Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
(Игорь Грабарь «Последний снег»)
Теплый ветер вихревой,
Непутевый, вестовой,
Про весну смутьянит, шалый,
Топит, топчет снег отталый,
Куролесит, колесит,
Запевалой голосит…
Кто-то с полночи нагреб
На проталину сугроб,
Над землею разомлелой
Пронесясь зимою белой.
Старый снег на убыль шел, —
Внук за дедушкой пришел.
Солнце весело печет,
С крыш завеянных течет,
С вешней песней ветер пляшет,
Черными ветвями машет,
Понагнал издалека
Золотые облака.
(Вячеслав Иванов «Март»)
"
С вешней песней ветер пляшет" - главное, что с песней!
«
Весною, когда земля оттает, люди тоже как будто становятся мягче» — так сказал Максим Горький.
Конечно, ведь солнце такое яркое, что под его напором люди тают вместе со снегом. Пусть со снегом растают огорчения с неприятностями. Весна — пора надежд и ожиданий прекрасного. И пусть всё хорошее сбудется!
На предстоящей неделе исполнится 155 лет со дня рождения Максима Горького. Судьба его была непростой. И не всё однозначно складывалось с памятью о писателе. Например, в 1990 году его портрет исчез с первой страницы «Литературной газеты», где весь XX век он соседствовал с Пушкиным, как оплот советской литературы. Но был возвращён в 2004 году.
Мы сейчас не будем вдаваться в подробности — почему так случилось. Тем более, что многим это объяснять и не нужно.
Мы будем говорить о том, что Горький — великий писатель. А ещё для нас важно то, что он очень любил музыку.
Именно об этом шла речь на концерте «Горький и музыка» в Культурном Центре имени А. С. Пушкина
Мы вам рассказывали об этом событии, а теперь вы можете увидеть представление своими глазами — «
Горький и музыка».
В сам юбилейный день — 28 марта — в Казани состоится «Горький-фест», на который мы вас приглашаем!
В апреле нас ожидает ещё одна важная юбилейная дата — 200 лет со дня рождения А. Н. Островского. И подготовка к празднику уже началась: в субботу состоялся концерт-лекция «А напоследок я скажу», посвящённый пьесе драматурга «Бесприданница», её постановкам и экранизациям.
Напоминаем вам о ближайших концертах в Казани
и в Москве
Хотим обратить ваше внимание, что к этим концертам можно подготовиться особым образом: в
Школе исполнительского мастерства опубликовано интервью Виктора Фридмана «О жизни и сцене, о жизни на сцене». Так же в Школе вы можете посмотреть ещё одну новинку — интервью Александра Лаврентьева «Песня выучена. Что дальше?»
Напоминаем, что все интервью (а там много полезных бесед!) можно посмотреть и послушать бесплатно!
Заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни чтобы узнать: какие ещё праздники и дни рождения мы будем отмечать на предстоящей неделе.
Сегодня — день рождения Ореста Кипренского, а 30 марта — Василия Тропинина. Так сложилось, что среди первых ассоциаций с этими художниками является… Пушкин. Вернее, портреты поэта кисти Ореста Адамовича и Василия Андреевича.
С другой стороны, этим двум портретам суждено было стать самыми популярными изображениями поэта. Оба художника выполнили одну и ту же задачу: с большой реалистической силой они увековечили образ гения русской поэзии и в тоже время изобразили вполне конкретного человека. Посмотрим ещё раз эти портреты:
кисть Кипренского
рука Тропинина
А вот не такие известные изображения Пушкина тех же художников:
рисунок Кипренского
эскиз Тропинина
На предстоящей неделе мы отметим рождение ещё одного художника — Игоря Грабаря, с картины которого мы начали нашу встречу — живописец родился 25 марта 1871 года.
Вот, что он говорил: «
Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей».
Сегодня — день рождения Клавдии Шульженко!..
Клавдия Ивановна — навсегда наш герой.
Именно с неё начался цикл концертов Юлии Зиганшиной «Герои моего романса».
Исполнение Клавдии Шульженко — до сих пор непревзойдённая школа исполнительского мастерства.
Фрагмент статьи Зиганшиной о Шульженко:
«Клавдия Ивановна мастерски владела мелочами — в интонации, в дикции, в звуке, в настроении. Не было для неё общих мест — ни строчки! Каждое слово с выверенной интонацией, каждая буква сказана с той долей нажима или протяжённости, с какой необходимо именно в этом месте! Каждая песня спета своим звуком. Да, мы узнаём голос, но он всегда звучит по-разному. Ведь любой голос имеет сотни вариантов звучания. И как приятно слышать, когда певцы используют все краски, а не поют все песни, как одну — одинаково. Вот Шульженко владела этим в совершенстве. И только иногда, в крайних случаях, там, где это просто необходимо — давала голос в полной мере. Голос у неё был великолепный, только использовала она его очень и очень грамотно».
Раз уж мы с вами сегодня заглядывали в
Школу Юлии Зиганшиной, то перечитайте там же и Цитаты — высказывания великой певицы. И, конечно, мы приглашаем вас заглянуть на
страницу нашего сайта, посвящённую Клавдии Шульженко, где вы сможете пересмотреть концерт «Ваша записка», который состоялся 22 сентября 2017 года. И если вам будет недостаточно, то загляните в наш
Домашний концертный зал, где вы сможете найти концерт «Моя звезда», так же посвящённый Шульженко. Этот концерт состоялся ровно два года назад — 24 марта 2021 года, и программа, конечно, уже несколько другая.
25 марта 1867 года родился Артуро Тосканини
«Он дирижировал музыкой, а не оркестром» — так говорили про Маэстро.
Давайте почитаем фрагмент воспоминаний Сэмюэля Антека — скрипача, игравшего под управлением Тосканини семнадцать лет:
«По поводу метрономических обозначений Тосканини рассказал однажды следующий случай. Вскоре после того как некий очень известный дирижер исполнил Вторую симфонию Шумана, он встретил Тосканини и спросил, понравилось ли ему. «Я ответил, — сказал маэстро, — что было плохо: все слишком медленно. Я спросил его: почему вы не следуете метрономическим указаниям Шумана? Дирижер ответил:
«Обозначения неверны, нехороши, получается слишком быстро». И Тосканини заявил почти с ликованием: «Лучше пусть я ошибусь, будучи ближе к Шуману, чем буду прав — ближе к вам!»
«Играть под управлением Тосканини было музыкальным возрождением.Ясность, глубина и правдивость его музыкального видения — его собственных мучений — были подобны очистительной купели. Подхваченное его силой, ваше собственное безразличие смывало напрочь. Вы становились не просто исполнителем, не просто одним из многих музыкантов, а артистом, вновь ищущим давно забытые идеалы и истины. Вы жили необычайной жизнью, и ваш труд обретал цель, в нем возникало само-утверждение. Это была не работа — это было призвание!»
Артуро Тосканини и Сэмюэль Антек.
28 марта 1923 года родился Михаил Анчаров — советский прозаик, поэт, бард, драматург, сценарист и художник, один из основателей жанра авторской песни.
Столетие Михаила Леонидовича мы отметим его строками, которые пополнят наш цикл «Стихи о музыке»:
Песня об органисте, который заполнял паузы, пока певица отдыхала
Рост у меня
Не больше валенка.
Все глядят на меня
Вниз,
И органист я
Тоже маленький,
Но все-таки я
Органист.
Я шел к органу,
Скрипя половицей,
Свой маленький рост
Кляня,
Все пришли
Слушать певицу
И никто не хотел
Меня.
Я подумал: мы в пахаре
Чтим целину,
В воине — страх врагам,
Дипломат свою
Представляет страну,
Я представляю
Орган.
Я пришел и сел.
И без тени страха,
Как молния ясен
И быстр,
Я нацелился в зал
Токкатою Баха
И нажал
Басовый регистр.
О, только музыкой,
Не словами
Всколыхнулась
Земная твердь.
Звуки поплыли
Над головами,
Вкрадчивые,
Как смерть.
И будто древних богов
Ропот,
И будто дальний набат,
И будто все
Великаны Европы
Шевельнулись
В своих гробах.
И звуки начали
Души нежить,
И зов любви
Нарастал,
И небыль, и нечисть,
Ненависть, нежить
Бежали,
Как от креста.
Бах сочинил,
Я растревожил
Свинцовых труб
Ураган.
То, что я нажил,
Гений прожил,
Но нас уравнял
Орган.Я видел:
Галерка бежала к сцене,
Где я в токкатном бреду,
И видел я,
Иностранный священник
Плакал
В первом ряду.
О, как боялся я
Свалиться,
Огромный свой рост
Кляня.
О, как хотелось мне
С ними слиться,
С теми, кто, вздев
Потрясенные лица,
Снизу вверх
Глядел на меня.
29 марта 1925 года родилась Людмила Алексеевна Лядова
Послушаем чудесную «
Песенку, которая в небе пролетает».
30 марта 1899 года родился поэт Николай Туроверов
Мы послушаем романс на стихи Николая Николаевича — «
Заря».
27 марта — Всемирный день театра
Всем известно, что каждый романс — маленький спектакль. Поэтому будем отмечать этот праздник с чистой совестью. И, конечно, поздравляем всех причастных к этому дню — и артистов, и зрителей, то есть, всех!
- Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, — это уже театр (Густав Холоубек)
- Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу: пьесу можно и прочесть (Александр Островский)
- Театр не отображающее зеркало, а — увеличивающее стекло (Владимир Маяковский)
- Актер в обыденной жизни должен помнить, что он будет публично выступать в художественном зрелище (Иоганн Вольфганг Гёте)
- Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только еще лучше (Константин Станиславский)
Завтра — День работника культуры. Не устанем повторять, что, мы — старые работники культуры — помним, какие были булочки
Но шутки — шутками, а с годами, действительно, всё больше вспоминаешь прежние «булочки», потому что сейчас и «тесто» — другое, и «печь» на такая жаркая…
Короче говоря, с праздником, работники культуры!
30 марта — День карандаша.
Этот необходимый каждому предмет сегодня уже был замечен в руках художника Грабаря.
- «Жизнь — альбом. Человек — карандаш. Дела — ландшафт. Время— гумиэластик: и отскакивает и стирает"(Козьма Прутков)
- «Люди, как карандаши — каждый рисует жизнь себе сам… Просто кто-то ломается, кто-то тупит, а кто-то затачивается и рисует жизнь дальше…» (неизвестный автор)
25 марта — день рождения почтовой открытки.
И ей исполняется 151 год. По правде говоря всемирным днём рождения почтовой открытки правильнее было бы считать дату 1 октября, так как именно в этот день в 1869 году первая корреспондентская карточка (как тогда называлась почтовая открытка) вышла в свет. Отпечатана она была в Венской типографии. Особенностью этого отправления было то, что оно не запечатывалось в конверт.
А вот в России почтовая открытка начала хождение именно 25 марта 1872 года, поэтому эту дату можно смело называть Днём рождения почтовой открытки России.
Открытки всегда пользовались популярностью. Ещё большую любовь они приобрели после того, как лицевая сторона бланка превратилась в красочную картинку.
Сохраните эту открытку, потому что 26 марта — День собственного праздника. То есть, каждый сможет устроить свой праздник, и будем друг друга поздравлять. Вот тут открытка и пригодится!
В заключение нашей встречи напомним вам, что 30 марта — День прогулки по парку. Прогуляемся по парку Игоря Грабаря — уж очень подходят его картины под настроение надвигающегося тепла
Будьте здоровы и счастливы, друзья! До встречи через неделю!
Спасибо за видео и фотографии Ирине Гонопольской и Александру Росточкову.
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение!
И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.