Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
(Михаил Ананьев «Юрий Гагарин»)
Сегодня — День космонавтики!
Слово «космос» уже давно перестало обозначать только место, где звёзды. И даже по прямому значению («Космос» по-гречески — это порядок, устройство, стройность) его редко используют. Чаще космосом называют что-то бесконечно прекрасное и уму непостижимое. В любом случае, космос в душе — это всегда полёт, мечты и грандиозные планы.
Вспомним несколько теперь уже конкретных космических фактов:
- Первыми животными, которые побывали в космосе, были собаки Белка и Стрелка. Они летали в августе 1960 года. Первыми побывали на Луне черепахи.
- Полет Юрия Гагарина вокруг планеты Земля длился 1 час 48 минут.
- В 1961 году, после полета в космос, Юрий Гагарин отправился в зарубежную поездку «Миссия мира». Два года он путешествовал по континентам и странам земного шара. Президенты и первые лица государств считали честью пожать руку космонавту.
- В честь Юрия Гагарина назван кратер на обратной стороне Луны.
С Днём Космонавтики, друзья!
А ещё сегодня — День плетения из солнечных лучей
(Виктор Бутко «Весна. Первое тепло»)
Пусть каждый лучик будет вам в радость и на пользу!
В прошлые выходные целый букет солнечных лучиков собрался недалеко от Димитровграда — на традиционный детско-юношеский фестиваль «Сверим наши песни». Мы уже не раз рассказывали вам о необыкновенной атмосфере, которую терпеливо, много лет создают в Ульяновске и Ульяновской области. Атмосфере бесконечного внимания и любви к детям. Причём, любви деятельной — здесь делают всё возможное не только для того, чтобы развлечь детей, но и всё возможное, чтобы их увлечь и вовлечь в насыщенную, полную смысла жизнь.
«Я благодарю за этот фестиваль. Это мастер-класс, это школа как создавать фестивали, как их проводить, потому что он очень человечный и душевный. Здесь проходит такая интенсивная работа, это глоток воздуха и для ребят, и для всех взрослых: педагогов и членов жюри. Молодое вдохновение, которым наполнен фестиваль надолго останется в каждом из нас», — так поделилась своими впечатлениями на Гала-концерте почётный гость фестиваля Юлия Зиганшина.
Посмотрите несколько фотографий, сделанных в четыре очень насыщенных фестивальных дня
Выступление в первый день.
Мастер-класс.
Концертная программа.
Выступление на заключительном концерте в Ульяновском Дворце творчества детей и молодёжи.
Вручение Благодарственного письма
Традиционная фотография на крыльце.
Мы благодарим всех организаторов и участников Фестиваля за чудесные, насыщенные дни!
Ждём вас на предстоящих концертах:
в Казани
в Москве:
Заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни чтобы узнать: какие праздники и дни рождения мы будем отмечать на следующей неделе.
Сегодня — важный день для романса и песни, потому что именно сегодня родились три человека, сыгравших большую роль в истории этих музыкальных жанров.
12 апреля 1823 года родился Александр Островский!
Несколько фактов из жизни драматурга:
- Александр Островский знал семь языков: французский, английский, немецкий, испанский, итальянский, древнегреческий и латынь.
- В 1850 году Островского обвинил в плагиате соавтор первой пьесы «Свои люди — сочтемся» актер Дмитрий Горев-Тарасенков — он заявил, что драматург украл у него идею. Островский писал другу Федору Бурдину в 1853 году: «Во время моей болезни кто-то распространил по Москве дикие слухи, что пьесы пишу не я, а кто-то за меня; благомыслящие люди не верят, а злонамеренные им очень рады… как они ни нелепы, а все-таки для меня неприятны». Он написал Гореву-Тарасенкову письмо и просил его сознаться в обмане. Однако актер отказался. Тогда писатель решил сочинить новую пьесу, так появилась комедия «Бедность — не порок».
- Образ Катерины из драмы «Гроза» Островский писал с актрисы Любови Павловны Косицкой. В рукописи напротив монолога Катерины есть пометка писателя: «Слышал от Л.П. про такой же сон».
- Александру Островскому часто присылали произведения начинающие авторы. Несмотря на занятость, драматург каждому писал письмо-рецензию — иногда на 10?15 страниц.
- По пьесе Островского «Воевода» Петр Чайковский создал свою первую оперу. Драматург сам написал для нее либретто. Премьера прошла 30 января 1869 года в Большом театре.
Именно с пьесой Островского «Бесприданница» и с её дальнейшими постановками и экранизациями связана, а иногда даже зависела от них история романса. Прочитать об этом мы предлагаем в статье Юлии Зиганшиной — «
Романс на все времена».
И специально для вас — подарок нашим читателям: лекция-концерт Юлии Зиганшиной «
А напоследок я скажу», которая состоялась год назад в преддверии 200-летнего юбилея драматурга!
12 апреля 1900 года родился Борис Фомин
Романсы и песни Бориса Ивановича давно и прочно входят в репертуар Юлии Зиганшиной, поэтому Фомин — навсегда «Герой нашего романса», хотя отдельной программы у певицы ещё не было.
Послушаем прекрасные произведения Бориса Фомина: «
Не говори мне этих слов небрежных», «
Саша», «
Минуты жизни», «
Эй, друг-гитара», «
Дорога», «
Не жалею», «
Твои глаза зелёные», «
Встреча», «
Песня о счастье».
И третий сегодняшний именинник — Леонид Дербенёв. Поэт родился 12 апреля 1931 года.
Вновь напомним вам, что Юлия Зиганшина участвовала в конкурсе имени поэта и получила приз «За сохранение традиций»
Поём песни на стихи Леонида Дербенёва: «
Песенка про лёд», «
Всё было», «
Звёздный мост», «
Ах, этот вечер», «
Всё равно ты будешь мой», «
Помоги мне», «
Песенка о медведях», «
Скоростное шоссе», «
Трудно спорить», «
Этот мир».
15 апреля 1452 года родился Леонардо да Винчи
В связи с этим мы вспомним о событии, которое произошло 50 лет назад: в апреле 1974 года, в Москву доставили «Джоконду» Леонардо да Винчи — проездом в Париж из Токио.
Подробно об этом читайте в приложении. Статья взята из открытых источников интернета.
15 апреля 1886 года родился Николай Гумилёв
Послушайте два романса на стихи Николая Степановича: «
Романс», «
Китайская акварель».
15 апреля 1932 года родился композитор Игорь Якушенко
Любимые песни композитора — «
Ветер с луны», «
Сумерки» и «Кажется».
15 апреля отметит юбилей Алла Пугачева!
Алла Борисовна — не только легендарная певица, но и талантливый композитор. Послушаем её песню — «
Лестница».
16 апреля исполнится 135 лет со дня рождения Чарли Чаплина
Чарли Чаплин ко всем его талантам — киноактёра, кинорежиссёра, сценариста, продюсера и монтажёра, универсального мастера кинематографа, создателя одного из самых знаменитых образов мирового кино — образа бродяги Чарли,
был ещё и композитором. Послушайте «
Зов моей любви«!
13 апреля — День мецената и благотворителя. И в этот же день, в 70 году до нашей эры родился Гай Цильний Меценат.
Слово «меценат» является нарицательным. Так называют людей, которые занимаются благотворительностью, материально помогая науке и искусству. Но мало кто знает, что произошло оно от имени собственного. Первым в истории меценатом был… Гай Цильний Меценат, древнеримский патриций.
История свидетельствует, что однажды, благодаря Меценату, Август, в чьём ближайшем окружении был Меценат, не подписал смертные приговоры — тот остановил его словами: «Да полно же тебе, мясник!».
Сам Меценат был страстным ценителем искусства. При раскопках в его роскошном дворце, ранее возвышавшемся на Эсквилинском холме, было найдено немало художественных ценностей. Любовь к искусству проявлялась не только в коллекционировании — Меценат стал основателем литературного кружка, создав в нем очень доброжелательную атмосферу и дух благородства.
Благодаря редкому чутью на дарования, Меценату удалось собрать в своем кружке цвет поэтов того времени. В него входили, например, Вергилий, Гораций и многие другие таланты, воспевавшие Мецената в своих произведениях. Тот, в свою очередь, почти по-отечески опекал своих подопечных, всячески поддерживал и защищал их, заботился об их благосостоянии, дарил поместья. Умирая, Меценат попросил Августа взять на себя заботу о Горации. Его имя до сих пор обозначает то, чем более всего прославился Меценат в жизни: покровительство талантам.
Прочитайте фрагмент стихотворения Горация в переводе Фёдора Тютчева:
Послание Горация к Меценату, в котором приглашает его к сельскому обеду
Приди, желанный гость, краса моя и радость!
Приди, — тебя здесь ждет и кубок круговой,
И розовый венок, и песней нежных сладость!
Возженны не льстеца рукой,
Душистый анемон и крины
Лиют на брашны аромат,
И полные плодов корзины
Твой вкус и зренье усладят.
Приди, муж правоты, народа покровитель,
Отчизны верный сын и строгий друг царев,
Питомец счастливый кастальских чистых дев,
Приди в мою смиренную обитель!
Пусть велелепные столпы,
Громады храмин позлащенны
Прельщают алчный взор несмысленной толпы;
Оставь на время град, в заботах погруженный,
Склонись под тень дубрав; здесь ждет тебя покой.
Под кровом сельского Пената,
Где все красуется, все дышит простотой,
Где чужд холодный блеск и пурпура и злата, —
Там сладок кубок круговой!..
17 апреля — День рождения троллейбуса
Мы вновь вспомним две песенки:
«Троллейбус». и «
Полночный троллейбус».
18 апреля — Международный день памятников и исторических мест.
Мы вспомним несколько памятных мест, где мы побывали с вами за прошедший год:
с Циолковским в Боровске
с Чеховым в Мелихово
с Фатьяновым в Вязниках
с Державиным в Лаишево
с Пастернаком в Чистополе
с Пушкиным в Волгограде
в Волгограде у подножия Родины-матери
с Анной Васильевной Мараевой в Серпухове
С Дуровой в Елабуге
С Пушкиным в Санкт-Петербурге.
16 апреля — Всемирный день голоса. Пусть ваш голос будет звонким, ярким — космическим! Пусть никто и ничто не мешает ему звучать!
Будьте здоровы и счастливы, друзья! До встречи через неделю!
(Андрей Плотнов «Юрий Гагарин»)
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение! И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.
Приложение.
50 лет назад, в апреле 1974 года, в Москву доставили «Джоконду» Леонардо да Винчи — проездом в Париж из Токио. В советской столице картина находилась около двух месяцев, выставлялась в Пушкинском музее, где ее посмотрели 1,5 миллиона зрителей. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева сделала почти невозможное для того, чтобы советские люди увидели шедевр: была изыскана огромная страховая сумма (100 миллионов долларов), а также изготовлен специальный пуленепробиваемый футляр для экспонирования «прекрасной флорентийки». Очередь на вход в ГМИИ им Пушкина в апреле-июне 1974-го обрела эпические масштабы, люди стояли по 7−8 часов, чтобы в непрерывном потоке пройти мимо картины. 10−15 секунд на общение с шедевром.
Это было последнее знаковое деяние Екатерины Фурцевой на посту министра культуры СССР: осенью 1974 года ее не стало.
Из воспоминаний директора ГМИИ им Пушкина Ирины Антоновой: «Я к Фурцевой относилась с большим уважением — не самый плохой министр культуры на моем долгом веку. Она была человеком дела. Разбиралась ли товарищ министр в литературе, я судить не берусь, но в искусствах пластических, как и многие, мало что смыслила, признаться. Но мне верила и вообще с уважением относилась к мнению профессионалов. Я ей рассказала, кто такой этот Леонардо да Винчи, про его шедевр «Джоконда» и какой это будет успех и ее личный триумф, если мы сможем выставить картину в Москве. Она выслушала и говорит: «Я попытаюсь». Но если уж быть совсем честной перед историей, то она выразилась так: «Французский посол в меня влюблен. Поговорю с ним, может, во имя любви договорится со своими». Слово Фурцева сдержала. К «влюбленному» французскому послу сходила и поговорила. И он, судя по всему, прекрасной даме не отказал — тоже поговорил с кем требовалось. И все получилось. Через месяц Екатерина Алексеевна позвонила и сказала: «Ирина Александровна, все сложилось. Будет вам ваша «Джоконда». Но французы выставили условие, что витрина для экспозиции должна состоять из пяти слоев стекла. Еще они обговорили климатические условия — влажность, освещение, температуру. И уровень охраны, разумеется. Невероятные, сложнейшие условия. Мы на все дали согласие.
И вот привезли картину. «Джоконда» у нас! Стекло тоже пришло, хоть и с опозданием. И витрину доставили. Уже десять вечера. Наконец картину вытаскивают из ящика… И когда начали вставлять в стекло, оно вдруг лопнуло. А стекол таких на всякий случай мы заказали пять. Просим сотрудников вставить новое. Стали ставить второе. Лопнуло. Третье. Тоже лопнуло. Все схватились за головы. Поняли, что что-то происходит с рамой, видимо. Инженеры бегают, соображают, где проблема. Словом, инженеры справились. Четвертое стекло аккуратно встало на место.
Зал рядом с тем, в котором должна была быть выставлена картина, полностью освободили для охраны. Это были вооруженные ружьями солдаты. Было не до шуток. Тут ведь «Джоконда». И если что — наша вооруженная охрана в мгновение ринется в зал. И один раз все-таки пришлось…
Для осмотра был предусмотрен круговой обход. Зрители входили, стояли какое-то время перед полотном, пока их не подпирали сзади другие страждущие, и, пятясь и не отрывая от «Джоконды» глаз, спиной выходили в другую дверь. Так и шло — как по писаному — все шесть недель. И вдруг в какой-то момент раздался жуткий сигнал сирены. Что-то произошло. Я была на работе и, как все, кинулась в зал. Представьте себе — какая-то женщина от переполнявших ее чувств пронесла каким-то образом букет цветов и кинула «под ноги» «Джоконде». Естественно, сработала сигнализация. Сразу вылетели наши солдатики и с винтовками наперевес встали перед картиной в почетный караул. Невероятное зрелище! В публике ажиотаж и переполох. Что произошло? А ничего. Картина на месте. Сигнализация среагировала на брошенный букет. С той женщиной истерика. Ее задержали. Может, она сделала это намеренно? Провокация? Международный скандал? Посмотрели на нее и сразу поняли, что она просто тетеха, сделала «от чувствс», переполнившись восторгом, что видит «Мону Лизу»! Что ни говори, и правда — шедевр. Я-то все поняла. Вот только боялась, что начнут ее пугать, допрашивать… Но обошлось. Охрана ее сурово всю оглядела, прощупала и, как говорится, отпустила с миром. Даже им было видно, что она никакой не злоумышленник.
Охрана круглосуточно была возле «Джоконды», отдыхали посменно в соседнем пустом зале: кто-то спит, кто-то бдит. И все прошло нормально. А потом мы всем музеем с ней прощались. Есть фотография, как мы стоим на колоннаде, ящик с картиной, ветер… У меня развеваются волосы, рядом директор Лувра (третий снимок). Мы говорим друг другу какие-то прощальные слова. И «Джоконда» от нас уехала. Но я ее проводила прямо к самолету. Как встречала ее у трапа, так и проводила».