Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
(Виктор Бутко «Радостный май»)
Прояснилось небо, потеплело.
Отгремел последний ледоход.
Юный месяц май в цветенье белом
По земле оттаявшей идет.
Зеленеют первые пригорки,
Первый гром грохочет, как салют.
И концерты первые на зорьке
Соловьи несмелые дают…
(Юлия Друнина)
Соловьиные концерты становятся всё смелее и смелее — май вступил в свои права. «Соловей — птица малая, а и та знает, когда месяц май» — так говорит народная мудрость. А ещё так: «В мае даже ветер поёт».
И мы будем петь в мае, потому что не петь в эти дни не можем.
Совсем скоро исполнится сто лет со дня рождения Булата Окуджавы.
Окуджава — удивительный автор: его произведения дают такой простор исполнителю, что одна и та же песня может получить самые разные интерпретации. Каждый, кто берёт ответственность петь его песни, может сказать своё слово, не меняя ни ноты, ни строчки. И его стихи, и его музыка (это особенно удивительно, ведь музыка Булата Шалвовича, порой, — это несколько простых интонаций и два-три аккорда), во-первых, открывают ту многослойность и многоуровневость познания, глубину и количество которых каждый выбирает для себя сам; во-вторых, с годами к этим песням можно возвращаться с новым и новым вИдением.
То есть, песни Окуджавы с одной стороны — абсолютно законченный продукт, который бери и пой, и будет уже хорошо. С другой стороны — их можно воспринимать как зерно, из которого может вырасти что-то… нет, не что угодно, а то, что заложено генетически в этом зерне, но приобрести совсем новые формы и даже смыслы.
Белла Ахмадулина: «Нельзя провиниться перед Пушкиным. Нельзя провиниться перед гением, образом Булата. Булат никогда никому не давал советов, указаний, приказаний, но некий приказ его я слышу: давайте будем благопристойны, давайте не станем совершать дурных поступков. Мысль о Булате есть мысль о совести…
Когда-то в Грузии ко мне подошёл прекрасный добрый человек и сказал:
— Я двоюродный брат Булата Окуджавы.
Я поцеловала его и ответила:
— А я родной брат вашего двоюродного брата…
Булат Окуджава — родной брат Человечества, искупающий, как подобает поэту, вину Человечества, все прегрешения человеческие. Булат помогал многим; может быть, поможет нам и тем, кто будет после».
7 мая состоится премьера новой программы Юлии Зиганшиной «Пушкин — Чехов — Окуджава». Между этими тремя Человеками — зримые и незримые нити, за которые и мы можем держаться, чтобы не пропасть поодиночке.
Вслед за концертом состоится фестиваль «Песни Булата»
А после фестиваля — концерт в Концертном зале Чайковского
Готовясь к юбилеям и концертам, послушаем три концерта, посвящённых Булату Шалвовичу: из цикла «Герои моего романса» — «
Дежурный по апрелю», программу «
Ведь всё, мой друг, о нас с тобою». А третий концерт — «
В нашем старом саду» — состоялся на даче Булата Окуджавы в Переделкино.
Эта фотография — мая 2021 года, когда Юлия Зиганшина впервые приехала в Переделкино в Музей Булата Окуджавы. С тех пор эти встречи повторялись не раз, и всегда, очутившись там, вновь и вновь чувствуешь неповторимую нежность этого благословенного места.
Нынче я живу отшельником
меж осинником и ельником,
среди лени и труда.
И мои телохранители —
не друзья и не родители…
Солнце, воздух и вода.
(Булат Окуджава)
Согласитесь, дача — особое место в жизни человека. Там останавливается время и исчезает суета, вдох становится глубже, а плечи расправляются шире, еда вкуснее, а сон слаще. «Есть два времени года: зима и дача» — так говорили дачники уже в 19 веке. В преддверии дачного сезона мы хотим поделиться с вами чудесной программой телеканала «Культура» — «
Дача. История русского быта».
Заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни чтобы узнать: какие ещё праздники и дни рождения мы будем отмечать на следующей неделе.
В первых строках нашего календаря мы поздравляем с наступающим днём рождения нашего большого друга и соратника —
Александра Лаврентьева! В архиве встретилась фотография буквально прошлого века
Сколько вместе пройдено творческих дорог, сколько сыграно концертов и записано альбомов!..
Мы от всей души поздравляем Александра с наступающим днём рождения и желаем здоровья и вдохновения!
3 мая 1931 года родился сценарист и поэт-песенник Ким Рыжов
Мы послушаем две песни из кинофильма «Трое в лодке, не считая собаки» — «
Куплеты миссис Байкли» и «
Река». Вторая песня, правда, осенняя, но своим любовным отношением к реке она правильно настроит нас на предстоящую навигацию.
4 мая исполнится 110 лет со дня рождения Марка Фрадкина!
Послушаем любимые песни прекрасного композитора: «
А годы летят», «
В сиреневых сумерках», «
Ночной разговор» и вновь о реке — «
Течёт река Волга».
4 мая исполнится 95 лет со дня рождения единственной и неповторимой Одри Хёпберн
«Римские каникулы» снимались под наблюдением 10 тысяч горожан, которые однажды освистали режиссера, который упрекнул Одри в плохо сыгранной сцене. Режиссер повиновался мнению толпы и не стал переснимать эпизод.
Любимым блюдом актрисы была паста с томатным соусом. Она до такой степени любила ее, что часто путешествовала с сушеными спагетти в чемодане, чтобы приготовить их сразу, как только доберется до места. Впрочем, эта любовь нисколько не отражалась на ее фигуре.
В знак уважения к своей знаменитой соотечественнице голландцы назвали в ее честь редкий сорт белого тюльпана. Первый именной цветок актриса подарила своей пожилой тете Жаклин.
В присутствии Одри никогда никто не сквернословил. Мужчины писали о том, что она не ханжа, но при ее появлении было невозможно выражаться нецензурно.
Одри Хёпберн:
«Жить — это как бежать по музею. И только потом вы начинаете по-настоящему осознавать, что вы увидели, думать об этом, наводить справки в книгах и вспоминать — поскольку вы не можете принять это все и сразу».
Давайте послушаем «Moon River» в двух исполнениях —
Одри Хёпберн и
Юлии Зиганшиной в переводе Алексея Гомазкова.
5 мая исполнится 1915 года родился Евгений Долматовский
Мы сегодня уже слушали песню на стихи поэта — «А годы летят». Послушаем ещё: «
Сормовская лирическая», «
Где ты раньше был».
А стихотворение поэта
«Старые песни» пополнит нашу копилку «Стихов о музыке»:
Прекрасны ритмы песен новых,
Любите их и пойте их.
Но годы проверяют слово,
И в увлечениях своих—
Не забывайте песен старых,
Они о многом расскажут вам.
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.
Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни
Для радости и грусти светлой
Друзьями к вам придут они.
Рождённые в огне и дыме,
Они вошли в наш мирный быт,
И если вечно молодыми
Хотите стать, хотите быть —
Не забывайте песен старых,
Они о многом расскажут вам.
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.
И ещё стихи «Стихи о музыке» — Николая Заболоцкого. Поэт родился 7 мая 1903 года
Бетховен
В тот самый день, когда твои созвучья
Преодолели сложный мир труда,
Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,
Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.
И яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепете громов,
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров.
Дубравой труб и озером мелодий
Ты превозмог нестройный ураган,
И крикнул ты в лицо самой природе,
Свой львиный лик просунув сквозь орган.
И пред лицом пространства мирового
Такую мысль вложил ты в этот крик,
Что слово с воплем вырвалось из слова
И стало музыкой, венчая львиный лик.
В рогах быка опять запела лира,
Пастушьей флейтой стала кость орла,
И понял ты живую прелесть мира
И отделил добро его от зла.
И сквозь покой пространства мирового
До самых звезд прошел девятый вал…
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
7 мая 1840 года родился Пётр Ильич Чайковский
Как всё в жизни связано друг с другом: имя Чайковского носит легендарный зал, где, как вы знаете, скоро состоится концерт, посвящённый столетию Булата Окуджавы.
Всеволод Рождественский:
Чайковский
Я вижу его, но не в шумном концерте,
Безжалостных люстрах, раскате хлопков,
Не в маске из гипса, не в таинствах смерти,
Где лег он в цветах — непривычно суров,
А в ярких сугробах и елках усадьбы,
В гостиной с портретом, с окном на погост,
Где дети рождались, где правились свадьбы,
Где Таня писала до утренних звезд.
Ему ли теперь задыхаться в тумане
Московских бульваров, пассажей, афиш,
Когда от неистовства рукоплесканий
В извозчичьих санках, как в пропасть, летишь.
Он здесь заблудился на шумном базаре
Концессий и акций, где нечем вздохнуть.
С Апухтиным что ли в последнем угаре
К гитарам цыган, провожающим в путь.
Иль пусть уж уносят горячие кони
От славы и сплетен, венков и газет
В отчаянье, в грохот миров и симфоний,
Где рушится счастье, где памяти нет.
Ужель, словно путник на земском ночлеге,
Свечу погасить? Иль над сонной Москвой
Дымиться сигарой дворянских элегий
И в клавиши после упасть головой?
Нет! Есть еще крылья! Упрямый любовник,
Ошибкой забытый в веках Ланчелот,
Он к Спящей красавице через терновник,
Всю грудь о шипы раздирая, идет.
Работа! Работа! Безжалостно точен
На нотной бумаге летящий узор.
Пусть брошенный дом навсегда заколочен,
Мечте остаются и страсть и простор.
В осеннем затишье уездного Клина
В окне, где под ветром качается сад,
Шестая симфония, словно лавина,
Идет, нарастая, сквозь грохот преград.
О сердце, всю бурю пройди и изведай,
О дикая сила, куда ни зови,
Но будь торжеством, утвержденьем, победой
Над поступью рока, над гнетом любви!
Автограф композитора
Мы с вами вновь посетим
Музей композитора в Воткинске. И послушаем произведения Петра Ильича: «
Снова, как прежде, один», «
Мой Лизочек»,
дуэт Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама».
5 мая исполнится 260 лет с момента основания Смольного института благородных девиц.
Первоначально он назывался «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Оно было основано в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй 5 мая 1764 года. Это общество, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Название Смольный происходило от Смольного двора, построенного в 1725 году Петром I близ деревни Смольной, в которой находился дегтярный завод.
Всем воспитанницам института учреждение выдавало форму определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — темно-синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. Коричневый цвет символизировал близость к земле и был практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизировали возрастающую образованность и аккуратность.
Вот ещё о форме воспитанниц.
Описание платья:
- Юбка: 4 полотнища, складки сбоку, сзади сборки;
- Лиф открытый, на костях, спереди шнип (нижний, заостренный край лифа женского платья, спускающийся на юбку, иногда довольно низко), застёжка на спине;
- Рукав короткий, узкий, с широким бие (полоса сложенной материи, отрезанной по косой)
Описание передника и пелерины:
Будни:
- Передник: лиф с вытачками, спереди шнип;
- Ворот с зубчиками,
- Юбка в 1 полотнище пришивается к лифу сборками, 2 складки
Праздник:
- Передник как в будни, дополнительно ворот и проймы обшиты вышивкой, юбка с мелкими складками;
- У старшего класса ещё батистовый парадный передник;
- Ворот с воланом с широкой вышивкой, с узкой продёрнутой чёрной бархаткой
По окончании института лучшие выпускницы получали «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы Екатерины II, который носили на белом банте с золотыми полосками
4 мая — Международный день пожарных. Пожалуй, ничего более подходящего к этому празднику, чем фрагмент книги Владимира Гиляровского «Москва и москвичи», мы пока не нашли.
«— Пожарники едут! Пожарники едут! — кричит кучка ребятишек.
В первый раз в жизни я услыхал это слово в конце первого года империалистической войны, когда население нашего дома, особенно надворных флигелей, увеличилось беженцами из Польши.
Меня, старого москвича и, главное, старого пожарного, резануло это слово. Москва, любовавшаяся своим знаменитым пожарным обозом — сперва на красавцах лошадях, подобранных по мастям, а потом бесшумными автомобилями, сверкающими медными шлемами, — с гордостью говорила:
— Пожарные! И вдруг:
— Пожарники!
Что-то мелкое, убогое, обидное…
В Москве с давних пор это слово было ходовым, но имело совсем другое значение: так назывались особого рода нищие, являвшиеся в Москву на зимний сезон вместе со своими господами, владельцами богатых поместий. Помещики приезжали в столицу проживать свои доходы с имений, а их крепостные — добывать деньги, часть которых шла на оброк, в господские карманы.
Делалось это под видом сбора на «погорелые» места. Погорельцы, настоящие и фальшивые, приходили и приезжали в Москву семьями. Бабы с ребятишками ездили в санях собирать подаяние деньгами и барахлом, предъявляя удостоверения с гербовой печатью о том, что предъявители сего едут по сбору пожертвований в пользу сгоревшей деревни или села. Некоторые из них покупали особые сани, с обожженными концами оглоблей, уверяя, что они только сани и успели вырвать из огня.
«Горелые оглобли», — острили москвичи, но все-таки подавали. Когда у ворот какого-нибудь дома в глухом переулке останавливались сани, ребятишки вбегали в дом и докладывали:
— Мама, пожарники приехали!..
Бывали, конечно, и настоящие пострадавшие от пожара люди, с подлинными свидетельствами от волости, а иногда и от уездной полиции, но таких в полицейских протоколах называли «погорельщиками», а фальшивых — «пожарниками».
Вот откуда взялось это, обидное для старых пожарных, слово: «пожарники!»
5 мая — День карикатуриста. Карикатура — очень серьёзная и ответственная работа. Карикатура может быть, как и всё на свете, созидающей и разрушающей, доброй и злой, помогающей и мешающей. А ещё — музыкальной. Заглянем в глубь веков.
в 1848 году в Петербурге выходит «Альбом с карикатурами» композитора Александр Даргомыжского и художника Николая Степанова. Его составляют восемь романсов: Михаила Глинки, Александра Даргомыжского, Владимира Одоевского, Александра Алябьева и других композиторов. Каждый романс сопровождается рисунком с шутливыми подписями, хотя романсы там собраны отнюдь не шутливые.
Романсу Глинки «Ты скоро меня позабудешь» предпослан рисунок, на котором изображен сам композитор, беседующий с двумя девушками. «Что вы привезли нам из Испании?» — спрашивает одна из них. Действительно, недавнее путешествие Глинки в Испанию вызвало немало толков. «Всегдашнюю готовность любить», — отвечает композитор
Романс Даргомыжского «Не называй ее небесной» сопровожден рисунком, названным «Композитор, ценитель талантов»: сам Даргомыжский и его собеседник слушают музицирующую барышню: «Помилуйте, вы хвалили ее пенье, да она безбожно фальшивит». — «Ну, где же она фальшивит, она прехорошенькая», — отвечает Александр Даргомыжский
Впереди — 9 мая. Каждый этот день отмечает по-своему. У каждого человека свои, очень личные отношения с этим Днём. Мы хотим предложить вам вновь прочитать
выпуск нашего Журнала за 2020 год, считая его лучшим в нашем издании посвящением Дню Победы.
Счастья, здоровья и мира, друзья! До встречи через неделю!
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение! И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.