понравилась Коломна, она назвала наш город романсовым. И, конечно, она захочет вернуться. Будем ждать её и других музыкантов, авторов, поэтов».Большое спасибо Михаилу Мещерякову за приглашение и организацию концерта, а Светлане Михайловой — за большую помощь и компанию!
Мы напоминаем вам, что буквально завтра в Центральном Доме учёных состоится сольный концерт Юлии Зиганшиной с чудесной командой!
А вот 2 февраля вы сможете посетить мастер-класс Зиганшиной и задать ей все вопросы, касающиеся исполнительского мастерства
4 февраля всех ждём в Государственном Кремлёвском дворце!
9 февраля уже в Казани будем отмечать 240-летие Василия Андреевича Жуковского!
Внимательно следите за всеми
Афишами!
Нам всегда, дорогие читатели, очень приятно, когда вы пишете нам. Ещё приятнее, когда отвечаете на наши вопросы и угадываете загадки. В прошлом номере мы говорили о почерке и представили на ваш суд три рукописи, предлагая угадать — чьи они. И нам пришло замечательное письмо от нашей подписчицы Надежды. Мы от всей души благодарим Вас, дорогая читательница! И публикуем ваш ответ в приложении — в самом конце номера Журнала ↓.
Полистаем
Календарь знаменательных дат в области романса и песни чтоб узнать: какие ещё праздники и дни рождения мы будем отмечать на предстоящей неделе.
«— Огласите весь список, пжлста!»
Огласим обязательно. Но начнём с приближающегося столетия «Моцарта шутки и иронии» — Леонида Гайдая!
Съёмки программы, о которых мы вам рассказывали, проходили на Мосфильме. Вот какое светящееся изображение режиссёра там радует глаз и сердце
Нам хочется «заглянуть» на съёмки любимых фильмов
И вновь пройдёмся по Алуште, где снималась «Кавказская пленница».
Сегодня мы несколько раз обратимся за помощью к Леониду Гайдаю…
29 января 1860 года родился Антон Павлович Чехов
Чехов —
Герой нашего романса! Давайте вспомним тот вечер и тот концерт — «
Чеховские мотивы».
Это — выставка, посвященная Чехову, и каждый концерт цикла «Герои моего романса» сопровождаются выставками.
Недавно случилось забавное: на канале «Культура» есть цикл передач «Календарь». И, отмечая столетие Эдуарда Колмановского, была продемонстрирована фотография с нашей выставки
Нам об этом сообщили наши наблюдательные читательницы. Это очень приятно!
Ещё один наш Герой — именинник предстоящей недели — Франц Шуберт!
Вновь заглянем к
нашим Героям и послушаем ещё один концерт цикла — «
Шуршание и шум».
29 января 1884 года родилась Надежда Плевицкая.
Надежда Васильевна оставила воспоминания о своей жизни. Вот небольшой фрагмент этих воспоминаний: о том, как она впервые вышла на большую сцену, выступав до этого только в ресторанах.
«После третьего звонка, когда занавес, шурша, поднялся вверх, я перекрестилась и вышла на ярко освещённую сцену. За мной тянулся длинный шлейф розового платья. А пол-то грязный, а платье-то дорогое, но бог с ним — с платьем — унять бы только дрожь в коленях. А в зале темно, не вижу никого, и лишь пугающе поблёскивают из тьмы на меня стёкла биноклей.
Мне непривычна такая темень, кому я буду петь, с кем беседу поведу, кому буду рассказывать, не этим же страшным стёклам, мерцающим в потёмках?
Я должна видеть лица и глаза тех, кто меня слушает.
Но с первым аккордом мой страх унялся, а потом, как всегда, я захмелела в песнях.
По моему знаку зал осветили.
Мне стало уютно. Сверху, из райка, мне кивали гимназистки, мне улыбались из первых рядов.
И я уже знала, что все в зале — друзья мои.»
Вновь о Шаляпине: Плевицкая была дружна с Фёдором Ивановичем, который, прослушав весь её репертуар, пришел в восторг!
30 января 1900 года родился Исаак Дунаевский
«Музыка происходит от жизни, питается её явлениями, соками, возбуждаемыми ею, жизнью, чувствами и как искусство призвана отдавать жизни обратно (В виде готовых произведений человеческого гения) всё, что она у жизни взяла. В этом заключается вечный кругооборот между жизнью и искусством. Жизнь рождает искусство, а искусство двигает жизнь вперёд, чтобы опять от жизни зарождаться…» — так говорил «Моцарт советской песни».
Послушаем великие песни Исаака Осиповича Дунаевскеого: «
Молчание», «
Летите, голуби, летите», «
Весна идёт».
2 февраля 1812 года родился поэт Евгений Гребёнка.
Стихи поэта, ставшие знаменитым романсом — «Очи чёрные» были посвящены глазам своей будущей супруги — Марии Васильевны Ростенберг, которые сразили наповал Евгения Павловича при первой встрече. Давайте послушаем этот романс в
исполнении… Шаляпина!
И ещё послушаем почти забытое произведение на стихи Гребёнки — «
Почтальон» уже в исполнении Юлии Зиганшиной.
2 февраля родился Григорий Пономаренко
Летом на волгоградской пристани Юлия Зиганшина купила старую книгу
И в ней оказалось много неизвестных певице песен, например, вот эта
Как вдохновляют новые творческие горизонты!..
Сегодня — День танца со своей тенью
Урок танца от Гайдая: «Берём один окурок и давим его правой ногой, затем берём второй окурок и давим его левой ногой, затем оба окурка давим обеими ногами, оп — оп — оп».
Правда,
песня и танец будут серьёзными.
29 января — Международный день без интернета.
«А может не надо? Надо, Федя, надо!»
Но вы тогда постарайтесь прочитать наш Журнал до этого дня!
31 января День рисования солнца на снегу
«Налетай, торопись, покупай живопись!»
31 января — День наоборот
«— Кто не работает, тот ест!»
2 февраля — День рождения буквы Ы
«Операция „Ы“! — Почему „Ы“? — Чтобы никто не догадался».
«Жить, как говорится, хорошо. — А хорошо жить — еще лучше!»
Живите хорошо и будьте «Моцартом счастья»!
До встречи в феврале!
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение!
И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.
Приложение.
Здравствуйте, дорогая Юлия!
Было интересно поразмышлять над рукописями, предложенными Вами, и соотнести свое представление об этих личностях с теми портретами, которые рисует нам их почерк.
На первой рукописи буквы некрупные, что говорит о сдержанности, целеустремленности человека. Буквы ровные — это значит, что для автора рукописи характерны правильная самооценка, уверенность в себе, рассудительность и сила воли. Что интересно, буквы то соединены друг с другом, то написаны отдельно, — это говорит о том, что написавшего строки отличают такие качества, как сообразительность, предприимчивость и инициативность. Слова написаны без наклона — человек быстро оценивает ситуацию и принимает правильное решение. Первая рукопись отражает работу Владимира Высоцкого над стихотворением. Ещё можно отметить, что и исправления сделаны аккуратно, нет сильных перечёркиваний, «закрашивания» текста.
Если судить о характере человека по почерку во второй рукописи, то острые буквы говорят о том, что этот человек эгоистичен и независим. Идущие вверх строчки указывают на честолюбивую и тщеславную натуру. Оптимист, искренний, целеустремлённый — таков автор второй рукописи (кажется, на итальянском). Буквы плотно прижаты друг к другу. Видимо, эта рукопись принадлежит Байрону, поскольку он какое-то время жил в Италии.
Крупные буквы в третьей рукописи сообщают нам о том, что человек эмоциональный, общительный, несдержанный. Почерк кажется «порывистым», такое ощущение, что автор старается как можно быстрее зафиксировать свои мысли, он буквально фонтанирует идеями и «боится» что-нибудь забыть. Записи сопровождают рисунки. Показательно, что этому человеку удобнее делать записи карандашом. Все буквы написаны слитно, что указывает на замечательные логические способности. Эта рукопись принадлежит режиссеру Сергею Эйзенштейну.
Все-таки интересно, насколько почерк правдиво рассказывает о человеке, его характере?