Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
(Витольд Бялыницкий-Бируля «Дремлющий пруд»)
Еще майская ночь
Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной — и последней, может быть.
(Афанасий Фет)
Главная новость предстоящей недели, конечно, наступающий май. Май — противоречивый месяц: уже почти лето, но возможны холода; конец сезона, но концерты ещё обязательно будут; вроде как «в мае — маяться», а душа хочет петь. Самое главное, пусть у вас на душе будет спокойно. И не только в мае!
На прошедшей неделе в Пушкинском центре состоялся заключительный концерт цикла «Листая Пушкинский календарь». Встреча была посвящена литературно-музыкальным салонам пушкинской поры. При подготовке к программе выявились интересные подробности этого великолепного явления — салонов. О них написала Юлия Зиганшина в своём Телеграм-канале:
«Как я уже вам рассказывала, недавний концерт был посвящён литературно-музыкальным салонам Пушкинской поры. О таких формах взаимодействия творческих людей в позапрошлом веке я знала, конечно, давно. Но вот, изучая разные материалы к этому концерту, посмотрела на это явление с новой точки зрения. Хозяева домов, которые и были организаторами салонов, были настоящими продюсерами и менеджерами. Практически весь ход событий предстоящего вечера продумывали они: составляли список гостей: знали, кого приглашать, а кого не приглашать; от их авторитета и репутации зависело — придёт ли очень почётный гость к ним в дом или нет; они могли пригласить к себе начинающего творца и сделать так, чтобы он, ярко показав себя, на следующее утро проснулся знаменитым. Они решали — каким будет вечер: литературным, музыкальным, танцевальным или смешанным, они составляли программу события — порядок выступающих. Хозяйка (во главе салонов чаще стояла именно хозяйка) знала, как расставить мебель, чтобы „правильно“ и удобно посадить самого почётного гостя. Она знала, кого с кем рядом сажать можно, а кого с кем — нежелательно. И если она хотела способствовать знакомству и общению каких-то своих гостей, она сажала их рядом. Хозяйка заботилась об украшении залы и об организации угощения. Это мероприятие было ещё и очень затратным, но, бесспорно, почётным и интересным. И главной её заботой было то, чтобы всё проходило в дружеской атмосфере — все гости должны были страстно захотеть туда вернуться. Пожалуй, дружелюбие — и есть главный продюсерский секрет».Сегодня мы с вами с удовольствием и благодарностью делимся зрительским отзывом Фариды Кабировны, фотографиями Сергея Ардотовского и
видеозаписью концерта Ирины Гонопольской!
Милая Юлия Яковлевна! Вчера была на концерте «Чувства добрые я лирой пробуждал». Спасибо большое! И на самом деле Вы и Ваши единомышленники пробудили добрые чувства своим творчеством! Всё то, о чём говорилось, пелось, игралось, танцевалось, было так замечательно! Мы как бы побывали в одном из музыкально — литературных салонов того времени, хозяйкой которого являлись Вы, Юлия Яковлевна!Спасибо Вам за Вашу неутомимую творческую деятельность, которая приносит много добра ! (Фарида)
На нашем сайте есть новости. Во-первых, пополнилась коллекция в
Фотоальбоме. А во-вторых, появилась новая страница. Весь 2023 год в Культурном центре имени Пушкина шёл цикл лекций-концертов Юлии Зиганшиной под общим названием «Романс в истории. История в романсе». И сегодня все эти встречи можно посмотреть на странице, которая так и называется —
Романс в истории. История в романсе. Цикл лекций.Ещё мы хотим поделиться с вами нашими пополнениями на YouTube. Мы выложили два памятных концерта. Один состоялся довольно давно — в 2020 году. Это
юбилейный концерт певицы. И второй концерт — недавний. Он состоялся в декабре прошлого года — «
Долгое эхо любви».
Приятного просмотра!
Ждём вас на новых встречах:
Заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни чтобы узнать: какие праздники и дни рождения мы будем отмечать на следующей неделе.
На первых страницах нашего календаря мы поздравляем с наступающим юбилеем нашего большого друга и соратника — Дмитрия Бикчентаева!
Дорогой Дмитрий Андреевич, от всего сердца желаем вам здоровья и вдохновения во всех ваших прекрасных делах!
Послушайте песни Дмитрия Бикчентаева в исполнении Юлии Зиганшиной — «
Небеса», «
Милый моряк».
Сегодня — день рождения классика татарской поэзии Габдуллы Тукая
Любовь
Не бывать цветам и травам, если дождик не пойдет.
Что ж поэту делать, если вдохновенье не придет?
Всем известно, что, знакомы с этой истиной простой,
Байрон, Лермонтов и Пушкин вдохновлялись красотой.
От зубов твоих слепящих я стихи свои зажег.
Разве жемчугу морскому уступает жемчуг строк?
Ведь пока не искромсает сердца нам любви клинок,
Что такое наше сердце? — Просто мускулов комок.
Всех сородичей-поэтов я оставлю позади.
Бич любви, свисти нещадно и вперед меня веди!
Я б от царства отказался. Что мне толку в царстве том?
Чем над миром быть владыкой, лучше стать любви рабом.
О, как сладки муки эти, муки тайного огня!
Есть ли кто-нибудь на свете понимающий меня?
Нет! Со мной из всех влюбленных не сравнится ни один.
Я люблю стократ сильнее, чем Фархад любил Ширин.
Самая известная татарская песня написана на стихи Тукая — «
Туган тель».
Сегодня мы вспомним ещё одного классика своего народа — Ивана Ключникова-Палантая. Иван Степанович — основоположник марийской профессиональной музыки. Композитор родился 23 апреля 1886 года.
Несколько лет назад мы побывали в музее композитора в Йошкар-Оле.
Заглянем туда вновь.
30 апреля 1841 года родился композитор Виктор Пасхалов
Виктор Никандрович Пасхалов родился в Саратове, учился в Казанском университете, в Московской консерватории, был вольнослушателем в Парижской консерватории, потом вернулся в Россию, последние годы жил в Казани. Создатель и заведующий первой бесплатной музыкальной школы в Казани, автор 60-ти романсов, оперы «Первый винокур» (не окончена), составитель сборника русских народных песен, Пасхалов сам был прекрасным исполнителем своей музыки. Из воспоминаний: «…Пасхалов играл чудно, играл, увлекаясь и забывая тоску, которая грызла его больное сердце. Странным, выразительным шепотом он пел свои романсы, аккомпанируя до художественной тонкости. Слушатели проводили с музыкантом целые ночи до самого утра, нервное напряжение, вызываемое его вдохновенной музыкой, заставляло некоторых дам падать в обморок, мужчин плакать. Такие концерты назывались в Казани „пасхаловскими ночами“…»
Послушаем романс композитора — «
Ты не спрашивай».
Ну, и раз мы заглянули в Саратов, вспомним о том, что именно там провёл вторую половину жизни великий архитектор Карл Мюфке. Мы вспомнили о нём по нескольким причинам: во-первых, весной особенно хочется побывать в казанском Музее Арбузовых, чья жизнь тесным образом связана с архитектором. Во-вторых, мы давно не пересматривали небольшой фильм, посвящённый Мюфке и его супруге — сестре Александра Ерминингельдовича Арбузова, в-третьих, мы ещё не изучали саратовские строения архитектора, и если судьба этим летом приведёт нас в Саратов, мы постараемся восполнить этот пробел.
Что делать? (тоже почти «
саратовский» вопрос). Конечно,
сходить в Музей, посмотреть фильм «
Благодарю тебя за сладкий дар любви» и ждать репортажа из Саратова (или самим съездить).
В Музее Арбузовых.
2 мая исполнится 295 лет со дня рождения Екатерины II
Екатерина прославилась своеобразным артистизмом — в то время, как ее супруг Петр III Федорович демонстративно презирал православие, подчеркивая, что изначально был лютеранином, Екатерина наоборот старалась максимально интегрироваться в русскую культуру, православные традиции. Екатерина безупречно писала и говорила на русском языке и заботилась о сохранении симпатии людей.
Будучи сама православной, императрица старалась поддерживать и другие религиозные сообщества, ее религиозная политика была либеральной. Екатерина добилась равноправия религиозных меньшинств (протестантов и православных) в современной ей Польше, прекратила гонения на старообрядцев, поддерживала буддизм и ислам в регионах, где эти религии традиционно исповедовали. При ней и по ее указу в 1787 году был впервые в России напечатан полный арабский текст Корана. Волго-уральские татары прозвали Екатерину Аби-Патша, что значит Бабушка-царица. Бурятские буддисты называли Екатерину воплощением Бодхисаттвы Белой Тары.
Императрица считала себя идейной последовательницей Петра Первого. На базе петровского дворянства она хотела вырастить особую культуру, которая продвинет в общество идеи Просвещения. Для этого Екатерина создала новые институты, школы, поддерживала театры, университеты, типографии и журналы, вела переписку с философами. При ней появились петербургская Публичная библиотека и Эрмитаж.
Любопытно заглянуть в распорядок дня Императрицы:
Екатерина Великая имела очень напряженный распорядок дня.
Всё было расписано по часам, и распорядок этот оставался неизменным на протяжении всего царствования.
Изменялось лишь время сна: если в зрелые годы Екатерина вставала в 5 утра, то ближе к старости — в 6, а к концу жизни в — 7:00.
Позавтракав, государыня принимала высокопоставленных чиновников и статс-секретарей.
Рабочий день заканчивался в 4 часа дня, и наступало время отдыха.
Часы работы и отдыха, завтрака, обеда и ужина были также постоянными.
В 10 или 11 часов вечера Екатерина заканчивала день и отходила ко сну.
Каждый день на питание Императрицы тратилось 90 руб.
Любимым блюдом государыни была вареная говядина с солёными огурцами и смородиновый морс.
На десерт предпочтение отдавалось яблокам и вишням.
После обеда императрица принималась за рукоделие, а Иван Иванович Бецкой в это время читал ей вслух.
Екатерина «мастерски шила по канве», вязала на спицах.
Затем в Эрмитаже точила из кости, дерева, янтаря, гравировала, играла в бильярд.
И слово самой Екатерине Великой:
- В своих трудах и страдании прилично человеку иметь терпение, к людским же винам и погрешностям — великодушие.
- В России всё под секретом, но нет никаких тайн.
- Кто завистлив или желает того и сего, тому не дождаться веселья.
- Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна.
- Издавая закон, ставь себя на место того, кто должен ему подчиняться.
- Кто не смеет думать, смеет лишь пресмыкаться.
- Лучше оправдать десять виновных, чем обвинить одного невинного.
- Человек с добрым сердцем старается обращать всякую вещь и дело в добро; человек с дурным сердцем старается в добре найти злое.
- Я хвалю громко, а порицаю вполголоса.
Сейчас ещё будут цитаты.
2 мая исполнится 165 лет со дня рождения Джерома Клапка Джерома — писателя-сатирика, юмориста и драматурга, педагога, репортёра.
Нужно сказать, что он удивительно серьёзен почти на всех фотографиях!
Но мы почитаем его высказывания и улыбнёмся:
- «Я люблю работу, она очаровывает меня. Я могу сидеть и смотреть на неё часами»
- «Собака — очень необычное создание; она никогда не пристает с расспросами, какое у тебя настроение, ее не интересует, богат ты или беден, глуп или умен, грешник или святой. Ты ее друг. Ей этого достаточно»
- «Музыка жизни опошлилась бы, если бы порвались струны памяти. Хорошо было бы вырвать с корнем только сорные травы и оставить цветы.»
- «Я не могу сидеть сложа руки и праздно глядеть, как кто-то трудится в поте лица. У меня сразу же появляется потребность встать и начать распоряжаться, и я прохаживаюсь, засунув руки в карманы, и руковожу. Я деятелен по натуре»
- «Всюду я замечаю то же самое; в каждом языке есть два произношения: одно „правильное“, для иностранцев, а другое свое, настоящее»
- «Когда начинаешь думать обо всех условиях жизни в средние века, то становится странным: что за охота была жить всем этим людям — кроме королей и собирателей подати?»
- Просто удивительно, как рано встаёшь, когда ночуешь на открытом воздухе! Если спишь не на перине, а на дне лодки, завернувшись в плед и сунув под голову саквояж вместо подушки, то как-то нет охоты выкраивать «ещё хоть пять минуток»
- «Из всего глупейшего, раздражающего вздора, которым забивают нам голову, едва ли не самое гнусное — это мошенничество, обычно называемое предсказанием погоды»
- «Нет ничего легче для описания, чем картины природы, и нет ничего труднее и скучнее для чтения»
- «Сколько лишнего набирает с собой человек в путешествие по волнам житейского моря! Массу друзей, которые не ценят его ни на грош; лишнюю прислугу; дорогие и скучные удовольствия; формальности, притворство, страх перед тем, что «люди скажут»!
28 апреля — день чтения великих поэтов.
Геннадий Шпаликов
Весна в Москве
Мимозу продают у магазина,
Голуби в небе —
не знаю чьи,
И радужно сияют
от бензина
Лиловые
московские
ручьи.
(Милица Чарнецкая «Москва. На Ломоносовском проспекте»)
27 апреля — день рождения Сэмюэля Морзе и День его азбуки.
Самое время повторить алфавит — вскоре пригодится!
29 апреля — Международный день танца. Это значит «
Сегодня будут танцы«!
30 апреля — Международный день джаза. А это значит, что пора послушать
песню в исполнении Юлии Зигнаншиной и ансамбля «Доктор-джаз»!
2 мая — День скрапбукинга. Как нам рассказывает Википедия, скрапбукинг — это вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов (англ. scrapbooking ← scrapbook от scrap «вырезка» + book «книга», букв. «книга из вырезок»).
Отмечая этот праздник, мы хотим поделиться с вами прекрасными работами наших дорогих читательниц и зрительниц — Ольги и Надежды. Мы не очень смыслим в тонкостях скрапбукинга, и даже до конца не уверены, что это именно такой вид творчества. Но это и не важно. Важно, что эти творения — настоящие произведения искусства, в какой жанр их ни определяй.
27 апреля — Международный день скульптуры. Полистаем страницы путешествий и вспомним несколько — разных: и серьёзных, и забавных.
Начнём с юбилярши: проект памятника Императрице в Музее Волгограда
Пушкин в Сарапуле
Ярославские уточки
Желающим прокатиться — вновь в Волгоград!
Памятник песне «Там, где клён шумит» в Самаре
Этот астраханский мальчик работу не ищет — работа сама приходит
Журналистка из Сургута
Любимую Агнию Барто в Волгограде чествуют здесь
Любимый памятник — Циолковскому в Боровске
Деревянный лев в Городце
Бурлаки на Волге — в Самаре, конечно!
С любимым Балбесом в Алуште
На закуску — вся великолепная троица — сами себе памятник
Хорошего мая, друзья!
И в заключение нашей встречи:
-… .- -. -.- -. / --. -. --- .-. --- .-- -.-- /. / … ---. .- … — .-. .-- -.-- --.-- / -. .-. .- --. -.- .-.- -.-.-- / -. --- / .-- … — .-. ---. / .-- / -- .-. -.-.--
(Кто расшифрует — пишите в Комментариях!)
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение! И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.