Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
(Геннадий Дарьин «Весна в городе»)
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.
(Ирина Токмакова)
«Тёплые ноги у весны» — как чудесно сказано! Действительно, на весну главная надежда, чтобы именно согреться — душой и телом. Мартовский снег растопить, с одной стороны, легко — только солнышка побольше, а с другой стороны — трудно, потому что он не сдается до последнего, цепляется за каждый сантиметр земли, ищет теневую сторону, чтобы задержаться подольше. И ещё: мартовский снег имеет свой неповторимый оттенок — как на картине «Мартовский снег» именинника предстоящей недели — Игоря Грабаря
День рождения ещё одного знакового художника мы будем отмечать в ближайшие семь дней — 24 марта 1782 года родился Орест Кипренский. Интересная ситуация: говорим «Кипренский», а в памяти первым всплывает портрет Пушкина
КИПРЕНСКОМУ
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
писал Александр Сергеевич художнику.
Кстати, Кипренскому этот портрет заказал друг Пушкина — Антон Дельвиг — вот кому мы должны быть обязаны за создание «идеального» Пушкина. До ранней смерти Антона Антоновича портрет находился именно у заказчика. Уже после смерти друга Пушкин купил портрет у вдовы Дельвига.
Друзья Пушкина — отдельная огромная тема. Круг друзей велик: каждый — личность огромного масштаба.
О пушкинских друзьях-поэтах шла речь совсем недавно в Пушкинском центре на программе «Друзья мои, прекрасен наш союз».
Звучали романсы на стихи Жуковского, Вяземского, Кюхельбекера, Дельвига, Боратынского, Козлова, Языкова.
Посмотрите фотографии Сергея Ардотовского с этого памятного концерта:
Посмотрите и
сам концерт. Мы сердечно благодарим за запись Ирину Гонопольскую!
Следующая встреча в рамках цикла «Листая Пушкинский календарь» состоится 19 апреля
А вот лекция-концерт «Пушкин в Центре» со 2 апреля переносится на 28 мая. Следите за
афишами.
И напоминаем вам про чудесную программу «Три товарища», которую пропустить ни в коем случае нельзя!
Заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни чтобы узнать: какие праздники и дни рождения мы будем отмечать на следующей неделе.
Первый листок нашего Календаря будет посвящён юбилею нашего друга и соратника — звукорежиссёра и фотографа
Валерия Мустафина!
От всей души желаем Валерию здоровья и вдохновения!
И предлагаем вам заглянуть в
Дискографию Юлии Зиганшиной, ведь все альбомы певицы записаны одним звукорежиссёром — Мустафиным!
23 марта 1913 года родился Алёша Димитриевич — русский певец цыганского происхождения, деятель русской эмиграции.
Мы послушаем два варианта одной песни в исполнении Алёши Димитриевича и Юлии Зиганшиной. Конечно, не для сравнения! А как раз в память о том, что певицу этот романс в своё время поразил именно в исполнении Димитриевича. «
Спускалась ночная прохлада» — исполняет Алёша Димитриевич.
Этот же романс в исполнении Юлии Зиганшиной.
23 марта 1934 года родился Евгений Клячкин — певец, поэт и композитор, гитарист, автор-исполнитель
Послушаем несколько песен прекрасного автора: «
Валаам», «
Детский рисунок», «
Мокрый вальс».
24 марта 1906 года родилась Клавдия Ивановна Шульженко!
Кто давно следит за творчеством Юлии Зиганшиной, тот знает, что Клавдия Ивановна — немеркнущий маяк, ориентир и вечный источник вдохновения для Зиганшиной. Именно первый концерт цикла «
Герои моего романса» был посвящён
Шульженко. Все песни из репертуара великой певицы, которые подхватила Юлия, уже не помещаются в один концерт — так много их накопилось.
Мы с вами вспомним тот концерт — «
Ваша записка».
27 марта 1881 года родился писатель, сатирик, драматург и театральный критик, редактор журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» — Аркадий Аверченко
Сегодня в нашем Приложении «Краткая лекция о музыке» Аркадия Тимофеевича ↓.
28 марта 1868 года родился Максим Горький.
Мы предлагаем вам вновь посмотреть концерт «
Горький и музыка», который состоялся год назад в преддверии юбилея писателя.
27 марта 1927 года родился Мстислав Ростропович.
Обращаем ваше внимание, что эта фотография была сделана в ДК им. Менжинского, где сейчас располагается Пушкинский центр Казани!
Сегодня — Международный день таксиста.
Мы с вами вспомним несколько кадров из советских кинофильмов, где героями (главными или второстепенным) стали водители такси.
Все ли фильмы вы помните?
25 марта — День рождения почтовой открытки России.
Именно в этот день 152 года назад они впервые были напечатаны в России. Первые почтовые открытки в Российской империи назывались «открытыми письмами». На их лицевой стороне запрещалось писать что-либо, кроме адреса — об этом даже гласила специальная надпись, рядом с эмблемой почтового ведомства и местом для марки. Только на обратной стороне можно было написать небольшой текст для получателя.
На лицевой стороне отправителю объясняли, как карточка должна использоваться. Главное условие, «открытое письмо» должно было быть оплачено государственными почтовыми марками. Новшество так понравилось населению, что почтовое ведомство России с 1 мая 1872 года выпустило в обращение уже маркированные «открытые письма».
Письма для пересылки внутри города выпускались коричневого цвета и имели надпись «городское». До 1895 года в России иллюстраций не было, но зато была любопытная приписка: «Почтовое управление за содержание писем не отвечает».
Иллюстрированные открытки появились тогда, когда их разрешили печатать не только государственной почте, но и частным издателям.
27 марта — Всемирный день театра! Мы предлагаем вам отметить этот праздник ещё одним походом в Казанский Пушкинский центр на программу, приуроченную к Дню театра.
И, конечно, 25 марта мы с вами отметим День работника культуры. Мы все вместе и есть — работники культуры. Кто-то может носить почётное звание — «старый работник культуры», кому-то ещё нужно многое сделать на культурной ниве. Но то, что она нас объединяет, поддерживает, даёт силы, направляет, вытесняет печальные мысли, даёт перспективы — это бесспорно!
Сегодня желаем вам жизни, полной культуры во всех проявлениях.
(Станислав Жуковский «Весна»)
Будьте здоровы и счастливы, друзья! До встречи через неделю!
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение! И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.
Приложение.
Аркадий Аверченко КРАТКАЯ ЛЕКЦИЯ О МУЗЫКЕ
Наслаждение гармоничными звуками доступно не только высоким изысканным, избранным натурам, но даже самым низшим организмам. Если Орфей укрощал своей игрой зверей, то что можно сказать о поклонниках Вагнера?
Ошибочно мнение, что музыка является привилегией только слуха… Наоборот, в музыкальных восприятиях зрение должно участвовать наравне со слухом.
Иначе впечатление получится самое однобокое. Поясню примером: закройте глаза и прислушайтесь к одним только звукам — вам покажется, что подвыпивший господин на кого-то разобиделся и разносит столовую посуду в буфете. Откройте глаза и вы убедитесь, что это просто играет военный оркестр. Закройте глаза, навострите одни уши, и сердце ваше перевернется от сострадания:
— Кто?! — укоризненно вскричите вы. — Кто прищемил дверью кошку? Зачем мучить бедное животное?!
А попробуйте открыть глаза — и вы увидите, что все совершенно спокойно: просто ваш знакомый скрипач в порыве вдохновения наигрывает ноктюрн собственного сочинения.
Вообще, я должен сказать — скрипка самый странный инструмент: все усилия владельца скрипки сводятся к тому, чтобы перепилить ее пополам, но никому это не удавалось: опилки от смычка летят во все стороны, а скрипке хоть бы что!
Лично я нахожу, что скрипач среднего таланта легко может доставить слушателям удовольствие, смазав смычок свиным салом. С огорчением должен сказать, что самый плохой скрипач все-таки предпочтет салу — канифоль.
И тем не менее, в оркестре скрипка — самый главный инструмент.
Виолончель, например, больше скрипки, контрабас еще больше, а скрипка все-таки их совершенно отогнала на второй план.
Скрипка иногда разливается минут десять, слова никому не даст сказать, а виолончель только изредка вздохнет:
— О, Боже, как тяжко!
И барабан, всплеснув тарелками, угрюмо согласится с ней:
— Н-дас, н-да-с!..
Музыканты утверждают, что дирижер самый главный человек, что без него ничего бы не вышло.
И действительно: если над этими людьми не стоять с палкой, то никто бы из музыкантов и не пикнул.
Наблюдая жизнь оркестра, я могу сказать, что если и можно вымозжить из него какой-нибудь мотивчик, то только угрозой и террором.
Полюбуйтесь: все сидят, курят, разговаривают о разных пустяках… Наконец, дирижеру это надоедает.
Он хватает палку и начинает стучать ей по пюпитру, кажется, что от пюпитра ему ничего не стоит перейти к голове ближайшего скрипача.
Испуганные музыканты хватают свои дудки — и пошла потеха: дирижер пригрозит палкой тромбону и тромбон рявкнет, как лев, которому слон нечаянно наступил на ногу; дирижер покажет кулак контрабасу и контрабас сипло проворчит:
— Ладно, мол, видали…
Дирижер ткнет палкой по направлению к валторнисту: глаза тебе, нахал, выколю — только промолчи! — и валторнист ответит:
— Ой, матушки!
А не грози дирижер всей своей шайке палкой, не тычь во все стороны кулаком — никакой мелодии бы и не получилось.
* * *
Но я отвлекся. Вернемся к музыке.
Прежде всего — что такое музыка?
Музыка — это… такое, когда играют. Хотя — нет! Это не совсем точное определение. Мало ли кто и на чем играет… Вот и биржевики играют на бирже — нечего сказать, хорошая музыка.
Точнее — музыку можно определить так: музыкой называется искусство с помощью какого-нибудь инструмента — издавать звуки!
Гм! Нет, тоже не то. Пулемет тоже инструмент, который издает звуки. А кому эти звуки приятны?
Вернее будет сказать так: музыкой называется искусство извлекать из какого-либо инструмента звуки, приятные не только для себя, но и для других.
Зубоврачебные или плотничьи инструменты совершенно не годятся для извлечения звуков — в этом сходятся все музыкальные авторитеты — от Баха до Оффенбаха и от Страдивариуса до обыкновенного архивариуса из судебной палаты, играющего на окраине.
Знатоки рекомендуют для музыки — пианино. Это самое удобное животное: корму не требуется, а доить можно каждый день.
Устройство пианино известно даже ребенку… Это огромная деревянная коробка, внутри которой натянута целая прорва струн. Некоторые люди, не понимающие в музыке, ошибочно думают, что весь звук сидит в самой клавише… ткнет пальцем, а она и загудит. Это не так просто… От клавиши идет такой молоточек, который хлопает по струне при нажатии клавиши. Так что — гудит только струна.
Можно было бы даже обойтись и без клавишей: просто если вам нужно получить известный звук, вы открываете крышку пианино, суете внутрь руку и дергаете пальцем ту струну, которая вам нужна. Но это способ старинный, устаревший, очень хлопотливый и при быстрой игре неудобный.
Вероятно, всякий из вас обратил внимание, что клавиши бывают не только белые, но и черные. Эти последние имеют свое назначение: с помощью их можно играть печальные, похоронные произведения. Белые же — исключительно для веселых вещиц.
Учатся, обыкновенно, сначала по белым, а потом уже перед концом курса переходят на черные, и преподаватели за это берут дороже.
Клавиши изготовляются из слоновой кости, которая добывается из слонов. Эти огромные позвоночные млекопитающие водятся в некоторых местностях Африки и Азии и употребляются как на домашней работе, так и для фортепьянной игры. Питаются они преимущественно растениями, почему их и относят к классу травоядных, толстокожих…
Впрочем, я отвлекся.
Почему же клавиши изготавливаются из слоновой кости? Очень просто: ударьте слона кулаком по клыку — он заревет. Ударьте кулаком по клавишам слоновой кости — рояль заревет. Одна и та же причина вызывает одно и то же следствие.
Игра на пианино вообще заключается в том, что пианист ставит на рояль ноты, садится на стул и, посмотрев в ноты, тычет пальцем в ту ноту, которая указана ему композитором. Посмотрит ноты и ткнет, посмотрит — и ткнет. Так и выходит игра.
(Играет легкий мотив.)Многие из вас, вероятно, и не представляют себе, как трудно играть на рояли — клавишей-то много, а игрок один. В одно и то же время ему приходится правой рукой колотить по высоким нотам, левой — по низким, ногами наступать на педали, языком отсчитывать такт, носом переворачивать нотные листы, одним глазом читать ноты, а другим глазом косить назад, чтобы сзади кто-нибудь не ударил по затылку за плохую игру.
И ужасно обидно, что человек трудится, трудится, работает и руками, и ногами, и глазами, и зубами, а кончит — рецензент матерится и шипит: туше плохое. До туше ли тут? Это все равно, что требовать от человека, чтобы он во время пожара убегал из горящего дома, делая балетные па, глиссеры и батманы.
Итак, господа — вот что такое лирика!
Резюмируя, я могу сказать еще раз, что музыкой называется искусство при помощи особого инструмента извлекать звуки, приятные не только для себя, но и для другого.
Лично же для нас — для меня и для маэстро — самой лучшей музыкой будет извлечение вами звуков при помощи быстрого прикладывания ладони — одной к другой! Маэстро? Повторите…