9 сентября 2013 года исполнилось 185 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого. Уже третий год я имею счастье последние дни августа проводить в Ясной Поляне, участвуя в Международном семинаре переводчиков. Мне очень нравятся
Может быть, поэтому на VIII семинаре переводчиков мне захотелось показать программу — «Музыка в доме Толстых», чтобы попытаться наполнить это пространство теми звуками, которые звучали здесь
Толстые не только всегда любили музыку и слушали её, но и исполняли, и вдохновляли других на написание прекрасных произведений, и сочиняли сами.
Романс «Мы вышли в сад», написанный младшим сыном писателя на стихи своей жены — один из популярнейших и любимейших романсов в истории этого жанра. А романсы Татьяны Толстой (Толстой — в замужестве, Шиловской — в девичестве) на слуху у каждого, даже у того,
Пожалуй, самым популярным поэтом в роду Толстых был Алексей Константинович Толстой. «Средь шумного бала», «Колокольчики мои», «Благославляю вас, леса» — романсы любимые, популярные, исполняемые. А вот ещё один романс на стихи
Романсы Пасхалова также любили слушать и исполнять в доме Толстых.
Виктор Никандрович Пасхалов родился в Саратове, учился в Казанском университете, в Московской консерватории, был вольнослушателем в Парижской консерватории, потом вернулся в Россию, последние годы жил в Казани. Создатель и заведующий первой бесплатной музыкальной школы в Казани, автор
Говоря о музыке, создаваемой Толстыми, нельзя не сказать о Вальсе, сочинённом самим графом Львом Толстым ещё в молодости. В феврале 1906 года Сергей Танеев уговорил Толстого исполнить это произведение, чтобы записать его. Впервые Вальс был опубликован в «Толстовском ежегоднике» в 1912 году.
В Ясной Поляне хранятся нотные сборники
Все любители романса прекрасно знают романс Ширяева на стихи Фета «Сияла ночь». Но не все, я думаю, знают, что появлением этих стихов на свет мы обязаны именно Татьяне Кузминской, вдохновившей своим пением поэта на создание этого творения. Вот эта история со слов самой Татьяны Андреевны. (Из мемуаров
«В одно из майских воскресений собралось довольно много гостей, среди которых были Фет с женой. После обеда мужчины пошли курить в кабинет. Как сейчас помню, я пела цыганский романс, „Скажи зачем“. Все вернулись в гостиную. Я думала больше не петь и уйти, но было невозможно, так как все настойчиво просили продолжать.
Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная, большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. Марья Петровна подходила ко многим из нас и говорила: „Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром голубчику Фет, ончто-нибудь да напишет в эту ночь“.
Пение продолжалось. Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за чайным круглым столом, вошел Фет и за ним Марья Петровна с сияющей улыбкой. Афанасий Афанасьевич подошел и положил около моей чашки исписанный листок бумаги: „Это вам в память вчерашнего эдемского вечера“.
Заглавие было — „Опять“. Произошло оно оттого, что в 1862 г., когда Лев Николаевич был еще женихом, он просил меня спетьчто-нибудь Фету. Я отказывалась, но спела. Потом Лев Николаевич сказал мне: „Вот ты не хотела петь, а Афанасий Афанасьевич хвалил тебя. Ты ведь любишь, когда тебя хвалят“.
С тех пор прошло четыре года. Этот листок до сих пор хранится у меня. Напечатаны стихи были в 1877 г. — десять лет спустя после моего замужества, а теперь на них написана музыка.»
В доме Толстых часто звучал голос Вари Паниной, записанный на пластинки. Варя Панина была настоящей звездой своего времени, остаётся непревзойдённой звездой и сейчас.
Её пением восхищались не только Толстой, Куприн, Чехов, Блок, Коровин, но и великие певцы Шаляпин и Собинов (в артистическом, особенно вокальном мире — восхищение одних певцов другими встречается не часто!)
Однажды, после концерта в Мариинском театре, к певице подошёл Император, сделал ей дорогой подарок и высказал сожаление, что в его коллекции пластинок нет записей Вари Паниной. В течение нескольких дней такая запись была сделана и выпущена в роскошном подарочном переплёте. Именно эти записи вошли в коллекцию и семьи Толстых.
Цыганские романсы и песни очень ценились и были любимы Толстыми: «Очи чёрные», «Не вечерняя», «В час роковой».
Любовь Льва Николаевича к музыке, в частности, к песням и романсам, конечно же, не могла не проявиться и в его произведениях. Так «Не вечерняя» звучит в пьесе «Живой труп» наряду с другими цыганскими песнями.
А вот романс «Ключ», который Толстой знал с юности, звучит в доме Ростовых в «Войне и мире». Этот романс был особенно почитаем в доме Толстых. Его пели и по одному, и дуэтом, и трио, и квартетом, и хором!